Мендельсон. Оратория «Павел» для солистов, хора и оркестра : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Мендельсон. Оратория «Павел»
    для солистов, хора и оркестра

    5 апреля 2017

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Московский камерный оркестр
    Musica Viva
    Дирижёр – Александр Рудин
    Хор Kantorei der Schlosskirche Weilburg
    Мехтильд Бах (сопрано, Германия)
    Бритта Шварц (меццо-сопрано, Германия)
    Маркус Шафер (тенор, Германия)
    Манфред Биттнер (бас-баритон, Германия)
    В программе:
    Мендельсон
    «Павел» – оратория для солистов, хора и оркестра

    12+

    Абонемент №41:

    Шедевры и премьеры

    «Моя оратория приносит мне всё больше и больше радости...», – писал 25-летний Феликс Мендельсон в 1834 году, работая над ораторией «Павел». 

    Через два года премьера оратории прошла с ошеломляющим успехом. Шуман, как преданный друг, тепло отзывался об этой работе, но Мендельсон и после премьеры продолжил работу над ней, внеся существенные корректировки. Следующее представление также имело огромный успех, и с этого дня началось триумфальное шествие оратории по многим странам Европы и в США.

    «Павел» был первой из запланированного грандиозного цикла из трёх ораторий: «Павел»-«Илия»-«Христос», а также первым опытом Мендельсона в этой музыкальной форме (до этого он с успехом восстановил и исполнил «Страсти по Матфею» Баха и оратории Генделя). Современные композитору критики не раз называли Мендельсона «учеником Баха». По своему строению «Павел» отчетливо напоминает баховские «Страсти». Реплики солистов, выступающих в роли рассказчика, реплики Павла, реплики толпы чередуются с протестантскими хоралами и ариями. 

    5 апреля в исполнении грандиозной оратории примут участие выдающиеся певцы: обладатель премии «Грэмми» тенор Маркус Шафер (за ним закрепилась слава непревзойденного исполнителя партий Евангелиста в Пассионах И. С. Баха), певцы, сотрудничающие с выдающимися барочными исполнителями и ансамблями - бас-баритон Манфред Биттнер, сопрано Мехтильд Бах и меццо-сопрано Бритта Шварц. 

    Хор Kantorei der Schlosskirche имеет давние традиции в исполнении церковной музыки. Коллектив регулярно выступает с известными солистами, оркестрами «Capella Weilburgensis» и «L’arpa festante» (Мюнхен) не только на больших церковных праздниках, но и принимает участие в крупных светских концертах. В репертуаре хора шедевры великих мастеров: К. Монтеверди, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Мендельсона, И. Брамса. Пресса не раз комментировала концерты коллектива: «...высокое, иногда совершенно образцовое качество исполнительства».

    Московский камерный оркестр Musica Viva

    История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.

    Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал концертный цикл «Шедевры и премьеры» в Московской филармонии: в программах абонемента широко известные сочинения звучат свежо, будто исполняются впервые, а музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями для публики. В 2011 году появился цикл «Серебряная классика»; его основу составляют произведения, которые не вошли в золотой репертуарный фонд, хотя и достойны этого. В рамках цикла проходит молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов.

    Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярёва и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других.

    В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты – оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес».

    Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены: Джойс ДиДонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сюзан Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada.

    Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе всемирно известных «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург). Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России.

    Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский Сезон» (Россия-Франция), Olympia и Hyperion (Великобритания), Тudor (Швейцария), Fuga Libera (Бельгия), «Мелодия» (Россия). Среди недавних успешных записей коллектива – диск музыки Дворжака (2013, Fuga Libera) и альбом виолончельных концертов Хассе, К. Ф. Э. Баха и Хертеля (2016, Chandos).

    В сезоне 2018/19 оркестр Musica Viva отмечает 40 лет со дня основания.

    Александр Рудин

    Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. В его репертуар входят произведения четырех столетий – как самые известные, так и никогда не исполнявшиеся. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали ряд сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso. Значимую часть репертуара Рудина составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Эдисона Денисова, Родиона Щедрина, Андрея Головина.

    Рудин родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории (руководитель Дмитрий Китаенко). Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), Г. Кассадо во Флоренции (1979), П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983). Художественный руководитель (с 1988) и главный дирижер камерного оркестра «Musica Viva». С 1989 года преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 – профессор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2003). Народный артист России. Член жюри ряда международных конкурсов, в том числе X, XI и XII (председатель жюри виолончелистов) конкурсов имени Чайковского.

    Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся аутентичным исполнением старинной музыки и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр MusicaViva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентичного исполнительства, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов.

    «Мимо меня не прошли достижения аутентистов, я с этим направлением много соприкасался – в первую очередь благодаря записям, поскольку до недавнего времени подобные коллективы в нашу страну почти не приезжали, – говорит Рудин. – Я никогда не играл музыку с преувеличенно-экспрессивными намерениями, с большой вибрацией и жирным звуком. Это слышно даже в старых моих записях, и получается, что я не настолько уж и отошел от того, что делал раньше – как солист и как дирижер. Как виолончелист я имел дело с Гайдном почти с детского возраста – еще на своем первом конкурсе в Праге, где как лауреат I премии играл его До-мажорный концерт. И не могу сказать, что с тех пор мои принципы кардинально изменились».

    С Московским камерным оркестром Musica Viva Рудин представил в столице уникальные концертные программы, зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В Москве под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера.

    Крупнейшим событием московской музыкальной жизни стал концерт, посвященный 50-летию Рудина, состоявшийся 22 ноября 2010 года. В течение вечера Рудин представил две российские премьеры (Концерт для виолончели с оркестром До мажор Вагензайля, Две пьесы для виолончели с оркестром Сибелиуса), а также пять крупных виолончельных концертов – Гайдна, К. Ф. Э. Баха, Крафта, Шостаковича, Дворжака.

    Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, Большой симфонический оркестр имени Чайковского, Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции. Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), La Follе Journée (Франция, Испания, Япония) и других. Сольные концерты Рудина проходят в Германии, Финляндии, Голландии, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах.

    В дискографии Рудина более 30 дисков. Особую известность получили его записи шести сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом», а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Крафта).

    Хор Kantorei der Schlosskirche Weilburg

    Хор Kantorei der Schlosskirche регулярно выступает с известными солистами, коллективами Capella Weilburgensis, L’arpa festante, Harmonie Universelle и Le Tendre Amour – на больших церковных праздниках и на крупных светских концертах. В репертуаре коллектива – сочинения Монтеверди, И. С. Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Брамса и других. С 1986 года кантор хора – Дорис Хагель. Она выступает в качестве дирижера, певицы, органистки, художественного руководителя и организатора цикла концертов «Старинная музыка в замке Вайльбург». Помимо работы c ведущими ансамблями старинной музыки, хор выступает с оркестром Capella Weilburgensis, в котором участвуют лучшие исполнители на исторических инструментах из Германии и соседних стран.

    В сотрудничестве с издательством Profil-Medien сделана серия записей «Старинная музыка в замке Вайльбург». Записаны также «Четыре строгих напева» Брамса в исполнении Клауса Мертенса (баритон), «Реквием» Дворжака (впервые на исторических инструментах), оратории «Павел» и «Илия» Мендельсона.

    13 ноября 2005 года по случаю сотой годовщины со дня смерти герцога Адольфа фон Нассау хором исполнен «Реквием» Дворжака. В 2007 году коллектив участвовал в исполнении Мессы Дворжака в одном концерте с «Песнями об умерших детях» Малера. В 2014 году в рамках XIII Международного фестиваля Di Musica e Arte Sacra в Риме хор принял участие в исполнении оратории «Саул» Генделя. В 2010, 2012 и 2013 годах состоялись гастроли хора в Санкт-Петербурге и церкви Богородицы в Дрездене, в 2015– на Международном фестивале в базилике города Эхтернах (Люксембург). 

    Мехтильд Бах

    Мехтильд Бах родилась в городе Лимбург-ан-дер-Лан. Училась в Государственной высшей школе музыки и изобразительного искусства во Франкфурте-на-Майне у профессоров Эльзы Кавельти, Гартмута Хёлля, Веры Росца и Лауры Сарти. Во время учебы дебютировала в Дармштадском государственном театре. Затем была приглашена в оперную студию Национальной Рейнской оперы. С 1990 года поет в Городском театре Гейдельберга, где овладела широким репертуаром лирического сопрано. Мехтильд Бах гастролировала по всей Европе, сотрудничала с выдающимися музыкантами, среди которых Райнхард Гёбель, Петер Нойманн, Манфред Хонек, Тон Коопман, Гельмут Риллинг, Конрад Юнгхэнель. Она выступала на Дрезденских днях музыки, в Международной академии Баха в Штутгарте, в замке Вайльбург, на Неделях музыки Малера в Тоблахе, в филармониях Берлина и Кёльна, Берлинском драматическом театре, Консертгебау в Амстердаме, во многих других музыкальных центрах Европы. Постоянная приглашенная солистка ансамбля «Кантус Кёльн». В последние годы поет также в Оперном театре Галле и театре Люцерна.

    Бритта Шварц

    Бритта Шварц выступает с известными оркестрами – Берлинским филармоническим, Израильским филармоническим, Консертгебау в Амстердаме, «Академией святого Мартина в полях», Саксонской государственной капеллой и «Капеллой Андреа Барка»; сотрудничает со знаменитыми дирижёрами, среди которых Филипп Херревеге, Кент Нагано, Марек Яновский, Петер Шрайер, Густаво Дудамель. Бритта Шварц побывала с концертами почти во всех странах Европы, а также в Израиле и Японии. Cотрудничает с выдающимися барочными исполнителями и ансамблями, среди которых Райнхард Гёбель, Пьер Као, Густав Леонхардт, Реми Людгер и Михаэль Шёнхайт, Фрайбургский барочный оркестр, ансамбль Musica Antiqua Köln, Берлинская академия старинной музыки и Камерный хор RIAS. Особое место в творчестве певицы занимает камерная вокальная музыка. Организовала цикл вокальных вечеров в Дрездене, где выступала с пианистом Андрашем Шиффом. Уже несколько лет преподает в Дрезденской высшей школе музыки имени Вебера, а в 2015 году стала почетным профессором Берлинской высшей школы музыки имени Эйслера.

    Маркус Шафер

    Маркус Шафер – лауреат конкурса имени Карузо в Милане, обладатель премии «Грэмми». Свои первые контракты он заключил с Цюрихским оперным театром (1985-1986) и Немецкой оперой на Рейне (1987-1993), вскоре стал петь в ведущих европейских театрах – венецианском Ла Фениче и Лисео в Барселоне, Лионской опере, Баварской и Берлинской государственных операх, на фестивалях в Зальцбурге и Пезаро. За ним закрепилась слава непревзойденного исполнителя партий Евангелиста в «Страстях» И. С. Баха; в его репертуаре множество партий в кантатно-ораториальных сочинениях и операх Генделя и Гайдна, операх и ораториях венских классиков, вокальные циклы Шуберта и Шумана, композиторов ХХ века. Среди недавних работ Шафера такие далекие друг от друга по стилистике сочинения, как «Воццек» Берга в Берлинской Комической опере и «Летучая мышь» И. Штрауса в нидерландском Nationale Reisoperaand. Среди партнеров певца были и есть выдающиеся исполнители музыки барокко: Рене Якобс, Сигизвальд Кёйкен, Франс Брюгген, Пол Маккриш, Николаус Арнонкур, Филипп Херревеге, Тон Коопман, Густав Леонхард, а также признанные исполнители современной музыки – Михаэль Гилен, Кент Нагано и другие. Запись «Страстей по Матфею» Баха, осуществленная с Николаусом Арнонкуром и его ансамблем Concentus Musicus Wien, была удостоена «Грэмми», а оратория «Иов» Диттерсдорфа под управлением Германа Макса получила Приз немецких критиков в области звукозаписи. Маркус Шафер – профессор вокала Ганноверской Высшей школы музыки и театра.

    Манфред Биттнер

    Манфред Биттнер родился в городе Вайсенбург-ин-Байерн, получил музыкальное образование в хоре Регенсбургского собора «Регенсбургер Домшпатцен». Учился у Вольфганга Бренделя в Мюнхене, посещал Театральную академию Баварии в Театре принца-регента и Оперную школу в Мюнхене в качестве стипендиата Немецкого театрального объединения. Обучался на мастер-классах в Штутгарте, посещал мастер-классы Андреаса Шмидта и Томаса Квастхоффа. Обширный репертуар Манфреда Биттнера включает произведения разных эпох, от опер и ораторий средневекового барокко, классики и романтизма до премьер современных авторов. Певец гастролирует по всей Европе, в Австралии и Юго-Восточной Азии, выступает на Биеннале современной музыки в Мюнхене, Венских праздничных неделях, Берлинском фестивале, на Фестивале Баха в Лейпциге и Европейском музыкальном фестивале в Штутгарте. Среди творческих партнёров Манфреда Биттнера известные ансамбли – L’arpa festante, Фрайбургский барочный оркестр, Ансамбль Бальтазара Неймана, Берлинская академия старинной музыки, Оркестр Тонхалле в Цюрихе, Камерный оркестр Базеля, Concerto Köln, Hamburger Camerata, дирижёры Винфрид Толл, Стефен Штуббс, Айвор Болтон, Филипп Херревеге, Рене Якобс, Конрад Юнгхэнель и Томас Хенгельброк, а также режиссёры Барри Коски и Клаус Гут.

    Рекомендуем к просмотру

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Российский национальный оркестр,
    Сергей Крылов

    30.10.2017

    В программе:
    Мендельсон
    Концертная увертюра «Сон в летнюю ночь» по В. Шекспиру
    Концерт для скрипки с оркестром
    Симфония № 4 («Итальянская»)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный академический камерный оркестр России, Алексей Уткин,
    Михаил Турпанов

    12.07.2017

    В программе:
    И. С. Бах
    Концерт для трех скрипок с оркестром
    Бетховен
    Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром
    Шуман
    Три пьесы в народном стиле для гобоя с оркестром
    Вивальди
    Концерт для трех скрипок с оркестром
    Россини
    Соната № 3 для струнных

    Камерный зал Филармонии

    Дух времени

    21.04.2018

    В программе:
    И. С. Бах
    «Итальянский концерт» фа мажор, BWV 971 (версия для солирующих цимбал, струнных и бассо континуо)
    Дуэт Et misericordia из Магнификата, BWV 243
    Ария Erbauliche Gedanken eines Tabakrauchers («Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», № 20)
    Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло ре минор, BWV 1004
    Ария Ei! Wieschmeckt der Coffee süsse из «Кофейной кантаты», BWV 211
    Хорал Wohl mir, dass ich Jesum habe из Кантаты Herz und Mund und Tat und Leben, BWV 147
    Гендель
    Ария Клеопатры Piangero, la sorte mia из оперы «Юлий Цезарь»
    Ария Альцины Ah, mio cor из оперы «Альцина»
    Хор A solis ortu из Псалма № 112 Laudate pueri Dominum, HWV 237
    Телеман
    Трио-соната № 5 Essercii musici, TWV 42:а4
    Ария Die Zeit из «Моральной кантаты», TWV 20:23
    Финал «Парижского квартета» ми минор № 12, TWV 43:e4
    Интрада-Сюита «Путешествия Гулливера», TWV 40:108

    Камерный зал Филармонии

    Концерт во французском стиле

    24.03.2018

    Камерный зал Филармонии

    Певец меланхолии

    28.10.2017

    В программе:
    Доуленд
    «Меланхолическая гальярда»
    «Гальярда датского короля»

    Камерный зал Филармонии

    От трубадуров до барокко

    17.11.2017

    Камерный зал Филармонии

    Истории, рассказанные на ночь
    (Старинные баллады и предания о событиях необычайных)

    01.04.2018

    Камерный зал Филармонии

    От Ламанша до Гибралтара с волынкой

    22.01.2018

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Сергей Крылов, Московский камерный
    оркестр Musica Viva

    22.12.2017

    В программе:
    И. С. Бах
    Концерт для скрипки с оркестром ми мажор
    Концерт для скрипки с оркестром ля минор
    Бранденбургский концерт № 3
    Вивальди
    Gloria для солистов, хора и оркестра

    Камерный зал Филармонии

    Война и мир

    24.02.2018