Московской филармонии – 90 лет. Юбилейный марафон

    29 января 2012

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда

    20.00 Камерный зал Московской филармонии. Солисты Российского национального оркестра. Дирижёр – Алексей БОГОРАД. «Мифы. Предания. Образы». ГЛИНКА, СТРАВИНСКИЙ

    Исполнители:

    Ансамбль солистов Российского национального оркестра
    Дирижер – Алексей БОГОРАД

    Дмитрий АЙЗЕНШТАДТ (кларнет)
    Михаил ШИЛЕНКОВ (фагот)
    Леонид КОРКИН (труба)
    Дмитрий ЖЕЛЕЗНОВ (тромбон)
    Илья МЕЛИХОВ (ударные)
    Алексей ХУТОРЯНСКИЙ (скрипка)
    Максим ТАРНОРУЦКИЙ (виолончель)
    Алексей ВЛАСОВ (контрабас)
    Светлана ТАРНОРУЦКАЯ (фортепиано)

    В концерте принимает участие:
    Сергей ФРОЛОВ (художественное слово)
    Нил МАКГАУАН (актер, Великобритания)
    Дэвид ЭРЛЬ (актер, Новая Зеландия)

     

    В программе:

    М. ГЛИНКА
    Патетическое трио ре минор (1832)

    И. СТРАВИНСКИЙ
    «История солдата» («Сказка о беглом солдате и чёрте» для чтеца и инструментального ансамбля)

    «История солдата» - «притча о беглом солдате и черте, читаемая, играемая и танцуемая». Уличное представление, театральный раек, синтез искусств, "театр в театре" и встреча двух культур - русской и швейцарской. В основе «Истории солдата» - русская народная сказка из сборника Афанасьева, переложенная на европейский лад соавтором Стравинского либреттистом Шарлем Рамю. Написано в 1918 году в Швейцарии, и это не просто факт биографии, но исток художественной формы. Вынужденное заточение в нейтральной стране в годы мировой войны и русской революции - без денег, внятных перспектив и возможности вернуться в прежнюю Россию. "История солдата" была для Рамю и Стравинского не только творческим актом, но и способом заработать, что обусловило ее облик - короткий компактный спектакль с минимальным оркестром, который можно возить по деревням швейцарских кантонов, показывая где угодно, хоть на площади. При этом великие соавторы (а для щвейцарцев Рамю не менее велик, чем Стравинский) отлично придумали, как остаться самими собой, то есть ничем не поступиться для развлекательности: они вовсю переосмысляли местный колорит. Композитор в партитуре сложно "имитировал" ошибки местных самодеятельных музыкантов, играющих альпийские мелодии, либреттист написал текст, который специалисты сравнивают с драмами Кокто, а в основу своего "безумного" литературного языка положил крестьянский диалект кантона Во. По иронии судьбы спектакль прошел лишь один раз, но навечно вошел в историю театра.

    Алексей Богорад

    Алексей Богорад принадлежит к поколению молодых талантливых дирижёров, которые достойно представляют исполнительское искусство сегодняшней музыкальной России на родине и за рубежом. 

    Алексей Богорад родился в Москве в семье дирижёра Владимира Богорада. С отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского: сначала по классу кларнета у профессора Владимира Соколова (2001), затем по классу оперно-симфонического дирижирования у профессора Геннадия Рождественского (2009).

    Лауреат международных дирижёрских конкурсов: имени Стефана Турчака в Киеве (2010, II премия) и имени Ловро фон Матачича в Загребе (2011, I премия). 

    В 2011–2012 годах Алексей Богорад был дирижёром Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова (художественный руководитель — Владимир Юровский). С 2012 года — дирижёр Государственного академического Большого театра России. С 2015-го – приглашённый дирижер Екатеринбургского театра оперы и балета. 

    В качестве дирижёра-постановщика Алексей Богорад подготовил спектакли «Мойдодыр» Е. Подгайца (мировая премьера), «Дитя и волшебство» М. Равеля, «Путеводитель по оркестру» Б. Бриттена (2012), «Марко Спада» Д. Обера (2013, все – Большой театр), «Щелкунчик» П. Чайковского (2011, Япония), «История солдата» И. Стравинского (2013, Театр-студия Института русского театра), «Корсар» А. Адана и «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (2014 и 2016, неаполитанский Театр Сан-Карло), «Баядерка» Л. Минкуса (2015, Национальный театр Белграда), «Жизель» А. Адана и «Наяда и рыбак» Ц. Пуни (2017, Екатеринбургский театр оперы и балета). Также в его обширном театральном репертуаре оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Летучий голландец» Р. Вагнера, «Фауст» Ш. Гуно, «Риголетто» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Богема», «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, «Дитя и волшебство» М. Равеля, «Воццек» А. Берга, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Иоланта», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. Чайковского, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Царская невеста» и «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова, «Огненный ангел» С. Прокофьева, множество балетов. 

    Дирижёр выступал с ведущими отечественными симфоническими коллективами: Национальным филармоническим оркестром России, Российским национальным оркестром, Государственным академическим камерным оркестром России, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, оркестром Мариинского театра (в рамках состоявшегося в Санкт-Петербурге Саммита G20), оркестром Михайловского театра, Уральским академическим филармоническим оркестром, Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан, Ростовским и Волгоградским академическими симфоническими оркестрами, Академическим симфоническим оркестром имени В. И. Сафонова; сотрудничал с Пермским, Нижегородским и Якутским театрами оперы и балета, а также с Национальными театрами в Праге и Белграде, неаполитанским театром Сан-Карло, симфоническими оркестрами Литвы, Украины, Хорватии, Норвегии, Испании. Продолжает регулярно выступать с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова – в июне 2015 года А. Богорад дирижировал этим коллективом на XV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. 

    В 2017 году номинировался на премию «Золотая маска» как лучший балетный дирижёр («Наяда и рыбак» Екатеринбургского театра). 

    В течение многих лет музыкант был солистом-кларнетистом в оркестре Большого театра (1997–2011) и Российском национальном оркестре под руководством Михаила Плетнёва (2001–2011). В эти годы он играл под управлением многих выдающихся дирижёров, среди которых Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Семён Бычков, Пааво Берглунд, Зубин Мета, Кент Нагано, Шарль Дютуа.