Концерт ОТМЕНЁН. Моцарт – «Митридат, Царь Понтийский» : Московская государственная академическая филармония

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Вещь в себе. Прокофьев. Симфония № 7

  • LIVE
Закрыть

В продаже Детские абонементы, абонементы Камерного зала и Малого зала Филармонии-2 сезона 2025-2026
В продаже билеты на концерты:
Ансамбль имени А. В. Александрова 23 марта
Денис Мацуев 1 апреля
Абонементы Концертного зала Чайковского сезона 2025-2026 поступят в продажу 21 марта в 9:00
Абонементные книжки будут доступны 20 марта

    Концерт ОТМЕНЁН.
    Моцарт – «Митридат, Царь Понтийский»

    16 мая 2020

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Государственный академический
    камерный оркестр России
    Сергей Романовский (тенор)
    Альбина Шагимуратова (сопрано)
    Кьяра Скерат (сопрано)
    Кристоф Дюмо (контратенор)
    Иоанна Радзишевска (сопрано)
    Маркеллос Криссикос, дирижёр

     

    В программе:
    Моцарт
    «Митридат, Царь Понтийский» , опера в концертном исполнении (Первое исполнение в России)

    12+

    Абонемент №8:

    Оперные шедевры

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 2 апреля 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович.

    В 1950–60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие.

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра, в частности Дмитрий Шостакович – Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический».

    Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).

    С оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредди Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры.

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Chandos, Philips и других. К 50-летию коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD.

    В 2010–2024 гг. художественным руководителем оркестра был известный гобоист и дирижер Алексей Уткин, продолжающий тесное сотрудничество с коллективом. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива пассионы Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с современной академической музыкой, композициями на темы рок-групп, этно-музыкой и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 2021 году оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении) со всемирно известными солистами и дирижером Кристофером Мулдсом. В 2025 году художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Филипп Чижевский.

    В сезоне 2024/25 коллектив принимает участие в концертах абонементов «Моцарт. Оперы» («Волшебная флейта» в концертном исполнении), «Великие оратории» («Рождественская оратория» И. С. Баха и «Сотворение мира» Гайдна), «Барокко. Гендель» («Страсти по Брокесу» Генделя), «Раннее барокко», «Вечера фортепианной музыки», «Орган плюс», «Язык музыки», «Музыкальные проделки» и других. С оркестром выступают дирижеры Филипп Чижевский, Екатерина Антоненко, Фёдор Леднёв, пианисты Юрий Фаворин, Константин Емельянов, Арсений Тарасевич-Николаев, Дмитрий Маслеев, скрипач Даниил Коган, Леонид Железный, органисты Александр Фисейский, Фёдор Строганов, ансамбли Intrada, Questa Musica и другие известные исполнители.

    Сергей Романовский

    Сергей Романовский обучался в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Академии хорового искусства имени В. С. Попова (класс профессора Дмитрия Вдовина). Совершенствовался на мастер-классах Международной школы вокального мастерства у Джорджа Дардена, Дайаны Золы, Дмитрия Вдовина, Ричарда Бадо, Рудольфа Пьернея, Джандоменико Бизи. Лауреат международного конкурса Bella voce (2006, II премия) и Всероссийского конкурса «Санкт-Петербург» имени Ирины Богачевой (2007, III премия).

    Сергей Романовский поет в ведущих оперных театрах мира, в числе которых Королевский оперный театр Ковент-Гарден в Лондоне («Травиата» Верди – Альфред), миланский театр Ла Скала («Путешествие в Реймс» Россини – Граф Либенскоф), Большой театр России («Кавалер розы» Р. Штрауса – Итальянский певец; «Риголетто» Верди – Герцог; «Путешествие в Реймс» – Кавалер Бельфьоре), Национальная опера Нидерландов («Богема» Пуччини – Рудольф), Королевская опера Валлонии в Льеже («Дева озера» Россини – Родриго; «Севильский цирюльник» Россини – Граф Альмавива; «Отелло» Россини – заглавная роль), Театр Капитолия Тулузы («Кастор и Поллукс» Рамо – Меркурий; «Лючия ди Ламмермур» Доницетти – Эдгар), Национальная опера Лиона («Зельмира» Россини – Антенор; «Дон Карлос» Верди – заглавная партия), Опера Цюриха («Фауст» Гуно – заглавная партия; «Искатели жемчуга» Бизе – Надир; «Идоменей» Моцарта – заглавная роль; «Дева озера» – Родриго), Театр Сан-Карло в Неаполе («Отелло» Россини), Королевский театр де ла Монне в Брюсселе («Митридат, царь Понтийский» Моцарта – Марцио), Муниципальный театр в Сантьяго, Чили (Альфред и Фауст), Опера Кёльна (Рудольф) и др. 

    Принимал участие в исполнении оперы «Семирамида» Россини (VII Большой фестиваль Российского национального оркестра), в постановках опер: «Путешествие в Реймс» Россини во Дворце искусств королевы Софии в Валенсии, «Отелло» Россини и «Ромео и Джульетта» Берлиоза на Международном фестивале Al Bustan в Ливане, «Медея» Керубини на Уэксфордском фестивале, «Осада Коринфа», «Риччардо и Зораида», «Елизавета, королева Англии» на Россиниевском фестивале в Пезаро. 

    Певец выступал также в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Московском театре «Новая опера» имени Е. В. Колобова, Королевской опере Норвегии, Королевской опере Швеции, театрах Лилля и Виши, Большом театре Авиньона, Театре Петруццелли в Бари, Театре Карло Феличе в Генуе и Опере Флоренции, Римской опере, Государственном театре в Зальцбурге, а также крупнейших залах Москвы, лондонском Уигмор-холле, амстердамском Консертгебау. 

    Сотрудничал со многими известными дирижерами, среди которых Лорин Маазель, Михаил Плетнёв, Василий Синайский, Пласидо Доминго, Владимир Спиваков, Теодор Курентзис, Юрий Башмет, Альберто Дзедда, Кристоф Руссе, Лучано Акочелла, Эвелино Пидо, Джанкарло Андретта, Даниэле Каллегари, Оттавио Дантоне, Антонино Фольяни, Паоло Арривабени, Микеле Мариотти и другие. 

    В числе предстоящих ангажементов певца – дебют в партии Арджирио («Танкред» Россини) и заглавная роль в опере «Отелло» на фестивале в Пезаро, а также «Фредегонда» Сен-Санса (партия Меровея) в Оперном театре Дортмунда и «Отелло» в Опере Филадельфии (дебют в США).

    Альбина Шагимуратова

    Альбина Шагимуратова родилась в Ташкенте. Окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Галины Писаренко) и ассистентуру-стажировку МГК. Совершенствовалась под руководством Дмитрия Вдовина в Москве и Ренаты Скотто в Нью-Йорке, а также в Молодежной студии Большой оперы в Хьюстоне.

    Лауреат международных конкурсов имени Франсиско Виньяса в Барселоне (III премия, 2005), имени М. И. Глинки в Челябинске (I премия, 2005) и имени П. И. Чайковского в Москве (I премия, 2007); лауреат премий «Золотая маска», Casta Diva и «Фигаро» имени Андрея Миронова.

    Европейский дебют певицы состоялся в 2008 году на Зальцбургском фестивале в роли Царицы ночи («Волшебная флейта» Моцарта, дирижер – Риккардо Мути). В дальнейшем эту партию она исполняла в Метрополитен-опере в Нью-Йорке, миланском театре Ла Скала (спектакль выпущен на DVD), Королевской опере Ковент-Гарден в Лондоне, Немецкой опере в Берлине, Венской, Баварской, Гамбургской государственных операх, театрах Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Хьюстона, Большом театре России.

    Не менее значимой в карьере певицы стала партия Людмилы в опере Глинки «Руслан и Людмила». В частности, в 2011 году Альбина Шагимуратова выступила в роли Людмилы в постановке, которой после реконструкции открылась Историческая сцена Большого театра России (режиссер – Дмитрий Черняков, дирижер – Владимир Юровский).

    В репертуаре певицы также Лючия, Анна, Неала, Адина («Лючия ди Ламмермур», «Анна Болейн», «Па́рия», «Любовный напиток» Доницетти), донна Анна, Аспазия, Констанца («Дон Жуан», «Митридат, царь Понтийский», («Похищение из сераля» Моцарта), Семирамида, Графиня де Фольвиль («Семирамида», «Путешествие в Реймс» Россини), Эльвира, Амина («Пуритане», «Сомнамбула» Беллини), Виолетта Валери, Джильда («Травиата», «Риголетто» Верди), Мюзетта («Богема» Пуччини), Фламиния («Лунный мир» Гайдна), заглавные партии в операх «Манон» Массне и «Соловей» Стравинского, партии сопрано в Stabat Mater Россини, Реквиеме Моцарта, Девятой симфонии Бетховена, Восьмой симфонии Малера, «Военном реквиеме» Бриттена и других сочинениях.

    Принимала участие в фестивалях в Глайндборне, Эдинбурге, Люцерне, Лондоне (BBCProms), Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, «Владимир Спиваков приглашает» в Москве; выступала в крупнейших оперных театрах и концертных залах мира.

    В 2015 году дебютировала в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в заглавной партии в опере «Лючия ди Ламмермур» Доницетти; с сезона 2018/19 – солистка оперной труппы театра.

    Альбина Шагимуратова – заслуженная артистка России, народная артистка Республики Татарстан, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая. Председатель жюри Международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки.