Оркестр Musica Viva, Томас Цетмайр, Рут Киллиус : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Оркестр Musica Viva,
    Томас Цетмайр, Рут Киллиус

    24 октября 2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Московский камерный оркестр
    Musica Viva
    Дирижёр и солист – Томас Цетмайр (скрипка)
    Рут Киллиус (альт, Германия)
    В программе:
    Моцарт
    Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром
    Мендельсон
    Симфония № 3 («Шотландская»)
    «Сказка о прекрасной Мелузине» – концертная увертюра

    12+

    Абонемент №35:

    Шедевры и премьеры. Московский камерный оркестр Musica Viva

    Московский камерный оркестр Musica Viva

    История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.

    Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал концертный цикл «Шедевры и премьеры» в Московской филармонии: в программах абонемента широко известные сочинения звучат свежо, будто исполняются впервые, а музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями для публики. В 2011 году появился цикл «Серебряная классика»; его основу составляют произведения, которые не вошли в золотой репертуарный фонд, хотя и достойны этого. В рамках цикла проходит молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов.

    Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярёва и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других.

    В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты – оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес».

    Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены: Джойс ДиДонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сюзан Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada.

    Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе всемирно известных «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург). Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России.

    Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский Сезон» (Россия-Франция), Olympia и Hyperion (Великобритания), Тudor (Швейцария), Fuga Libera (Бельгия), «Мелодия» (Россия). Среди недавних успешных записей коллектива – диск музыки Дворжака (2013, Fuga Libera) и альбом виолончельных концертов Хассе, К. Ф. Э. Баха и Хертеля (2016, Chandos).

    В сезоне 2018/19 оркестр Musica Viva отмечает 40 лет со дня основания.

    Томас Цетмайр

    Томас Цетмайр — один из выдающихся современных музыкантов, известный во всем мире скрипач, дирижер и исполнитель камерной музыки.

    Цетмайр родился в 1961 году в Зальцбурге. Учился в зальцбургском «Моцартеуме», занимался на мастер-классах Франца Самохила, Макса Росталя и Натана Мильштейна. В 1978 году он завоевал первую премию на Втором Международном конкурсе Моцарта в Зальцбурге.

      В качестве солиста Томас Цетмайр выступает на самых прославленных сценах Европы, включая лондонский Royal Festival Hall, венский «Концертхаус» и Мюнхенскую филармонию. В 1997 году на гастролях в Москве он исполнил Концерт для скрипки с оркестром Бетховена с «Оркестром XVIII века» под управлением Франса Брюггена. Он сотрудничал с выдающимися дирижерами, среди которых Даниэль Баренбойм, Кристоф фон Донаньи, сэр Джон Эллион Гардинер, Николаус Арнонкур, сэр Чарльз Маккеррас, Кент Нагано, сэр Саймон Рэттл, Эса-Пекка Салонен.

    Томас Цетмайр записал на компакт-диски большую часть скрипичного репертуара, и многие его записи были удостоены престижных наград. Среди них: Скрипичный концерт “Canto di speranza” Б. Циммермана с оркестром Западногерманского радио под управлением Х. Холлигера (Diapason d’Or de l’Année), 24 каприса Паганини (премия  Ассоциации немецких критиков, Midem Classic Award, 2010), Скрипичный концерт Элгара с Халле-оркестром Манчестера под управлением М. Элдера (Gramophone Award, 2010), Скрипичные концерты Моцарта с «Оркестром XVIII века» под управлением Ф. Брюггена (эту запись называют одной из эталонных).

    Следует отметить диск «Манто и Мадригалы», вышедший в марте 2011 года на студии ECM, на котором Томас Цетмайр в дуэте со своей супругой Рут Киллиус записал произведения для скрипки и альта композиторов XX—XXI веков: Бартока, Мартину, Холлигера, Шельси и др.

      Цетмайр уделяет большое внимание современной музыке. Он — первый исполнитель скрипичных концертов Джеймса Диллона и Ханса-Юргена фон Бозе, а также посвященного ему Концерта Хайнца Холлигера. Летом 2012 года на Зальцбургском фестивале Цетмайр исполнил мировую премьеру Двойного концерта для скрипки и альта Х. Холлигера с Венским филармоническим оркестром (партия альта — Рут Киллиус), дал сольный концерт и выступил в составе «Цетмайр-квартета», основанного им в 1994 году.

      С 2002 по 2014 гг. Цетмайр возглавлял британский оркестр «Северная Симфония» в г. Ньюкасл. С этим оркестром коллективом он гастролировал в Нидерландах, Скандинавии  и Германии, выступил на музыкальном фестивале в Гонконге и выпустил несколько компакт-дисков (в качестве дирижера и солиста). Дискография включает записи симфоний Шумана (№ 4) Сибелиуса (№№ 3 и 6), Шуберта  (№ 6), Бетховена (№ 9) и Г. Галя (№№ 1 и 2), скрипичных концертов Брамса и Стравинского, а также альбом «Неизвестный Бриттен» (с певицей Сандрин Пьо). 

    В июне 2013 года оркестр «Северная Симфония» (незадолго до этого удостоенный титула «Королевский») под управлением Томаса Цетмайра выступил в Новосибирске: коллектив дал концерт из произведений Моцарта, Бриттена и Шостаковича, а также принял участие в исполнении «Военного реквиема» Бриттена. 

      В качестве приглашенного дирижера Цетмайр сотрудничает с такими известными коллективами, как Венгерский национальный оркестр, Национальный оркестр Лиона, Национальный филармонический оркестр Варшавы, Оркестр Халле в Манчестере, Бамбергский симфонический, Гамбургский филармонический, Роттердамский филармонический, симфонические оркестры Финского и Баварского радио, оркестр берлинского «Концертхауса», филармонический оркестр Страсбурга, «Камерата Зальцбург», камерные оркестры Лозанны, Штутгарта, Нидерландского радио, венский «Тонкюнстлер-оркестр», Английский камерный оркестр,  и многими другими. 

    С сезона 2012/13  Томас Цетмайр — художественный руководитель и главный дирижер Камерного оркестра Парижа. С 2010 он является постоянным художественным партнером Камерного оркестра Сент-Пола (Миннесота, США), с 2014 — почетным дирижером Королевского оркестра «Северная Симфония».

    В июне 2015 года было объявлено, что Томас Цетмайр назначен главным дирижером симфонического оркестра «Музикколлегиум» в г. Винтертур (Швейцария) и приступит к новым обязанностям в сентябре 2016. Контракт подписан на три года.

    Томас Цетмайр удостоен премии Ассоциации немецких критиков за универсальные достижения в исполнительском искусстве (2005), премии Карла Бёма от Федеральной земли Штирия (2007). Он — почетный доктор Высшей школы музыки имени Ф. Листа в Веймаре (Германия) и Университета Ньюкасла (Великобритания). 

    Рут Киллиус

    Рут Киллиус — исполнительница, в руках которой альт в наши дни обрел новое звучание и значение. Выдающаяся солистка и не менее блестящий камерный музыкант, она с исключительной полнотой раскрывает многообразие возможностей инструмента. 

    Игре на альте Киллиус училась у таких мэтров, как Ульрих Кох и Ким Кашкашьян. Начав карьеру в качестве первой альтистки оркестра «Камерата Берн», она в дальнейшем выступала с такими прославленными оркестрами, как Бостонский симфонический, Базельский симфонический, Будапештский фестивальный, Венский камерный оркестр, оркестр Лейпцигского радио, «Резидент-оркестр» Гааги, «Северная симфония» (Ньюкасл, Великобритания), «Камерата Зальцбург», Австралийский и Сиднейский симфонические оркестры, симфонический оркестр Оденсе (Дания). 

    Киллиус — постоянная участница фестивалей в Люцерне, Шлезвиг-Гольштейне, Эдинбурге, Хельсинки, Зальцбурге, где выступает в разных амплуа: с сольными концертами, с оркестром, в камерных ансамблях.  

    Репертуар исполнительницы, включающий весь спектр классической и романтической музыки для альта, регулярно пополняется сочинениями современных композиторов. В ее активе — большое число мировых премьер, в том числе Струнное трио Брайана Фернихоу (с участниками  ансамбля новой музыки Ensemble Contrechamps Geneva); Квартет для гобоя, скрипки, альта и виолончели Э. Картера (партию гобоя исполнял Хайнц Холлигер). 

    Рут не раз вдохновляла современников своим творчеством: так, именно в расчете на ее исполнение Х. Холлигер написал по заказу Зальцбургского фестиваля Двойной концерт для скрипки и альта с оркестром “Janus” (премьера в 2012 году). Киллиус и ее супруг скрипач Томас Цетмайр сыграли также мировую премьеру посвященного им Двойного концерта “That Subtle Knot” английского композитора Джона Каскина (с оркестром «Северная симфония», которым с 2002 года руководит Т. Цетмайр).

    В 1994 году Рут Киллиус стала одним из основателей «Цетмайр-квартета», который считается одним из лучших струнных квартетов в мире. Записи Квартета № 4 Хиндемита и Квартета № 5 Бартока были высоко оценены критиками и удостоены приза Diapason d’Or. Последний по времени альбом ансамбля включает сочинения Бетховена, Брукнера, Хартмана и Холлигера. 

    Среди записей альтистки — компакт-диск для лейбла ECM с сочинениями Э. Картера и Исан Юна (с Х. Холлигером и виолончелистом Томасом Деменга); концертная запись Симфонии-кончертанте Моцарта с Оркестром XVIII века под управлением Франса Брюггена (на Glossa label). В марте 2011 года на ECM вышел диск “Manto and Madrigals”, на котором Рут Киллиус и Томас Цетмайр записали дуэты для скрипки и альта Бартока, Мартину, Холлигера, а также Райнера Киллиуса, Джачинто Шельси, Никоса Скалкоттаса, Питера Максвелла Дэвиса и Йоханнеса Нида. 

    Готовится к выпуску альбом с Альтовым концертом Бартока и Концертом “That Subtle Knot” Каскина. 

    С 2001 по 2003 гг. Рут Киллиус была профессором по классу альта в Университете Иоганна Гутенберга в Майнце.  

    В прошлом сезоне Рут Киллиус выступала с филармоническим оркестром Сеула, оркестром Халле в Манчестере, Сингапурским симфоническим оркестром, симфоническим оркестром Ставангера (Норвегия), камерными оркестрами Базеля и Сент Пола (США), гастролировала с сольными и камерными программами (в частности, в дуэте с Т. Цетмайром — с программой сонат для скрипки и альта).

    Рекомендуем к просмотру

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Юрий Башмет

    04.02.2019

    Бетховен Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 61

    В программе:
    Бетховен
    Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 61
    Шостакович
    Симфония № 5 ре минор, соч. 47

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Госоркестр России имени Е.Ф.Светланова, Василий Петренко, Виктор Третьяков, Наталья Лихопой

    09.12.2018

    В программе:
    Шуберт
    Увертюра в итальянском стиле
    Моцарт
    Кончертоне для двух скрипок с оркестром до мажор, KV 190
    Бетховен
    Симфония № 5 до минор, соч. 67

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, Тобиас Фельдман

    20.09.2018

    В программе:
    Мендельсон
    «Аталия» – увертюра из музыки к пьесе Ж.Расина
    Концерт для скрипки с оркестром
    П. И. Чайковский
    Фрагменты из музыки балета «Лебединое озеро»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Глюк. «Орфей и Эвридика»

    05.03.2019

    Глюк Опера «Орфей и Эвридика» (парижская редакция 1774 года)

    В программе:
    Глюк
    Опера «Орфей и Эвридика» (парижская редакция 1774 года)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Московский камерный оркестр Musica Viva, Александр Рудин, Элисо Вирсаладзе

    Режиссерская версия

    16.01.2019

    Бетховен Увертюра из музыки к пьесе Коцебу «Афинские развалины»

    В программе:
    Бетховен
    Увертюра из музыки к пьесе Коцебу «Афинские развалины»
    Концерт № 5 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, op. 73
    Музыка балета «Творения Прометея», соч. 43

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Московский камерный оркестр Musica Viva, Томас Цетмайр, Александр Рудин

    Режиссерская версия

    26.10.2018

    Лист «Испанская рапсодия» (версия для оркестра)

    В программе:
    Лист
    «Испанская рапсодия» (версия для оркестра)
    Брамс
    Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 77
    Сальери
    «Испанская фолия» для оркестра
    Дворжак
    Концерт для виолончели с оркестром си минор, соч. 104, B. 191

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Лилия Зильберштейн

    26.01.2019

    В программе:
    Моцарт
    Увертюра к опере «Дон Жуан»
    Бетховен
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
    Сен-Санс
    Концерт № 5 для фортепиано с оркестром
    Франк
    «Проклятый охотник» - симфоническая поэма по мотивам баллады Г. А. Бюргера

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Национальный филармонический оркестр России, Владимир Спиваков

    13.03.2019

    В программе:
    Шуберт
    Симфония № 5
    Мендельсон
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Шостакович
    Концерт № 1 для фортепиано и солирующей трубы с оркестром
    Симфония № 9

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    II Международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition. Церемония награждения и концерт-закрытие конкурса

    Режиссерская версия

    05.05.2018

    Рахманинов Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43

    В программе:
    Рахманинов
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Мелодии Вены. Оркестр Московской филармонии, Алексей Рубин, Екатерина Мечетина

    Режиссерская версия

    10.07.2018

    В программе:
    Моцарт
    Увертюра к опере «Волшебная флейта»
    Концерт № 21 для фортепиано с оркестром
    И. Штраус
    Увертюра к оперетте «Летучая мышь»
    Вальс «Сказки Венского леса»
    Р. Штраус
    Сюита вальсов из оперы «Кавалер розы»