НФОР и Владимир Спиваков

    9 февраля 2012

    Большой зал Консерватории

    схема проезда

    12+

    Абонемент №63:

    НФОР под управлением Владимира Спивакова

    Исполнители:

    Национальный филармонический оркестр России
    Художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Спиваков

    Дирижер – Владимир Спиваков

    В программе:

    Рахманинов
    Симфония № 1

    Чайковский
    «Итальянское каприччио»

    Мусоргский
    «Ночь на Лысой горе», фантазия для оркестра

    9 февраля в Большом зале консерватории состоится второй концерт абонемента Национального филармонического оркестра России «Русская музыка». Как и в других программах цикла, в этот вечер прозвучит нечасто исполняемая сегодня и незаслуженно отошедшая на второй план музыка русских композиторов: Первая симфония С.Рахманинова, «Итальянское каприччио» П.Чайковского и симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» М.Мусоргского.

    Проведение абонемента из произведений русской классики для Владимира Спивакова и НФОР наполнено особым смыслом. Этим циклом музыканты отдают дань почитания Евгению Светланову. В НФОР много артистов старшего поколения, работавших со Светлановым в годы его расцвета, когда в руководимом им Госоркестре складывались богатейшие традиции, во многом благодаря которым сохраняется высокий уровень отечественной оркестровой культуры по сей день. В своей работе с Госоркестром Светланов уделял особое внимание исполнению русской классики, любил и изучал отечественную музыку. По сей день остаются непревзойденными образцами уникальные и по своему масштабу, и по художественной ценности циклы записей Светланова с Госоркестром «Антология русской музыки» и «Все симфонии Чайковского».

    До недавнего времени лишь профессионалы знали, что Светланов оставил незаурядное наследие как композитор, и в этой области творчества особенно явно прослеживается его связь с родной культурой. Личностная, отмеченная глубоким переживанием и искренними эмоциями интонация наполняет не только сочинения Светланова, но и его исполнительские интерпретации. Сочетая артистическую свободу с глубоким изучением исполняемой музыки, демонстрируя великолепную работу оркестра, покоряющую красотой звука, тембровым богатством, контрастной динамикой, прекрасными соло, Светланов с Госоркестром создавали такие интерпретации, какие и сегодня считаются эталонными. НФОР стремится следовать именно таким высоким критериям, включив в программы сочинения, позволяющие оркестру максимально продемонстрировать все свои лучшие стороны.

    Первая симфония Рахманинова сохранилась для потомков чудом. Композитор создал её в 1985 году, спустя всего три года после окончания с большой золотой медалью Московской консерватории. Не смотря на молодость Рахманинов был уже сложившимся композитором, с ярким творческим стилем, отличающимся обилием прекрасных мелодий, изысканностью гармоний и пышностью инструментовки. Дипломной работой начинающего автора была опера «Алеко», вошедшая в историю отечественного вокального искусства как один из наиболее ярких примеров одноактной русской оперы. С успехом были приняты публикой колоритная симфоническая поэма «Утёс», ряд романсов, фортепианных пьес и знаменитое «Элегическое трио», написанное под впечатлением от смерти Чайковского. На этой, вполне успешно складывающейся карьере композитора, премьера Первой симфонии могла бы поставить крест. Первое исполнение симфонии окончилось полным провалом, публика совершенно не приняла этой музыки. По свидетельствам современников, главным виновником такого фиаско был Глазунов, дирижировавший премьерой и просто разваливший исполнение. Провал Первой симфонии стал для Рахманинова едва ли не крахом, он крайне тяжело переживал эту неудачу и даже хотел уничтожить партитуру своего первого симфонического опуса. Только через пять лет композитор снова обратился к написанию музыки.

    «Итальянское каприччио» Чайковского в советскую эпоху можно было слышать из всех уличных радиодинамиков в дни майских и ноябрьских народных гуляний. Возможно, запомнившись как музыка для коммунистических демонстраций, каприччио перестало исполняться. Пройдет еще немного времени, и эта лучезарная музыка вновь обретёт былую популярность, но уже без идеологической подоплёки. Любопытно сопоставить два великолепных примера русской симфонической фантазии. «Итальянское каприччио» - шедевр непрограммной симфонической пьесы, написанной под впечатлением Чайковского от путешествия по Италии и основанного на мелодиях средиземноморского фольклора. И симфоническая фантазия «Ночь на Лысой горе» Мусоргского - одно из редких обращений как в творчестве этого композитора, так и вообще в русской музыке к жанру программной симфонической поэмы. Источником этой симфонической картины стал украинский фольклор, мелодии которого активно задействованы в фактуре пьесы. «Ночь на Лысой горе» - это колоритная картина «шабаша духов тьмы» и «величания Чернобога». Композитор планировал включить этот материал в оперу «Сорочинская ярмарка», которая так и не была им закончена.

    Исполнение шедевров русской классики одним из лучших столичных симфонических оркестров – Национальным филармоническим оркестром России под управлением его художественного руководителя Владимира Спивакова станет заметным явлением в филармонической афише февраля.

    Владимир Спиваков

    Выдающийся скрипач и дирижер Владимир Спиваков ярко реализовал свой многогранный талант в музыкальном искусстве и многих сферах общественной жизни. Как скрипач Владимир Спиваков прошел блестящую школу у знаменитого педагога, профессора Московской консерватории Юрия Янкелевича. Не меньшее влияние на него оказал выдающийся скрипач ХХ века Давид Ойстрах. До 1997 года Владимир Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти, подаренной ему профессором Янкелевичем. С 1997 года Спиваков играет на инструменте работы Антонио Страдивари, который передали ему в пожизненное пользование меценаты – поклонники его таланта.

    В 1960-1970-е годы Владимир Спиваков стал лауреатом престижных международных конкурсов имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже, имени Н. Паганини в Генуе, конкурса в Монреале и конкурса имени П.И. Чайковского в Москве. В 1979 году с группой музыкантов-единомышленников создал камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и стал его бессменным художественным руководителем, дирижером и солистом. Дирижерскому мастерству Спиваков обучался у профессора Израиля Гусмана в России, брал уроки у Леонарда Бернстайна и Лорина Маазеля в США. Бернстайн в знак дружбы и веры в будущее Спивакова как дирижера подарил ему свою дирижерскую палочку, с которой маэстро не расстается по сей день.

    Обширная дискография Владимира Спивакова как солиста и дирижера включает более 40 CD; большинство записей выпущено фирмами BMG Classics, RCA Red Seal и Capriccio. Многие записи были удостоены престижных премий, в том числе Diapason D’Or.

    С 1989 года Владимир Спиваков является художественным руководителем Международного музыкального фестиваля в Кольмаре (Франция). С 2001 года в Москве раз в два года проводится фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» с участием корифеев мирового исполнительского искусства и восходящих звезд; с 2010 года фестиваль проходит также в других городах России и СНГ. Неоднократно музыкант принимал участие в работе жюри известных международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале, Монте-Карло, Памплоне, Москве).

    Много лет Владимир Спиваков занимается общественной и благотворительной деятельностью. В 1994 году создан Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, деятельность которого направлена на поиск и всемерную поддержку юных талантов. За более чем 20 лет работы фондом организовано около 10 тысяч концертов в городах России и за рубежом, проведено 1100 художественных выставок, подарено более 600 музыкальных инструментов, более 20 тысяч детей получили различную помощь, оказано содействие в проведении 115 хирургических операций, в том числе на открытом сердце. В декабре 2010 года Владимиру Спивакову за создание фонда была присуждена премия Правительства Российской Федерации в области культуры.

    Современные композиторы неоднократно посвящали Владимиру Спивакову свои произведения, в их числе А. Шнитке, Р. Щедрин, А. Пярт, И. Шварц, В. Артёмов и многие другие.

    В 2003 году Владимир Спиваков стал художественным руководителем и главным дирижером созданного им Национального филармонического оркестра России и президентом Московского международного дома музыки. С 2011 года Владимир Спиваков – член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ.

    Владимир Спиваков – народный артист СССР (1989), Армении (1989), Украины (2001), Республики Дагестан, Кабардино-Балкарии (2013), Республики Башкортостан (2014). Маэстро удостоен Государственной премии СССР (1989), ордена «Дружбы народов» (1993), ордена «За заслуги перед Отечеством» III, II и IV степени (1999/2009/2014), украинских орденов «За заслуги» III степени и Ярослава Мудрого, киргизского ордена «Данакер» и армянского ордена святого Месропа Маштоца, двух высших наград Франции – ордена Искусств и Литературы (офицер) и ордена Почетного Легиона (кавалер – 2000, офицер – 2010), ордена Звезды Италии (командор, 2012), международной премии «Персона года 2012», ордена «За заслуги перед Республикой Башкортостан» и Международной премии «Звезда Чернобыля» (2013), почетного знака Болгарии «Самарский крест» (2013), белорусских орденов «Верность и Вера» и Франциска Скорины (2014), ордена святого благоверного князя Даниила Московского I степени (2014), ордена святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (2014), а также многих других почетных наград и званий.

    В 2006 году Владимир Спиваков за «выдающийся вклад музыканта в мировое искусство, его деятельность во имя мира и развитие диалога между культурами» признан Артистом мира ЮНЕСКО.

    В 2012 году Владимиру Спивакову была присуждена Государственная премия России «за выдающиеся заслуги в области гуманитарной деятельности» (премии были удостоены в разные годы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Александр Солженицын, Валентина Терешкова, король Испании Хуан Карлос I и президент Франции Жак Ширак).