В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
Абонемент №41:
Шедевры и премьеры
Абонементный цикл «Шедевры и премьеры» – титульный проект
Московского камерного оркестра Musica Viva, отражающий основные
направления творческой деятельности коллектива. Программы цикла
формируются по принципу сочетания признанных образцов классического
музыкального искусства и произведений, редко исполняемых на
отечественных сценах, премьерных раритетов, восполняющих пробелы в
музыкальной истории той или иной эпохи. В концертах цикла публика
получает редкую возможность «живьем» услышать впервые в Москве
зарубежных исполнителей – солистов и дирижеров, завоевавших признание
на Западе.
В предстоящем сезоне 2016/2017 серия «Шедевры и премьеры» – это три концерта, каждый из которых имеет свой уникальный художественный статус.
«Шедевры и Премьеры» откроет программа, в которой солистом и дирижером выступит Джулиано Карминьола, легендарный итальянский скрипач- виртуоз. Его обширный репертуар включает практически всё, что написано Вивальди и Корелли для скрипки. Европейская пресса называет его «Принц скрипачей Барокко», и отмечает, что «Карминьола действительно играет как аристократ голубой крови». 8 ноября 2016 г.
Программа из произведений И.Брамса и Р.Шумана позволит слушателям насладиться разными гранями мастерства Александра Рудина: солиста – виолончелиста (в Концерте для скрипки и виолончели с оркестром Брамса) и дирижера (Симфония №2 Шумана). Партнером маэстро Рудина в этой программе будет выдающийся британский скрипач Энтони Марвуд. 10 марта 2017
Заключительный концерт абонемента «Шедевры и премьеры» состоится 5 апреля 2017 года.
В этот вечер будет представлена Оратория «Павел» Феликса Мендельсона в исполнении немецкого хора и солистов Kantorei der Schlosskirche Weilburg и оркестра Musica Viva под управлением Александра Рудина. Многие сочинения Мендельсона звучат во всех концертных залах от Нью-Йорка до Сиднея. Но его монументальные оратории «Павел» и «Илья» исполняются в России крайне редко. По своему строению и масштабности оратория «Павел», написанный на евангельский сюжет, напоминает баховские «Страсти».
Критик Дрю Минтер в журнале The Met Opera Guide так охарактеризовал исполнение оратории в Нью-Йорке в 2009 году: «Дорис Хагель с оркестром «Вальбургская Капелла» и Хором Kantorei der Schlosskirche — образец ясности и прозрачности, коих так непросто добиться в произведении Мендельсона». Теперь и московский зритель сможет услышать признанное в мире каноническое исполнение.
История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.
Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стали филармонический абонемент «Шедевры и премьеры», в котором репертуарные раритеты соседствовали с популярными произведениями, и цикл «Серебряная классика», основу которого составили произведения, не вошедшие в так называемый золотой фонд. В рамках цикла проходила молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашал своих коллег-виолончелистов.
Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярёва и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других.
В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты, в их числе оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, «Орфей и Эвридика» Глюка (парижская редакция), Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Павел» Мендельсона и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. С британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и «Геракл». В сентябре 2021 года оркестр Musica Viva выступил на Генделевском фестивале в Москве, где участвовал в исполнении оратории «Феодора» и духовных сочинений (дирижеры – Александр Рудин и Андреас Шперинг). В сезоне 2021/22 коллектив также принимал участие в концертном исполнении оперы «Полифем» Порпоры (дирижер – Маркеллос Хриссикос) и российской премьере оперы «Олимпиада» Вивальди (дирижер – Федерико Мария Сарделли) на сцене Зала Чайковского.
Среди недавних проектов Musica Viva – циклы «Парижских» и «Лондонских» симфоний Гайдна в Камерном зале Московского международного Дома музыки. В сезоне 2023/24 оркестр представляет новый цикл гайдновских симфоний и месс в рамках абонемента ММДМ «Йозеф Гайдн. Великие мессы и симфонии».
Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адорьян, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены Джойс Дидонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сьюзен Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale Gent и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada. Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург).
Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России.
Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский сезон», Olympia, Hyperion, Naxos, Chandos, Тudor, Fuga Libera, «Мелодия». В 2019 году вышел альбом симфоний Иоганна Стамица, в 2020-м – Тройной и Скрипичный концерты Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). Особый интерес в дискографии оркестра представляют записи с Александром Рудиным в качестве солиста. В их числе виолончельные концерты Жан-Бальтазара Триклира, Мясковского, Антонина Крафта, композиторов эпохи барокко (в том числе Иоганна Адольфа Хассе, Карла Филиппа Эмануэля Баха, Иоганна Вильгельма Хертеля и др.). «Григ-альбом» знакомит слушателей с Рудиным – мастером оркестровки: в записи представлены его оркестровые версии камерных сочинений норвежского классика.
Деятельность оркестра Musica Viva в течение многих лет поддерживается грантом Президента Российской Федерации.
Джулиано Карминьола родился в 1951 году в городе Тревизо. Сначала он учился музыке у своего отца, затем – в Венецианской консерватории у знаменитого педагога Луиджи Ферро. Исполнительское мастерство музыкант совершенствовал на мастер-классах Франко Гулли (в Музыкальной академии Киджи в Сиене), Натана Мильштейна (в Женевской консерватория) и Генрика Шеринга.
Исполнительская манера скрипача характеризуется исключительной эмоциональностью и техническим совершенством. Репертуар Карминьолы простирается от произведений раннего барокко до опусов ХХ века. Именно поэтому он востребован как солист у самых разных оркестров – и барочных, и классических. В 1970-е годы он был лидером знаменитых «Виртуозов Рима».
Джулиано Карминьола сотрудничал с известными дирижерами, среди которых Элиаху Инбал, Андреа Маркон, Тон Копман, Джузеппе Синополи, Петер Мааг, Джованни Антонини и многие другие. Отдельная глава в творческой биографии скрипача была связана с маэстро Клаудио Аббадо. Сегодня музыкант выступает на всех континентах, его концерты проходят в лучших залах мира.
Помимо исполнительской, Карминьола ведет преподавательскую деятельность – в Люцерне и в Музыкальной академии Киджи в Сиене.
В 2003 году Джулиано Карминьола подписал эксклюзивный контракт с Deutsche Grammophon. Большую часть записанного им репертуара составляют произведения Антонио Вивальди – по мнению некоторых экспертов, это, возможно, лучшие в истории грамзаписи интерпретации концертов итальянского композитора. Помимо этого, скрипач принял участие в записи концертов В. А. Моцарта с Клаудио Аббадо и партит И. С. Баха.
Для исполнения барочной музыки Карминьола использует уникальную по тембру скрипку 1739 года мастера Джованни Флорено, а также скрипку Антонио Страдивари 1732 года, которую ему предоставляет Болонский фонд Cassa di Risparmio. Музыку более поздних эпох он исполняет на инструменте Гварнери 1733 года.