«Новая Россия», Андрес Мустонен (Эстония), Александр Мельников (фортепиано)

    12 октября 2012

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Канчели
    Lingering (первое исполнение в России)
    Бетховен
    Концерт № 5 для фортепиано с оркестром
    Брамс
    Симфония № 1

    12+

    Абонемент №8:

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» п/у Юрия Башмета

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году художественным руководителем и главным дирижёром оркестра стал Юрий Башмет, открывший качественно новую страницу в истории коллектива. Оркестр под руководством маэстро приобрёл свою неповторимую манеру исполнения, которую отличает творческая раскрепощённость, смелость интерпретации в сочетании с поразительной одухотворённостью исполнения, глубокое, насыщенное звучание.

    «Юрий Башмет уже много лет идет наперекор любым правилам и стандартам… Он – музыкант, который может всё… Оркестр буквально заворожил зал трагической и прекрасной музыкой…» («Комсомольская правда»). 

    С оркестром сотрудничали прославленные дирижёры и исполнители, среди которых: Валерий Гергиев, Тан Дун, Александр Лазарев, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази, Андрес Мустонен, Максим Венгеров, Жан Люк Понти, Барри Дуглас, Питер Донохоу, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Вадим Репин, Анне-Софи Муттер, Сергей Крылов, Кристоф Барати, Виктория Муллова, Наталия Гутман, Давид Герингас, Александр Князев, сэр Джеймс Голуэй, Дебора Войт, Анна Нетребко, Лора Клейкомб, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Анна Катерина Антоначчи, Патриция Чьофи, Элина Гаранча, артисты балета Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, актеры Константин Хабенский, Сергей Безруков. 

    «...Оркестр “Новая Россия” доставил наслаждение публике своей отточенной техникой исполнения, глубокой музыкальностью и очень интересной интерпретацией...» (Main-Echo, Франкфурт). 

    С 2002 года оркестр дал более 750 концертов в России и за рубежом. «Новой России» рукоплескали в Москве и Санкт-Петербурге, городах Поволжья, «Золотого кольца», Урала, Сибири, в Австрии, Великобритании, Германии, Нидерландах, Испании, Италии, Польши, Франции, Швейцарии, Южной Кореи, Японии, странах Балтии, Скандинавии и многих других. 

    «Юрий Башмет, царь альта, и его молодой симфонический оркестр завоевали публику! Концерт вдохновенный и вдохновляющий! Настоящий триумф…» (Le Matin Сannes, Франция). 

    «Оркестр продемонстрировал исключительное качество: абсолютную слаженность, точность и разнообразие глубины звука, полного нежности, страсти и безудержного накала» (Corriere della Sera, Испания). 

    «Исполнение было исключительно ясно и прозрачно вплоть до мельчайших деталей, до тончайшего pianissimo. Оркестр продемонстрировал высшую степень мастерства в непрерывной гибкости звука. Результатом стало захватывающее и волнующее ощущение выстраданной музыки» (Neues Volksblatt, Линц). 

    В репертуаре оркестра сочетаются классика и современность, музыка разных стилей и жанров. Оркестр исполнил премьеры сочинений Дж. К. Менотти, А. Шнитке, Э. Денисова, М. Таривердиева, С. Губайдулиной, Г. Канчели, А. Чайковского, Тан Дуна, Ж. Л. Понти, Т. Такемицу, М. Фелдмана, И. Райхельсона, Х. Ротта, Э. Табакова, А. Балтина, В. Комарова, Б. Франкштейна, Г. Бузоглы. 

    Оркестр – постоянный участник Зимнего музыкального фестиваля Юрия Башмета в Сочи и международных фестивалей, которые маэстро Башмет проводит в Ярославле, Ростове-на-Дону и Минске. В разные годы участвовал в Фестивале Мстислава Ростроповича, Московском Пасхальном фестивале, фестивалях «Виртуозы гитары» и Vivacello. 

    В дискографии коллектива – сочинения Моцарта, Бетховена, Вебера, Брамса, П. Чайковского, Рахманинова, А. Чайковского. 

    В марте 2007 года оркестру был выделен Грант Правительства Российской Федерации, в В 2010 году - Грант Президента РФ. 

    «Новая Россия» приняла активное участие в подготовке и проведении культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. Были записаны Олимпийский гимн, государственные гимны и музыка, сопровождавшая церемонии открытия и закрытия Олимпиады. Коллектив под управлением Юрия Башмета выступил с концертом на заседании Олимпийского комитета. «Произведения великих российских композиторов в их современном прочтении рисовали музыкальное полотно церемонии, по масштабу сопоставимое с самой Олимпиадой» («Русский век»). 

    В сезоне 2018/19 оркестр представляет в Московской филармонии три именных абонементных цикла: в Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом зале Консерватории и Концертном зале имени С. В. Рахманинова Концертного комплекса «Филармония-2», а также принимает участие в других филармонических абонементах. С оркестром выступают Юрий Башмет (в качестве дирижёра и солиста); дирижёры Лучано Акочелла, Денис Власенко, Ксения Жарко, Александр Лазарев, Игорь Разумовский, Марчелло Рота, Александр Сладковский, Робертас Шервеникас, Владимир Федосеев, 

    Кристиан Ярви. В концертах сезона принимают участие пианисты Петр Айду, Игорь Бриль, Алексей Володин, Андрей Гугнин, Елизавета Леонская, Вадим Холоденко; скрипачи Алена Баева, Павел Милюков, Вадим Репин, Виктор Третьяков, Томас Цетмайр; виолончелисты Александр Бузлов, Александр Рудин; вокалисты Хибла Герзмава, Карин Дейе, Надин Сьерра, Патриция Чьофи, Массимо Джордано, Майкл Фабиано, Олег Цыбулько и многие другие звёзды мировой сцены и молодые таланты.

    Андрес Мустонен

    Андрес Мустонен – признанный специалист в области музыки средневековья и барокко, создатель и руководитель известного Ансамбля Hortus Musicus (1972). Художественный руководитель ежегодного Таллиннского фестиваля музыки барокко.

    Окончил Эстонскую государственную консерваторию (ныне Эстонская музыкальная академия, 1977) по классу скрипки, стажировался в Австрии и Нидерландах. Еще в студенческие годы организовал ансамбль старинной музыки – первый в бывшем СССР коллектив, играющий на аутентичных инструментах. Это положило начало традиции концертов старинной музыки в Эстонии, а сам Мустонен стал активным пропагандистом аутентичного исполнительства в нашей стране и странах Северной Европы.

    С ансамблем Hortus Musicus А.Мустонен исполняет не только музыку добаховской эпохи, но также композиторов-авангардистов. Он осуществил мировые премьеры многих сочинений Пярта, Канчели, Губайдулиной, Пендерецкого, Сильвестрова, Кнайфеля, Тавенера и других композиторов.

    А.Мустонен выступает и как симфонический дирижер, в том числе с Государственным симфоническим оркестром Эстонии. Творческие интересы маэстро очень широки. В его репертуаре соседствуют сочинения Монтеверди и Моцарта, Гайдна и Бетховена, Баха и Брамса, Шуберта и Мендельсона.

    Как дирижер Мустонен выступал в ансамбле с ведущими европейскими исполнителями: О.Каганом, Н.Гутман, Г.Кремером, Т.Гринденко, Д.Ситковецким, А.Любимовым, Э.Вирсаладзе, И.Монигетти, П.Галлоисом, М.Петри и др.

    На протяжении многих лет маэстро – желанный гость крупнейших фестивалей в Берлине, Варшаве, Кракове, Тель-Авиве, Иерусалиме, Глазго, Москве, Мюнхене, Праге, Братиславе, Бостоне, Стокгольме, Локкенхаусе, Инсбруке, Лондоне, Сарагосе и других музыкальных столицах мира.

    Александр Мельников

    Один из самых талантливых и востребованных российских пианистов среднего поколения, Александр Мельников родился 1 февраля 1973 года в Москве. Его бабушка и дедушка — композиторы Зара Левина и Николай Чемберджи, мать — филолог и литератор Валентина Чемберджи, отец — математик. Сводная старшая сестра — известный композитор и пианистка Екатерина Чемберджи.

    Александр начал играть на фортепиано в шесть лет, в семь лет дебютировал с клавирным концертом И.С. Баха в Большом филармоническом зале Минска. Первым и единственным наставником пианиста стал проф. Л.Н. Наумов, у которого Александр обучался сначала в ЦМШ (1980 – 1991), а затем в Московской консерватории. В годы учебы Александр стал лауреатом Международных конкурсов им. Роберта Шумана в Цвиккау (1989), Королевы Елизаветы в Брюсселе (1991), ЮНЕСКО в Братиславе (1991), Международной музыкальной организации «Ювентус» (Франция, 1993). Корпорация BBC назвала  Мельникова «артистом нового поколения 2000 – 2002».

    Значительным импульсом к развитию его музыкальной карьеры послужило раннее знакомство со С. Рихтером, который впоследствии, когда Александр стал уже сложившимся артистом, регулярно приглашал его на свои фестивали в России («Декабрьские вечера» в Москве, в Тарусе) и Франции (в Туре).

    В 1997 – 1998 годах Александр Мельников стажировался в Высшей школе музыки в Мюнхене у проф. Э. Вирсаладзе. Также учился у А. Штайера и К. Шнабеля (Международный фортепианный фонд, о. Комо, Италия).

    С юных лет пианист ведет активную концертную деятельность. Он выступает в самых престижных концертных залах России, стран Европы, Азии и Америки: Куин Элизабет Холл, Вигмор Холл и Ройял Концерт Холл в Лондоне, «Консертгебау» в Амстердаме, в Лувре и залах театра «Шатле» и Театра де ля Виль в Париже, «Геркулес-зале» и зале филармонии в Мюнхене, «Альте опер» во Франкфурте, «Дворце музыки» в Барселоне, «Сантори-холле» в Токио, Венском Концертхаусе, зале Верди в Милане, Большом зале Московской консерватории и других.

    Александр Мельников играет с ведущими оркестрами мира, в числе которых Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Дрезденская Штаатскапелла, Оркестр Лейпцигского Гевандхауса, Лондонский филармонический оркестр, Филармонический оркестр BBC, Симфонический оркестр BBC, Роттердамский филармонический оркестр, Королевский оркестр «Консертгебау», Симфонический оркестр Франкфуртского радио, Симфонический оркестр Мадрида, Токийский филармонический оркестр, Симфонический оркестр NHK, Филадельфийский оркестр, Малеровский камерный оркестр, Кельнский камерный оркестр, Musica Viva, Musica aeterna и другие коллективы. Пианист сотрудничал с известнейшими дирижерами — В. Гергиевым, Ю. Темиркановым, Ю. Башметом, В. Федосеевым, М. Плетневым, М. Горенштейном, Ю. Симоновым, В. Синайским, А. Ведерниковым, Т. Курентзисом, Ш. Дютуа, Я.-П. Тортелье, Л. Слаткиным, Ф. Херревеге, Дж. Тейтом, Ю.-П. Сарасте, П. Ярви, Г. Дудамелем и многими другими.

    Артист уделяет большое внимание камерной музыке. Он постоянно играет в ансамблях с выдающимися исполнителями: В. Третьяковым, В. Репиным, А. Рудиным, И. Фауст, Ж.- Г. Кейра, Т. Цвартом, баритоном Дж. Ниглом, Квартетом имени Бородина, «Ванбрук-квартетом», в фортепианных дуэтах с А. Любимовым, А. Штайером, Б. Березовским, Э. Небольсиным.

    Пианист принимает участие в многочисленных европейских фестивалях: в Шлезвиг-Гольштейне, Вербье, И. Менухина в Гштааде, К. Аббадо в Берлине, Ю. Башмета в Бонне, в Ставангере, Кухмо, Кройте, Кэмбридже, Оксфорде и других.

    Александр Мельников часто выступает с концертами на исторических инструментах времен Моцарта, Бетховена, Брамса. В ноябре 2012 года он был удостоен чести сыграть несколько концертов на фортепиано Моцарта, которое привезли на две недели в Вену из Зальцбурга, после 220 лет отсутствия, впервые после смерти композитора.

    Известный своими необычными интерпретациями и своеобразным подходом к составлению программ, Александр Мельников с первых лет своей карьеры обнаружил интерес к игре на старинных инструментах. Наибольшее влияние в этом направлении оказали на него Андреас Штайер и Алексей Любимов. Мельников регулярно играет с такими выдающимися ансамблями старинной музыки, как «Кончерто Кельн» и «Академия старинной музыки» в Берлине. Вместе с А. Штайером он выступает с программой, состоящей из избранных Прелюдий и фуг И.С. Баха («Хорошо темперированный клавир», Андреас Штайер, клавесин) и нескольких Прелюдий и Фуг Д.Д. Шостаковича (24 Прелюдии и фуги, Александр Мельников, фортепиано), исполняемых попеременно.

    С 2004 года музыкант записывается на фирме Harmonia mundi. В числе его записей — камерные сочинения Бетховена, Дворжака, Шуберта и Брамса в ансамбле с И. Фауст, Ж.-Г. Кейра и Т. Цвартом, монографические диски из произведений Скрябина и Рахманинова, удостоенные многочисленных наград.

    Успехом пользуется диск с произведениями Шостаковича, в который вошли два фортепианных концерта, записанные с Малеровским камерным оркестром под управлением Теодора Курентзиса, и Cоната для скрипки и фортепиано в ансамбле с Изабель Фауст.

    Постоянное партнерство с И. Фауст — особая страница творчества Александра Мельникова. Плодами этого творческого союза стали как многочисленные совместные выступления, так и записи (на Harmonia Mundi). Одна из них — все Сонаты Бетховена для фортепиано и скрипки — признана эталонной; она получила премию Gramophone и ECHO Klassik (Германия) и в 2010 году была номинирована на «Грэмми».

    Широкое признание принесли Александру Мельникову исполнение и запись цикла 24 прелюдий и фуг Д. Шостаковича. Пианист исполнял этот цикл в Вене, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Берлине, Токио и во многих других городах Европы, Америки и Азии. Диск с записью этого сочинения был удостоен премий BBC Music Magazine Awards 2011, BBC Music Choice Awards, Scherzo, Gramophon recommended, Choc de classica 2011, Empfehlung des Monats, Schallplatten, был включен журналом BBC Music Magazine в список «50 лучших дисков всех времен».

    Последний по времени CD из произведений Карла Марии фон Вебера (2013) также получил несколько премий, в том числе Diapason d’Or, Choc de classica, Classics today, Choix France musique, BBC Music Choice Award, Gramophone Critics Choice.

    В 2013 – 2014 году Мельников является артистом-резидентом Музикгебау в Амстердаме. Он выступил на ВВС Proms с Варшавским филармоническим оркестром под управлением Антони Вита и на открытии сезона в Праге с Чешским филармоническим оркестром под управлением  Иржи  Белоглавека. Среди партнеров пианиста в текущем сезоне — Малеровский камерный оркестр, Фрайбургский Барокоркестр, амстердамская Симфониетта. В числе сольных  ангажементов — концерты в Монреале, Лондоне, Антверпене, Зальцбурге, Осаке, Нагое, Токио.

    С 1992 по 2007 годы Александр Мельников был солистом Московской государственной академической филармонии. В 1999 году удостоен звания заслуженного артиста России. Лауреат Премии «Триумф» в области высших достижений литературы и искусства (2008) и Молодежной премии «Триумф» (2001).