Фестиваль искусств «Русская зима».
    «Новая Россия»,
    Евгений Бушков, Мишель Бушкова,
    Юрий Башмет, Марк Бушков

    24 декабря 2017

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Брамс
    Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 77
    Моцарт
    Концерт № 13 для фортепиано с оркестром до мажор, К 415


    Юрий Башмет и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» посвящают концерт памяти легендарного директора оркестра Роберта Евгеньевича Бушкова



    Уважаемые слушатели, обращаем ваше внимание, что 9 и 11 февраля состоятся концерты с участием Юрия Башмета и Клары-Джуми Кан.

    12+

    Абонемент №14:

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году художественным руководителем и главным дирижёром оркестра стал Юрий Башмет, открывший качественно новую страницу в истории коллектива. Оркестр под руководством маэстро приобрёл свою неповторимую манеру исполнения, которую отличает творческая раскрепощённость, смелость интерпретации в сочетании с поразительной одухотворённостью исполнения, глубокое, насыщенное звучание.

    «Юрий Башмет уже много лет идет наперекор любым правилам и стандартам… Он – музыкант, который может всё… Оркестр буквально заворожил зал трагической и прекрасной музыкой…» («Комсомольская правда»). 

    С оркестром сотрудничали прославленные дирижёры и исполнители, среди которых: Валерий Гергиев, Тан Дун, Александр Лазарев, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази, Андрес Мустонен, Максим Венгеров, Жан Люк Понти, Барри Дуглас, Питер Донохоу, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Вадим Репин, Анне-Софи Муттер, Сергей Крылов, Кристоф Барати, Виктория Муллова, Наталия Гутман, Давид Герингас, Александр Князев, сэр Джеймс Голуэй, Дебора Войт, Анна Нетребко, Лора Клейкомб, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Анна Катерина Антоначчи, Патриция Чьофи, Элина Гаранча, артисты балета Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, актеры Константин Хабенский, Сергей Безруков. 

    «...Оркестр “Новая Россия” доставил наслаждение публике своей отточенной техникой исполнения, глубокой музыкальностью и очень интересной интерпретацией...» (Main-Echo, Франкфурт). 

    С 2002 года оркестр дал более 750 концертов в России и за рубежом. «Новой России» рукоплескали в Москве и Санкт-Петербурге, городах Поволжья, «Золотого кольца», Урала, Сибири, в Австрии, Великобритании, Германии, Нидерландах, Испании, Италии, Польши, Франции, Швейцарии, Южной Кореи, Японии, странах Балтии, Скандинавии и многих других. 

    «Юрий Башмет, царь альта, и его молодой симфонический оркестр завоевали публику! Концерт вдохновенный и вдохновляющий! Настоящий триумф…» (Le Matin Сannes, Франция). 

    «Оркестр продемонстрировал исключительное качество: абсолютную слаженность, точность и разнообразие глубины звука, полного нежности, страсти и безудержного накала» (Corriere della Sera, Испания). 

    «Исполнение было исключительно ясно и прозрачно вплоть до мельчайших деталей, до тончайшего pianissimo. Оркестр продемонстрировал высшую степень мастерства в непрерывной гибкости звука. Результатом стало захватывающее и волнующее ощущение выстраданной музыки» (Neues Volksblatt, Линц). 

    В репертуаре оркестра сочетаются классика и современность, музыка разных стилей и жанров. Оркестр исполнил премьеры сочинений Дж. К. Менотти, А. Шнитке, Э. Денисова, М. Таривердиева, С. Губайдулиной, Г. Канчели, А. Чайковского, Тан Дуна, Ж. Л. Понти, Т. Такемицу, М. Фелдмана, И. Райхельсона, Х. Ротта, Э. Табакова, А. Балтина, В. Комарова, Б. Франкштейна, Г. Бузоглы. 

    Оркестр – постоянный участник Зимнего музыкального фестиваля Юрия Башмета в Сочи и международных фестивалей, которые маэстро Башмет проводит в Ярославле, Ростове-на-Дону и Минске. В разные годы участвовал в Фестивале Мстислава Ростроповича, Московском Пасхальном фестивале, фестивалях «Виртуозы гитары» и Vivacello. 

    В дискографии коллектива – сочинения Моцарта, Бетховена, Вебера, Брамса, П. Чайковского, Рахманинова, А. Чайковского. 

    В марте 2007 года оркестру был выделен Грант Правительства Российской Федерации, в В 2010 году - Грант Президента РФ. 

    «Новая Россия» приняла активное участие в подготовке и проведении культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. Были записаны Олимпийский гимн, государственные гимны и музыка, сопровождавшая церемонии открытия и закрытия Олимпиады. Коллектив под управлением Юрия Башмета выступил с концертом на заседании Олимпийского комитета. «Произведения великих российских композиторов в их современном прочтении рисовали музыкальное полотно церемонии, по масштабу сопоставимое с самой Олимпиадой» («Русский век»). 

    В сезоне 2018/19 оркестр представляет в Московской филармонии три именных абонементных цикла: в Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом зале Консерватории и Концертном зале имени С. В. Рахманинова Концертного комплекса «Филармония-2», а также принимает участие в других филармонических абонементах. С оркестром выступают Юрий Башмет (в качестве дирижёра и солиста); дирижёры Лучано Акочелла, Денис Власенко, Ксения Жарко, Александр Лазарев, Игорь Разумовский, Марчелло Рота, Александр Сладковский, Робертас Шервеникас, Владимир Федосеев, 

    Кристиан Ярви. В концертах сезона принимают участие пианисты Петр Айду, Игорь Бриль, Алексей Володин, Андрей Гугнин, Елизавета Леонская, Вадим Холоденко; скрипачи Алена Баева, Павел Милюков, Вадим Репин, Виктор Третьяков, Томас Цетмайр; виолончелисты Александр Бузлов, Александр Рудин; вокалисты Хибла Герзмава, Карин Дейе, Надин Сьерра, Патриция Чьофи, Массимо Джордано, Майкл Фабиано, Олег Цыбулько и многие другие звёзды мировой сцены и молодые таланты.

    Евгений Бушков

    «Дирижер в ответе за то, какая музыка будет звучать завтра... Недостаточно просто открыть новые ноты, нужно сыграть их так, чтобы захотелось слушать снова и снова». Это творческий принцип дирижера Евгения Бушкова, который определяет уровень требовательности к себе и к своим коллегам-музыкантам.

    Одухотворенность исполнения, эмоциональная наполненность и точность прочтения авторского текста — именно эти качества объясняют интерес и стремление многих современных композиторов к тому, чтобы их произведения были исполнены оркестрами под управлением Евгения Бушкова. «Евгения Бушкова отличает искренность, музыкальность, совершенное чувство формы… словом все, что присуще настоящему мастеру. Для меня и для моих коллег-композиторов очень важно, что он предельно основательно, профессионально и доброжелательно относится к новым сочинениям, обладая при этом блестящей дирижерской техникой…», – отмечал Ефрем Подгайц.

    Этот интерес взаимен — благодаря нему за последние 10 лет прозвучали такие премьеры, как «Гарольд в России» А. Чайковского (ГСО «Новая Россия», мировая премьера); Симфония № 1 «Памяти жертв СПИДа» Дж. Корильяно (Новосибирский академический симфонический оркестр, российская премьера); «Реквием» А. Караманова («Новая Россия», российская премьера); Симфония № 2 А. Семенова (Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии, мировая премьера); Симфония № 15 Д. Смольского (Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь, мировая премьера); Концерт для альта с оркестром Е. Подгайца («Новая Россия», солист М. Березницкий, московская премьера).

    С дирижером сотрудничали российские композиторы А. Балтин, В. Беляев, Г. Дмитриев, С. Жуков, П. Карманов, Р. Леденев, В. Мартынов, Б. Франкштейн, а также А. Драго (Аргентина), А. Лопес-Чоллет (Венесуэла), Т. Мухаметжанов (Казахстан), Э. Фрайтаг (Австрия), Г. Хадзимихелакис (Греция), Х. Инайат Хан (Индия), Д. Шнидер (Швейцария). Даже в своих дебютных выступлениях с именитыми коллективами маэстро Бушков исполняет новые или редко звучащие партитуры. Так, в программе с Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии в 2011 году были представлены две премьеры произведений А. Маскатса и Л. Резетдинова; Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского сыграл Танцевальную сюиту на темы Куперена Р. Штрауса и симфоническую поэму «Сенсемайя» С. Ревуэльтаса. Маэстро впервые представил произведения А. Караманова в Португалии (мировая премьера «Посвящения» для камерного оркестра), Турции, ЮАР («Весенняя увертюра»). География выступлений дирижера включает Европу, Азию, Латинскую Америку, Африку.

    В октябре 2014 года по приглашению Ефрема Подгайца Евгений Бушков дирижировал на юбилейном концерте композитора, где в исполнении Академического симфонического оркестра Московской филармонии впервые в одной программе прозвучали три сложнейших партитуры: Тройной концерт, Концерт для оркестра «Формулы» и Кантата «Как нарисовать птицу».

    Евгений Бушков родился в Москве в семье скрипачей. Его родители – Роберт Бушков и Зариус Шихмурзаева. На скрипке начал обучаться в пять лет. Окончил Центральную музыкальную школу и Московскую консерваторию. Среди его педагогов – З. Гилельс, Л. Коган, А. Винницкий, С. Дижур, Д. Шебалин и его мать — З. Шихмурзаева.

    В годы учебы в Московской консерватории Е. Бушков стал лауреатом крупнейших международных конкурсов: имени Г. Венявского в Познани (1986, I премия), имени Королевы Елизаветы в Брюсселе (1989, III премия), имени П. И. Чайковского в Москве (1990, II премия), Первого Всемирного конкурса имени Г. Шеринга в Монте-Карло (1992, I премия).

    В 1990 годы вел интенсивную концертную деятельность как солист, неоднократно принимал участие в фестивалях в Монте-Карло, Кольмаре, Мадриде, Кройте, Эль-Пасо, Оссиахе-Филлахе. Его концерты проходили в лучших концертных залах России, Германии, Франции, Австрии, Италии, Норвегии, Финляндии, Англии, Шотландии, Чехии, Турции, США, Мексики, Перу, Аргентины и других стран мира.

    С 1999 года Евгений Бушков полностью посвятил себя дирижированию. Его наставниками стали Д. Китаенко и В. Ямпольский. С 2002 по 2009 год по приглашению Юрия Башмета, художественного руководителя и главного дирижера Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», был дирижером этого коллектива.

    За время работы с «Новой Россией» Евгений Бушков стал вдохновителем многих творческих проектов, среди которых серии концертов «Солисты оркестра — наша гордость». Оркестр продолжает вручать свои премии молодым победителям детских конкурсов. Самым успешным творческим начинанием Евгения Бушкова можно считать цикл концертов для детей «Классика это классно»; за годы сотрудничества с «Новой Россией» было исполнено 25 авторских программ маэстро Бушкова в рамках абонементов Московской филармонии. С 2009 года география этих концертов расширилась — к удовольствию юных слушателей цикл «Классика это классно» проходил в Минске, Нижнем Новгороде, Белгороде, Саратове.

    В программах Евгения Бушкова были представлены премьеры многих произведений для детей Е. Подгайца, М. Броннера, Ю. Фалика, А. Семенова, П. Паттерсона; впервые на российской сцене прозвучали оперы «Мальчик, который слишком быстро рос» Дж. К. Менотти, «Городок Жур-Жур» Д. Кривицкого, «Последний музыкант» Е. Подгайца.

    В течение двух последних сезонов детские программы Евгения Бушкова идут при полном аншлаге в абонементе «Виртуозы Москвы — детям» в Светлановском зале Московского международного Дома музыки.

    Параллельно с интенсивной деятельностью в качестве приглашенного дирижера, Евгений Бушков уделяет большое внимание своему коллективу — возглавляемый им с 2009 года Государственный камерный оркестр Республики Беларусь выезжал с концертами в Италию, Норвегию, Россию, Литву, Словению и Азербайджан. В 2015 году с большим успехом прошли дебютные гастроли оркестра в Австрии и Турции. В конце апреля 2016 года ГКО РБ станет первым филармоническим коллективом Беларуси, который отправится на гастроли в США.

    Многие программы камерного оркестра украшают мировые премьеры произведений таких современных белорусских композиторов, как Г. Горелова, С. Кортес, В. Курьян, Л. Симакович, К. Яськов. В гала-концерте к 45-летию оркестра в 2013 году прозвучала мировая премьера «Белорусского концерта» М. Броннера, созданная по заказу оркестра и его главного дирижера.

    По приглашению Евгения Бушкова с Государственным камерным оркестром Республики Беларусь в нынешнем сезоне дважды выступил французский пианист Люка Дебарг. Сотрудничество с ним будет продолжено в ноябре 2016 года в парижском зале Гаво.

    В феврале 2016 года в Минске в присутствии автора состоялась белорусская премьера Скрипичного концерта П. Васкса (солист – Марк Бушков).

    В 2012–2014 годы заслуженный артист России Евгений Бушков — художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Саратовской областной филармонии имени А. Шнитке.

    С оркестрами под управлением маэстро Бушкова выступали А. Аблабердыева, Д. Алексеев, С. Антонов, П. Бадура-Шкода, Д. Барчеллона, Е. Баршай, Ю. Башмет, Н. Борисоглебский, А. Бузлов, А. Винницкий, Э. Вирсаладзе, Д. Войт, Л. Горохов, М. Гулегина, Н. Гутман, Б. Дуглас, С. Ковачевич, Д. Кожухин, Е. Леонская, Ф. Липс, А. Любимов, Д. Мацуев, А. Мельников, М. Пекарский, А. Рудин, З. Соткилава, В. Тропп, М. Федотов, В. Холоденко, В. Чернов и другие известные солисты.

    Юрий Башмет

    Родился в 1953 году в Ростове-на-Дону. В 1971 году окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу и поступил в Московскую консерваторию. Его педагогами были профессора Вадим Борисовский и Федор Дружинин. Еще в студенческие годы стал лауреатом международных конкурсов в Будапеште (1975, II премия) и Мюнхене (1976, I премия). Вывел свой инструмент на новый уровень: сыграл в Большом зале консерватории первую в его истории альтовую программу, стал первым исполнителем многочисленных сочинений для альта, написанных нашими современниками. Для Башмета писали Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Микаэл Таривердиев, София Губайдулина, Джон Тавенер, Гия Канчели, Александр Чайковский, Александр Раскатов; ему посвящено более 50 произведений. Выступал со всеми крупнейшими оркестрами мира.

    В 1982 году начал дирижировать, в 1986 создал камерный ансамбль «Солисты Москвы». В 1992 году состав ансамбля полностью обновился: его участниками стали талантливые молодые музыканты – выпускники и аспиранты Московской консерватории. В 2008 году ансамбль вместе с Юрием Башметом стал лауреатом премии «Грэмми». Это первый российский камерный ансамбль, удостоенный «Грэмми» за всю ее 50-летнюю историю.

    С 2002 года – художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». В симфонических абонементах Башмета музыка разных эпох и стилей – Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович, Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шнитке, Губайдулина, Канчели. Выступления оркестра с успехом проходят в таких странах, как Франция, Германия, Греция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Испания, Австрия, Турция, Болгария, Индия, Финляндия, Япония.

    Многолетняя творческая дружба и многочисленные совместные концерты связывали Башмета и Святослава Рихтера. После смерти Рихтера, на протяжении 16 лет возглавлявшего легендарные «Декабрьские вечера», Башмет стал его преемником. Маэстро возглавляет также музыкальные фестивали «Эльба – музыкальный остров Европы» (Италия), Зимний фестиваль классической музыки в Сочи, Музыкальные фестивали Юрия Башмета в Минске (Беларусь), Ярославле, Хабаровске и Пензе.

    Созданный Башметом Международный Благотворительный Фонд учредил Международную премию имени Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства, которая присуждена Гидону Кремеру, Томасу Квастхоффу, Виктору Третьякову, Валерию Гергиеву, Анне-Софи Муттер, Ольге Бородиной, Ирине Антоновой, Наталии Гутман, Евгению Кисину, Максиму Венгерову, Алексею Ратманскому, Ефиму Бронфману, Денису Мацуеву, Тан Дуну.

    Башмет – участник многих крупнейших благотворительных акций мирового значения, сборы от которых были направлены в фонды помощи пострадавшим от стихийных бедствий в Армении, Японии, в фонды помощи детям-инвалидам.

    Основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве. Руководитель Детской музыкальной академии стран СНГ в Новокуйбышевске и Юношеской музыкальной академии стран СНГ во Львове (Украина). В 2012 году под руководством Юрия Башмета создан Всероссийский юношеский симфонический оркестр. «Путевку в жизнь» от экспертного жюри получили 79 музыкантов в возрасте от 9 до 21 года из 28 городов России.

    Кино- и телекомпаниями разных стран (Англия, Франция, Россия) снято несколько фильмов о творчестве Башмета. 

    Марк Бушков

    Марк Бушков родился в Монпелье (Франция) в 1991 году в семье музыкантов. Его отец – скрипач и дирижер Евгений Бушков, мать – скрипачка Алиса Вайтснер. Дед, скрипач Роберт Бушков, более 20 лет играл в Госоркестре СССР под управлением Е. Ф. Светланова, затем был артистом и директором оркестра «Виртуозы Москвы», директором БСО имени П. И. Чайковского, МГАСО под управлением П. Когана, ГСО «Новая Россия» под управлением Ю. Башмета. Бабушка – лауреат международных конкурсов, профессор РАМ имени Гнесиных скрипачка Зоря Шихмурзаева.

    Обучаться на скрипке Марк начал в возрасте 5 лет у своего деда по линии матери, также известного скрипача и педагога Матиса Вайтснера, а годом позже дебютировал на сцене. В 2001 г. поступил в Высшую школу музыки в Лионе, в класс Клер Бернар.

    В 2007 г. Марк получил стипендию от Филармонической ассоциации Лиона и в том же году поступил в Высшую школу музыки и танца в Париже, в класс Бориса Гарлицкого, который до сих пор является одним из его наставников. В последующие годы участвовал в мастер-классах и фестивалях в Мулен д’Анде, Труа, Бордо (Франция), Витербо (Италия) и Нью-Гемпшире (США). В 2010 году Марк единодушно получил высший балл по специальности и был особо отмечен комиссией на выпускном экзамене в Парижской консерватории. Продолжив заниматься с Б. Гарлицким в Гамбурге, в 2011 он выиграл престижный грант Ebel-Prize. Марк Бушков – лауреат первой премии скрипичных конкурсов им. Генри Коха в Льеже (2008) и «Молодые концертирующие артисты» в Лейпциге (2010), финалист конкурса имени Королевы Елизаветы в Брюсселе (2012). В 2013 г. он завоевал Гран-при на Международном конкурсе в Монреале.

    К 25 годам музыкант сделал успешную артистическую карьеру. Он выступал с сольными концертами в Гамбурге и Монреале, на фестивалях в Монпелье, «Музыкальный Олимп» в Санкт-Петербурге, в Париже в Théâtre de la Ville. На фестивале в Сантандере (Испания) играл в трио с И. Монигетти, в квартете с Э. Вирсаладзе. На летнем фестивале на остове Эльба в Италии он был награжден специальным призом, который дал ему возможность сыграть с ансамблем «Солисты Москвы» под управлением Ю. Башмета.

    Скрипач активно сотрудничает с оркестрами Бельгии (Брюссельский филармонический, Бельгийский национальный оркестр, Королевский филармонический оркестр Льежа), выступал с оркестрами Московской филармонии, «Новая Россия», Лодзинской филармонии, Государственным оркестром Рейнской филармонии в г. Кобленце (Германия), Гамбургским симфоническим, симфоническим оркестром Hacettepe в Анкаре, оркестром Impromptu в Париже, оркестром Высшей школы музыки и театра в Гамбурге.

    В сезоне 2014/15 гг. Марк Бушков дебютировал с оркестром Северо-немецкого радио в Гамбурге. В том же сезоне он исполнил скрипичный Концерт Брамса с Дюссельдорфским симфоническим оркестром, сопровождая спектакль балетной труппы Deutsche Oper am Rhein. В декабре 2014 г., по приглашению Мариса Янсонса, Бушков выступил на открытии серии концертов “Essentials” оркестра амстердамского Консертгебау. «Он – виртуоз, который не нуждается ни во внешних эффектах, ни в нарциссическом глянце. Он соединяет музыкальную страсть и энергию с выразительностью и серьезностью, что ведет к невероятной интенсивности его интерпретации. Он играет свободно и уверенно, с безудержным драйвом, призывает оркестр следовать за собой и побуждает музыкантов к достижению новых высот», – писал рецензент газеты “Rhein Main Presse” после концерта скрипача с Государственным филармоническим оркестром Майнца в ноябре 2015 года.

    Как камерный музыкант Марк Бушков дебютировал в сезоне 2015/16 гг. с виолончелистом Кианом Солтани и альтистом Адриеном Буассо в Кёльнской филармонии, Beethovenhaus в Бонне и Auditorium du Louvre. Среди ангажементов артиста в прошлом сезоне – концерты в цюрихском Тонхалле, на фестивале «Шубертиада» в Шварценберге (Австрия) и Весеннем фестивале в Гейдельберге.

    В 2016 году Марк был удостоен приза фестиваля в Рейнгау. В решении жюри говорится: «Когда слышишь в исполнении Марка Бушкова какой-либо из величайших романтических скрипичных концертов, вспоминаешь «золотую эру» виртуозов скрипки, традиции Яши Хейфеца, Леонида Когана и Давида Ойстраха». Жюри премии также отметило «чарующее чувство звука в сочетании с безупречной техникой» и назвало его «современным и универсальным исполнителем с яркой артистической индивидуальностью».

    С 2014 г. Марк Бушков обучается в Академии в Кронберге по программе «Молодые солисты» у Михаэлы Мартин.

    Музыкант играет на скрипке Ж. Б. Вильома (1865), которую получил в аренду от своего продюсера Б. Фелдман.