Памяти Елены Образцовой. Московский государственный академический камерный хор, Российский национальный оркестр : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Памяти Елены Образцовой.
    Московский государственный
    академический камерный хор,
    Российский национальный оркестр

    3 февраля 2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Пёрселл
    «Траурная музыка для королевы Марии»
    Барбер
    Адажио для струнных
    Свиридов
    Два романса на слова Р.Бёрнса
    Рахманинов
    «Колокола» — поэма для симфонического оркестра, хора и солистов на слова Э.По

    12+

    Абонемент №37:

    Московский государственный академический камерный хор

    Московский государственный академический камерный хор

    Московский государственный академический камерный хор – один из самых знаменитых хоровых коллективов России, созданный профессором Владимиром Мининым. История хора берет начало в 1971 году, когда Владимир Минин стал ректором Государственного музыкально-педагогического института (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных. Маэстро собрал в составе институтского камерного хора музыкантов разных специальностей, музыковедов и преподавателей музыкальных школ. Первый концерт нового коллектива состоялся 23 апреля 1972 года в Московском Доме ученых. Через два года хор получил профессиональный статус и впервые выехал на зарубежные гастроли, тогда же фирма «Мелодия» выпустила его первую пластинку – «Хоровая музыка ХII–ХХ веков».

    Репертуар хора формировался из произведений современных композиторов, обработок русской народной музыки, песен советских авторов и крупных произведений западноевропейских классиков. Хор с неизменным успехом гастролировал на всех континентах, кроме Австралии. Выступал с лучшими оркестрами, дирижерами и солистами России, среди которых Михаил Плетнёв, Владимир Федосеев, Ирина Архипова, Елена Образцова, Мария Гулегина, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Александр Ведерников, Паата Бурчуладзе. В дискографии хора – более 40 альбомов. «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» Рахманинова в исполнении хора под управлением Владимира Минина записаны японской телевещательной корпорацией NHK. 

    Успешная деятельность коллектива Владимира Минина повлекла за собой в 1970-80-е годы создание камерных хоров по всей стране. В 1982 году Владимир Минин получил Государственную премию СССР. Тогда же появилось одно из первых сочинений, написанных непосредственно для Камерного хора: хоровая симфония-действо Валерия Гаврилина «Перезвоны», посвященная Владимиру Минину. Премьера состоялась в 1982 году в Ленинграде в Большом зале филармонии. 

    С 1996 года на протяжении десяти лет Камерный хор участвовал в оперных постановках всемирно известного фестиваля в Брегенце. «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Бал-маскарад» и «Трубадур» Верди, «Богема» Пуччини, «Греческие страсти» Мартину, «Приключения лисички-плутовки» Яначека, «Вестсайдская история» Бернстайна, «Маскарад» Нильсена, «Королевский дворец» Вайля существенно расширили не только репертуар, но и сценические возможности артистов хора. В Опере Цюриха хор участвовал в постановках «Хованщины» Мусоргского, «Демона» Рубинштейна. Новые горизонты для коллектива открыло и сотрудничество с театральными актерами – Ольгой Остроумовой, Светланой Крючковой, Еленой Лядовой, Александром Филиппенко, Игорем Костолевским, Валентином Гафтом. 

    Каждый сезон коллектив представляет премьеры или редко звучащие произведения. В последние годы это «Траурно-триумфальная симфония» Берлиоза, кантата Catulli Carmina Орфа, «Вооруженный человек» (месса мира) Дженкинса, концертная версия мюзикла «Чудесный город» Бернстайна, оратория «Мария Магдалина» Массне, «Маленькая торжественная месса» Россини, оратория «Исход» Шерлинга, «Креольская месса» Рамиреса, «Девять шагов к преображению» Артемьева. Яркими событиями стали совместный проект Валентина Гафта и Владимира Минина «Скажи, он дьявол или бог?», цикл благотворительных концертов «Хор Минина – детям» и исполнение концертной версии оперы «Порги и Бесс» Гершвина. 

    С 2019 года Владимир Минин является президентом Московского государственного академического камерного хора; его преемником на посту художественного руководителя стал хормейстер, лауреат Всероссийского конкурса Тимофей Гольберг, сотрудничающий с коллективом с 2016 года. Под руководством Гольберга были подготовлены и включены в репертуар хора произведения современных авторов: Угиса Праулиньша, Эрика Уитакра, Эрика Эшенвалда, Карла Дженкинса, Джона Тавенера, Ильи Демуцкого. 

    В 2020 году директором хора стал Дмитрий Сибирцев, в 2012–2020 гг. возглавлявший Московский театр «Новая опера» имени Е. В. Колобова.

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики.В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус. В 2022 году художественным руководителем оркестра стал Александр Рудин.

    Российский национальный оркестр сотрудничал с выдающимися солистами и дирижерами, в числе которых Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Мстислав Ростропович, Джошуа Белл, Максим Венгеров, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО.

    С 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности.

    РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившим там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова. 

    Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая Diapason d'Or и Grammy.

    В 2023–2024​ гг. Александр Рудин проводит свой первый полноценный сезон с РНО в новом статусе, представляя разноплановые программы в столичных залах, а также в рамках масштабных гастролей коллектива. Именной абонемент РНО и Александра Рудина в Концертном зале имени П. И.​ Чайковского открылся исполнением «Немецкого реквиема» Брамса с участием Альбины Латиповой (сопрано), Владислава Сулимского (бас) и вокального ансамбля Intrada. В концертные программы сезона на главных московских площадках вошли также шедевры Берга, Сибелиуса, Хиндемита, Шуберта – Листа, Бетховена, Рахманинова, Респиги. В гастрольную карту РНО в сезоне 2023/24 включены Сочи, Оренбург, Самара, Владикавказ, Махачкала, Грозный и другие российские города.

    Владимир Минин

    Владимир Минин – создатель и бессменный художественный руководитель Московского государственного академического камерного хора. 

    Родился 10 января 1929 года в Ленинграде. В 1945 году окончил Московское хоровое училище, в 1949 получил от своего учителя Александра Свешникова приглашение работать в Государственном хоре СССР. В 1950 году закончил дирижерско-хоровой факультет Московской консерватории, в 1957 – аспирантуру. В 1951 году стал художественным руководителем и главным дирижером Ансамбля песни и пляски Северной группы войск Советской армии в Польше. В 1958 году возглавил Государственную заслуженную капеллу Молдавии «Дойна», за успешное руководство которой получил в 1961 году звание заслуженного деятеля искусств Молдавской ССР. В 1963-1965 гг. возглавлял кафедру хорового дирижирования Новосибирской консерватории, в 1965 году стал художественным руководителем и главным дирижером Ленинградской академической русской хоровой капеллы имени Глинки.

    В 1971 году Минин возглавил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (с 1993 года – Российская академия музыки имени Гнесиных), ректором которого был до 1979 года. В сентябре 1971 из студентов и педагогов института создал Камерный хор, став его художественным руководителем и главным дирижером. Первый концерт коллектива состоялся 23 апреля 1972 года. Через два года хор получил профессиональный статус и впервые выехал на зарубежные гастроли, тогда же фирма «Мелодия» выпустила первую пластинку хора. 

    В 1978 году Владимиру Минину присвоено звание народного артиста РСФСР. В том же году он стал профессором ГМПИ имени Гнесиных. В 1982 году Московский камерный хор удостоился I премии на Всероссийском смотре профессиональных академических хоров в Москве, а Владимир Минин получил Государственную премию СССР. В 1986 году хор одержал победу на I Всемирном конгрессе хоровых музыкальных коллективов в Вене. В 1988 Минин получил звание Народного артиста СССР. 

    Одним из первых в СССР Минин стал включать в концертные программы не рекомендованные к исполнению духовные сочинения Рахманинова, Чайковского, Гречанинова, Чеснокова, Танеева. В 1997 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил Владимиру Минину орден Святого равноапостольного великого князя Владимира за возрождение церковной музыки. 

    Маэстро посвящены произведения Георгия Свиридова (кантата «Ночные облака»), Валерия Гаврилина (хоровая симфония-действо «Перезвоны»), Родиона Щедрина (хоровая литургия «Запечатленный ангел»), Владимира Дашкевича (литургия «Семь зарниц Апокалипсиса»), Эдуарда Артемьева («Девять шагов к Преображению»). Гия Канчели доверил Минину российские премьеры сочинений Little Imber (2004), Amao Omi (2007) и Dixi (2008). 

    Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени (1997, 2004), ордена князя Даниила Московского (2004), ордена Почёта (2008), ордена Славы и чести III степени (2012), ордена Дружбы (2014); лауреат премии «Триумф» (2009), Международной премии Андрея Первозванного «Вера и Верность» (2012), а также многих других наград. В 2013 избран Председателем Московского отделения Всероссийского хорового общества. В 2016 году вошел во Всемирный хоровой совет как представитель Российской Федерации. О дирижере сняты документальные фильмы «Четыре вечера с Владимиром Мининым», «Минин. Хор. Судьба», «Минин и Гафт». Автор книги «Соло для дирижера».

    Дмитрий Лисс

    Дмитрий Лисс родился в 1960 году в Саратовской области. В 1984 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Дмитрия Китаенко). Профессиональную карьеру начал в 1983–1984 гг. в качестве ассистента Дмитрия Китаенко в возглавляемом им оркестре Московской филармонии. 

    В 1991–1995 гг. был главным дирижером Симфонического оркестра Кузбасса. В 1995 году стал победителем Международного конкурса дирижеров имени Ловро фон Матачича в Загребе (Хорватия). С 1995 года – художественный руководитель и главный дирижер Уральского академического филармонического оркестра. Под управлением Дмитрия Лисса оркестр гастролирует во многих странах, принимает участие в престижных международных фестивалях, записал более 30 альбомов. В год 85-летия коллектив выпустил под лейблом Reachsound виниловый диск и стал участником концертов, посвященных столетию Московской и Санкт-Петербургской филармоний.

    В 1997–1999 гг. – главный российский дирижер Российско-Американского молодежного симфонического оркестра, в 1999–2003 гг. – дирижер Российского национального оркестра. В 2016–2021 гг. – главный дирижер Филармонического оркестра Южных Нидерландов.

    Сотрудничал с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Национальным филармоническим оркестром России, Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Национальным оркестром Франции, Бергенским филармоническим оркестром, оркестрами Северных Нидерландов, Нидерландского радио и Королевским оркестром «Резиденси» в Гааге, Тонкюнстлер-оркестром в Вене, Словенским филармоническим, оркестром вещательной корпорации NHK в Токио, Токийским столичным симфоническим оркестром, филармоническими оркестрами Осаки и Нагойи, Оркестром южнокорейской телерадиокомпании KBS, Тихоокеанским симфоническим оркестром, национальными оркестрами Венгрии и Эстонии, Литовским государственным симфоническим оркестром и др.

    С 2011 года – художественный руководитель Международного музыкального фестиваля «Евразия», проводимого Свердловской филармонией, где осуществил ряд российских и мировых премьер. 

    Народный артист Российской Федерации (2011), лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства «за выдающийся вклад в развитие филармонической деятельности» (2008).

    Алина Яровая

    Алина Яровая родилась в Луганске. Окончила Донецкую государственную музыкальную академию имени Прокофьева. Совершенствовалась под руководством мэтров мировой сцены, в числе которых Лора Клейкомб, Евгений Нестеренко, Джоан Роджерс, Дайана Зола, Елена Образцова, Монтсеррат Кабалье, Эрмонела Яхо и др. Участвовала в Моцартовской академии в Экс-ан-Провансе (Франция). Стажировалась в Центре оперного пения Галины Вишневской и Баховской академии в Бохуме (Германия).

    Дипломант Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 2009), лауреат III премии Международного вокального конкурса имени Шаляпина «Голоса над Волгой» (Плёс, 2010). Лауреат молодежной премии «Триумф» (2010). Заслуженная артистка Республики Дагестан (2014). 

    В 2005–2009 гг. – солистка Донецкого национального музыкально-драматического театра. В 2009–2011 гг. – артистка Молодежной оперной программы Большого театра России, в 2014–2015 гг. – солистка труппы. На сцене ГАБТа исполнила более двадцати оперных партий. За главную роль в опере «Дитя и волшебство» Равеля номинировалась на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска». В сезоне 2012/13 дебютировала в Королевском театре Мадрида в партии Ксении («Борис Годунов» Мусоргского). С 2017 года – солистка Московской областной филармонии под руководством Максима Дунаевского. 

    Выступала с Национальным филармоническим оркестром России, Московским государственным академическим симфоническим оркестром под руководством Павла Когана, камерными оркестрами «Виртуозы Москвы», Musica Viva, ансамблем «Солисты Москвы» и другими коллективами под управлением Владимира Спивакова, Юрия Башмета, Александра Рудина, Владимира Андропова, Василия Синайского, Кристофера Мулдса, Фабио Мастранджело, Теодора Курентзиса и др. С Московским государственным академическим камерным хором под управлением Владимира Минина исполняла Реквием Моцарта и «Колокола» Рахманинова. 

    Принимала участие в благотворительных концертах фондов «Будущее России» и «Добродетель», благотворительных вечерах Каннского фестиваля, различных мероприятиях ООН и ЮНЕСКО, Днях Москвы в Ницце и Монте-Карло.

    Максим Пастер

    Родился в 1975 году в Харькове. Окончил дирижерско-хоровое отделение Харьковского музыкального училища имени Б. М. Лятошинского и вокальный факультет Харьковского национального института искусств имени И. П. Котляревского (класс профессора Людмилы Цуркан, класс камерного пения Дианы Гендельман). Лауреат международных конкурсов имени Чайковского (2007), имени Дворжака (Карловы Вары, Чехия, 2000), «Янтарный соловей» (Калининград, 2002), имени Анатолия Соловьяненко «Соловьиная ярмарка» (Донецк, 2002) и имени Бориса Гмыри (Киев, 2004).

    В 2002–2003 годах был солистом Харьковского национального театра оперы и балета имени Лысенко. В 2003 году дебютировал в Национальной опере Украины имени Шевченко (Киев) в Реквиеме Верди, а также в Большом театре России в партии Бояна («Руслан и Людмила» Глинки, премьера). С сезона 2004/05 – солист Большого театра. Участвовал во многих знаковых проектах ГАБТа: российской премьере первой редакции оперы «Летучий голландец» Вагнера (партия Рулевого) и мировой премьере написанной по заказу Большого театра оперы «Дети Розенталя» Десятникова (партия Чайковского). 

    Позднее в репертуар певца вошли Пинкертон («Мадам Баттерфляй» Пуччини), Рудольф («Богема» Пуччини), Макдуф («Макбет» Верди), Андрей («Мазепа» Чайковского), Царь Берендей («Снегурочка» Римского-Корсакова), Лыков («Царская невеста» Римского-Корсакова), Шуйский («Борис Годунов» Мусоргского), Мефистофель («Огненный ангел» Прокофьева), Труффальдино («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Зиновий Борисович («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Капитан («Воццек» Берга) и другие партии. По приглашению Госкапеллы России (художественный руководитель – Валерий Полянский) участвовал в концертных исполнениях оперы-оратории «Царь Эдип» Стравинского (заглавная партия), опер «Сказки Гофмана» Оффенбаха (Гофман), «Травиата» Верди (Альфред), «Русалка» Дворжака (Принц) и в других проектах. 

    Выступал в театрах Сан-Карло в Неаполе, Комунале в Болонье, имени Верди в Триесте, театрах Кальяри и Тулузы, дрезденской Земпер-опере, лейпцигском Гевандхаусе, театрах Веймара, Гётеборга и Сантьяго. Гастролировал в Великобритании, Германии, Греции, Швеции, Испании, Франции, Словении, Финляндии, Латвии, Китае, США, Канаде. Принимал участие в фестивалях «Ирина Архипова представляет…», «Славянский базар», фестивалях Юрия Башмета в Сочи и Минске. Приглашенный солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», на сцене которого дебютировал в сентябре 2013 года в партии Ричарда («Бал-маскарад» Верди). 

    Сотрудничал с дирижерами Владимиром Федосеевым, Юрием Башметом, Александром Ведерниковым, Феликсом Коробовым, Валерием Полянским, Геннадием Рождественским, Владимиром Понькиным, Туганом Сохиевым, Павлом Сорокиным, Иржи Белоглавеком, Яном Латам-Кёнигом, Фабио Луизи, Даниэле Гатти, Гюнтером Хербигом, Джеймсом Джаддом, Золтаном Пешко, режиссерами Эймунтасом Някрошюсом, Робертом Стуруа, Тимуром Чхеидзе, Франческой Замбелло, Петером Конвичным, Робертом Уилсоном, Дмитрием Черняковым, Тони Сервилло, Александром Сокуровым, Дэвидом Паунтни. 

    Дважды номинировался на премию «Золотая маска»: за партии Шуйского («Борис Годунов» Мусоргского) и Капитана («Воццек» Берга). Лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой. Награжден золотой медалью «Национальное достояние», удостоен Премии города Москвы в области литературы и искусства. Участник проекта «Парад теноров» («ТенорА XXI века»), в рамках которого выступает во многих городах России и за рубежом. Принимал участие в записях спектаклей Большого театра, концертов Московского камерного хора, дисков Фонда Ирины Архиповой.

    Михаил Казаков

    Михаил Казаков – уникальный оперный певец, обладающий драматическим басом-кантанте. Он снискал популярность во всем мире благодаря неповторимому по тембру голосу, филигранной вокальной технике и незаурядному актерскому мастерству. Певец производит неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях (Мельник, Досифей, Филипп и в особенности Борис Годунов), потрясая зрителей неистовым темпераментом, находя точные и искренние интонации для каждого слова и оставаясь при этом абсолютно органичным и достоверным на сцене.

    Михаил Казаков родился в 1976 году в г. Димитровграде Ульяновской области. В 2001 году окончил Казанскую государственную консерваторию (класс профессора Г. Т. Ластовки) и сразу же был принят в труппу Большого театра. К этому времени имя молодого певца уже было известно в оперных кругах благодаря его успешным выступлениям на международных вокальных состязаниях: конкурсах молодых оперных певцов Елены Образцовой (II премия), имени М. И. Глинки (Гран-при), в Тулузе (Гран-при), имени Марии Каллас в Афинах (II премия). В 2002 году к его достижениям добавились победы на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве и конкурсе оперных певцов в Пекине, а также премия Фонда Ирины Архиповой.

    В репертуаре Михаила Казакова – десятки самых разноплановых басовых партий: Дон Базилио («Севильский цирюльник» Россини) и Командор («Дон Жуан» Моцарта), вердиевские персонажи — Захария («Набукко), Банко («Макбет»), Феррандо («Трубадур»), Великий инквизитор и Филипп II («Дон Карлос»), Аттила («Аттила»), Монтероне, Спарафучиле («Риголетто»), герои русских опер — Досифей и Иван Хованский («Хованщина» Мусоргского), Борис Годунов («Борис Годунов» Мусоргского), Хан Кончак и Князь Игорь («Князь Игорь» Бородина), Гремин («Евгений Онегин» Чайковского), Кутузов («Война и мир» Прокофьева), Мельник («Русалка» Даргомыжского), Старый цыган («Алеко» Рахманинова). После исполнения партии Бориса Годунова на сцене «Ковент-Гарден» лондонская пресса назвала М. Казакова «музыкальным открытием 2006 года», за эту же партию в 2007 году певец получил диплом и премию Попечительского совета Большого театра.

    Михаил Казаков ведет активную концертную деятельность, давая по 80-90 выступлений в сезон, включая сольные концерты, участие в концертах и оперных спектаклях. География его гастролей охватывает всю Россию, от Владивостока до Калининграда, а также страны Европы, Америки и Азии. Помимо Большого театра, Михаила Казакова можно услышать в миланском Ла Скала, Венской государственной опере, Немецкой опере Берлина, Саксонской государственной опере, Кёльнском оперном театре, Штутгартской государственной опере, Королевской опере Льежа, Вашингтонской национальной опере, Оперном театре Далласа, Новой Израильской опере, концертных залах Мегарон (Афины), Консертгебау (Амстердам), «Гаво» (Париж), Карнеги-холл (Нью-Йорк) и других мировых музыкальных центрах.

    Он сотрудничал с Михаилом Плетневым, Владимиром Федосеевым, Сейджи Озавой, Юрием Темиркановым, Валерием Гергиевым, Гинтарасом Ринкявичюсом, Александром Ведерниковым, Валерием Полянским, Туганом Сохиевым, Энрике Маццоллой и другими дирижерами.

    В сезоне 2014-2015 гг. Михаил Казаков спел Бориса Годунова в Мариинском театре, Приморском театре оперы и балета, на сцене Барбикан-холл в Лондоне и в Пражском национальном театре. Участвовал в постановке «Хованщины» в Штутгартской опере и в Мариинском театре. Дал сольные концерты в Испанском Зале Пражского Града и в Концертном зале Мариинского театра. Выступал в постановке «Набукко» Верди в Венской государственной опере, где его партнерами были Пласидо Доминго и Мария Гулегина. По приглашению В. Гергиева участвовал в концертах XIV Московского Пасхального фестиваля. Летом 2015 года был членом жюри XV Международного конкурса П.И. Чайковского.

    В сезоне 2015-2016 гг. М. Казаков принимал участие в премьерных спектаклях «Иоланты» Чайковского на сцене Большого театра России и в концертном исполнении оперы на фестивале «Площадь искусств» (дирижер Ю. Темирканов). В партии Бориса Годунова выступил в Мариинском театре и Пражском национальном театре, в партии Досифея из «Хованщины» Мусоргского – в Штутгартской опере. Дал сольный концерт-посвящение Ф. И. Шаляпину в филармоническом зале Самары, принял участие в торжественном концерте в Большом зале Московской консерватории к 100-летию Г. В. Свиридова. Выступил на оперном фестивале в Красноярске и Шаляпинском фестивале в Казани. Участвовал в исполнении оратории «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона (Алфеева) в Москве и в исполнении 13-й симфонии Шостаковича в Далласе.

    Михаил Казаков удостоен званий Народный артист Республики Татарстан (2003) и Заслуженный артист России (2008), награжден Президентом РФ В.В. Путиным памятной медалью «1000-летие Казани» (2005) и памятной медалью за успешную подготовку и участие в культурной программе Универсиады в Казани (2013).

    Павел Червинский

    Павел Червинский родился в Омске. Окончил Омское музыкальное училище (колледж) имени В. Я. Шебалина (класс Р. Чебаненко). Во время учёбы был солистом Омской филармонии. Позднее продолжил учёбу в Российской академии театрального искусства (ГИТИС) в Москве.

    До 2014 года Павел Червинский участвовал в Молодёжной оперной программе Большого театра России, на сцене которого исполнил партии Алессио («Сомнамбула» Беллини), Привратника («Волшебная флейта» Моцарта), Тюремщика («Тоска» Пуччини), Графа Чепрано («Риголетто» Верди) и Митюхи («Борис Годунов» Мусоргского). 

    Недавно певец выступил в операх «Золушка» и «Танкред» Россини (партии Алидоро и Орбаццано) и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова (партия Сальери) в Театре Массимо в Палермо (Италия) и Муниципальном театре Сантьяго (Чили). 

    Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, финалист проекта «Большая опера» на телеканале «Культура».