В продаже абонемент Musica sacra nova
15 января 2020
«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Абонемент №95:
Академический симфонический оркестр Московской филармонии
Дорогие друзья!
Московская филармония и просветительский проект Way2Art представляют вашему вниманию «Ауфтакт» – цикл коротких видеолекций о популярных классических произведениях, которые часто звучат в наших залах. В каждом ролике будет рассказ об одном музыкальном произведении — его авторе, истории создания, судьбе и традициях исполнения. Ведущие — основатели Way2Art виолончелист «Нового русского квартета» Алексей Стеблёв и скрипач оркестра «Виртуозы Москвы» Юрий Дашевский. Им помогают известные музыковеды и исполнители. В музыке ауфтактом называется начальный дирижерский жест, задающий произведению темп и настроение. Наш проект дает слушателям возможность познакомиться с исполняемым сочинением еще до входа в концертный зал, чтобы получить от прослушивания еще более яркие впечатления. Ведь не секрет, что мы любим то, что знаем.
Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.
Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.
Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).
За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.
Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее.
В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл,
Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие.
Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией.
Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр».
В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.
Художественный руководитель и главный дирижер Филармонического оркестра Барселоны, приглашенный дирижер Филармонического оркестра имени Джордже Энеску в Бухаресте, Национального оркестра Румынского радио, Государственного филармонического оркестра области Банат в Тимишоаре (Румыния), Академического симфонического оркестра Московской филармонии и Филармонического оркестра Брно (Чехия).
Юрий Ботнарь родился в 1951 году Кишинёве. Окончил Национальную музыкальную школу для одаренных детей по классу скрипки. В 1982 году стал победителем регионального конкурса молодых композиторов. Дирижерское образование получил в Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора Ильи Мусина) и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (классы профессоров Юрия Симонова и Геннадия Рождественского).
Выступает со многими ведущими оркестрами мира, гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Румынии, России, Японии, Китае, Южной Корее и других странах. Сотрудничал с известными солистами, среди которых Елена Образцова, Джон Лилл, Фредерик Кемпф, Виктор Третьяков, Александр Князев, Владимир Овчинников, Питер Донохоу, Барри Дуглас, Владимир Фельцман, Раду Лупу, Эдуард Грач, Александру Томеску, Чик Кориа и многие другие.
С 1998 года дирижер сотрудничает с компанией Sony DADC (Австрия). Его обширная дискография включает сочинения Чайковского, Рахманинова, Мусоргского, Бородина, Прокофьева, Шостаковича, Дворжака, Бернстайна и других композиторов, записанные с Лондонским симфоническим оркестром, Филармоническим оркестром Барселоны, Филармоническим оркестром имени Джордже Энеску, Ленинградским государственным концертным оркестром и другими коллективами. В 2019 году маэстро Ботнарь и Академический симфонический оркестр Московской филармонии завершили запись цикла симфоний Чайковского.
Юрий Ботнарь – президент Международного фонда Royal Music Society, член Лиги американских оркестров, Британского союза музыкантов, Академии «Грэмми», музыкальный директор Фонда Бухарестской филармонии имени Джордже Энеску. Удостоен многих почетных наград, среди которых Золотые медали Джордже Энеску (Румыния), Стефана Великого (Молдова) и Моцарта от ЮНЕСКО. В 2005 году его имя было включено в почетный список Международного биографического центра в Кембридже (Великобритания) «за выдающийся вклад в искусство симфонического дирижирования».
Барри Дуглас родился в 1960 году в Белфасте. Обучался игре на фортепиано, кларнете, виолончели и органе. В возрасте 16 лет брал уроки у Фелиситас Ле Винтер – воспитанницы Эмиля фон Зауэра, ученика Ференца Листа. Затем учился в лондонском Королевском колледже музыки у Джона Барстоу и частным образом – у Марии Курчо, ученицы Артура Шнабеля. Совершенствовался под руководством Евгения Малинина в Париже, где также обучался дирижированию у Марека Яновского и Ежи Семкува. Получил II премию на Международном конкурсе имени Паломы О’Ши в Сантандере (Испания, 1980, I премия не присуждена). В 1983 году был удостоен V премии на конкурсе пианистов имени Артура Рубинштейна в Тель-Авиве, в 1985-м – Бронзовой медали на конкурсе Вэна Клайберна в Форт-Уорте (США).
Мировая известность пришла к Дугласу в 1986 году, когда он завоевал Золотую медаль на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве. С тех пор он выступает с ведущими симфоническими коллективами, его сольные концерты проходят в странах Европы, в США, России и Южной Америке. В сезоне 2016/17, в ознаменование 30-летия победы на конкурсе в Москве, многие выступления пианиста были посвящены музыке Чайковского: он дважды исполнил все фортепианные концерты композитора в Дублине и Белфасте с Национальным симфоническим оркестром Общественной телерадиокомпании Республики Ирландия (RTÉ) и Ольстерским оркестром. В 2011, 2015 и 2019 гг. был членом жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
Барри Дуглас сотрудничал с выдающимися дирижерами, среди которых Владимир Ашкенази, Колин Дэвис, Курт Зандерлинг, Лорин Маазель, Курт Мазур, Андре Превин, Мстислав Ростропович, Евгений Светланов, Леонард Слаткин, Майкл Тилсон Томас, Юрий Темирканов, Лоуренс Фостер, Марек Яновский, Марис Янсонс, Неэме и Пааво Ярви. Среди партнеров исполнителя по камерному музицированию – «Энделлион-квартет» (Великобритания), «Гварнери-квартет» (США), Квартет имени А. П. Бородина.
В 1999 году Дуглас основал камерный оркестр Camerata Ireland («Ирландская камерата») и с тех пор регулярно выступает как дирижер. Является художественным руководителем фестиваля этого коллектива в поместье Кландебой (Ирландия). Дуглас и «Ирландская камерата» активно гастролируют, в том числе в США, Франции, Финляндии, Индии, странах Южной Америки, в 2013 году дебютировали на фестивале BBC Proms. Маэстро также дирижировал коллективом «Академия Святого Мартина в полях», оркестрами Белграда, Индианаполиса, Ванкувера, Московской филармонии, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Новосибирским камерным оркестром, I Pommerigi di Milano, Литовским камерным оркестром и другими.
Среди ангажементов Барри Дугласа последних лет – выступления с Лондонским симфоническим оркестром, Оркестром Халле, Шотландским симфоническим оркестром Би-би-си, Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, Российским национальным оркестром, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Симфоническим оркестром Берлинского радио, Государственной капеллой Дрездена, Национальным оркестром Франции, Гонконгским филармоническим оркестром, симфоническими оркестрами Ванкувера, Цинциннати, Сиэтла, Колорадо, Барселоны, Сингапура, Сиднея, Мельбурна. Пианист принимал участие в фестивалях в Лондоне (BBC Proms in the Park, с Ольстерским оркестром), Вербье (Швейцария) и Канадзаве (Япония). В 2018 году гастролировал по Великобритании с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова. Сольные концерты Дугласа проходили в Великобритании, Нидерландах, США, Мексике, Китае и Армении. Пианист выступал в лучших залах мира – от Альберт-холла, Барбикан-холла и Уигмор-холла, до дворцового комплекса «Запретный город» в Пекине и Шанхайского Большого театра. Участвовал в премьере Концерта № 4 для фортепиано с оркестром южноафриканского композитора Кевина Воланса с ансамблем Birmingham Contemporary Music Group.
С 2011 года Барри Дуглас – эксклюзивный артист лейбла Chandos. Его запись всех сочинений для фортепиано соло Брамса получила высокие оценки критиков, журнал International Record Review назвал ее «эталонной версией» исполнения Брамса. В его дискографии также – все фортепианные концерты и Тройной концерт Бетховена с «Ирландской камератой», все концерты Рахманинова, концерты Листа, Брамса, Чайковского, Бриттена, Корильяно, Регера, «Бурлеска» Р. Штрауса; сонаты Бетховена, Чайковского, Берга, Прокофьева, «Картинки с выставки» Мусоргского и др. В 2018 году Дуглас завершил работу над собранием фортепианных сочинений Шуберта, в настоящее время работает над антологией произведений Чайковского. Под лейблом Chandos вышли также два альбома с ирландской музыкой в обработках Барри Дугласа – Celtic Reflections и Celtic Airs. Кроме того, он впервые исполнил и записал вторую редакцию концерта для фортепиано с оркестром «Воскресение» Кшиштофа Пендерецкого.
Среди событий 2020 года – гастроли в США, где маэстро представил ряд сольных программ и выступил с североамериканскими оркестрами, а также цикл онлайн-концертов с «Ирландской камератой», включивший исполнение всех фортепианных концертов Бетховена.
Заслуги артиста в музыкальном искусстве отмечены государственными наградами и почетными званиями, в том числе орденом Британской империи (статус офицера, 2002; статус командора, 2021). Он является Почетным доктором Королевского университета Белфаста, Почетным профессором Королевского музыкального колледжа в Лондоне, Почетным доктором музыки Национального университета Ирландии в Мэйнусе и Университета Вайоминга (США), приглашенным профессором Дублинской консерватории.