Музыка для Бога. Гендель – «Феодора» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Музыка для Бога.
    Гендель – «Феодора»

    11 сентября 2021

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    В программе:
    Гендель
    «Феодора» – оратория для солистов, хора и оркестра, HWV 68

    Соответствует концерту 21 июля 2020 года. Все приобретённые абонементы действительны


    12+

    Абонемент №11:

    Фестиваль «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний». «Мир горний». Духовная и ораториальная музыка

    Генриетта Бонде-Хансен

    Генриетта Бонде-Хансен в 1991 году окончила Датскую Королевскую академию музыки в Копенгагене, затем продолжила обучение в Оперной академии и в 1993 году, получив диплом, дебютировала в Датской национальной опере в Орхусе. В 1995 году получила Премию датских критиков. В дальнейшем она покорила крупнейшие сцены мира – Парижской национальной оперы и Театра Шатле, Голландской национальной оперы, Фламандской оперы в Антверпене, Штутгартской оперы, Королевского театра де ла Монне в Брюсселе, Национальной оперы Монпелье, Театра Капитолия Тулузы, Муниципального театра Сантьяго, Шотландской оперы, Королевского театра Копенгагена, амстердамского зала Консертгебау, Театра ан дер Вин и зала Музикферайн в Вене.

    Ее обширный оперный репертуар включает партии Илии, Сюзанны, Церлины, Целии, Фьордилиджи («Идоменей», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Луций Сулла», «Так поступают все женщины» Моцарта), Эльвиры («Пуритане» Беллини), Адины, Лючии («Любовный напиток», «Лючия ди Ламмермур» Доницетти), Фьориллы («Турок в Италии» Россини), Зденки, Софи («Арабелла», «Кавалер розы» Р. Штрауса), Мелизанды («Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси), Нанетты, Джильды («Фальстаф», «Риголетто» Верди), Марселины («Фиделио» Бетховена), Джульетты («Ромео и Джульетта» Гуно), Розауры («Хитрая вдова» Эрманно Вольфа-Феррари) и многие другие. 

    Выступала в концертных программах с оркестром «Академия святого Мартина в полях», Датским национальным симфоническим оркестром, Финским национальным оркестром, филармоническим оркестром Осло и другими известными коллективами под управлением таких дирижеров, как Чон Мён Хун (Мунг-Вун Чунг), Джеймс Конлон, Риккардо Шайи, Марек Яновский, Клаус Петер Флор, Кристофер Хогвуд, Фабио Луизи, Нэвилл Марринер, Антонио Паппано, Казуси Оно, Марк Минковски. Концертный репертуар Генриетты Бонде-Хансен простирается от кантат и пассионов И. С. Баха, ораторий Генделя до симфонических партитур классико-романтического периода, произведений Нильсена, Дилиуса и современных авторов. 

    В числе заметных событий последних сезонов – оратория «Израиль в Египте» Генделя, опера «Роланд-паладин» Гайдна и «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси в амстердамском Консертгебау, «Медея» Керубини (Дирцея) в венском Театре ан дер Вин, «Мнимая садовница» Моцарта (Арминда) и «Гугеноты» Мейербера в брюссельском Королевском театре де ла Монне, «Орландо» Генделя в Опере Лилля с оркестром Concert d’Astree, Девятая симфония Бетховена с оркестром лейпцигского Гевандхауса под управлением Риккардо Шайи, «Свадьба Фигаро» Моцарта (Сюзанна) в Опере Бордо и «Семирамида» Россини (главная роль) в Датской Королевской опере, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти в Норвежской опере (постановка Дэвида Олдена). 

    В дискографии певицы – оперы Моцарта «Луций Сулла», «Митридат», «Король-пастух», «Идоменей», опера «Иван IV» Бизе и песни Фредерика Дилиуса. В 2009 году состоялось первое выступление Генриетты Бонде-Хансен в Москве в партии Илии («Идоменей» Моцарта, концертное исполнение); в 2013 году она исполнила главную партию в опере «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси в Зале Чайковского с Российским национальным оркестром под управлением Пола Дэниелса.

    Тим Мид

    Тим Мид – один из ведущих контратеноров современности. Родился в 1981 году в Челмсфорде, графство Эссекс, в детские годы пел в хоре Челмсфордского собора. Учился в Гимназии имени Эдуарда VI, затем на младшем отделении музыкального факультета лондонского Тринити-колледжа по специальностям «виолончель» и «фортепиано». Продолжил образование в Королевском колледже Кембриджского университета, где изучал хоровое искусство и музыковедение, а после его окончания – в аспирантуре Королевского колледжа музыки (Лондон), где его наставником был Робин Блейз.

    Среди наиболее значимых выступлений певца на театральной сцене – «Смерть в Венеции» Бриттена (Аполлон) в Королевском театре Ковент-Гарден, «Ахилл на Скиросе» Доменико Натале Сарро (Улисс) в Королевском театре Мадрида, «Семела» Генделя (Атамас) в Филадельфийской опере, «Ринальдо» Генделя (Готфрид) на Глайндборнском фестивале, «Каллисто» Кавалли (Эндимион) в Королевском театре Мадрида и Баварской государственной опере, «Роделинда» Генделя (Бертарид) в Опере Лилля и Английской национальной опере, «Сон в летнюю ночь» Бриттена (Оберон) в Филадельфийской опере, на Глайндборнском фестивале и в Национальной опере Бергена, «Иеффай» Генделя (Хамор) в парижской Опера Гарнье, «Эхнатон» Филипа Гласса и «Агриппина» Генделя (Отон) на сцене Фламандской оперы, «Написано на коже» Джорджа Бенджамина (Юноша/Ангел) в Большом театре России, Парижской филармонии и на фестивале в Пекине, «Ксеркс» Кавалли (Арсамен) с ансамблем Le Concert d'Astrée в Опере Лилля, венском Театре ан дер Вин и Театре Кана. 

    Тим Мид участвовал в европейских гастролях ансамбля Le Concert d'Astree под управлением Эмманюэль Аим; в мировой премьере оперы «Спиноза» Тео Лувенди в амстердамском зале Консертгебау; в исполнении ораторий «Иевфай», «Феодора», «Соломон», «Мессия», «Иуда Маккавей» Генделя, «Страстей по Матфею», «Страстей по Иоанну», Мессы си минор и «Магнификата» И. С. Баха. Сотрудничал с коллективами The English Concert под руководством Гарри Бикета, Gabrieli Consort, Les Arts Florissants Уильяма Кристи, Pygmalion Рафаэля Пишона, Немецким симфоническим оркестром Берлина, Нью-Йоркским филармоническим оркестром, Оркестром эпохи Просвещения, Оркестром «Общества Генделя и Гайдна», ансамблем «Академия старинной музыки», Камерным оркестром Сент-Пола под управлением Джонатана Коэна и другими. Выступал на фестивале BBC Proms и Генделевском фестивале в Лондоне. 

    В 2021 году исполнил партию Дардана («Амадис Галльский» Генделя) на фестивале «Гарсингтонская опера», Stabat Mater Перголези на фестивале BBC Proms, представил программу из произведений Пёрселла в Париже, Эпинале, Гавре и Руане. В числе ангажементов сезона 2021/22 – гала-концерты в честь 20-летия ансамбля Le Concert d'Astrée в Берлине и Париже, «Мессия» Генделя с Королевским шотландским национальным оркестром и Вроцлавским барочным оркестром, «Страсти по Матфею» И. С. Баха с Collegium Vocale Gent в рамках европейского турне, Stabat Mater Перголези и И. С. Баха с ансамблем Arcangelo под управлением Джонатана Коэна и кантаты И. С. Баха с барочным оркестром La Folia, а также ряд концертов в лондонском Уигмор-холле с ансамблем Gabrieli Consort. 

    Обширную дискографию Тима Мида недавно дополнили новые записи – «Песни и танцы Пёрселла» с ансамблем Les Musiciens de Saint-Julien (Alpha), а также Stabat Mater Перголези и кантаты И. С. Баха с оркестром La Nuova Musica (Harmonia Mundi).

    Каспар Синг

    Британский тенор индийского происхождения Каспар Синг с отличием окончил Высшую школу музыки и драмы Гилдхолл в Лондоне (его наставниками были Адриан Томпсон и Сьюзан Уотерс) и поступил в студию Баварской государственной оперы в Мюнхене. Там в его репертуар вошли партии Гонца, Менфруа, Джузеппе («Трубадур», «Сицилийская вечерня», «Травиата» Верди), Первого узника («Фиделио» Бетховена), Альмерика («Иоланта» Чайковского), Августина Мозера («Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера), Верховного жреца Нептуна («Идоменей» Моцарта) и другие.

    В сезоне 2019/20 в составе труппы Баварской оперы он дебютировал в роли Кастора («Кастор и Поллукс» Рамо), исполнил партии Принца («Снежная королева» Ханса Абрахамсена, германская премьера), Скарамуша («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса) на Гонконгском фестивале искусств и Вильгельма Майстера в новой постановке оперы «Миньон» Тома.

    Как участник Программы Альварес для молодых певцов на фестивале «Гарсингтонская опера» выступил в партии Итальянского певца («Каприччио» Р. Штрауса) и исполнял хоровые партии в «Волшебной флейте» Моцарта и «Фальстафе» Верди; принимал участие в мастер-классах Хельмута Дойча, Бригитты Фассбендер, Грэма Джонсона, Эдит Винс и Маргрит Хониг, сотрудничал с такими дирижерами, как Дуглас Бойд, Ашер Фиш, Кирилл Петренко и Джоана Малльвиц.

    Также в оперном репертуаре Каспара – Феррандо, Тамино («Так поступают все женщины», «Волшебная флейта» Моцарта), Священник («Диалоги кармелиток» Пуленка), Юноша («Ариадна» Мартину), Амфином («Возвращение Улисса на родину» Монтеверди), Добрый разбойник («Исчезающий жених» Джудит Уир). Участвовал в британской премьере оперы Джонатана Дава «Чудовище в лабиринте» в Барбикан-центре с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Саймона Рэттла.

    На концертной эстраде Каспар Синг участвовал с различными британскими коллективами в исполнении оратории «Мессия» Генделя, Te Deum Брукнера, кантаты «Святой Николай» Бриттена, «Нельсон-мессы» Гайдна, кантаты Орфа «Кармина Бурана», Реквиема Моцарта, Мессы ре мажор Дворжака, «Пасхальной оратории» И. С. Баха. В программы сольных концертов певца входили циклы «Зимние слова» и «Семь сонетов Микеланджело» Бриттена, «Прекрасная мельничиха» Шуберта и другие произведения.

    В числе ангажементов сезона 2021/22 в Баварской опере – «Джанни Скикки» Пуччини (Герардо), «Приключения лисички-плутовки» Яначека (Пасек), «Лючия ди Ламмермур» Доницетти (Норманн), «Парсифаль», «Тристан и Изольда» Вагнера (Третий паж, Молодой моряк), «Томас» Георга Фридриха Хааса (Доминик). Кроме того, Каспар Синг дебютирует в роли Тамино в берлинской Комише Опер, примет участие в концертном исполнении оратории Генделя «Феодора» в Зале Чайковского в Москве, а также выступит с программой оперных арий с оркестром West Side Sinfonietta во Вроцлаве. В сезоне 2022/23 он приглашен в Комише Опер выступить в ролях Феррандо («Так поступают все женщины»), Фентона («Фальстаф» Верди) и Лаэрта («Гамлет» Тома).

    Морган Пирс

    Морган Пирс родился в 1988 году. Учился в Сиднейской консерватории и оперной школе при Лондонском Королевском колледже, где получил престижную премию Lies Askonas. В 2013 году он был удостоен стипендии от организации по поддержке молодых артистов YCAT (Young Concert Artists Trust) и выиграл Золотую медаль конкурса Королевской заокеанской лиги. В сезоне 2013/14 певец исполнил заглавную роль в опере «Оуэн Уингрейв» Бриттена в Сиднейской камерной опере, дебютировал в партии Помпео («Бенвенуто Челлини» Берлиоза) в Английской национальной опере и в партии Миноса («Ариадна на Крите» Генделя) в рамках Генделевского фестиваля в Лондоне.

    В сезоне 2014/15 стажировался в молодежной студии Хьюстонской оперы, где исполнил партии Папагено («Волшебная флейта» Моцарта), Ямадори («Мадам Баттерфляй» Пуччини), Гульельмо («Так поступают все женщины» Моцарта), Энтони (мюзикл «Суини Тодд»). Летом 2015 года выступил в роли Фигаро в «Призраках Версаля» Джона Корильяно в театре Wolftrap Opera (Вирджиния, США). Неоднократно выступал на Генделевском фестивале в Лондоне, сотрудничал с Сиднейской камерной оперой, Английским камерным оркестром, австралийскими коллективами. Исполнял сольные партии в «Военном реквиеме» Бриттена, оратории «Мессия» Генделя, Реквиеме Форе. В Сиднее спел вокальный цикл «Зимний путь» Шуберта. 

    Его выступления проходили в таких залах, как лондонский Уигмор-холл, Мельбурнский концертный зал, Концертный зал Копенгагена, Сиднейская опера, Королевский Фестивал-холл в Лондоне, Зал королевы Елизаветы и других. 

    В сезоне 2015/16 Морган Пирс пел Фигаро («Севильский цирюльник» Россини) в Английской национальной опере, принял участие в исполнении оратории «Мессия» Генделя в Церкви Св. Иоанна на Смит-сквер в Лондоне, Дорчестерском аббатстве, Эшмоловском музее в Оксфорде и лондонском арт-центре King’s Place. Выступил с сольными концертами в Институте изящных искусств Барбера (Бирмингем) и Уигмор-холле. В апреле 2016 года участвовал в российских премьерах опер «Паломники ко Гробу Господню» Хассе и «Ацис, Галатея и Полифем» Генделя с Московским камерным оркестром Musica Viva под управлением Александра Рудина. В сезоне 2016/17 дебютировал в Баденском государственном театре в Карлсруэ в партии Фигаро («Свадьба Фигаро») и партии Валента (оратория «Феодора» Генделя); в сезоне 2017/18 исполнил в Карлсруэ партию Папагено («Волшебная флейта» Моцарта). 

    В числе ангажементов сезона 2021/22 – «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении и оратория «Феодора» на Генделевском фестивале в Москве, «Севильский цирюльник» в Государственной опере Южной Австралии в Аделаиде, «Птолемей» Генделя (Арасп) в Государственном театре Карлсруэ, «Свадьба Фигаро» (главная роль) в Опере Цюриха, а также Девятая симфония Бетховена на Рождественском фестивале в лондонском Барбикан-центре.

    Кристина Хаммарстрём

    Шведская певица Кристина Хаммарстрём выступает на крупнейших оперных сценах мира, таких как театр Ла Скала в Милане, Венская государственная опера и Театр ан дер Вин, Парижская национальная опера и Театр Елисейских Полей, Национальная Рейнская опера в Страсбурге, Театр Капитолия Тулузы, Большая опера в Женеве, Королевский театр де ла Монне в Брюсселе, Голландская национальная опера, Фламандская опера в Антверпене, Лирическая опера в Чикаго, Шведская Королевская опера, Гётеборгская опера, Норвежская национальная опера, фестивали в Экс-ан-Провансе, Инсбруке, Стокгольме.

    Она регулярно сотрудничает с известными дирижерами, среди которых Марин Олсоп, Джованни Антонини, Фабио Бьонди, Герберт Блумстедт, Франс Брюгген, Джанлука Капуано, Уильям Кристи, Хесус Лопес Кобос, Оттавио Дантоне, Томас Даусгор, Питер Дейкстра, Лоранс Экильбе, Адам Фишер, Тьерри Фишер, Симон Гауденц, Алан Гилберт, Эмманюэль Аим, Филипп Херревеге, Манфред Хонек, Рене Якобс, Фабио Луизи, Эндрю Манце, Андреа Маркон, Пол Маккриш, Марк Минковски, Кристофер Мулдс, Джон Нельсон, Янник Незе-Сеген, Энрико Онофри, Тадааки Отака, Георгиос Петру, Кристоф Руссе, Федерико Мария Сарделли, Жан-Кристоф Спинози, Маркус Штенц и многие другие.

    Кристина Хаммарстрём исполняет многие партии в операх и ораториях Генделя, в их числе Ирина («Тамерлан»), Нерон и Отон («Агриппина»), Юлий Цезарь и Корнелия («Юлий Цезарь в Египте»), главная роль в «Оресте», Брадаманта («Альцина»), Даниэль («Валтасар»), Клеоф («Воскресение»), Тесей («Ариадна на Крите»), Медоро («Орландо»). Также в ее оперном репертуаре – Шарлотта («Вертер» Массне), Октавиан («Кавалер розы» Р. Штрауса), Пенелопа и Минерва («Возвращение Улисса на родину» Монтеверди), Диана («Каллисто» Кавалли), Арсак, Розина («Семирамида», «Севильский цирюльник» Россини), Маргарита («Осуждение Фауста» Берлиоза), Керубино, Цецилий, Асканий, Идамант и Фарнак («Свадьба Фигаро», «Луций Сулла», «Асканий в Альбе», «Идоменей» и «Митридат, царь Понтийский» Моцарта) и многие другие. 

    В концертных залах, на фестивалях в Европе и Азии певица исполняет вокальные циклы «Летние ночи» Берлиоза, «Песни об умерших детях», «Волшебный рог мальчика», Песни на стихи Рюккерта и «Песни странствующего подмастерья» Малера, «Морские картины» Элгара, Альтовую рапсодию Брамса, сольные партии в «Песне о земле» Малера, оратории «Илия» Мендельсона, Симфонии № 1 («Иеремия») Бернстайна, «Торжественной мессе» и Девятой симфонии Бетховена, оратории «Рай и Пери» Шумана и многих других мессах и ораториях. 

    Среди наиболее значительных событий 2019–2000 годов – оратория Скарлатти «Первое убийство» (Каин) в Парижской национальной опере, Берлинской государственной опере и зале Консертгебау в Амстердаме, «Альцина» Генделя (Брадаманта) на Зальцбургском фестивале, Месса си минор И. С. Баха с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, сценическая версия «Страстей по Иоанну» И. С. Баха в Париже с оркестром Insula Orchestra, «Страсти по Матфею» И. С. Баха с Симфоническим оркестром Шведского радио, «Рождественская оратория» И. С. Баха с Симфоническим оркестром Кристиансанна и «Мессия» Генделя в Стокгольме, а также программа из музыки Вильгельмины Прусской и Анны Амалии Брауншвейгской в Копенгагене. В сезоне 2021/22 певица принимает участие в Генделевском фестивале в Москве («Феодора»), Генделевском фестивале в Галле («Мессия»), а также исполнит партию альта в «Рождественской оратории» И. С. Баха в центре искусств «Музыкальная Сена» (La Seine Musicale) в Париже.

    Дискография певицы включает сольный альбом арий Вивальди, записи опер «Орландо», «Юлий Цезарь в Египте» и «Александр Север» Генделя, «Идоменей», «Митридат, царь Понтийский» и «Луций Сулла» Моцарта, Stabat Mater Гайдна, «Рождественской оратории» И. С. Баха, Реквиема Моцарта, оратории «Мессия» Генделя. На DVD выпущены «Альцина» и «Валтасар» Генделя, «Неистовый Роланд» Вивальди и «Ясон» Кавалли.

    Вокальный ансамбль Intrada

    Вокальный ансамбль Intrada основан в 2006 году выпускницей Московской консерватории Екатериной Антоненко. Он принимал участие во многих резонансных проектах в российской столице и за рубежом и зарекомендовал себя как один из наиболее универсальных и высокопрофессиональных певческих коллективов. В 2019 году признан «коллективом года» по версии газеты «Музыкальное обозрение».

    Intrada регулярно сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными коллективами и музыкантами. В их числе Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова и Владимир Юровский, Российский национальный оркестр и Михаил Плетнёв, Il Giardino Armonico и Джованни Антонини, камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет, Lе Poème Harmonique и Венсан Дюместр, The Tallis Scholars и Питер Филлипс, Voces8, Оркестр эпохи Просвещения, I Fagiolini и Роберт Холлингворт, камерный оркестр «Виртуозы Москвы», Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Государственный академический камерный оркестр России и Алексей Уткин, Московский камерный оркестр Musica Viva и Александр Рудин, Фридер Берниус, Ханс-Кристоф Радеман, Петер Нойман, Жан-Кристоф Спинози и др. Ансамбль неоднократно принимал участие в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера» в ГМИИ имени А. С. Пушкина, дебютировав на этом фестивале в 2011 году. 

    Вокальный ансамбль Intrada представлял нашу страну на европейских музыкальных фестивалях, таких как Дрезденский культурный форум (2015), Дрезденский музыкальный фестиваль (2017, 2019), Musikfest Erzgebirge (2016), концертная серия немецкого радио «Культура» в замке Вартбург (2018), Интернациональный конгресс хоровых дирижеров в Париже (2016), Lausitz-Festival (2019) и Live From London (2021). 

    Коллектив неоднократно становился первым исполнителем сочинений XX–XXI веков. Он представил российскую премьеру Мессы для двойного хора a cappella Франка Мартена, московскую премьеру «Страстей по девочке со спичками» Дэвида Лэнга, российскую премьеру Реквиема Жана Ришафора (на фестивале Opera Apriori). В 2017 году ансамбль впервые исполнил ряд сочинений Клауса Ланга, Франка Кристофа Езникяна, Владимира Раннева, Ильи Демуцкого, Алексея Сысоева и Армана Гущяна. В 2014 году Intrada и Питер Филлипс выступили инициаторами проведения в Москве фестиваля памяти Джона Тавенера: на заключительном концерте в Большом зале Московской консерватории состоялось второе в мире исполнение Requiem Fragments Тавенера при участии ансамблей The Tallis Scholars, Intrada и сопрано Юлии Лежневой. В 2020 году в рамках международного фестиваля вокальной музыки Opera Apriori совместно с коллективом Voces8 ансамбль Intrada представил мировую премьеру сочинения Ивана Муди «Преображение». 

    Записи концертов вокального ансамбля Intrada транслировались телеканалом «Культура», Радио «Орфей», Радио России, радиостанциями «Культура», «Свобода», «Говорит Москва» и «Голос России», а также немецким радио «Культура».

    Московский камерный оркестр Musica Viva

    История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.

    Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал концертный цикл «Шедевры и премьеры» в Московской филармонии: в программах абонемента широко известные сочинения звучат свежо, будто исполняются впервые, а музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями для публики. В 2011 году появился цикл «Серебряная классика»; его основу составляют произведения, которые не вошли в золотой репертуарный фонд, хотя и достойны этого. В рамках цикла проходит молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов. 

    Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярёва и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других. 

    В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты, в их числе оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. С британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес». 

    Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адорьян, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены Джойс Дидонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сьюзен Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale Gent и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada. 

    Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе всемирно известных «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург). Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России. 

    Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский сезон», Olympia, Hyperion, Naxos, Chandos, Тudor, Fuga Libera, «Мелодия». В 2019 году вышел альбом симфоний Иоганна Стамица, в 2020-м – Тройной и Скрипичный концерты Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). Особый интерес в дискографии оркестра представляют записи с Александром Рудиным в качестве солиста. В их числе виолончельные концерты Жан-Бальтазара Триклира, Мясковского, Антонина Крафта, композиторов эпохи барокко (в том числе Иоганна Адольфа Хассе, Карла Филиппа Эмануэля Баха, Иоганна Вильгельма Хертеля и др.). «Григ-альбом» знакомит слушателей с Рудиным – мастером оркестровки: в записи представлены его оркестровые версии камерных сочинений норвежского классика. 

    В сезоне 2018/19 оркестр Musica Viva отметил 40 лет со дня основания. В течение многих лет его деятельность поддерживается грантом Президента Российской Федерации.

    Александр Рудин

    Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. 

    Музыкант родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории (руководитель – Дмитрий Китаенко).

    Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), имени Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), имени П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983). Художественный руководитель (с 1988) и главный дирижер Московского камерного оркестра Musica Viva. 

    Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся исторически информированным исполнительством и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений в исполнительском искусстве. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр Musica Viva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентизма, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов и др. 

    В репертуар музыканта входят произведения четырех столетий. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали много неизвестных сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso. 

    Вместе с оркестром Musica Viva впервые в современной России Рудин исполнил произведения Сальери, Плейеля, Дюссека, Диттерсдорфа, Козловского, Пашкевича, Алябьева. Представив в столице уникальные концертные программы, маэстро зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В частности, под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера. В 2019 году под управлением Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского и Государственном театре оперы и балета Республики Коми в Сыктывкаре была представлена опера «Орфей и Эвридика» Глюка в парижской редакции с хореографическими сценами и световой партитурой. 

    Значимую часть репертуара артиста составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Родиона Щедрина, Андрея Головина, Александра Маноцкова. Он был первым исполнителем ряда сочинений для виолончели Дмитрия Кабалевского, Эдисона Денисова. 

    Александр Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, БСО имени П. И. Чайковского, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции. С сезона 2020/21 Александр Рудин – главный дирижер Симфонического оркестра Саратовской филармонии. 

    Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), «Безумный день» (Франция, Испания, Япония) и других. Среди партнеров музыканта по ансамблю – Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Алексей Любимов, Наталия Гутман, Энтони Марвуд, дирижеры Роджер Норрингтон, Михаил Плетнёв и др. Сольные концерты музыканта проходят в Германии, Финляндии, Нидерландах, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах. 

    В дискографии артиста – более 30 дисков. Особую известность получили его записи шести виолончельных сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом» (камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии Рудина), а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Крафта). Альбом виолончельных концертов композиторов эпохи барокко (Chandos, 2016) получил восторженные отклики ведущих западноевропейских критиков. В 2019 году фирма Naxos выпустила альбом симфоний Иоганна Стамица. В 2020-м состоялся релиз записи Тройного и Скрипичного концертов Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). В 2021 году под лейблом Naxos вышел сборник произведений Шуберта, записанный на исторических инструментах, где Рудин исполнил знаменитую Сонату Шуберта на арпеджионе. 

    С 1989 года Александр Рудин преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 года – профессор, в 2021 году возглавил кафедру виолончели и контрабаса. Дает мастер-классы по всему миру, сотрудничает с молодежными коллективами в качестве дирижера (Симфонический оркестр студентов Московской консерватории, Молодежный симфонический оркестр Екатеринбурга и др.). Неоднократно был членом жюри международных конкурсов, в том числе X, XI и XII (председатель жюри виолончелистов) Конкурса имени П. И. Чайковского. 

    Удостоен почетного звания «Народный артист России» (2001) и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2003).

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Гендель – Музыка католического Рима

    Режиссерская версия

    05.09.2021

    В программе:
    Гендель
    Духовный мотет Saeviat tellus inter rigores для сопрано и оркестра, HWV 240
    Псалом Laudate pueri dominum для сопрано, хора и оркестра, HWV 237
    Увертюра си бемоль мажор для оркестра, HWV 336
    Псалом Dixit Dominus для солистов, хора и оркестра, HWV 232
    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    5 сентября в 19:00