В продаже абонемент Musica sacra nova
19 января 2019
«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
схема проездаОрганизатор концерта
Государственное бюджетное
учреждение культуры г. Москвы
"Московский джазовый оркестр
под управлением И.Бутмана"
Информация предоставлена организатором
Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр:
«Посвящение великим»
2019 год – особенный для Московского джазового оркестра – в этом году коллектив празднует 20-летний Юбилей! 19 января первым в череде юбилейных событий станет выступление в Концертном зале имени С. В. Рахманинова (Филармония-2), посвященное 110-летию Бенни Гудмена и 120-летию Дюка Эллингтона.
За годы существования Московский джазовый оркестр зарекомендовал себя как один из ведущих коллективов мира и главный катализатор развития джазового искусства в России. На протяжении 20 лет музыканты регулярно представляют нашу страну на самых престижных фестивалях Европы, Азии и Америки. Оркестр выступал на лучших концертных площадках планеты с такими легендами джаза, как Ди Ди Бриджуотер, Натали Коул, New York Voices, Кевин Махогани, Джордж Бенсон, Джино Ванелли, Уинтон Марсалис, Ларри Корьелл, Билли Кобэм, Билл Эванс, Рэнди Брекер, Джо Ловано, Гэри Бёртон, Тутс Тилеманс, Курт Эллинг, Патти Остин и многие другие.
Руководитель оркестра Игорь Бутман не ограничивает себя рамками джазового мэйнстрима и любит создать кроссовер-проекты: биг-бэнд часто выступает с лауреатом премии «Грэмми» альтистом Юрием Башметом и его камерным ансамблем «Солисты Москвы», а также создает программы с популярными российскими артистами.
Первый большой концерт 2019 года будет посвящен двум великим джазовым музыкантам и композиторам - Бенни Гудмену и Дюку Эллингтону.
Бенни Гудмен – знаковая персона в истории мировой музыки. «Король свинга» и «Патриарх кларнета» – такими титулами так просто не награждают, а Бенни Гудмен – блистательный исполнитель, композитор, актёр и даже писатель, носил их по праву. История джаза знает много гениальных музыкантов, внесших весомый вклад в развитие этого направления музыки, однако Гудмен был особо выдающейся личностью – ключевой фигурой, роль которой очень трудно переоценить в процветании этого вида музыкального искусства. Он первый из руководителей оркестра объединил в своём коллективе музыкантов, имевших разный цвет кожи. Первый из джазменов удостоен чести выступить в знаменитом филармоническом зале «Карнеги-холл». Первый из музыкантов, сочетавший в своём репертуаре джазовые композиции и классику. Первый из американских джазовых исполнителей, который посетил с концертами Советский Союз, тем самым побудив власть признать в нашей стране джаз как полноценный вид музыкального искусства, который долгое время находился под запретом.
Безусловно, не будет преувеличением сказать, что если бы в джазовой музыке XX века не было Дюка Эллингтона, ее судьба могла бы сложиться совсем по-другому. Его волевой характер и несокрушимая вера в собственную исключительность были настолько сильны, что возвели Эллингтона на самую вершину джазового пьедестала. Эллингтон был великим композитором-экспериментатором и новатором в музыке. Его творческий путь был полон открытий. Он создал стиль джунглей, стиль настроения, обращался к академическим европейским музыкальным формам – сюитам, рапсодиям, балету и опере. Его оригинальные оркестровые произведения оказали большое эстетическое воздействие на развитие культуры ХХ века. Каждый значительный джазовый оркестр прямо или косвенно испытал на себе его влияние. Эллингтон изменил роль контрабаса, тенора и баритон-саксофона в биг-бэнде. Он впервые начал использовать человеческий голос как инструмент. Положил начало латиноамериканскому джазу композицией Caravan. За свою деятельность он неоднократно получал «Грэмми» и другие престижные премии. В 1999 году посмертно награждён Пулитцеровской премией.
Легендарный
коллектив, созданный в 1999 году саксофонистом Игорем Бутманом, быстро снискал
любовь публики – не только в России, но и далеко за ее пределами. За 20 лет
существования Оркестр Игоря Бутмана объездил с гастролями сотни городов
различных стран мира, неоднократно выступал в Карнеги-холле, Линкольн-центре,
легендарном джазовом клубе Birdland и на других знаменитых площадках. В 2012
году Московское правительство присвоило Оркестру Игоря Бутмана официальное
название «Московский джазовый оркестр».
Гастрольный график Биг-бэнда впечатляет: оркестр регулярно совершает туры по США и выступает на важнейших фестивалях в Европе и Азии. В 2013 году оркестр, названный престижным американским журналом Downbeat «созвездием виртуозов», дважды выступил с гастролями в США, а также принял участие в фестивалях Umbria Jazz Festival, Jazz à Juan и Wigan Jazz Festival. В репортаже с Umbria Jazz Festival журнал Downbeat сравнил оркестр И. Бутмана с тремя лучшими джазовыми оркестрами всех времен: «Биг-бэнд Игоря Бутмана… сыграл 90-минутный сет, который продемонстрировал их мастерское владение языком современного оркестрового джаза, наследуя традиции пост-боповых биг-бэндов Диззи Гиллеспи. Оркестр исполнил яркие номера и баллады с точностью, особым стилем и свингом – как будто это оркестр Каунта Бейси на стероидах времен записи “Atomic Era” c подходом “Мы вас сокрушим”, который был свойственен Оркестру Бадди Рича в его лучшие времена».
Всемирно известные джазмены были в восторге от совместных выступлений с джазовым оркестром Игоря Бутмана. Среди них – Ди Ди Бриджуотер, Натали Коул, вокальный квартет New York Voices, Кевин Махогани, Джордж Бенсон, Джино Ванелли, Уинтон Марсалис, Ларри Кориелл, Билли Кобэм, Билл Эванс, Рэнди Бреккер, Джо Ловано, Гэри Бёртон, Тутс Тилеманс.
В сентябре 2003 года оркестр Игоря Бутмана выступил совместно с Джазовым оркестром Линкольн-центра под управлением Уинтона Марсалиса на открытии джазового сезона в нью-йоркском Линкольн-центре. На этих аншлаговых концертах, ставших настоящей сенсацией, были исполнены оригинальные композиции Марсалиса и Бутмана, джазовые стандарты, а также специально аранжированные для двух оркестров пьесы «Полюшко-поле», «Вечер на Рейде» и «Водные лыжи» из мультфильма «Ну, погоди!». Газета New York Times написала, что оркестр Игоря Бутмана показал «невероятную компетентность и беглость».
В репертуаре Оркестра огромное количество музыки – как эксклюзивной авторской, так и всемирно известной, в блестящих аранжировках Николая Левиновского и Виталия Долгова. Особую область составляют оригинальные концертные программы. Одна из них – «Карнавал джаза» – совместный проект Оркестра Игоря Бутмана и Народной артистки России Ларисы Долиной. Впервые эта программа прозвучала Москве, затем, набирая все больший успех, – в других городах России, Украины, Израиля и Америки. В 2003 году вышел двойной альбом «Карнавал джаза», записанный во время концертов в зале «Россия». Премьера обновленной программы «Карнавал Джаза 2. No comments» состоялась в июле 2008 года на сцене Линкольн-центра в рамках JVC Jazz Festival и вызвала такой ажиотаж среди поклонников джаза в Нью-Йорке, что Rose Theatre едва вместил всех желающих попасть на концерты!
Еще несколько проектов Оркестра Игоря Бутмана связаны с направлением кроссовер. Биг-бэнд часто гастролирует c американским пианистом и композитором Игорем Райхельсоном, лауреатом премии «Грэмми» альтистом Юрием Башметом и его камерным ансамблем «Солисты Москвы». В 2009 году состоялся их большой тур по городам США.
На сегодняшний день в дискографии Московского джазового оркестра – четыре альбома, выпущенных на лейбле Butman Music. Первый, “Eternal Triangle” («Вечный треугольник»), был записан с участием знаменитого американского трубача Рэнди Бреккера в августе 2003 года в Москве, и сведен лучшим американским джазовым звукорежиссером Джеймсом Фарбером в ноябре 2003 года в Нью-Йорке. “Eternal Triangle” задал чрезвычайно высокую планку исполнительского мастерства и качества звучания для всего российского джаза. Подтверждением служит тот факт, что музыка из еще не вышедшего альбома уже звучала на многих джазовых радиостанциях Америки.
Второй альбом оркестра “Moscow@3am” появился на лейбле Butman Music в июне 2009 года. На нем представлена музыка одного из самых даровитых джазовых композиторов современности Николая Левиновского. Следует отметить, что в записи альбома принял участие, пожалуй, самый известный сегодня американский джазовый музыкант, превосходный трубач Уинтон Марсалис, – именно его соло звучит в пьесе “Russian Passion” (“Русская страсть”).
В 2010 году на фестивале «Черешневый лес» в Москве джазовый оркестр Игоря Бутмана исполнил цикл “Sheherazade’s tales” при участии знаменитых нью-йоркских джазменов – трубача Шона Джонса, гитариста Питера Бернстина, вокалистки Кэти Дженкинс и тромбониста Джеймса Бёртона. В цикл вошли знаменитые русские романсы и симфоническая сюита «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова в джазовых аранжировках Николая Левиновского. Неудивительно, что столь нетривиальный сплав классики и джаза стал настоящим откровением для публики и прессы. Действительно, никто прежде так удачно и остроумно не соединял столь полярные миры! Live-альбом “Sheherazade’s tales”, записанный на концерте, вышел в ноябре 2010 года на лейбле Butman Music.
В ноябре 2013 года звукозаписывающая компания Butman Music представила новый сенсационный альбом “Special Opinion” Игоря Бутмана, Николая Левиновского и Московского джазового оркестра. Четвертая в дискографии Оркестра работа была записана в Нью-Йорке в январе 2013 года совместно с американскими суперзвездами: барабанщиком Дэйвом Уэклом, гитаристами Майком Стерном и Митчем Стайном, саксофонистом Биллом Эвансом, трубачом Рэнди Бреккером и басистом Томом Кеннеди.
Игоря Бутмана по праву называют главным послом российского джазового искусства на мировой сцене. Еще будучи студентом, он начал играть в ансамбле Давида Голощёкина, участвовал в концертах и записях группы Сергея Курёхина «Популярная механика», а также групп «Кино» и «Аквариум». Первое свидетельство признания в среде джазовых критиков саксофонист получил в 1981 году: газета «Советская молодежь» назвала его «Открытием года». В 1983-м он выступал в оркестре Олега Лундстрема – лучшем биг-бэнде СССР, а в следующем году сменил альт-саксофон на тенор и был приглашен Николаем Левиновским в ансамбль «Аллегро», где играл вплоть до отъезда в США. В Советском Союзе Игорь Бутман считался лучшим тенор-саксофонистом, его приглашали для совместных выступлений во время гастролей американские джазмены Дэйв Брубек, Чик Кориа, Пэт Мэтини, Гэри Бёртон, Луи Беллсон и Гровер Вашингтон.
В 1987 году Игорь Бутман, будучи уже известным музыкантом, приехал в США для обучения в Музыкальном колледже Беркли в Бостоне. За Атлантикой он выступал со своей группой в лучшем джазовом клубе Бостона, играл с Пэтом Мэтини, Джо Ловано, Арчи Шеппом, Рэйчел Зет, квартетами Билли Тейлора, Уолтера Дэвиса, квинтетом Монти Александера. Композицию French Connections, написанную российским саксофонистом, Гровер Вашингтон включил в свой альбом Then & Now (Columbia Records, 1987), в записи которого также принял участие Игорь Бутман.
В середине 1990-х музыкант вернулся в Россию. Был продюсером и организатором независимых джазовых фестивалей в Москве (1997–1998). Московская ассоциация джазовых журналистов присудила ему премию «Джаз`Ухо-97» в номинации «Человек года». В 1999 году основал коллективы, вскоре ставшие знаменитыми: Биг-бэнд (ныне Московский джазовый оркестр), квинтет и квартет, названные журналом Downbeat «созвездием виртуозов». За два десятилетия Бутман объездил со своими коллективами весь мир, выступал на крупнейших джазовых фестивалях.
В дискографии Игоря Бутмана 17 альбомов, включая диск Magic Land, записанный совместно с Чиком Кориа, Джеком Деджонеттом, Джоном Патитуччи, Стифоном Харрисом и Рэнди Брекером.
Сегодня возглавляемая им компания Igor Butman Music Group включает в себя Джазовый клуб Игоря Бутмана в Москве, звукозаписывающий лейбл Butman Music Records и крупнейшее отечественное джазовое концертное агентство IBMG, которое проводит в нашей стране 12 международных фестивалей и организовывает выступления лучших российских артистов за рубежом.
В 2016 году Игорь Бутман был избран президентом Авторского совета Российского авторского общества. В 2018-м выступил инициатором и художественным соруководителем масштабного VII Международного дня джаза в Санкт-Петербурге, организованного под эгидой ЮНЕСКО Институтом джаза имени Телониуса Монка (ныне имени Херби Хэнкока), Фондом поддержки и развития музыкального искусства Игоря Бутмана и правительством Санкт-Петербурга.
Музыкант возглавляет первую в России Академию джаза – профессиональное учебное заведение, созданное в 2019 году.