«Порги и Бесс» Джорджа Гершвина, Дюбоза и Дороти Хейворд и Айры Гершвина

    23 октября 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Гершвин
    «Порги и Бесс»
    (концертная версия Эндрю Литтона)

    12+

    Абонемент №37:

    Московский государственный академический камерный хор

    Московский камерный хор открывает сезон исполнением концертной версии легендарной оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс».

    «Порги и Бесс» сталане только первой в истории США национальной оперой, но и вошла в число лучших музыкальных произведений XX века. В основу либретто  лег довольно популярный в то время роман Д. Хейворда — «Порги». Автор ярко и правдиво изобразил жизнь бедных афроамериканцев, живущих в убогих лачугах Кэтфиш-Роу. Образ калеки Порги списал Хэйворд с нищего безногого афроамериканца, которого часто встречал по дороге на работу, когда тот разъезжал по улицам в тележке, запряженной козой. Жители Чарлстона знали несчастного под кличкой Козлиный Сэмми. Главные герои книги — добрые, хорошие люди, которые, однако, обречены на страдания в современном мире. Это глубоко гуманистическое произведение взывало к сочувствию и пониманию, вызывая сострадание к судьбе героев у читателей.

    Роман Хэйворда поразил Джорджа Гершвина с первых страниц. Он сразу почувствовал удивительную силу поэтических образов. Непроизвольно в голове композитора стали возникать мелодии на тему «Порги». Не долго думая, Гершвин написал Хэйворду письмо, в котором сообщил о намерении сочинить оперу на его сюжет. Уже через неделю они встретились, чтобы лично обсудить будущую оперу. Идея захватила художников, но большая загруженность обоих помешала сразу приняться за работу.

    Описанная встреча произошла в 1926 году, и лишь в 1935 году оперу «Порги и Бесс» услышали зрители. Публика приняла новую оперу с еще большим энтузиазмом, чем прежние сочинения Гершвина. Четверть часа гремели аплодисменты, и не смолкали восторженные возгласы. Все без исключения бостонские критики восхищались драматическим и мелодическим даром композитора, а Элинор Хьюгес назвала «Порги и Бесс» народной оперой. «Вот, наконец, первая настоящая и вполне американская опера», — резюмировала критика.

    С самого начала своего триумфального шествия по оперным сценам Америки — сперва в Бостоне, затем на Бродвее — опера «Порги и Бесс» неизменно остаётся в современном оперном репертуаре.

    Московский государственный академический камерный хор

    Московский государственный академический камерный хор – один из самых знаменитых хоровых коллективов России. Создан профессором Владимиром Мининым. C неизменным успехом гастролировал в странах всех континентов мира, кроме Австралии. Выступал с лучшими оркестрами, дирижерами и солистами России, среди которых Михаил Плетнев, Владимир Федосеев, Ирина Архипова, Елена Образцова, Мария Гулегина, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Александр Ведерников, Паата Бурчуладзе. В дискографии хора – более 40 CD.

    История хора уходит корнями в 1971 год, когда Владимир Минин стал ректором Музыкально-педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных). В сентябре 1971 года маэстро объявил набор в институтский камерный хор, куда могли прийти вокалисты, хормейстеры, пианисты, теоретики, преподаватели музыкальных школ: «Я хотел доказать, что хор это не масса серостей, а единый талантливый организм, способный разговаривать с публикой и быть услышанным». Первый концерт коллектива состоялся 23 апреля 1972 года в Московском Доме ученых. 

    Через два года хор получил профессиональный статус и впервые выехал на зарубежные гастроли, тогда же фирма «Мелодия» выпустила первую пластинку хора – «Хоровая музыка ХII-ХХ веков». Репертуар хора формировался из произведений современных композиторов, интерпретаций русской народной музыки, песен советских авторов и крупных произведений западноевропейских классиков. Коллектив быстро получил широкое международное признание, активно гастролируя по всему миру. Деятельность хора также повлекла за собой в 70-80-е годы создание камерных хоров по всей стране. 

    В 1982 году Владимир Минин получил Государственную премию СССР. Тогда же появилось одно из первых сочинений, написанных непосредственно для Камерного хора: хоровая симфония-действо Валерия Гаврилина «Перезвоны», посвященная Владимиру Минину. Премьера состоялась в 1982 году в Ленинграде в Большом зале филармонии. Шесть аншлаговых концертов и конная милиция для поддержания порядка – таков был успех нового произведения, на долгие годы ставшего визитной карточкой коллектива. 1980-е стали для Камерного хора особенно плодотворным десятилетием: гастроли состоялись в США, Швейцарии, Австрии, Германии, Китае, Японии, Сингапуре, Бразилии, Португалии, Аргентине, Италии, Франции. 

    С 1996 года на протяжении десяти лет Камерный хор участвовал в оперных постановках всемирно известного фестиваля в Брегенце. «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Бал-маскарад» и «Трубадур» Верди, «Богема» Пуччини, «Греческие страсти» Мартину, «Приключения лисички-плутовки» Яначека, «Вестсайдская история» Бернстайна, «Маскарад» Нильсена, «Королевский дворец» Вайля существенно расширили не только репертуар, но и сценические возможности артистов хора. В оперном театре Цюриха хор участвовал в постановках «Хованщины» Мусоргского, «Демона» Рубинштейна. Новые горизонты для коллектива открыло и сотрудничество с театральными актерами – Ольгой Остроумовой, Светланой Крючковой, Еленой Лядовой, Александром Филиппенко, Игорем Костолевским, Валентином Гафтом. 

    Каждый сезон коллектив представляет премьеры или редко звучащие произведения. В последние годы это Траурно-триумфальная симфония Берлиоза, кантата Catulli Carmina Орфа, месса «Вооруженный человек» Дженкинса, концертная версия мюзикла «Чудесный город» Бернстайна, оратория «Мария Магдалина» Массне, «Маленькая торжественная месса» Россини, оратория «Исход» Шерлинга, «Креольская месса» Рамиреса. Яркими событиями недавних сезонов стали также совместный проект Валентина Гафта и Владимира Минина «Скажи, он дьявол или бог?», цикл благотворительных концертов «Хор Минина – детям» и исполнение концертной версии оперы «Порги и Бесс» Гершвина. Концертный сезон 2018/19 проходит под знаком юбилея создателя Московского камерного хора Владимира Минина.

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2016 году исполнилось 80 лет Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936-1941), Натан Рахлин (1941-1945), Константин Иванов (1946-1965) и Евгений Светланов (1965-2000). 27 октября 2005 г. коллективу было присвоено имя Евгения Светланова. В 2000-2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002-2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), Hong Kong Arts Festival в Гонконге, «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, VI фестивале Мстислава Ростроповича в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге, Платоновском фестивале искусств в Воронеже, XIII Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, VIII Международном фестивале Дениса Мацуева в Перми, IV Международном фестивале искусств П. И. Чайковского в Клину; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, а также российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, I и II Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; шесть раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; четырежды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Перу, Уругвая, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая, Японии.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

    Уэйн Маршалл


    Маэстро Уэйн Маршалл широко известен в мире как выдающийся дирижер, органист и пианист-виртуоз, блестящий интерпретатор сочинений Гершвина, Бернстайна, Эллингтона и других американских композиторов ХХ века.

    Маршалл родился в 1961 году Великобритании. Получив музыкальное образование в специализированной Четтэмской школе музыки в Манчестере и Королевском колледже в Лондоне, а затем в Вене, музыкант сделал стремительную карьеру как исполнитель. С момента открытия в 1996 году концертного зала Бриджуотер-холл в Манчестере Маршалл является его органистом-резидентом, постоянно выступает в ведущих органных залах мира. Среди его выступлений последних лет — сольные концерты в Соборе Нотр-Дам в Париже, Royal Festival Hall и Royal Albert Hall в Лондоне, Symphony Hall в Бирмингеме, Вестминстерском аббатстве, Кафедральном соборе во Флоренции, Люксембургской филармонии, Штифтскирхе в Штутгарте, дортмундском Концертхаузе, лейпцигском Гевандхаузе, венском Концертхаузе (в честь 100-летия зала), Национальном театре Пекина, на фестивале ВВС Proms. В 2004 году Маршалл выступил с концертом на инаугурации органа в Концертном зале Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, а также исполнил  мировую премьеру Концерта для органа с оркестром Джеймса Макмиллана «Шотландский бестиарий» с Лос-Анджелесским симфоническим оркестром под управлением Эса-Пекка Салонена. В 2012/13 участвовал в инаугурационном сезоне органа в концертном зале Ставангера (Норвегия). В марте 2013 дал концерт в рамках абонемента «Король инструментов» в Московском международном Доме музыки.

    Уэйн Маршалл широко востребован как дирижер. В 2007 году он стал главным приглашенным дирижером симфонического оркестра Джузеппе Верди в Милане. В качестве приглашенного маэстро он стоял за пультом таких коллективов, как Национальный оркестр Франции, оркестр Капитолия Тулузы, Национальный оркестр Лилля, филармонические оркестры Брюсселя, Будапешта, Бергена, Дрездена, Монте-Карло, Страсбурга, Люксембурга, Стокгольма, лейпцигский Гевандхауз-оркестр, оркестр Брабанта (Нидерланды), оркестр Керубини (Италия), флорентийский MaggioMusicale, симфонические оркестры Сент-Луиса, Галле, Радио и телевидения Италии (RAI, Турин), лондонские ВВС и «Филармония-оркестр», оркестр академии Санта Чечилия, Венский симфонический и оркестр Венского радио, австрийский Тонкюнстлер-оркестр. В прошлом сезоне состоялся специальный проект «Посвящение Бернстайну» с оркестром Берлинского Концертхауза. В 2012 году Маршалл дирижировал в Москве концертом с участием Московского камерного хора под управлением В. Минина и Госоркестра России (в программе — хоровые произведения М. Типпета и мюзикл Л. Бернстайна «Чудесный город»).

    С сезона 2014/15 Уэйн Маршалл — главный дирижер симфонического оркестра Западногерманского радио в Кельне, с которым много лет сотрудничал как приглашенный маэстро (в частности, в прошлом сезоне осуществил проект, посвященный творчеству Кола Портера).

    Значителен и творческий багаж Уэйна Маршалла как оперного дирижера. Так, осенью 2011 года он дирижировал «Кандидом» Бернстайна в Немецкой Государственной опере Берлина, а год спустя — в Римской опере. В сезоне 2012/13 Маршалл с успехом дебютировал в Опере Монреаля («Мертвец идет» Джейка Хегги), в прошлом сезоне там же продирижировал «Порги и Бесс» Гершвина и вновь был приглашен в Немецкую Государственную оперу на постановку «Махагони» Вайля. Он также дирижировал оперными спектаклями в театрах Вашингтона, Далласа,  парижской Опера Комик.

    В качестве солиста-органиста и пианиста Маршалл сотрудничал с ведущими оркестрами и дирижерами  мира, включая Берлинский филармонический под управлением сэра Саймона Рэттла и Клаудио Аббадо, Лос-Анджелесский филармонический под управлением Эса-Пекка Салонена, симфонические оркестры Шведского и Мюнхенского радио, Роттердамский филармонический, Датский национальный симфонический оркестр, оркестр имени Симона Боливара.

    Уэйн Маршалл регулярно выступает в сольных и оркестровых концертах с такими исполнителями, как певица и актриса Ким Крисвелл, виолончелистки Тасмин Литтл и Натали Кляйн, трубач Оле Эдвард Антонсен, бас-баритон Уиллард Уайт. Он также постоянно уделяет внимание работе с молодыми музыкантами: дирижирует молодежными и студенческими оркестрами, дает мастер-классы по импровизации в Четтэмской школе Манчестера и в ElSistema в Каракасе (Венесуэла).

    В репертуаре Уэйна Маршалла — оперные, ораториальные и симфонические партитуры Барбера, Бернстайна, Берлиоза, Бетховена, Бизе, Брамса, Вагнера, Верди, Генделя, Гершвина, Глазунова, Глинки, Глиэра, Дворжака, Дебюсси, Де Фальи, Дюка, Кодая, Копленда, Корнгольда, Лядова, Малера, Мартину, Моцарта, Орфа, Прокофьева, Пуленка, Пьяццоллы, Равеля, Рахманинова, Россини, Сен-Санса, Сибелиуса, Стравинского, Чайковского, Уолтона, Форе, Холста, Шмидта, Шостаковича, И. Штрауса, Р. Штрауса, современных композиторов.

    Обширна дискография маэстро как органиста, пианиста и дирижера, запечатленная на лейблах Virgin Classics, Delos Records, BBC Music, EMI Classics, Collegium, Chandos, Polygram Records, Angel, Euroarts. Выделяются записи сочинений Дж. Гершвина. За диск с песнями Гершвина ему была присуждена премия ECHO (престижная немецкая награда в области звукозаписи). Широкую известность приобрел альбом с полным собранием сочинений Гершвина для фортепиано с оркестром с Ольборгским симфоническим оркестром (Дания): в этой записи Маршалл выступил в качестве солиста и дирижера.

    В 2004 году Уэйн Маршалл стал Почетным доктором Борнмутского университета, а в 2010 году — почетным преподавателем Королевского музыкального колледжа (Лондон).


    Индира Мэйан

    Выдающаяся американская певица Индира Мэйан начала заниматься музыкой в возрасте 5 лет, поначалу обучаясь игре на скрипке. Позже она, по примеру своей матери, известного меццо-сопрано Барбары Мэйан, увлеклась вокалом. Окончила Mannes College of Music в Нью-Йорке и получила степень  бакалавра в Колледже искусств в Оберлине (штат Огайо) и Музыкальной академии Отторино Респиги, а также брала частные уроки у Патриции Мисслин, профессора вокального факультета Манхэттенской школы музыки.

    Индира Мэйан — обладательница множества наград и призов, среди которых премия Мариан Андерсон, премии на национальных и международных вокальных конкурсах, призы и стипендии от ряда учебных заведений и благотворительных фондов.

    Впервые певица привлекла внимание публики, будучи студенткой, с успехом исполнив партию Сандрины в опере Моцарта «Мнимая садовница». Значительную роль в ее карьере сыграло участие в операх Пуччини. В частности, за исполнение партии Мюзетты в «Богеме» она была названа «Дебютанткой года» в Нью-Йорк Сити Опера и получила приз Марии Каллас за лучший дебют от Оперы Далласа. Вслед за этим последовали приглашения от многих оперных компаний США (Орландо, Омаха, Хьюстон и др.), а затем — в Великобританию, где певица дебютировала в партии Мюзетты в Королевском Альберт-холле. 

    В настоящее время певица широко востребована оперными театрами, оркестрами всего мира. Ее репертуар простирается от жанров барокко и классицизма до сочинений ныне живущих композиторов. Памятны ее недавние исполнения оратории Стивена Стаки «4 августа 1964» с Далласским симфоническим оркестром  в Мейерсон симфони-холле в Далласе и Карнеги-холле в Нью-Йорке. Запись этого сочинения, осуществленного под управлением Яапа ван Зведена («Дирижер 2012 года» по версии журнала Musical America), доступна на альбоме, выпущенном на лейбле Naxos.

    Индира Мэйан признана во всем мире как выдающаяся исполнительница партии Бесс в «Порги и Бесс» Гершвина. «В роли Бесс Индира Мэйан была несравненна. Ее выход на сцену ошеломил.  Будучи выдающейся актрисой, она обладает великолепным мощным сопрано и полностью контролирует свой голос. Такое пение, безусловно, обещает блестящую карьеру», — пророчески писал об Индире венский портал Der Neue Merker.

    В сезоне 2013/14 певица представила фрагменты из этой оперы с симфоническим оркестром Сан-Паулу (Бразилия) под управлением Мэрин Элсоп,  на Фестивале искусств на Мальте и в Театре Сан Карло (Неаполь) под управлением Уэйна Маршалла. Ранее она исполняла «Порги и Бесс» с Балтиморским симфоническим оркестром, Королевским филармоническим оркестром Стокгольма, оркестром Академии Санта Чечилия в Риме, симфоническим оркестром Джузеппе Верди в Милане, Исландским симфоническим оркестром, театрах Maggio Musicale во Флоренции и других театрах Италии, в постановках Франчески Замбелло в Вашингтонской национальной опере, Опере Лос-Анджелеса, Опере Далласа, в Опера Комик в Париже, Театре г. Кана (Франция), оперных театрах Ганновера, Франкфурта, Мюнхена, Кельна, Лейпцига, берлинской Комише Опер, театрах Амстердама и Люксембурга, на фестивалях в Испании, Румынии, Японии. 

    В репертуаре певицы — партии в операх «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» Моцарта, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Травиата», «Риголетто», «Аида» Верди, «Мадам Баттерфлай», «Богема», «Джанни Скикки», «Сестра Анжелика» Пуччини, «Паяцы» Леонкавалло, «Приключения лисички-плутовки» Яначека, «Каприччио» Р. Штрауса, «Евгений Онегин» Чайковского. 

    Барочный репертуар певицы включает, в частности, партии в операх Генделя «Эсфирь» и «Семела». Она также постоянно исполняет оперу ХХ века и современную оперу, в т. ч. «Светло горящий» Фрэнка Левина, «Четверо святых в трех действиях» Вирджила Томсона, «Медиум» и «Телефон» Джанкарло Менотти, ведущие партии в операх современных композиторов.

    Не так давно певица выступала с программой  из сочинений Гершвина с симфоническим оркестром Сан-Диего и в своем дебютном концерте с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Бобби Макферрина. 31 декабря 2011 года она выступила в новогоднем гала-концерте в Михайловском театре в Санкт-Петербурге в программе из сочинений Гершвина и Бернстайна (дирижировал Василий Петренко).

    Публика Нью-Йорка, других американских городов и многих стран с восторгом встречает ее исполнение партий сопрано в Мессе си минор и «Магнификате» Баха, «Мессии» Генделя, «Коронационной мессе» и мотете Exsultate, jubilate Моцарта, 9-й симфонии и Мессе до мажор Бетховена, «Немецком реквиеме» и «Песнях любви» Брамса, Реквиеме Форе, «Кармина бурана» Орфа.

    Индира Мэйан участвовала в исполнении 9-й симфонии Бетховена с оркестром Симона Боливара под управлением Густаво Дудамеля в Каракасе и с Симфоническим оркестром радио и телевидения Кореи в здании ООН и Мессы до мажор с Национальным симфоническим оркестром Коста-Рики. 

    Мэйан постоянно выступает с симфоническими и камерными оркестрами США, исполняя музыку современных американских композиторов: Джона Харбисона («Полет в Египет»), Андре Превина («Мед и печаль» с Камерным оркестром Колорадо). Сочинение Превина (в версии для голоса и фортепиано) певица выбрала для своего дебюта в Кеннеди-центре в Вашингтоне.

    Ангажементы певицы в сезоне 2013/14 включали новые выступления в партии Аиды на сцене Дэйтонской оперы (США), где ранее она уже исполняла партии Мадам Баттерфлай, Мими в «Богеме» и Недды в «Паяцах». Индира Мэйан выступила также с сольным концертом в Университете Кентукки с пианистом Клиффом Джексоном и в благотворительном концерте в рамках акции «Искусство против СПИДа» в Нью-Йорке. 

    Индира Мэйан постоянно проживает в Нью-Йорке с супругом Крейгом Сирианни, известным тенором и педагогом по вокалу, и дочерью Изабеллой.

    Анджела Рене Симпсон


    Критики всего мира называют голос Анджелы Рене Симпсон экстраординарным: удивительно мощным, необычайно привлекательным и волнующим. Обозреватель L’Opera Никола Сальмоираджи назвал Симпсон обладательницей «одного из самых необычных голосов, звучавших со сцены театра “Ла Скала” за последнее время».

    Певица, которая родилась 7 июля 1964 года в Бруклине, уже много лет блистает на ведущих театральных и концертных сценах мира США и Европы: театре «Ла Скала», Вашингтонской национальной опере, Хьюстонской Гранд Опера, оперных театрах Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Далласа, Сан-Диего, Майами, Нью-Йорк Сити Опера, с симфоническими оркестрами Хартфорда, Миннесоты, Далласа, Колорадо-Спрингс, Чарльстона.

    Так, в 2002 году она в составе труппы Нью-Йорк Сити Опера участвовала в спектакле «Порги и Бесс» Гершвина (партия Серены), шедшем в прямой телетрансляции из Линкольн-центра. Как отмечала New York Daily News, «госпожа Симпсон своим блестящим исполнением едва не остановила шоу»; по словам рецензента The New York Times, участие Анджелы Симпсон было, возможно, «величайшим моментом» этого спектакля.

    В 2005 году Анджела Симпсон исполнила партию Присциллы в мировой премьере оперы американского композитора, обладателя «Грэмми» Ричарда Дэниэлпура «Маргарет Гарнер» в Мичиганской опере, а через год спела эту же партию в Опере Каролины. 

    В 2008 году Анджела Симпсон выступала на сценах Театро Лирико в Кальяри и Театра Сан-Карло в Неаполе. В том же году она дебютировала на сцене Карнеги-холла с Нью-Йоркским оркестром популярной музыки (New York Pops) под управлением маэстро Эндрю Литтона в концерте «Посвящение Гершвину», в роли Серены на премьере «Порги и Бесс» в парижском театре Опера Комик, а также с симфоническим оркестром Алабамы под управлением Джастина Брауна и оркестром Академии Санта Чечилия под управлением Уэйна Маршалла.

    В 2009 певица дебютировала на  фестивале классической музыки в Граце (Австрия), в концертной версии «Порги и Бесс» (также в партии Серены), дирижер Николаус Арнонкур. Запись, сделанная во время этого исполнения, была выпущена на лейбле RCA Red Seal.

    В концертном репертуаре исполнительницы — партии сопрано в «Реквиеме» и Большой мессе до минор Моцарта, «Реквиеме» Форе, симфонии «Иеремия» Бернстайна, сочинение для  сопрано и оркестра «Ноксвилл 1915» Барбера.

    В 2011 году артистка дебютировала в Театро Маджио Музикале во Флоренции, выступила с Исландским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Джузеппе Верди в Милане, Королевским филармоническим оркестром Стокгольма.

    Не так давно Анджела Симпсон с триумфом выступила в роли Куини в оперетте Showboat («Плавучий театр») выдающихся мастеров оперетты и мюзикла Джерома Керна  и Оскара Хаммерстайна II. В 2012 году она впервые исполнила эту партию в Лирической опере Чикаго, в мае 2013 в Вашингтонской национальной опере, в августе 2013 — в оперном театре Денвера, а в июне – июле 2014 — в Опере Сан-Франциско.

    Рональд Самм

    Рональд Самм родился в Порт-оф-Спейне (о. Гаити) в семье директоров общеобразовательных школ. Заниматься музыкой он начал в Колледже Санта Мария, во время учебы в котором постоянно становился обладателем призов на музыкальной биеннале, проводимой на острове. Перебравшись в Великобританию, Рональд  обучался в Гилдхоллской школе музыки и драмы по классам вокала и фортепиано у Ноэля Баркера и Иана Кеннеди. Затем, выиграв стипендию фонда Peter Moores/Lord Pitt, он продолжил обучение вокалу в аспирантуре Королевского Северного колледжа музыки в Манчестере (класс Николаса Пауэлла).

    Во время учебы в Гилдхолле Рональд регулярно выступал в спектаклях и концертах; в частности, спел партии Меркурия, Аркаса и Тисифоны в «Ипполите и Арисии» Рамо с ансамблем Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи. Затем последовали выступления в театрах лондонского Уэст Энд, наиболее значительные из которых — роли Хаски Миллера в мюзикле «Кармен Джонс» на музыку Бизе в театре Олд Вик (постановка Саймона Кэллоу) и участие в мюзикле The Buddy Holly Story в театре Виктория Палас (постановка Роба Беттинсона).

    В годы учебы в аспирантуре в Манчестере Рональд стал финалистом вокального конкурса Александра Янга; принимал участие в мастер-классах Джона Томпсона, Роджера Виньолеса и Джонатана Миллера, который выбрал молодого певца для исполнения партий Хозе в «Кармен» и Отелло в сериале “Opera Works” на телеканале BBC 2.

    По окончании Королевского северного колледжа музыки, Рональд Самм сотрудничал с такими оперными компаниями, как British Youth Opera, Travelling Opera, Broomhill Opera, Глайнборнским оперным фестивалем и стал стажером Национальной оперной студии и Королевской оперы «Ковент Гарден». В последующие годы певец исполнил партии Тамино в «Волшебной флейте» и Хозе в «Кармен» в Pegasus Opera; главную роль в опере Бриттена «Блудный сын»; Джейка в «Порги и Бесс» в Лиссабоне; Тамбур-майорав «Воццеке» в  Бирмингемской Опере; Флорестана в «Фиделио» также в Опере Бирмингема в постановке Грэма Вика (этот спектакль получил несколько престижных наград и призов).

    Там же, в Бирмингеме, Рональд Самм исполнил заглавную партию в «Отелло» Верди в декабре 2010 года, заслужив множество превосходных отзывов рецензентов и критиков (режиссер-постановщик спектакля Грэм Вик). В этой же роли он выступил в Норланд Опере в Умео (Швеция) в начале 2011 года и в Opera North в Лидсе (Великобритания) в начале 2013-го.

    В сезоне 2009/2010 Самм участвовал в концертных исполнениях оперы «Порги и Бесс» Гершвина с труппой Лионской оперы на Эдинбургском театральном фестивале и с Исландским симфоническим оркестром. 

    Кроме этого, певец исполнял партии Канио в «Паяцах» на сцене театра Everyman в г. Корк (Ирландия), Валлийской национальной опере, English Pocket Opera, EnglishTouringOpera, Pegasus Opera и Опере Бирмингема; Луки и Большого заключенного в опере Яначека «Из мертвого дома» в Opera North; Первого воина и Второго жреца в «Волшебной флейте» в том же театре;Лацы в «Енуфе» Яначека в EnglishTouringOpera; Учителя танцев в «Ариадне на Наксосе» Р. Штрауса в Опере Бирмингема; Зигмунда в «Валькирии» в Театре Сан Карлос в Лиссабоне; Флорестана в «Фиделио» на фестивале в Рейнсберге (Австрия).

    Не так давно Рональд Самм участвовал в вечере современной оперы в студии Линбери Королевского театра «Ковент Гарден», в постановке «Отелло» для детской музыкальной студии Children’s Music Workshop и на Глайндборнском оперном фестивале; исполнил свою коронную партию Спортинг Лайфа в «Порги и Бесс» в Лионской опере, в Академии Санта Чечилия в Риме, Театро Лирико в Кальяри и дважды на сцене татарского театра оперы и балета в Казани: в июле 2013 в день открытия летней Универсиады и в феврале 2014 — на XXII Шаляпинском фестивале.

    Концертный репертуар певца включает партии в «Страстях по Иоанну» и  «Магнификате» Баха, «Мессии» Генделя, Реквиеме Моцарта, Торжественной мессе Бетховена, «Илии» Мендельсона, Реквиеме Верди, оратории «Распятие» английского композитора XIX века сэра Джона Стайнера. Не так давно певец побывал с концертами в Великобритании, Испании, Шри Ланке, многих других странах. В роли Проповедника Селебранта в Мессе Леонарда Бернстайна Рональд Самм выступил в 2012 году на фестивале BBC Proms с Национальным оркестром BBC Уэльса, в 2013 — в Монпелье, с оркестром Баварского радио и Бергенским филармоническим оркестром (Норвегия). 

    Летом 2013 года Рональд выступил в Букингемском дворце, в присутствии Принца Чарльза, в музыкальном вечере под названием ‘The Golden Story’ с Томасом Хэмпсоном, Брином Терфелем, Ребеккой Эванс и оркестром под управлением сэра Антонио Паппано.

    Среди важнейших событий для Рональда Самма в сезоне 2013/2014 гг. — концертное исполнение «Валькирии» Вагнера в Лондоне и исполнение заглавной партии в постановке «Орфея и Эвридики» К.В. Глюка в театре Everyman в г. Корк.

    Кевин Шорт

    Кевин Шорт —  певец, которого называют «символом», «квинтэссенцией поющего актера, который заставляет публику восторгаться и трепетать». Его выступления на оперной и концертной сценах неизменно вызывают восторженные отклики. Критики США и всего мира отмечают: не только «мощный голос редкой индивидуальности и глубины», но одно лишь его присутствие на сцене «очаровывает и пленяет слушателя».

    Шорт окончил Университет Моргана в Балтиморе (бакалавриат), Кертисовский институт музыки в Филадельфии (магистратуру) и Джульярдскую школу, где прошел подготовку на отделении оперного пения. Является лауреатом многих национальных и международных конкурсов, среди которых «Вердиевские голоса», Конкурс им. Розы Понсель, Конкурс Брюса Ярнелла для басов и баритонов. В 1989 году стал победителем одного из региональных  конкурсов, которые проводит «Метрополитен-опера».

    С 1991 по 1998 годы Шорт пел в театре «Метрополитен-опера», приняв участие в 129 спектаклях («Богема», «Тоска», «Мадам» Баттерфлай», «Турандот» и «Девушка с Запада» Пуччини, «Дон Карлос» и «Ломбардцы» Верди, «Диалоги кармелиток» Пуленка, «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса, «Дон Жуан» Моцарта, «Евгений Онегин» Чайковского).

    В 1980-1990-х гг. он спел в нескольких спектаклях в Нью-Йорк Сити Опера (в т. ч. в «Искателях жемчуга» Бизе и «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, «Богеме» Пуччини).

    С конца 1990-х Кевин Шорт активно гастролирует в лучших оперных театрах США и мира. Его исключительно успешная оперная карьера в Северной Америке включает выступления в Нью-Йоркской Гранд Опера, Вашингтонской национальной опере, Гранд Опера в Хьюстоне, Лирической опере Чикаго, Лирической опере Канзаса, «Опера Пасифик» в Калифорнии, «Метро Лирик Опера», Манн Мюзик Центре в Филадельфии, оперных театрах Аризоны, Индианаполиса, Лос-Анджелеса, Мемфиса, Миссисипи, Мичигана, Нэшвилла, Омахи, Сент-Луиса, Сиэттла, Санта-Фе, Сарасоты, Сполето, на оперном фестивале в Нью-Джерси, фестивале в Оджай (Калифорния), сотрудничество с Канадской оперной компанией, театрами Эдмонтона и Ванкувера и многими другими.

    Кевин Шорт — частый гость на сценах других континентов. Его приглашают петь в Базельской опере, Бернской опере, Цюрихской опере, Венской Фольксопер, Кельнской опере, Маджио Музикале во Флоренции, Театро Коммунале в Болонье, Сан Карло в Неаполе, парижской Опера Комик, оперном театре Монпелье и Оперной компании Нанта и Анже (Франция), Театре Принца Регента (Мюнхен), Бирмингемской опере, на фестивалях в Аргау (Швейцария), Брегенце (Австрия), Международном фестивале музыки и танца в Гранаде и фестивале Сантьяго де Компостелла (Испания), в Пекинской опере, оперных театрах Тайпея (Тайвань), Ханоя (Вьетнам), Опере Санто-Доминго (Доминиканская республика), Новой израильской опере в Тель-Авиве.

    Кевин Шорт блистательно зарекомендовал себя в огромном и разнообразном репертуаре: от барокко и классицизма до современных композиторов. В числе опер, которые он спел на сценах более 50 театров мира, — «Коронация Поппеи» Монтеверди, «Похищение из сераля», «Так поступают все», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Фиделио» Бетховена, «Севильский цирюльник» Россини, «Норма» Беллини, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Король на час», «Набукко», «Эрнани», «Ломбардцы», «Риголетто», «Дон Карлос», «Аида» Верди, «Летучий голландец» и «Тангейзер» Вагнера, «Электра» и «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса, «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Гуно, «Мефистофель» Бойто, «Кармен» Бизе, «Самсон и Далила» Сен-Санса, «Гамлет» Тома, «Богема», «Тоска», «Мадам» Баттерфлай», «Турандот», «Джанни Скикки» и «Девушка с Запада» Пуччини, «Орфей в аду» Оффенбаха, «Похождения повесы» Стравинского. В ряде опер («Дон Жуан», «Фиделио», «Аида») он поет по 2–3 партии, иногда в одном спектакле (например, Командора и Мазетто в совместной постановке «Дон Жуана», осуществленной Оперой Мичигана, Дейтонской оперой и Оперой Пасифик).

    Заметными событиями в карьере певца стало участие в мировых премьерах опер «Жизнь и эпоха Малкольма Х» Э. Дэвиса (1986, Нью-Йорк Сити Опера), «Призраки Версаля» Дж. Корильяно (1991, Метрополитен Опера), «Свадьба» У. Болкома (2005, Лирическая опера Чикаго), в опере Дж. Менотти «Амал и ночные гости».

    Кевин Шорт считается лучшим исполнителем партии Порги в «Порги и Бесс» Гершвина. Ежегодно он приглашается на эту роль многими театрами, поет ее и в концертных залах многих стран мира. Рецензенты отмечают, прежде всего, огромную трагическую силу и глубину, которую певец каждый раз вкладывает в характер главного героя оперы Гершвина.

    В концертном репертуаре певца — 9-я симфония Бетховена, «Мессия» Генделя, Stabat Mater Россини, «Осуждение Фауста» Берлиоза, Реквием Верди, Реквием и Stabat Mater Дворжака, «Свадебка» Стравинского, «Кармина бурана» Орфа.

    Певец сотрудничает с лучшими коллективами США и других стран, в числе которых Национальный симфонический оркестр США, симфонические оркестры Бостона, Виргинии, Детройта, Кливленда, Сакраменто, Сан-Франциско, Сент-Луиса, Филадельфии, Эвансвилла, Юты, Новый Западный оркестр (New West Symphony), Нью-Йоркский оркестр популярной музыки (New York Pops), хор и оркестр Общества Генделя и Гайдна в Бостоне, хор Вашингтонского общества хорового искусства, Далласский симфонический хор, хор Уэстерли (Род-Айленд); оркестр Джузеппе Верди (Милан), оркестры Швейцарского и Итальянского (RAI Orchestra) радио, оркестр Реджо Эмилия в Парме, Чешский филармонический оркестр, Филармонический оркестр радио Нидерландов, симфонический оркестр Хиросимы, Новый японский филармонический оркестр.

    Кевин Шорт участвовал в исполнении «Оды к радости» из 9-й симфонии Бетховена с оркестром Зимних Олимпийских игр в Нагано на церемонии открытия Олимпиады 1998 года.

    Ангажементы певца в сезоне 2013–2014 включали, в частности, выступления в партии Захарии в «Набукко» в Валлийской национальной опере и Гранд Опера Флориды, титульную роль в «Летучем голландце» Вагнера в Опере Сарасоты (Флорида, США), Зарастро в «Волшебной флейте» в Опере Нанта и Анжи. В сопровождении симфонического оркестра Остина (США) певец участвовал в исполнении Реквиема Верди.

    С 2002 года Кевин Шорт проживает в Европе, в настоящее время — в Швейцарии.