НФОР и Владимир Спиваков : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

20 октября завершается продажа абонементов. Перейти к списку абонементов

    НФОР и Владимир Спиваков

    9 февраля 2012

    Большой зал Консерватории

    схема проезда

    12+

    Абонемент №63:

    НФОР под управлением Владимира Спивакова

    Исполнители:

    Национальный филармонический оркестр России
    Художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Спиваков

    Дирижер – Владимир Спиваков

    В программе:

    Рахманинов
    Симфония № 1

    Чайковский
    «Итальянское каприччио»

    Мусоргский
    «Ночь на Лысой горе», фантазия для оркестра

    9 февраля в Большом зале консерватории состоится второй концерт абонемента Национального филармонического оркестра России «Русская музыка». Как и в других программах цикла, в этот вечер прозвучит нечасто исполняемая сегодня и незаслуженно отошедшая на второй план музыка русских композиторов: Первая симфония С.Рахманинова, «Итальянское каприччио» П.Чайковского и симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» М.Мусоргского.

    Проведение абонемента из произведений русской классики для Владимира Спивакова и НФОР наполнено особым смыслом. Этим циклом музыканты отдают дань почитания Евгению Светланову. В НФОР много артистов старшего поколения, работавших со Светлановым в годы его расцвета, когда в руководимом им Госоркестре складывались богатейшие традиции, во многом благодаря которым сохраняется высокий уровень отечественной оркестровой культуры по сей день. В своей работе с Госоркестром Светланов уделял особое внимание исполнению русской классики, любил и изучал отечественную музыку. По сей день остаются непревзойденными образцами уникальные и по своему масштабу, и по художественной ценности циклы записей Светланова с Госоркестром «Антология русской музыки» и «Все симфонии Чайковского».

    До недавнего времени лишь профессионалы знали, что Светланов оставил незаурядное наследие как композитор, и в этой области творчества особенно явно прослеживается его связь с родной культурой. Личностная, отмеченная глубоким переживанием и искренними эмоциями интонация наполняет не только сочинения Светланова, но и его исполнительские интерпретации. Сочетая артистическую свободу с глубоким изучением исполняемой музыки, демонстрируя великолепную работу оркестра, покоряющую красотой звука, тембровым богатством, контрастной динамикой, прекрасными соло, Светланов с Госоркестром создавали такие интерпретации, какие и сегодня считаются эталонными. НФОР стремится следовать именно таким высоким критериям, включив в программы сочинения, позволяющие оркестру максимально продемонстрировать все свои лучшие стороны.

    Первая симфония Рахманинова сохранилась для потомков чудом. Композитор создал её в 1985 году, спустя всего три года после окончания с большой золотой медалью Московской консерватории. Не смотря на молодость Рахманинов был уже сложившимся композитором, с ярким творческим стилем, отличающимся обилием прекрасных мелодий, изысканностью гармоний и пышностью инструментовки. Дипломной работой начинающего автора была опера «Алеко», вошедшая в историю отечественного вокального искусства как один из наиболее ярких примеров одноактной русской оперы. С успехом были приняты публикой колоритная симфоническая поэма «Утёс», ряд романсов, фортепианных пьес и знаменитое «Элегическое трио», написанное под впечатлением от смерти Чайковского. На этой, вполне успешно складывающейся карьере композитора, премьера Первой симфонии могла бы поставить крест. Первое исполнение симфонии окончилось полным провалом, публика совершенно не приняла этой музыки. По свидетельствам современников, главным виновником такого фиаско был Глазунов, дирижировавший премьерой и просто разваливший исполнение. Провал Первой симфонии стал для Рахманинова едва ли не крахом, он крайне тяжело переживал эту неудачу и даже хотел уничтожить партитуру своего первого симфонического опуса. Только через пять лет композитор снова обратился к написанию музыки.

    «Итальянское каприччио» Чайковского в советскую эпоху можно было слышать из всех уличных радиодинамиков в дни майских и ноябрьских народных гуляний. Возможно, запомнившись как музыка для коммунистических демонстраций, каприччио перестало исполняться. Пройдет еще немного времени, и эта лучезарная музыка вновь обретёт былую популярность, но уже без идеологической подоплёки. Любопытно сопоставить два великолепных примера русской симфонической фантазии. «Итальянское каприччио» - шедевр непрограммной симфонической пьесы, написанной под впечатлением Чайковского от путешествия по Италии и основанного на мелодиях средиземноморского фольклора. И симфоническая фантазия «Ночь на Лысой горе» Мусоргского - одно из редких обращений как в творчестве этого композитора, так и вообще в русской музыке к жанру программной симфонической поэмы. Источником этой симфонической картины стал украинский фольклор, мелодии которого активно задействованы в фактуре пьесы. «Ночь на Лысой горе» - это колоритная картина «шабаша духов тьмы» и «величания Чернобога». Композитор планировал включить этот материал в оперу «Сорочинская ярмарка», которая так и не была им закончена.

    Исполнение шедевров русской классики одним из лучших столичных симфонических оркестров – Национальным филармоническим оркестром России под управлением его художественного руководителя Владимира Спивакова станет заметным явлением в филармонической афише февраля.

    Владимир Спиваков

    Выдающийся скрипач и дирижер Владимир Спиваков ярко реализовал свой многогранный талант в музыкальном искусстве и многих сферах общественной жизни. Как скрипач Владимир Спиваков прошел блестящую школу у знаменитого педагога, профессора Московской консерватории Юрия Янкелевича. Не меньшее влияние оказал на него выдающийся скрипач ХХ века Давид Ойстрах.

    В 1960–1970-е годы Владимир Спиваков стал лауреатом престижных международных конкурсов имени Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже, имени Никколо Паганини в Генуе, имени П. И. Чайковского в Москве и конкурса в Монреале. В 1975 году после триумфальных сольных выступлений в США начинается блестящая международная карьера музыканта. Он выступал в качестве солиста с лучшими симфоническими оркестрами мира под управлением выдающихся дирижеров ХХ века – Евгения Светланова, Кирилла Кондрашина, Юрия Темирканова, Мстислава Ростроповича, Леонарда Бернстайна, Сейдзи Озавы, Лорина Маазеля, Карло Марии Джулини, Курта Мазура, Риккардо Шайи, Клаудио Аббадо и др. С 1997 году года Спиваков играет на скрипке работы Антонио Страдивари, который передали ему в пожизненное пользование меценаты – поклонники его таланта.

    В 1979 году с группой музыкантов-единомышленников Владимир Спиваков создал камерный оркестр «Виртуозы Москвы», став его художественным руководителем, дирижером и солистом. Обучался дирижерскому мастерству у профессора Израиля Гусмана в России, брал уроки у Леонарда Бернстайна и Лорина Маазеля в США. Бернстайн в знак дружбы и веры в будущее музыканта подарил ему свою дирижерскую палочку, с которой Спиваков выступает по сей день.

    В 1989 году Владимир Спиваков возглавил Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция). С 2001 года в Москве раз в два года проводит фестиваль «Владимир Спиваков приглашает» с участием корифеев мирового исполнительского искусства и восходящих звезд (с 2010 года фестиваль проходит также в регионах России). Неоднократно музыкант принимал участие в жюри известных международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале, Монте-Карло, Памплоне, Москве), в 2016 году организовал Международный конкурс скрипачей в Уфе.

    Много лет Владимир Спиваков занимается общественной и благотворительной деятельностью. В 1994 году создан Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, деятельность которого 2010 году отмечена премией Правительства Российской Федерации в области культуры. Современные композиторы неоднократно посвящали музыканту свои произведения, в их числе Альфред Шнитке, Родион Щедрин, Арво Пярт, Исаак Шварц, Вячеслав Артёмов.

    В 2003 году Владимир Спиваков стал художественным руководителем и главным дирижером созданного им Национального филармонического оркестра России и президентом Московского международного Дома музыки. В 2011 году вошел в состав Совета по культуре и искусству при Президенте РФ. Обширная дискография музыканта включает более 50 CD; большинство записей выпущено фирмами BMG Classics, RCA Red Seal и Capriccio. Многие записи были удостоены престижных премий, в том числе Diapason D’Or и Chocdela Musique. C 2014 года маэстро выпускает записи с НФОР под собственным лейблом Spivakov Sound.

    Владимир Спиваков – народный артист СССР, России, Армении, Украины, Республики Дагестан, Кабардино-Балкарии, Республики Башкортостан. Удостоен Государственной премии СССР, ордена Дружбы, ордена «За заслуги перед Отечеством» III, II и IV степени, высших орденов Киргизии, Украины, Армении, Италии, Франции (в том числе ордена Почетного легиона), а также многих других почетных наград и званий. В 2006 году Владимир Спиваков за «выдающийся вклад в мировое искусство, деятельность во имя мира и развитие диалога между культурами» был признан Артистом мира ЮНЕСКО, в 2009 году награжден золотой медалью Моцарта ЮНЕСКО.

    В 2012 году Владимиру Спивакову присуждена Государственная премия России «за выдающиеся заслуги в области гуманитарной деятельности» (премии были удостоены в разные годы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Александр Солженицын, Валентина Терешкова, король Испании Хуан Карлос I и президент Франции Жак Ширак).