Николаю Петрову посвящается : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

20 октября завершается продажа абонементов. Перейти к списку абонементов

    Николаю Петрову посвящается

    22 ноября 2011

    Большой зал Консерватории

    схема проезда

    12+

    Абонемент №78:

    Николаю Петрову посвящается

    Исполнители:

    Московский камерный оркестр Musica Viva

    Дирижер и солист – Александр Рудин (виолончель, фортепиано)

    Солисты:
    Александр Гиндин (фортепиано)
    Алёна Баева (скрипка)

    В программе:

    Дебюсси
    Соната для виолончели и фортепиано ре минор (L. 135)

    Шостакович
    Трио № 2 ми минор, соч.67 (Памяти И.И.Соллертинского)

    Моцарт
    Концерт № 7 для двух фортепиано с оркестром фа мажор (К 242)
    Концерт № 8 для фортепиано с оркестром до мажор (К 246)

    Николаю Петрову посвящается

    Николай Петров — крупнейшая фигура отечественного и мирового музыкального искусства второй половины XX – начала XXI века. Выдающийся общественный деятель, педагог, профессор, но главное — блестящий пианист-виртуоз, обладавший особой худо¬жественной интуицией, оригинальностью творческого мышления, огромным багажом знаний и неиссякаемой внутренней энергией. Музыкант, которого великий дирижер Евгений Светланов назвал «самым выдающимся исполнителем своего поколения».

    Николай Арнольдович Петров родился 14 апреля 1943 года в Москве в уникальной семье. Дед пианиста — легендарный русский бас Василий Родионович Петров — блистал на сцене Большого театра вместе с Федором Шаляпиным и Анто¬ниной Неждановой. Отец был виолончелистом, солистом оркестра Большого театра, мать — из¬вестным музыкальным драматургом. Его феноменальные способности проявились в самом раннем возрасте. Первые уроки фортепианной игры он получил от бабушки — прекрасной пианист¬ки. Затем его педагогами были Т.Е. Кестнер в ЦМШ при Московской консерватории и профессор Я.И. Зак в консерватории и аспирантуре. Яркая творческая индивидуальность, феноменальная техничес¬кая оснащенность и уникальные свойства памяти, смелость и азарт молодого музыканта в сочетании с особым исполнительским магнетизмом, столь притягательным для публики, позволили Петрову заявить о себе уже в консерватор¬ские годы. Лауреатские звания на престижных международных конкурсах Вэна Клайберна в США (1962) и им. королевы Елизаветы в Брюсселе (1964) дали старт блестящей карьере пианиста, продолжавшейся около полувека. С 1965 года Николай Петров — солист Московской филармонии. Он покорял публику самых известных залов мира (Большой зал Московской консерватории, нью-йоркский Carnegie Hall и вашингтонский Kennedy Center, лондонские Royal Albert Hall и Barbican Centre, амстердамский Concertgebouw и парижский Salle Pleyel, Teatro Colón в Буэнос-Айресе и многие другие); гастролировал, без преувеличения, практически по всей России, давая до 100 концертов в год — и каждый раз с аншлагом! Его партнерами по сцене были Евгений Светланов, Кирилл Кондрашин, Юрий Темирканов, Геннадий Рождественский, Арвид и Марис Янсонсы, многие другие мастера дирижерского искусства; лучшие оркестры Европы (Берлинский филармонический, Лондонский симфонический, Королевский филармонический Concertgebouw), США (Нью-Йоркский симфонический, Вашингтонский Национальный симфонический, Лос-Анджелесский филармонический), Японии (NHK)…

    Более 15 лет в Московской филармонии существовал именной абонемент пианиста «Играет Николай Петров». Программы цикла отличали разнообразие и изысканность, особое внимание музыкант уделял проектам, объединенным одной художественной иде¬ей. Еще одна уникальная особенность абонемента — приглашение для участия в концертах молодых музыкантов, для которых патронат великого пианиста становился своеобразной путевкой на большую сцену. Николай Петров обладал необъятным репертуаром (около 50 сольных программ и 55 концертов для фортепиано с оркестром). Российские и зарубежные критики с восхищением отмечали феноменальную виртуозность, масштабность Николая Петрова в исполнении Листа, Брамса, Мусоргского, Рахманинова; идеальную гармонию и совершенство стиля — в опусах Баха, Скарлатти, Гайдна, Моцарта, Бетховена; тончайшие романтические откровения — в интерпретациях Шопена, Шуберта, Шумана, Грига, Чайковского, Дебюсси, Равеля, Скрябина. Среди его любимых авторов — Прокофьев, чье фортепианное наследие практически полностью входило в репертуар пианиста (в частности, им записаны все фортепианные сонаты Прокофьева). Петров открыл слушателям многие сочинения композиторов XX века, много и с удовольствием играл музыку современников: Хачатуряна, Хренникова, Эшпая, Щедрина.

    Десять лет существовал блистательный творческий дуэт Николая Петрова с его молодым коллегой Александром Гиндиным, ставший необычайно ярким явлением фортепианного искусства, востребованным как в России, так и за ее пределами. «За время существования нашего творческого тандема мы научились чувствовать мельчайшие флюиды друг друга: это очень ценно и важно в таком непростом жанре как фортепианный дуэт», — говорил Н. Петров об их сотворчестве. В свою очередь, А. Гиндин отмечал: «Николай Арнольдович — замечательный ансамблист. Когда играешь с ним, создается впечатление, что ты на сцене один, а это — высший пилотаж выступления в ансамбле. Играть с Николаем Арнольдовичем естественно и свободно. И атмосфера на репетициях очень простая, душевная. А когда легко общаться — и работается очень легко».

    Яркие страницы в творчестве Николая Петрова связаны со звукозаписью. В его багаже — десятки пластинок и компакт-дисков, записанных на фирме «Мелодия» и за рубежом.

    Имя Н.А. Петрова хорошо известно благодаря не только его вкладу в развитие великих традиций русского форте¬пианного исполнительства, но и принципиальной и ярко выраженной гражданской позиции. Николай Арнольдович был человеком убежденных жизненных принципов и публично их отстаивал по самым разным вопросам, будь то борьба за сохранение уникальной системы российского музыкального образования или существование газеты «Культура»; против негативных явлений в теле- и радиоэфире или в проведении музыкальных конкурсов…

    Многие годы профессор Николай Петров преподавал в Московской консерватории, воспитав немало лауреатов международных конкурсов. Был председателем и членом жюри многих международных конкурсов (в том числе XIII Международного конкурса им. П. И. Чайковского, VI юношеского конкурса им. Шопена в Москве).

    В 1995 году в Москве по инициативе Николая Петрова была основана Российская Академия Искусства, учредителями которой стали Игорь Моисеев, Дмитрий Лихачев, Булат Окуджава, Элина Быстрицкая, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Фазиль Искандер, Петр Тодоровский, Павел Коган, Святослав Бэлза и другие прославленные мастера. Основополагающей идеей создания Академии явилось стремление выдающихся деятелей российского искусства объединиться, чтобы своим авторитетным мнением, огромным желанием и посильными возможностями попытаться сохранить уникальные интеллектуальные, духовные и культурные ценности своей страны и дать возможность свободному развитию ее творческого потенциала.

    В октябре 1998 года пианист основал и возглавил Международ¬ный благотворительный Фонд своего имени, оказываю¬щий поддержку как молодым талантам, так и ветеранам сцены.

    В 2000 году Николай Петров организовал и возглавил в качестве художественного руководителя Международный фестиваль «Кремль Музыкальный», ежегодно проходящий в Оружейной палате Московского Кремля. Участниками этого музыкального праздника стали мастера мировой музыкальной сцены и одаренная молодежь. Фестиваль подарил публике встречи с прекрасными исполнителями, открыл новые имена, стал творческим стимулом для создания интересных музыкальных программ и оперных спектаклей. «Наши встречи отрешены от пафоса и не привязаны ни к какой дате, они посвящены только Музыке. Мы привержены идее преемственности поколений. Меняются эпохи и века, а Музыка остается вечной, всегда возвышенной и прекрасной эмоциональной памятью Человечества», — писал Николай Петров о кремлевском фестивале.

    Николай Петров — народный артист СССР (1986), лауреат Государственной премии России (1993), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV (1998) и III степени (2004), ордена Почета (2008), «Музыкант года» по версии газеты «Музыкальное обозрение» (1996). С 1996 по 2006 год он входил в состав Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.

    Именем Николая Петрова названа одна из малых планет...

    Мария Баранкина

    Александр Рудин

    Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. 

    Музыкант родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории (руководитель – Дмитрий Китаенко).

    Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), имени Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), имени П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983). Художественный руководитель (с 1988) и главный дирижер камерного оркестра Musica Viva. 

    Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся исторически информированным исполнительством и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений в исполнительском искусстве. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр Musica Viva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентизма, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов и др. 

    В репертуар музыканта входят произведения четырех столетий. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали много неизвестных сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso. 

    Вместе с оркестром Musica Viva впервые в современной России были представлены произведения Сальери, Плейеля, Дюссека, Диттерсдорфа, Козловского, Пашкевича, Алябьева. Представив в столице уникальные концертные программы, маэстро зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В частности, под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера. 

    Крупнейшим событием московской музыкальной жизни стал концерт, посвященный 50-летию Рудина, состоявшийся 22 ноября 2010 года. В течение вечера музыкант представил две российские премьеры (Концерт для виолончели с оркестром до мажор Вагензайля, Две пьесы для виолончели с оркестром Сибелиуса), а также пять крупных виолончельных концертов – Гайдна, К. Ф. Э. Баха, Крафта, Шостаковича, Дворжака. 

    Значимую часть репертуара артиста составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Родиона Щедрина, Андрея Головина. Он был первым исполнителем ряда сочинений для виолончели Дмитрия Кабалевского, Эдисона Денисова. 

    Александр Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, БСО имени П. И. Чайковского, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции. Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), La Follе Journée (Франция, Испания, Япония) и других. Среди партнеров музыканта по ансамблю – Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Алексей Любимов, Наталия Гутман, Энтони Марвуд, дирижеры Роджер Норрингтон, Михаил Плетнёв и др. Сольные концерты музыканта проходят в Германии, Финляндии, Нидерландах, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах. 

    В дискографии артиста – более 30 дисков. Особую известность получили его записи шести виолончельных сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом» (камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии Рудина), а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Крафта). Альбом виолончельных концертов композиторов эпохи барокко (Chandos, 2016) получил восторженные отклики ведущих западноевропейских критиков. Последний релиз – альбом симфоний Иоганна Стамица (Naxos, 2019). 

    С 1989 года Александр Рудин преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 – профессор. Неоднократно был членом жюри международных конкурсов, в том числе X, XI и XII (председатель жюри виолончелистов) Конкурса имени П. И. Чайковского. 

    Удостоен почетного звания «Народный артист России» (2001) и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2003).