Екатерина Мечетина, Александр Князев : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Екатерина Мечетина, Александр Князев

    13 апреля 2021

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    Екатерина Мечетина (фортепиано)
    Александр Князев (виолончель)
    В программе:
    Брамс
    Соната № 2 для скрипки и фортепиано ля мажор, соч. 100 (версия для виолончели и фортепиано Александра Князева) Соната № 3 для скрипки и фортепиано ре минор, соч. 108 (версия для виолончели и фортепиано Йо Йо Ма)
    Франк
    Соната для скрипки и фортепиано ля мажор, FWV 8


    Уважаемые слушатели, приглашаем вас на концерт Екатерины Меченой с Оркестром Московской филармонии под управлением Юрия Симонова 19 мая в «Филармонии-2»

    12+

    Абонемент №113:

    Камерные вечера

    Екатерина Мечетина

    Екатерина Мечетина родилась в Москве в семье музыкантов. Начала заниматься музыкой с четырехлетнего возраста. Обучалась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (класс Тамары Колосс) и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс Владимира Овчинникова), затем продолжила образование в ассистентуре-стажировке МГК (класс профессора Сергея Доренского). В годы учебы была стипендиатом фондов Владимира Спивакова и Мстислава Ростроповича, по приглашению последнего в 2004 году проходила стажировку в Париже. 

    Лауреат семи международных конкурсов пианистов, среди которых конкурс имени Ферруччо Бузони в Больцано (Италия) и Всемирный конкурс пианистов в Цинциннати (США, I премия и Золотая медаль). С 2007 года – солистка Московской филармонии. 

    Выступления пианистки проходят на всемирно известных сценах, среди которых зал Консертгебау (Амстердам), Ямаха-холл и Казальс-холл (Токио), Театр Елисейских Полей и Зал Гаво (Париж), Большой зал Миланской консерватории и Аудиториум (Милан), Зал Сесилии Мейрелес (Рио-де-Жанейро), Зал Элис Талли (Нью-Йорк) и другие (всего более 40 стран). Пианистка также активно концертирует в Москве и городах России.

    В обширном репертуаре Екатерины Мечетиной – более 60 концертов для фортепиано с оркестром и множество сольных и камерных программ. Среди дирижеров, с которыми она сотрудничала, – Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Саулюс Сондецкис, Юрий Симонов, Павел Коган, Владимир Понькин, Дмитрий Лисс, Юрий Башмет, Максим Венгеров, Константин Орбелян, Дмитрий Ситковецкий, Александр Сладковский, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Скульский, Лоуренс Фостер, Кристиан Бадеа, Барри Дуглас, Фабио Мастранджело. 

    В камерном ансамбле выступала с Родионом Щедриным, Владимиром Спиваковым, Дмитрием Ситковецким, Алексеем Уткиным, Александром Князевым, Александром Гиндиным, Борисом Андриановым, Александром Раммом и другими известными исполнителями. В 2007 году с Никитой Борисоглебским и Сергеем Антоновым Екатерина Мечетина организовала Трио солистов Московской филармонии.

    Артистка принимала участие в крупных международных фестивалях, среди которых «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Московская осень», Crescendo, фестиваль музыки Родиона Щедрина, «Русская зима» и Benois de la danse в Москве, «Звезды на Байкале» в Иркутске, фестиваль в Дубровнике (Хорватия), фестиваль Consonances и фестиваль в Лилле (Франция), Europalia в Бельгии.

    Активно сотрудничает с современными композиторами – Родионом Щедриным (доверившим ей мировую премьеру Шестого фортепианного концерта), Алексеем Рыбниковым, Александром Чайковским, Толибхоном Шахиди, Ефремом Подгайцем, Кузьмой Бодровым, Олегом Пайбердиным и многими другими. Екатерине Мечетиной посвящен ряд сочинений для фортепиано соло, фортепиано с оркестром, камерных ансамблей.

    С 2009 года преподает в Московской консерватории (с 2020 года – доцент), с 2016 года – в Центральной музыкальной школе при МГК. Регулярно проводит мастер-классы в разных городах и странах, в том числе в Летней творческой школе ЮНЕСКО «Новые имена» в Суздале. Член жюри российских и международных конкурсов (в том числе телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик», Международных Дельфийских игр, конкурсов в Астане и Сеуле). Автор передач «Дневник пианистки» и «Музыкальная азбука с Екатериной Мечетиной» на Радио «Орфей».

    Записи пианистки выпущены фирмами Fuga Libera (сольный альбом музыки Рахманинова, 2005), «Империя музыки» (произведения Щедрина и Шахиди, 2008), «Мелодия» (фортепианные пьесы Чайковского, Рахманинова и Мусоргского, 2013; произведения Шопена и Скрябина, 2018). В 2019 году записала в Московской консерватории альбом «Авторская сюита» с пьесами Чайковского. В 2021 году фирма «Мелодия» выпустила диск с концертами Равеля и Гершвина в исполнении Екатерины Мечетиной и Красноярского академического симфонического оркестра под управлением Владимира Ланде.

    Екатерина Мечетина удостоена молодежной премии «Триумф», независимой премии «Парабола» Фонда имени Андрея Вознесенского, Премии Министерства иностранных дел РФ и фонда «Российские музы – миру», Премии Президента России для молодых деятелей культуры. В 2011 году вошла в состав Совета по культуре и искусству при Президенте России. Активно участвует в общественной жизни, выступая защитником традиционной системы отечественного художественного образования.

    С 2013 года – президент Международного молодежного фестиваля искусств «Зеленый шум» (Сургут). С 2021 года – художественный руководитель фестиваля «Притяжение музыки» (Нижнекамск, Альметьевск). 

    Награждена почетным знаком Республики Саха (Якутия) «За укрепление мира и дружбы» (2015). Лауреат международного культурного фестиваля «Русский Рим» в номинации «За продвижение культуры в мире в области музыки» (2017). Удостоена почетных званий «Заслуженный деятель музыкального искусства» (2016) и «Заслуженная артистка Российской Федерации» (2018). В 2021 году журнал «Музыкальная жизнь» назвал Екатерину Мечетину «Персоной года».

    Автор учебно-методического пособия о Втором фортепианном концерте Рахманинова и сборника пьес «Тетрадь Екатерины Мечетиной – Авторская сюита» (издательство «Композитор. Санкт-Петербург», 2022). 

    Александр Князев

    Народный артист России Александр Князев окончил Московскую государственную консерваторию (класс виолончели профессора Александра Федорченко) и Нижегородскую государственную консерваторию (класс органа профессора Галины Козловой). Долгие годы успешно сочетает амплуа виолончелиста и органиста, с 2015 года выступает также как пианист. 

    Завоевал международное признание, став лауреатом престижных исполнительских конкурсов, в том числе имени П. И. Чайковского в Москве, UNISA в ЮАР, имени Гаспара Кассадо во Флоренции. Играет на виолончели работы Карло Бергонци из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.

    Александр Князев выступал с ведущими коллективами мира, в числе которых Королевский филармонический оркестр и Симфонический оркестр Би-би-си (Лондон), оркестры Баварского радио и радио Бухареста, Чешский филармонический, Национальный оркестр Франции, Оркестр де Пари, Токийский симфонический и оркестр японской корпорации NHK, Венский, Гётеборгский, Люксембургский и Ирландский симфонические оркестры, Симфонический оркестр имени Верди (Милан), Будапештский фестивальный, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, симфонические оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Национальный филармонический оркестр России, Российский национальный оркестр, «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы» и др.

    Сотрудничал с крупнейшими дирижерами Европы и Америки, среди которых Курт Мазур, Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Юрий Темирканов, Неэме Ярви, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Александр Ведерников. Играл в ансамбле с Виктором Третьяковым, Вадимом Репиным, Сергеем Крыловым, Денисом Мацуевым, Огюстеном Дюмэ, Борисом Березовским, Валерием Афанасьевым, Михаилом Воскресенским, Николаем Луганским, Евгением Кисиным, Елизаветой Леонской, Эдуардом Оганесяном, Пламеной Манговой, Катей Сканави и др. Выступал в составе трио с Борисом Березовским и Дмитрием Махтиным, позже – с Николаем Луганским и Вадимом Репиным.

    Концерты Князева проходят в лучших залах Парижа, Брюсселя, Лондона, Вены, Милана, городов Австралии, Бразилии, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Кореи, Португалии, США, Финляндии, Швеции, ЮАР и многих других стран. Музыкант принимал участие в международных фестивалях «Декабрьские вечера» и «Черешневый лес» в Москве, «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, «Эльба – музыкальный остров Европы», фестивалях в Кольмаре, Монпелье (Радио Франс), Ла-Рок-д'Антероне, Нанте («Безумные дни»), Гштааде, Вербье, Зальцбурге, Праге, Бухаресте (имени Джордже Энеску), Сен-Дени, Ла-Рок-д'Антероне, Вильнюсе, Братиславе, Токио, Рио-де-Жанейрои др.

    Александр Князев – преподаватель Московской консерватории (с 1995 по 2004 гг., с 2019 года по настоящее время). Регулярно проводит мастер-классы в разных странах мира. Был приглашен в состав жюри ІІ Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского в Японии, ХІ, ХІІ и XV Международных конкурсов имени П. И. Чайковского в Москве.

    Как органист Александр Князев много выступает в России и за рубежом, исполняя сольные программы и произведения для органа с оркестром. В 2012 году он возглавлял жюри I Всероссийского музыкального конкурса по специальности «орган» в Калининграде. В его репертуаре значительное место занимает музыка И. С. Баха, в том числе Восемнадцать лейпцигских хоралов, трио-сонаты, «Искусство фуги» (транскрипция Хельмута Вальхи), «Гольдберг-вариации» (транскрипция Жана Гийю), сонаты для скрипки и органа. Цикл «Искусство фуги» музыкант исполнял в Казальс-холле в Токио, на фестивале Радио Франс в Монпелье, во многих городах Франции, Германии, Австрии и Нидерландов, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Лейпцигские хоралы звучали в его исполнении в Домском соборе в Риге, Московском международном Доме музыки, Зале Чайковского в Москве и Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Затем Князев записал их на органе Домского собора в Риге (фирма «Мелодия»). Альбом органной музыки Баха записан Князевым для нидерландской фирмы Piano Classics, а запись «Гольдберг-вариаций» (транскрипция Жана Гийю) выпущена японской фирмой Exton.

    Огромную роль в жизни и творчестве Князева сыграло общение с выдающимся французским органистом Жаном Гийю, с которым он сыграл множество концертов, по приглашению которого не раз выступал как органист в Церкви Св. Евстафия в Париже, а также записал «Концертную фантазию» Гийю для виолончели и органа (сочинение посвящено Александру Князеву).

    В дискографии музыканта – более 40 CD. Многие записи Князева удостоены престижных международных наград (в частности, двух премий ECHO Klassik, Diapason d’Or и др.). В числе релизов последних лет – альбом виолончельных сочинений Регера; переиздание диска из антологии записей Евгения Светланова («Шеломо» Блоха с Госоркестром); запись сонаты Франка и транскрипции «Элегической поэмы» Изаи с болгарской пианисткой Пламеной Манговой, получившая блестящие отзывы журнала Gramophone; три сонаты Баха для виолончели и органа, записанные в дуэте с Жаном Гийю (Augure).