Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2018-2019.
Перейти к списку абонементов.

    Оркестр Московской филармонии,
    Юрий Симонов, Штефан Владар

    28 октября 2017

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    Моцарт
    Концерт № 20 для фортепиано с оркестром
    Бетховен
    Симфония № 9 для солистов, хора и оркестра

    12+

    Абонемент №59:

    Юрий Симонов
    Владимир Федосеев
    Владимир Спиваков

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижёрский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Маурицио Поллини, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Ирина Архипова, Даниил Шафран, Яков Флиер, Владимир Крайнев, Наталия Гутман и многие другие.

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошёл в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижёров. Первым художественным руководителем и главным дирижёром коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вана Клиберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).

    Новый этап в истории оркестра начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни: при его участии проходят выступления звезд мировой оперы, концертные исполнения популярных и малоизвестных опер, крупнейшие музыкальные форумы. Оркестр участвовал в Международном конкурсе имени Чайковского (в 2007 году аккомпанировал вокалистам, в 2015 – скрипачам), в Первом и Втором Всероссийских музыкальных конкурсах по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». Часто выступает в городах России, успешно гастролирует в Испании, Великобритании, Японии, Гонконге, Республике Корея.

    В 2013 году Юрий Симонов и оркестр совместно с Государственным академическим русским хором имени Свешникова осуществили новую запись Гимна Российской Федерации. В 2014 году участвовали в торжественном открытии Концертного зала имени Рахманинова «Филармония-2» и вместе с Денисом Мацуевым открыли концертом в Зале имени Чайковского Всероссийский виртуальный концертный зал. Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» прославленный коллектив постоянно сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов.

    Деятельность дирижёра и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звёзд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижёр и оркестр».

    Среди постоянных партнеров оркестра – выдающиеся солисты современности: Валерий Афанасьев, Борис Березовский, Николай Луганский, Алексей Любимов, Олег Майзенберг, Алексей Володин, Юйцзя Ван, Лукас Генюшас, Виктор Третьяков, Дмитрий Ситковецкий, Максим Венгеров, Виктория Муллова, Вадим Репин, Акико Суванаи, Никита Борисоглебский, Юрий Башмет, Борис Андрианов, Давид Герингас, Сергей Ролдугин, Александр Князев, Лора Клейкомб, Анна Аглатова, Вероника Джиоева, Хибла Герзмава, Патриция Чьофи, Василий Ладюк; дирижёры Александр Ведерников, Александр Дмитриев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Марис Янсонс, Александр Лазарев, Владимир Юровский и другие.

    В последние годы оркестр представил ряд московских, российских и мировых премьер, среди которых «Реквием для Ларисы» Сильвестрова, «Итайпу» Гласса, Concerto grosso для трех виолончелей с оркестром Пендерецкого, Симфония №27 «Лирическая» Слонимского, «Реквием Принцессы Гальяни» Тищенко, ряд сочинений Геннадия Гладкова и Софии Губайдулиной. Событием стала мировая премьера Концерта для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» – коллективного сочинения десятерых современных композиторов, посвященного газете «Музыкальное обозрение». Оркестр записал более 350 пластинок и компакт-дисков, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.

    Юрий Симонов

    Юрий Симонов родился в 1941 году в Саратове. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу альта у Ю. Крамарова (1965) и по дирижированию у Н. Рабиновича (1969). В 1966 году стал лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижёров в Москве, а в 1967-м – главным дирижёром оркестра Кисловодской филармонии. В 1968 году Ю. Симонов становится первым советским дирижёром-победителем международного конкурса. Это произошло в Риме на Пятом конкурсе дирижёров, организованном Национальной академией Санта Чечилия. Маэстро Мравинский немедленно взял его ассистентом в Заслуженный коллектив Республики академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.

    В январе 1969 года Ю. Симонов дебютировал в Большом театре оперой «Аида», а уже с февраля 1970 года, после его триумфального выступления на гастролях театра в Париже, был назначен главным дирижёром ГАБТа СССР и занимал этот пост в течение пятнадцати с половиной лет – рекордного срока для этой должности. Годы работы маэстро стали одним из блестящих и значимых периодов в истории театра. Под его управлением состоялись премьеры выдающихся творений мировой классики: опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского–Корсакова, «Так поступают все» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина, «Деревянный принц» Бартока. А поставленная в 1979 году опера Вагнера «Золото Рейна» ознаменовала возвращение творчества композитора на сцену театра после почти сорокалетнего отсутствия. 

    В 1980-е и 1990-е годы Симонов выступал с крупнейшими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал во многих международных фестивалях, осуществил ряд оперных постановок в крупнейших театрах мира. В 1982 году он дебютирует оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском театре «Ковент-Гарден», а четыре года спустя там же ставит «Травиату» Верди. За ней последовали «Аида» в Бирмингеме, «Дон Карлос» в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» в Марселе, «Так поступают все» Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Хованщина» Мусоргского в Сан–Франциско, «Евгений Онегин» в Далласе, «Пиковая дама» в Праге, Будапеште и в Париже (Оpera Bastille), оперы Вагнера в Будапеште. 

    В начале 1990-х Симонов был главным приглашённым дирижёром Филармонического оркестра в Буэнос-Айресе (Аргентина), а с 1994 по 2002 год – музыкальным директором Бельгийского национального оркестра в Брюсселе (ONB). В 2001 году Ю. Симонов основал оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. Вот уже более тридцати лет он является постоянным приглашённым дирижёром Венгерского национального оперного театра, в котором поставил десять опер Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга». Кроме оперных постановок и концертов со всеми будапештскими оркестрами, маэстро с 1994 по 2008 год проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более 100 молодых дирижёров из 30 стран мира. Венгерское телевидение сняло о Ю. Симонове три фильма. 

    Активную творческую деятельность дирижёр сочетает с преподавательской. С 1978 по 1991 год Юрий Иванович Симонов вёл класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории, с 1985 года стал профессором. С 2006 года преподаёт в Санкт-Петербургской консерватории. Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге. Летом 2013, 2014 и 2017 годов Ю. Симонов поделился своим мастерством с молодыми дирижёрами на международных мастер-классах, организованных Московской филармонией. 

    Маэстро участвовал в работе жюри дирижёрских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. В 2011 и 2015 годах возглавлял жюри по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» на Первом и Втором Всероссийских музыкальных конкурсах в Москве. 

    С 1998 года Юрий Симонов является художественным руководителем и главным дирижёром Академического симфонического оркестра Московской филармонии. За годы его работы с коллективом сыграно более двухсот программ в Москве, состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам. Восторженная зарубежная пресса отмечала, что «Симонов извлекает из своего оркестра диапазон чувств, граничащих с гениальностью» (Financial Times), называла маэстро «неистовым вдохновителем своих музыкантов» (Time). 

    Дискография Ю. Симонова представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, а также видеофильмами его спектаклей в Большом театре (американская фирма Кultur). 

    Юрий Симонов – народный артист СССР (1981), профессор (1985), кавалер ордена Почёта РФ (2001), награждён «Офицерским крестом» Венгерской Республики, «Орденом Командора» Румынии и «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики. «Дирижёр года» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (сезон 2005/06), лауреат Премии мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2011 году был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, в 2017 году – орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.

    Штефан Владар

    Австрийский пианист и дирижер Штефан Владар по праву считается одним из самых разносторонних музыкантов мира. Его концерты проходят в главных музыкальных центрах Европы, Америки и Азии, он выступает как сольно, так и в сопровождении лучших оркестров, дирижирует, аккомпанирует певцам и играет в камерных ансамблях. В сезоне 2015/16 на сцене венского Концертхауса прошла серия концертов, приуроченная к 50-летию музыканта, на которых Владар выступил во всех своих амплуа.

    С 2008 года Штефан Владар является художественным руководителем и главным дирижером Венского камерного оркестра, с которым много гастролирует по разным странам. В прошедшем сезоне он также дирижировал Государственным академическим симфонический оркестром России имени Е. Ф. Светланова и Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского в Москве, Симфоническим оркестром Портленда, Бангкокским и Каирским симфоническими оркестрами. В качестве солиста выступал в сопровождении Симфонического оркестра Пражского радио и Филармонического оркестра Констанца. Сольные концерты музыканта состоялись в Вене, Мюнхене, Загребе, Будапеште и других городах.

    В 2015 году началось тесное сотрудничество Ш. Владара с австрийской звукозаписывающей компанией Capriccio, на которой уже вышел диск с фортепианными произведениями Мориса Равеля. В 2016 году будет выпущено 4 компакт-диска с записью всех концертов Бетховена — пяти фортепианных, скрипичного, тройного, а также двух романсов для скрипки (Ш. Владар выступает в качестве солиста и дирижирует Венским камерным оркестром). Ранее музыкант записывался на фирмах Harmonia mundi и Sony. Всего в его дискографии более 30 CD с музыкой Гайдна, Шуберта, Шумана, Шопена, Прокофьева, Скрябина и других композиторов.

    Штефан Владар родился в 1965 году в Вене. Учился в венской Высшей школе музыки у Ханса Петермандля. В 1985 году одержал победу на Международном конкурсе пианистов имени Бетховена в Вене, став самым молодым лауреатом этого состязания.

    Блестящая карьера привела пианиста в крупнейшие музыкальные столицы Европы, США и Азии. Он сотрудничал с Иегуди Менухиным, Клаудио Аббадо, Риккардо Шайи, Кристофом фон Дохнаньи, Владимиром Федосеевым, Кристофером Хогвудом, Луи Лангре, Невилом Мэрринером, Сейджи Озавой, Саймоном Рэттлом, Кристианом Тилеманном и другими знаменитыми дирижерами. В качестве солиста играл в сопровождении таких известных коллективов, как Венский симфонический и Венский филармонический оркестры, Баварский государственный оркестр, Академия св. Мартина-в-Полях, оркестр амстердамского Консертгебау, Роттердамский филармонический, оркестр Цюрихского Тонхалле, Камерный оркестр Европы, Чикагский симфонический, Токийский симфонический оркестр NHK и других.

    С 90-х годов начала развиваться дирижерская карьера музыканта. Он выступал с Венским симфоническим оркестром, Зальцбургской Камератой, Камерным оркестром Моцартеума, Гаагским Резиденц-оркестром, Штутгартским филармоническим, Бамбергским симфоническим, оркестрами Датского и Будапештского радио, камерными оркестрами Линца, Граца, Базеля, Цюриха, Кёльна, Праги и другими.

    Как дирижер и пианист Штефан Владар сотрудничает со многими известными солистами, среди которых Жанин Янсен, Цимон Барто, Изабель ван Кейлен, Виктория Муллова, Юлиан Рахлин, Хайнрих Шифф, певцы Йен Бостридж, Йохан Бота, Йонас Кауфман, Анджелика Кирхшлагер, Томас Квастхофф, Рамон Варгас, Претти Йенде. Многолетняя творческая дружба связывает его с датским баритоном Бо Сковусом. В сезоне 2015/16 музыканты исполнили три вокальных цикла Шуберта («Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» и «Лебединая песня») в Австрии, Германии и Швейцарии. Готовится к выпуску запись этих произведений на фирме Capriccio.

    В качестве солиста, камерного музыканта и дирижера Штефан Владар принимает участие во многих известных музыкальных фестивалях: Зальцбургском, «Шубертиада» в Шварценберге, музыкальных фестивалях в Бремене, Шлезвиг-Гольштейне, Людвигсбурге, Шветцингене, Рейнгау, Рурском фортепианном фестивале, в Экс-ан-Провансе, Бергене,

    Эдинбурге, Гштааде, Боготе, Гонконге, Осаке, а также в фестивалях, проводимых в парижской Опера Бастий и венском Музикферайне.

    В 2010 году Штефан Владар был артистом-резидентом фестиваля на Боденском озере (Германия), в сезоне 2012/13 — артистом-резидентом Дуйсбургской филармонии. Почти 30 лет он является артистическим директором фестиваля Neuberger Kulturtage в Нойберге (Австрия).

    Штефан Владар — профессор Венского университета музыки и исполнительского искусства. Награжден «Орденом за заслуги» Австрийской Республики.

    Екатерина Морозова

    Екатерина Морозова родилась в Омске.Окончила Омское музыкальное училище имени В. Я. Шебалина по классу вокала (класс Р. Чебаненко), в 2004 году была удостоена именной стипендии «Юные дарования» от Министерства культуры Омской области. Продолжила образование в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и аспирантуре (класс Е. Гороховской).

    В 2012—2014 годах была солисткой Академии молодых певцов Мариинского театра.Принимала участие в концертах солистов Академии в России (Екатеринбург, Казань) и за рубежом (Италия, Франция, Германия, Великобритания, Финляндия, Австрия, Фарерские острова), фестивале «Лариса Гергиева приглашает» во Владикавказе.На сцене Мариинского театра исполняла партии:Первая дама («Волшебная флейта» В. А. Моцарта) и Графиня Чепрано («Риголетто» Дж. Верди).

    В 2014 году приняла участие в постановке оперы «Так поступают все женщины» В. А. Моцарта в Большом театре, исполнив партию Фьордилиджи.  С 2014 по 2016 год — артистка Молодежной оперной программы Большого театра. Принимала участие в гастролях в Швейцарии и Лихтенштейне.С сезона 2016—2017 — солистка оперной труппы Большого театра.

    Дипломант Всероссийского открытого конкурса исполнителей русского романса во Владимире (2004).Лауреат Всероссийского конкурса молодых оперных певцов имени В. Я. Шебалина в Омске (2012, III премия), Всероссийского конкурса молодых оперных певцов имени Н. Обуховой в Липецке (2012, I премия), международных конкурсов вокалистов имени Е. Образцовой (2013, III премия),  имени Мирьям Хелин в Хельсинки (2014, II премия) и имени Х. Даркле в Брэила (Румыния, 2015, I премия).

    Полина Шамаева

    Полина Шамаева получила образование в Воронежском музыкальном колледже имени Ростроповичей (дирижёрско-хоровое отделение) и Академии хорового искусства имени В. С. Попова, которую окончила по двум специальностям – «хоровое дирижирование» и «сольное пение». Принимала участие в мастер-классах Любови Казарновской, Даренн Зиммер, Майкла Пола и Сары Аллегретты.

    В настоящее время – солистка Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова и Венгерского государственного оперного театра в Будапеште. 

    В репертуаре Полины Шамаевой партии меццо-сопрано более чем в 30 произведениях кантатно-ораториального жанра. Она выступала в качестве солистки с различными коллективами в Большом зале Московской консерватории, Московском международном Доме музыки, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Государственном Кремлевском дворце, Дворце музыки в Афинах, Symphony Hall в Осаке, Minato Mirai Hall в Йокогаме (Япония) и на других известных концертных площадках. Принимала участие в фестивалях: Владимира Спивакова в Кольмаре (Франция), в Рейнгау (Германия), Московском Пасхальном фестивале, фестивале Динары Алиевой Opera Art, «Преображение» в Ярославле, «Кремлёвские вечера» в Рязани, «Кружева» в Вологде, фестивале современной музыки имени Софии Губайдулиной Concordia в Казани и других. Сотрудничала с известными дирижёрами – Виктором Поповым, Саулюсом Сондецкисом, Владимиром Спиваковым, Михаилом Плетнёвым, Владимиром Мининым, Геннадием Дмитряком, Львом Конторовичем, Владимиром Понькиным, Гинтарасом Ринкявичюсом, Александром Сладковским, Фабио Мастранжело, Сергеем Кондрашёвым, Мурадом Аннамамедовым, Хансом-Кристофом Радеманном и другими. 

    Участвовала в концертном исполнении опер «Пиковая дама» (Полина), «Иоланта» (Лаура), «Царская невеста» (Дуняша) и «Русалка» (Княгиня). Принимала участие в записи «Свадебки» Стравинского (партия Матери, дирижёр – Геннадий Дмитряк) и «Евгения Онегина» Чайковского (партия Няни, дирижёр – Владимир Спиваков). Исполнила партию Кармен в рамках ледового шоу Натальи Бестемьяновой.

    Сергей Радченко

    Сергей Радченко учился в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора А. П. Мартынова) и Академии хорового искусства имени В. С. Попова (класс профессора Д. Ю. Вдовина). Лауреат вокальных конкурсов имени Ф. И. Шаляпина в Москве (2008) и имени Б. Тулегеновой в Астане (2011).

    С 2011 по 2014 год был участником Молодежной оперной программы Большого театра, на сцене которого дебютировал в опере В. А. Моцарта «Волшебная флейта». Участвовал в концертах и зарубежных гастролях театра, в том числе в совместном проекте с Парижской национальной оперой «Молодые голоса Москвы и Парижа». В настоящее время — приглашенный солист Большого театра.

    В его репертуаре партии Юродивого («Борис Годунов» М. Мусоргского), Владимира Игоревича («Князь Игорь» А. Бородина), Альфреда («Летучая мышь» И. Штрауса) и другие партии в операх Верди, Пуччини, Р. Штрауса, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева.

    Сергей Радченко спел Ленского («Евгений Онегин» Чайковского)  на сценах Мариинского театра и театра Сан Карло в Неаполе. В 2013 году проходил стажировку на Молодежной оперной программе Доминго-Карфица в Вашингтонской национальной опере.

    На концертной сцене выступал с Национальным филармоническим оркестром России и «Виртуозами Москвы», Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, оркестром Московской филармонии и оркестром Министерства обороны РФ. Сотрудничал с дирижерами Юрием Башметом, Владимиром Федосеевым, Василием Синайским, Владимиром Спиваковым, Юрием Симоновым, Кристофером Мулдсом.

    Выступал на фестивалях: Юрия Башмета в Сочи, «Спасская башня», оперном фестивале имени Ирины Архиповой, «Черешневый лес», «Владимир Спиваков приглашает…», Рождественском фестивале, Шаляпинском фестивале в Казани. Принимал участие в абонементных концертах Московской филармонии.

    Сотрудничает с композитором Александрой Пахмутовой. Принимал участие в музыкальных программах на телевидении. 

    Александр Уткин

    Александр Уткин родился в Черкесске. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс вокала Д. Карпова). В оперной студии консерватории исполнял партии Эбн-Хакиа в «Иоланте» Чайковского, Гульельмо в опере «Так поступают все» Моцарта и Дюфоля в «Травиате» Дж. Верди.

    С 2016 года – солист оперной труппы Большого театра. В 2017 году принимал участие в концертном исполнении оперы «Путешествие в Реймс» Дж. Россини, исполнив партию Антонио (дирижёр – Туган Сохиев). Летом 2017 года участвовал в Accademia Rossiniana имени Альберто Дзедды в рамках Россиниевского оперного фестиваля в Пезаро, принимал участие в концертах и спектакле «Путешествие в Реймс».

    Государственный академический Московский областной хор имени А.Д.Кожевникова

    Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова — один из старейших прославленных коллективов России. Он был организован в 1956 году народным артистом СССР профессором Московской консерватории Владиславом Геннадиевичем Соколовым. C 1988 по 2011 годы коллективом руководил выдающийся дирижер, народный артист России Андрей Дмитриевич Кожевников. В 2014 году хор возглавил ректор Академии хорового искусства В. С. Попова, Николай Николаевич Азаров.

    В исполнении Московского областного хора прозвучали многие произведения отечественных и зарубежных композиторов. Это – «Иван Грозный» С. Прокофьева, «Реквием» Д. Кабалевского, «Литургия» А. Алябьева, духовные концерты С. Дегтярева и В. Титова, «Месса» бельгийского композитора Ж. Йонгена, «Реквием памяти Л. Когана» итальянского композитора Ф. Маннино. Часть произведений, записанных фирмой «Мелодия», вошла в фонд радио и телевидения. Значительное место в репертуаре хора занимают народные песни.

    Хор ведет насыщенную и разнообразную концертную жизнь, много гастролирует в России и за рубежом, участвует в государственных праздничных мероприятиях различного уровня.

    За последнее время коллектив ярко заявил о себе участием в крупных музыкальных событиях в нашей стране и за рубежом. Среди них – Празднование 700-летия Преподобного Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде и 200-летия М. Лермонтова в усадьбе Серебряково, Международный хоровой фестиваль имени Б. Тевлина в Большом зале Консерватории, праздничный концерт к юбилею премии «Русский Нобель» в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, Рождественский и  Пасхальный фестивали,  Международный фестиваль Мстислава Ростроповича, фестивали в Шлезвиз-Гольштейне, Олденбурге и Рейнгау (Германия), SION (Швейцария), Ярославле, Казани. Наряду с сольными выступлениями хор принимает участие в совместных проектах с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Национальным филармоническим оркестром России, оркестром Мариинского театра, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония»  и другими известными коллективами. 

    Партнерами хора на сцене стали такие дирижеры, как Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Андрей Петренко, Александр Рудин,  Владимир Спиваков, Александр Сладковский,  Владимир Федосеев, Жадер Биньямини,  Джанлука Марчиани, Патрик Фурнийе.

    Хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова

    Первое в истории высшее учебное заведение вокально-хорового искусства, Академия хорового искусства, создана в 1991 году на базе Московского хорового училища имени А. В. Свешникова по инициативе и благодаря настойчивым усилиям профессора В. С. Попова. С самого начала работы Академии хорового искусства руководимый В.С. Поповым смешанный хор вуза определился как многофункциональный певческий коллектив, выступающий с обширными сольными программами, а также участвующий вместе с оркестрами в исполнении крупных вокально-симфонических произведений.

    Сводный хор Академии (около 250 певцов) включает в себя хор мальчиков (7-14 лет), хор юношей (16-18 лет), студенческие вокально-хоровые ансамбли (юноши и девушки 18-25 лет) и мужской хор. Отличная музыкальная подготовка, высокая профессиональная компетентность и полнота разновозрастных групп хоров Академии позволяют выполнить художественные задачи любой сложности, включая исполнение многохорных партитур, требующих участия грандиозных певческих составов. Так, хор Академии исполнил треххорную ораторию К.Пендерецкого «Семь врат Иерусалима» на московской премьере сочинения в Московском международном Доме музыки (декабрь 2003). Выдающимся событием в мире музыки стало исполнение в Москве при участии Большого хора Академии монументальной оратории Ф. Листа «Христос» под управлением Е. Светланова в Большом зале консерватории (апрель 2000).

    Хоры Академии регулярно выступают с концертами в России и за ее пределами - в странах Европы, Азии (Япония, Тайвань), США и Канаде. В числе несомненных достижений коллектива - многократное участие в ряде престижных музыкальных фестивалей: в Брегенце (Австрия, 1996, 1997), Кольмаре (Франция, 1997-2009), Рейнгау (Германия, 1995-2010) и, конечно, в Москве («Московская осень», «Московский Пасхальный фестиваль», «Черешневый лес», «Моцариана»).

    С хорами Училища и Академии сотрудничали прославленные российские и зарубежные дирижеры: Г. Абендрот, Р. Баршай, А. Гаук, Т. Зандерлинг, Д. Кахидзе, Д. Китаенко, К. Кондрашин, И. Маркевич, Е. Мравинский, М. Плетнев, Х. Риллинг, А. Рудин, Г. Рождественский, С. Самосуд, Е. Светланов, В. Спиваков, Ю. Темирканов, В. Федосеев. Многие современные композиторы доверяют исполнителям премьеры своих сочинений. Хоры Академии подготовили к исполнению и записали более 40 компакт-дисков.

    Отдельные хоры Академии, периодически объединяемые в Большой хор, представляют собой уникальный по своим исполнительским возможностям и тембровой палитре певческий коллектив, которому под силу яркие, полноценные художественные интерпретации всей классической и современной хоровой литературы. Полнокровная творческая жизнь – отличительная черта Академии хорового искусства, занявшей сегодня достойное место на мировой концертной сцене.

    С 2008 года сводным хором Академии руководит воспитанник Училища и Академии, ученик В. Попова, Лауреат первой премии Первого московского конкурса хоровых дирижеров – Алексей Петров.