В продаже абонемент Musica sacra nova
18 января 2015
Большой зал Консерватории
Абонемент №66:
«Дирижерский карт-бланш». Национальный филармонический оркестр России
Национальный филармонический оркестр России был учрежден в январе 2003 года Министерством культуры России по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина. За годы активной творческой жизни НФОР стал одним из лучших симфонических оркестров России, завоевал любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. Коллектив возглавляет народный артист СССР, Артист мира ЮНЕСКО, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Владимир Спиваков.
С оркестром работали выдающиеся дирижеры, среди которых Мишель Плассон, Владимир Ашкенази, Джеймс Конлон, Окко Каму, Юкка-Пекка Сарасте, Александр Лазарев, Джон Нелсон, Туган Сохиев, Кен-Дэвид Мазур, Теодор Курентзис.
В концертных программах НФОР принимали участие всемирно известные солисты: Джесси Норман, Пласидо Доминго, Кири Те Канава, Дмитрий Хворостовский, Хуан Диего Флорес, Рене Флеминг, Ферруччо Фурланетто, Маттиас Гёрне, Ильдар Абдразаков, Виолета Урмана, Евгений Кисин, Вадим Репин, Гил Шахам, Аркадий Володось, Марта Аргерих, Рено Капюсон, Готье Капюсон, Пьер-Лоран Эмар, Виктория Муллова, Джон Лилл, Дэвид Гарретт и многие другие.
Среди постоянных партнеров НФОР – Хибла Герзмава, Анна Нетребко, Альбина Шагимуратова, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак, Ильдар Абдразаков, Анна Аглатова, Полина Шамаева, Денис Мацуев, Николай Луганский, Екатерина Мечетина, Борис Березовский, Александр Гиндин, Александр Романовский, Сергей Догадин, Александр Рамм, Даниэль Лозакович, Мария Дуэньяс.
За 20 сезонов оркестр представил множество ярких программ, уникальных абонементов и концертных серий, осуществил ряд российских и мировых премьер, многократно гастролировал в США, Западной Европе, Японии, Китае, странах СНГ и Балтии. Коллектив дает концерты и проводит фестивали в разных городах России.
Владимир Спиваков и НФОР активно осуществляют записи классического музыкального наследия, ежегодно выпуская несколько релизов, многие из них получили более миллиона прослушиваний во всем мире. Коллектив и маэстро сотрудничают с крупнейшими фирмами Sony, Deutsche Grammophon, Capriccio. Под лейблом Spivakov Sound выпущены записи сочинений Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Танеева, Лядова, Стравинского, Прокофьева, Мусоргского, Скрябина, Малера и других авторов. В их числе опера «Евгений Онегин» Чайковского (в главных партиях – Хибла Герзмава, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак); тройной CD с симфоническими произведениями Чайковского (Симфонии №№ 4–6, «Итальянское каприччио», «Ромео и Джульетта»); поэма «Колокола», кантата «Весна» и «Симфонические танцы» Рахманинова, все его фортепианные концерты (солист – Александр Романовский) и симфонии (к 150-летию со дня рождения композитора); альбомы «Русь Святая» (духовные произведения Рахманинова и Танеева), «Волшебство в музыке» и «Шедевры русской музыки» (Лядов, Стравинский, Прокофьев, Мусоргский, Римский-Корсаков, Скрябин).
Особым направлением деятельности коллектива является поддержка талантливых молодых музыкантов. В сезонах 2004/05 и 2017/18 по инициативе директора НФОР Георгия Агеева в оркестре работала группа дирижеров-стажеров; многие ее участники добились больших успехов на профессиональном поприще, заняли руководящие посты в ведущих творческих коллективах и стали обладателями престижных наград.
В 2007 году НФОР был присужден правительственный грант, с 2010 года оркестр является обладателем гранта Президента Российской Федерации.
Уроженец Базеля, Симон Гауденц получил разностороннее музыкальное образование — как кларнетист, композитор и дирижер – в учебных заведениях Люцерна, Граца, Фрайбурга и Зальцбурга. Он обучался также в Американской академии дирижирования и Школе Пьера Монтэ (США). Важную роль в формировании его личности стало общение с известными дирижерами — Леоном Флейшером, Куртом Мазуром, Дэвидом Цинманом, Элиау Инбалом.
Самостоятельную дирижерскую карьеру С. Гауденц начал в 2000 году, возглавив базельский ансамбль Camerata Variabile. С 2004 по 2011 год он руководил оркестром Collegium Musicum в Базеле, с которым много гастролировал и записал ряд компакт-дисков. Начиная с сезона 2010-2011 маэстро является первым приглашенным дирижером Симфонического оркестра Оденсе (Дания); с 2012 года – главным дирижером оркестра «Гамбургская камерата» (Германия).
Широкую известность молодой маэстро приобрел в 2006 году, одержав блестящую победу на I Международном конкурсе дирижеров Геннадия Рождественского в Софии. После этого его стали приглашать к сотрудничеству ведущие оркестры Европы. Дирижервыступал с Симфоническим оркестром Баварского радио, Баварским государственным оркестром, Дрезденской государственной капеллой, Немецким симфоническим оркестром Берлина, Бетховенским оркестром Бонна, Немецким симфоническим оркестром Берлина, оркестрами германского радио (Берлина, Саарбрюккена, Штутгарта), Национальным оркестром Франции, Бамбергским симфоническим оркестром, Филармоническим оркестром Осло, оркестрами Базеля, Мальме, Дюссельдорфа, Нюрнберга, Бремена, Монте-Карло, Лиона, Люксембурга, Страсбурга и другими известными европейскими коллективами. В 2010 году маэстро впервые выступил с Национальным филармоническим оркестром России и с тех пор регулярно приглашается за пульт этого прославленного коллектива.
Регулярное сотрудничество связывает дирижера с известными солистами, среди которых Гидон Кремер, Виктория Постникова, Анне-Софи фон Оттер, Арабелла Штайнбахер, Лиз де ла Саль, Барбара Бонней, Лаума Скриде, а также Себастьян Кнауэр, Мартин Штадтфельд, Андреас Брантелид, Марианна Ширинян, Юлиан Штекель.
Молодой дирижер — обладатель ряда престижных наград: в 2005 году он получил стипендиюнемецкой Академии современного музыкального театра, спонсируемой Немецким банком; в 2006, помимо победы на конкурсе Г. Рождественского, выиграл конкурс Донателлы Флик в Лондоне и получил премию Фонда культуры швейцарского кантона Ааргау; в 2009 стал обладателем «Немецкой дирижерской премии» — одной из самых крупных наград для дирижеров в Европе — и получил премию от Фонда культуры кантона Ааргау «За вклад в искусство».
В расписании концертного сезона 2015/16 — выступления С. Гауденца с оркестрами «Гамбургская камерата», Национальным филармоническим оркестром России, Тонкюнстлер-оркестром, Дармштардским государственным оркестром, симфоническим оркестром Оденсе, Баварским камерным оркестром и Camerata Variabile. С дирижером выступят скрипач Рено Капюсон, пианист Антти Сиирала и другие солисты.
Злата Чочиева начала выходить на концертную сцену
ещё в пятилетнем возрасте, а уже через два года в Большом зале Московской
консерватории исполнила Концерт № 17 для фортепиано с оркестром Моцарта. В
двенадцать лет она дала сольный концерт в Рахманиновском зале Московской
консерватории, который транслировался по российскому телевидению. Об этом
вечере пресса писала: «Программа концерта
поражала совсем недетским наполнением. А еще ― осмысленностью стилевого
ощущения вкупе с технической безграничностью».
Вскоре после этого Злату услышал Михаил Плетнёв, оказавший на молодую артистку огромное влияние. Он пригласил её сыграть несколько концертов с Российским национальным оркестром. Злата также стала одним из двух юных пианистов, удостоенных чести заниматься под руководством маэстро.
Злата Чочиева регулярно концертирует в самых знаменитых залах мира: среди них ― Геркулес-холл (Мюнхен), Консертгебау (Амстердам), театр «Ла Фениче» (Венеция), Концертный зал «Тиволи» (Копенгаген), Дом музыки (Порту), Культурный центр «Белем» (Лиссабон), Центр исполнительских искусств Броуэрда (Майами), Концертный зал имени П. И. Чайковского (Москва), Большой зал Московской консерватории и Большой зал филармонии Санкт-Петербурга. Артистка выступает с самыми значимыми симфоническими и камерными оркестрами мира, в числе которых Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России, Академический симфонический оркестр имени Е. Ф. Светланова, Симфонический оркестр «Тиволи», Королевский камерный оркестр Валлонии, Симфонический оркестр радио Словакии, Филармонический оркестр Ниццы, Мюнхенский камерный оркестр; сотрудничает с дирижерами Михаилом Плетнёвым, Владимиром Спиваковым, Терье Миккельсеном, Симоном Гауденцем, Туганом Сохиевым, Мареком Пиаровским, Полом Гудвином, Гинтарасом Ринкявичусом и многими другими. Пианистка принимает участие во многих известных музыкальных фестивалях в России, Швеции, Швейцарии, США, в том числе ― в Фортепианном фестивале в Майами и Фестивале Марты Аргерих в Лугано. Её выступления транслируются по телевидению и радио в Италии, Бельгии, Испании, Германии, Польше, России, Дании, Норвегии, США.
Злата Чочиева ― лауреат четырнадцати международных фортепианных конкурсов, среди которых конкурс имени Шимановского (Польша), фортепианный конкурс «Тиволи» (Дания), конкурс ARD (приз Моцарта, Германия). Пианистка ― обладательница первых премий на международных конкурсах “Frechilla-Zuloaga” (Испания) и “Alberto Fano” (Италия), а также ― Золотой медали на фортепианном конкурсе в Копенгагене (Дания), Серебряной медали на Первом международном фортепианном конкурсе в Санта-Катарине (Бразилия), где она также была удостоена приза «за лучшее исполнение произведений Шопена» и «Приза зрительских симпатий».
Дискография пианистки насчитывает пять компакт-дисков, два из которых выпущены компанией “Piano Classics”. Записанные ею «Вариации на тему Шопена» и Первая соната Рахманинова получили превосходные отзывы в самых авторитетных музыкальных журналах: “Gramophone”, “Fono Forum” и “Piano News”. А диск с записью 27 этюдов Шопена был номинирован на премию Немецкой Музыкальной Критики (“Preis der Deutschen Schallplattenk-ritik”) и вошел в десятку лучших музыкальных альбомов месяца по мнению журнала “Gramophone” (Gramophone Editor’s choice). Об этом альбоме рецензенты писали: «...могу с уверенностью сказать: на моей памяти ― это одна из самых вдохновенных, мастерски исполненных и великолепно прозвучавших записей» (Джереми Николас, “Gramophone”). «Эту запись можно бесспорно причислить к высшей лиге, вместе с исполнениями М. Перайа и М. Поллини» (Ян де Крюйиф, Musicalifeiten.nl).
Злата с удовольствием выступает и в составе камерных ансамблей. На данный момент ее постоянные партнеры в трио ― Эрмир Абеши (скрипка) и Николай Шугаев (виолончель); она также выступает в фортепианном дуэте с Рэмом Урасиным.
В нынешнем и предстоящем концертных сезонах ожидаются выступления З. Чочиевой на Международном фестивале Марты Аргерих в Лугано, сольные концерты в Парижской и Берлинской филармониях, участие в Фортепианном фестивале в Майами, а также в проекте Московской филармонии и Министерства культуры Российской Федерации «Звёзды XXI века», в рамках которого запланированы сольные выступления и концерты с оркестрами практически во всех крупнейших культурных центрах России.
Злата Чочиева родилась в 1985 году в Москве, с четырёх лет начала обучаться музыке, занимаясь по классу фортепиано с преподавателем Н. А. Доленко в музыкальной школе имени Флиера. В 2000 – 2003 годах она продолжила занятия под руководством М. В. Плетнёва в классе К. А. Шашкиной в Центральной специальной музыкальной школе при Московской консерватории. В 2008 году Злата Чочиева с отличием окончила Московскую государственную консерваторию, а затем ― аспирантуру МГК (2012) в классе профессора П. Т. Нерсесьяна, профессора А.З. Бондурянского и Н. А. Рубинштейн (камерный ансамбль). Пианистка также принимала участие в мастер-классах многих известных музыкантов: Павла Гилилова, Паскаля Девуайона, Дмитрия Башкирова, Пауля Бадуры-Скоды, Абделя Эль Баши, Джерома Ловенталя, Стивена Ковачевича. С 2012-2014 год Злата Чочиева проходила обучение в аспирантуре университета «Моцартеум» (Зальцбург) в классе профессора Жака Рувье, который в 2013 году назначил ее своим ассистентом.
Злата ― обладательница премии фонда «Русское исполнительское искусство» (Москва). В 2005 году она стала самой молодой исполнительницей, получившей звание «Заслуженная артистка республики Северная Осетия-Алания».