В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
21 сентября 2018
Большой зал Консерватории
Абонемент №68:
Академический симфонический оркестр Московской филармонии
Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.
Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.
Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).
За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.
Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее.
В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл,
Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие.
Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией.
Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр».
В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.
Всемирно известный дирижёр Леонард Слаткин – почётный музыкальный директор Детройтского симфонического оркестра и Национального оркестра Лиона. Маэстро приглашают к сотрудничеству лучшие коллективы мира. Помимо этого, он известен как талантливый композитор и педагог.
Сезон 2018/19 насыщен проектами. В числе самых значительных – гастроли по Германии с Национальным оркестром Лиона и по Азии с ведущими симфоническими коллективами (Гуанчжоу, Пекин, Осака, Шанхай, Гонконг); фестиваль в США с Детройтским симфоническим; исполнение «Братского поминовения» Кастальского в ознаменование столетия окончания Первой мировой войны; празднование в Карнеги-холле 100-летия основания Манхэттенской музыкальной школы; участие в мероприятиях к 85-летию Кшиштофа Пендерецкого в Варшаве. Маэстро также выступает в программах Академического симфонического оркестра Московской филармонии, Филармонического оркестра Радио Франции, Симфонических оркестров Балеарских островов и Монте-Карло, Бернского, Питтсбургского и Сент-Луисского симфонических, Луисвиллского оркестра, Национального симфонического оркестра Ирландии.
Музыкант 33 раза номинировался на «Грэмми» и шесть раз был награжден этой премией. Среди его последних записей – два альбома, выпущенные Naxos: Сен-Санс, Равель и Берлиоз с Национальным оркестром Лиона и Копленд, Рахманинов, Борзова, МакТи и Уильямс с Детройтским симфоническим оркестром. Помимо этого, с последним коллективом записаны собрания симфонических сочинений Брамса и Бетховена, а также все симфонии Чайковского, – всё это доступно для скачивания онлайн в цифровом формате.
Леонард Слаткин занимал посты музыкального директора Нью-Орлеанского и Сент-Луисского симфонических оркестров, Национального симфонического оркестра в Вашингтоне; главного дирижёра Симфонического оркестра Би-би-си в Лондоне; главного приглашённого дирижёра лондонских оркестров «Филармония» и Королевского филармонического, Питтсбургского симфонического, Лос-Анджелесского филармонического, Оркестра Миннесоты.
Маэстро сотрудничал практически со всеми ведущими коллективами мира. В США это Нью-Йоркский и Лос-Анджелесский филармонические, Чикагский и Бостонский симфонические, Филадельфийский и Симфонический оркестр Сан-Франциско; в Старом Свете – все пять лондонских оркестров, Израильский и Берлинский филармонические, Симфонический оркестр Баварского радио, Королевский Стокгольмский филармонический, амстердамский Королевский Консертгебау, Оркестр Парижа, Филармонический оркестр Осло.
Как оперный дирижёр Леонард Слаткин выступал в Метрополитен-опере, Лирической опере Чикаго, Вашингтонской национальной опере, Оперных театрах Сент-Луиса и Санта-Фе, Венской государственной опере, Штутгартской опере, Опере Бастилии.
Леонард Слаткин родился в Лос-Анджелесе в семье известных музыкантов. Он начал заниматься на скрипке и обучаться дирижированию под руководством своего отца Феликса Слаткина, затем продолжил совершенствовать мастерство у Вальтера Зюскинда в Аспене и Жана Мореля в Джульярде. Живёт в Сент-Луисе с супругой – композитором Синди МакТи.