Оффенбах: «Сказки Гофмана» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Оффенбах: «Сказки Гофмана»

    23 января 2010

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Оффенбах

    12+

    Абонемент №10:

    ГАСК России п/у Валерия Полянского

    Исполнители:

    Государственная академическая симфоническая капелла России
    Дирижер — художественный руководитель и главный дирижер — Валерий Полянский

    Солисты:
    Максим Пастер (тенор), Лариса Костюк (меццо-сопрано), Михаил Гужов (бас), Ольга Пастер (сопрано), Ольга Ионова (сопрано), Людмила Кузнецова (меццо-сопрано), Анна Пегова (сопрано), Владимир Реутов (тенор), Алексей Антонов (бас), Андрей Антонов (бас), Сергей Топтыгин (баритон), Виктория Смольникова (меццо-сопрано), Николай Галин (бас), Михаил Дьяков (баритон), Михаил Серышев (тенор), Олег Долгов (тенор), Роман Бобров (бас), Анатолий Богомолов (тенор)

    В программе:

    Оффенбах
    «Сказки Гофмана», опера в концертном исполнении

    23 января в Концертном зале имени П.И.Чайковского – концертное исполнение оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». Симфоническим оркестром и хором Государственной академической капеллы России дирижирует Валерий Полянский.

    Концертное исполнение опер – одно из главных направлений деятельности Капеллы. Тем самым Валерий Полянский перекидывает мост в далекие 50-е годы, к творчеству основателя оркестра С.Самосуда, много внимания уделявшего оперным партитурам. Благодаря инициативе В.Полянского российские слушатели познакомились с малоизвестными операми Гречанинова «Сестра Беатриса», Дворжака «Русалка», Верди «Жанна д’Арк», Кюи «Пир во время чумы» и т.д. В сотрудничестве с Московской филармонией Капелла осуществила постановку «Царя Эдипа» Стравинского, в абонементных концертах последних сезонов исполнены все три оперы С.В.Рахманинова («Алеко», «Франческа да Римини», «Скупой рыцарь»), «Чародейка» П.И.Чайковского, «Трубадур» Дж.Верди и многие другие оперные партитуры, которые редко ставятся в российских театрах или звучат в концертных залах.

    За последние годы доброй традицией Капеллы Полянского стали концертные исполнения опер под Новый год – в прошлых сезонах это были «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова и опера Жака Оффенбаха, блестящий успех которой требовал продолжения. Несмотря на свое легкомысленное название, опера повествует об «иронии судьбы» художника, замешанной на столкновении иллюзии и реальности – в ее сюжет вплетены автобиографические коллизии Теодора Гофмана. История самой оперы сложилась вполне в духе этой драмы: автор умер, не успев завершить свое произведение, венское представление оперы завершилось пожаром, во время которого театр сгорел дотла, из-за чего «Сказки Гофмана» приобрели дурную славу. Сегодня она возвращается на театральные подмостки.

    И все же опера созвучна новогодним настроениям не только красотой музыки, но и тем, что главная тема в ней – любовь, три акта оперы посвящены трем возлюбленным Гофмана: «Олимпии», «Антонии», «Джульетте» в исполнении солистов Большого и Мариинского театров и других ведущих музыкальных театров России.

    Государственная академическая симфоническая капелла России

    Государственная академическая симфоническая капелла России – коллектив, объединяющий в своем составе свыше 200 артистов – хор, оркестр и солистов-вокалистов. Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским, и Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского. 

    Оркестр возник в 1957 году, до 1982 года был творческой единицей в подчинении Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года назывался Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили Самуил Самосуд, Юрий Аранович и Максим Шостакович, за пультом выступали Евгений Светланов, Натан Рахлин, Неэме Ярви, Владимир Федосеев и другие выдающиеся дирижеры. Выступления оркестра проходили на самых престижных сценах мира, таких как Карнеги-холл и Линкольн-центр в Нью-Йорке, Кеннеди-центр в Вашингтоне, Музикферайн в Вене, Гевандхаус в Лейпциге, Барбикан-центр в Лондоне, Зал Караяна в Берлинской филармонии, лучшие залы Токио, Тайбея, Хельсинки, Барселоны, Праги и других музыкальных центров мира. Коллектив записал множество пластинок и дисков, по большей части выпущенных фирмами «Мелодия» и Chandos.

    Камерный хор был организован Валерием Полянским в 1971 году. В 1975 году коллектив одержал победу на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии, завоевав Золотую медаль в номинации «академическое пение» и «Золотой колокол» – символ лучшего хора конкурса. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР. Он объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в 1986 году по приглашению Святослава Рихтера представил на фестивале «Декабрьские вечера» программу из сочинений Чайковского, в 1994 году – «Всенощное бдение» Рахманинова. Государственный камерный хор и его руководитель завоевали высокое международное реноме успешными выступлениями на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), Нардене (Нидерланды); BBC Proms в лондонском Альберт-холле (Великобритания), а также в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене и Альби. 

    Днем рождения Госкапеллы считается 27 декабря 1991 года: в Большом зале Московской консерватории в исполнении коллектива под управлением Геннадия Рождественского прозвучала кантата Дворжака «Свадебные рубашки». В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. 

    Деятельность хора и оркестра капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки. Капелла гастролировала в США, многих странах Европы и Юго-Восточной Азии. В Японии оркестром ГАСК были записаны диски с симфониями Чайковского и Пятой симфонией Шостаковича. 

    Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей – Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский регулярно проводит монографические симфонические циклы, посвященные творчеству Бетховена, Брамса, Рахманинова, Малера и других великих композиторов. 

    С капеллой сотрудничают многие известные российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывала коллектив с Геннадием Рождественским, который много лет представлял с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент. 

    С 2009 года капелла проводит в Тарусе фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году в Ельце с участием ГАСК прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. 

    В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» Александра Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала опера «Жизнь за царя» Глинки. Концертное исполнение силами Госкапеллы оперы «Семен Котко» Прокофьева в 2014 году на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие», а сезон 2019/20 открыл концертной версией оперы «Отелло» Верди. 

    В октябре 2016 года оркестр и хор приняли участие в IV Симфоническом форуме России в Екатеринбурге, исполнив «Сонное видение парубка» из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского, его же «Картинки с выставки» в оркестровке Равеля, оркестровую версию «Свадебки» и «Симфонию псалмов» Стравинского. На гастрольной карте особое место занимает Калининград, где Госкапелла неоднократно выступала в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны»: в 2018 году хор под управлением Валерия Полянского исполнил «Всенощное бдение» Рахманинова, в 2020 году на сцене Калининградского областного драматического театра прозвучала опера «Евгений Онегин» Чайковского в концертном исполнении. В первой половине 2020 года Госкапелла провела онлайн-трансляции наиболее значимых проектов прошлых лет, в частности к 75-летию окончания Великой Отечественной войны была показана запись Седьмой симфонии Шостаковича из Большого зала Московской консерватории.