Musica Viva, Александр Уолкер, Эмин Мартиросян : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонемент Musica sacra nova

    Musica Viva, Александр Уолкер,
    Эмин Мартиросян

    4 марта 2017

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    В программе:
    Мендельсон
    «Сон в летнюю ночь» - концертная увертюра
    Бетховен
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Элгар
    Интродукция и аллегро для струнных
    Моцарт
    Симфония № 41 («Юпитер»)

    12+

    Абонемент №115:

    Золотая классика.
    Московский камерный оркестр «Musica Viva»

    В завершающем концерте цикла «Золотая классика» нам предстоит послушать четыре популярнейших опуса, интерпретации которых британский маэстро Александр Уолкер. Один из музыкальных критиков очень точно охарактеризовал его исполнительский почерк: «Утонченный музыкант, обладающий чувством стиля, четкими жестами и необыкновенно выразительными движениями». А это значит, что мы имеем возможность не только внимать музыкальным красотам, но и быть свидетелями того, как руки дирижера буквально ткут музыкальную канву: того, как рождается музыка. 

    Отдельных слов заслуживает и заявленный в концерте солист. Эмин Мартиросян, как и возглавляющий коллектив Musica Viva Александр Рудин, в равной мере владеет искусством игры сразу на двух инструментах – виолончели и фортепиано. Артист активно выступает в обоих амплуа и как солист, и в камерных ансамблях. Будет очень интересно услышать трактовку бетховенского шедевра от такого разностороннего музыканта. 

    Московский камерный оркестр Musica Viva

    История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.

    Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стали филармонический абонемент «Шедевры и премьеры», в котором репертуарные раритеты соседствовали с популярными произведениями, и цикл «Серебряная классика», основу которого составили произведения, не вошедшие в так называемый золотой фонд. В рамках цикла проходила молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашал своих коллег-виолончелистов.

    Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярёва и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других.

    В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты, в их числе оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, «Орфей и Эвридика» Глюка (парижская редакция), Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Павел» Мендельсона и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. С британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и «Геракл». В сентябре 2021 года оркестр Musica Viva выступил на Генделевском фестивале в Москве, где участвовал в исполнении оратории «Феодора» и духовных сочинений (дирижеры – Александр Рудин и Андреас Шперинг). В сезоне 2021/22 коллектив также принимал участие в концертном исполнении оперы «Полифем» Порпоры (дирижер – Маркеллос Хриссикос) и российской премьере оперы «Олимпиада» Вивальди (дирижер – Федерико Мария Сарделли) на сцене Зала Чайковского.

    Среди недавних проектов Musica Viva – циклы «Парижских» и «Лондонских» симфоний Гайдна в Камерном зале Московского международного Дома музыки. В сезоне 2024/25 оркестр продолжает цикл гайдновских симфоний и месс в рамках абонемента ММДМ «Йозеф Гайдн. Великие мессы и симфонии».

    Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адорьян, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены Джойс Дидонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сьюзен Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale Gent и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada. Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург).

    Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России.

    Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский сезон», Olympia, Hyperion, Naxos, Chandos, Тudor, Fuga Libera, «Мелодия». В 2019 году вышел альбом симфоний Иоганна Стамица, в 2020-м – Тройной и Скрипичный концерты Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). Особый интерес в дискографии оркестра представляют записи с Александром Рудиным в качестве солиста. В их числе виолончельные концерты Жан-Бальтазара Триклира, Мясковского, Антонина Крафта, композиторов эпохи барокко (в том числе Иоганна Адольфа Хассе, Карла Филиппа Эмануэля Баха, Иоганна Вильгельма Хертеля и др.). «Григ-альбом» знакомит слушателей с Рудиным – мастером оркестровки: в записи представлены его оркестровые версии камерных сочинений норвежского классика.

    Деятельность оркестра Musica Viva в течение многих лет поддерживается грантом Президента Российской Федерации.

    Александр Уолкер

    Александр Уолкер — музыкальный директор симфонических оркестров Нортхэпмтона и Норфолка.

    Обучался Бристольском университете, в Гилдхоллской школе музыки и театра в Лондоне, в аспирантуре Ленинградской консерватории у Ильи Мусина.

    Александр Уолкер выступает в крупнейших залах мира – Концертном зале имени П. И. Чайковского, залах Московского международного Дома музыки, Зале имени Дворжака в Рудольфинуме (Прага), Бриджуотер-холле (Манчестер), Барбикан-центре (Лондон).

    В качестве приглашенного дирижера он сотрудничал с такими оркестрами, как Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Пражский, Белградский, Бухарестский филармонические оркестры, Филармонический оркестр Македонии, Лондонский филармонический оркестр, Лондонская симфониетта, оркестры Би-Би-Си и Куинс-холла, манчестерский Оркестр Хале и другие британские коллективы, а также симфонические оркестры Дании, Финляндии, Польши, Венгрии, Румынии, Турции. Александр Уокер выступал с известными солистами, среди которых Кристиан Блэкшоу, Чен Халеви, Ванда Вилкомирская.

    Дирижер обладает обширным симфоническим и оперным репертуаром. В его интерпретации часто звучат незаслуженно забытые произведения, в том числе композиторов – ярких представителей национальных школ. Маэстро провел в России фестиваль музыки Карла Нильсона, а в Финляндии – Мечислава Карловича. А. Уолкер представил множество премьер современных композиторов – Алана Чарльтона, Юрия Фалика, Андрея Петрова, Аки-Юли Саломаки, Владимира Успенского и других авторов.

    В оперном репертуаре маэстро – практически все произведения Верди, Пуччини, Моцарта, Чайковского, а также оперы «Кармен» Бизе, «Русалка» Дворжака, «Тристан и Изольда» Вагнера, «Честное слово» Монюшко, «Жизнь за царя» Глинки, «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса, оперетта «Москва, Черемушки» Шостаковича.

    Александр Уолкер сотрудничал со многими театрами мира, выступая как музыкальный руководитель и дирижер спектаклей. Он регулярно дирижирует балетами в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден («Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Жизель» Адана, «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Чайковского, «Манон» Макмиллана), с балетной труппой которого гастролировал в Большом и Мариинском театрах, Метрополитен-опере, Кеннеди-центре, а также в Японии, Сингапуре, Корее, Турции. Александр Уокер дирижировал гала-выступлением Анастасии Волочковой в Лондоне. Он провел балетные спектакли в Северном театре балета в Лидсе (Великобритания), в Финской национальной опере.

    Среди ярких оперных проектов маэстро – «Поворот винта» Бриттена в Оперном театре Стамбула (первая постановка в Турции). На XVI Международном оперном фестивале имени М. Д. Михайлова (2006, Чебоксары) он дирижировал оперой «Тоска» с участием солиста Мариинского театра Николая Путилина и солистки театра Ковент-Гарден Вирджинии Керр.

    С 1999 по 2004 гг. Александр Уолкер был приглашенным дирижером Воронежского симфонического оркестра. Пресса отзывалась о нем, как об «утонченном музыканте, обладающем чувством стиля, четкими жестами и необыкновенно выразительными движениями» («Воронежский курьер»).

    С 2009 года маэстро возглавляет симфонические оркестры Нортхэпмтона и Норфолка.

    Александр Уолкер неоднократно принимал участие в абонементе Жанны Дозорцевой, выступая с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» в Концертном зале имени П. И. Чайковского.

    Эмин Мартиросян

    Эмин Мартиросян родился в 1987 году в Ереване. Окончил Академический музыкальный колледж при Московской консерватории (2006), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (2011) и ассистентуру-стажировку МГК (2014) по классу виолончели профессора Алексея Селезнёва. Занимался также в классе фортепиано профессора Наталии Юрыгиной.

    В составе трио стал лауреатом II Всероссийского конкурса «Новые имена» в Ханты-Мансийске (2004) и обладателем Гран-при Международного конкурса молодых пианистов, фортепианных дуэтов и камерных ансамблей имени Марии Юдиной в Санкт-Петербурге (2011). Удостоен также премий и дипломов международных конкурсов и фестивалей как солист.

    С 2010 года – артист и солист Московского камерного оркестра Musica Viva под руководством Александра Рудина. Ведет активную концертную деятельность как виолончелист и пианист, много выступает в камерных ансамблях. Как пианист солировал с Уральским молодежным симфоническим оркестром и Академическим симфоническим оркестром Саратовской филармонии. Среди его партнеров по камерному ансамблю – Александр Рудин, Алексей Любимов, Иван Монигетти, Михаил Безносов, Ирина Кандинская, Анна Кандинская и многие другие известные российские музыканты. 

    Участник проекта «Посольство мастерства» Санкт-Петербургского Дома музыки (в дуэте со скрипачом Павлом Милюковым). Гастролировал по России, во Франции, Германии, Швейцарии, Чехии, Турции, Молдове и других странах.

    Удостоен Благодарности мэра Москвы «за вклад в развитие культуры в Москве и многолетний добросовестный труд» (2018).