В продаже абонемент Musica sacra nova
13 января 2017
«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
схема проездаСолисты и ансамбли оркестра
А.С.Пушкин — Г.Свиридов. «Метель» из цикла
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
Старинные романсы, русские народные песни
Абонемент №135:
Художественные коллективы
Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.
В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.
Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.
Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.
После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.
С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.
Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.
Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.
Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.
Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского.
В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна.
В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами.
В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.
Валерий Баринов родился 15 января 1946 года в деревне Жилино Орловской области. Ещё в детстве участвовал в смотрах художественной самодеятельности: колхозных, районных, областных. Очень выразительно читал стихи о мире. Поэтому по окончании школы решил поступать в театральное училище. И в тот же год был принят в Высшее театральное училище имени М.С.Щепкина при Малом театре (курс В.Коршунова), которое окончил в 1968 году. По его словам, он никогда не был так счастлив, как те четыре года, которые он провёл в Щепкинском.
Окончив его, уехал в Ленинград в Театр имени А.С.Пушкина (ныне Александринский). Потом был Центральный театр Советской армии (уже в Москве), где Валерий проработал 19 лет. Затем вместе с режиссёром Ю.Ерёминым он переходит в Театр имени А.С.Пушкина. В 1992 году артист приходит в труппу Малого театра. Через пятнадцать лет покинув его, до сих пор считает своим домом, скучает по этому театру и задается вопросом, прав ли был, когда ушёл… Уже много позже артист признался, что смена места пробуждает новые силы, амбиции, дает возможность проявить себя по-новому. А с 2005 года Валерий Баринов - артист МТЮЗа. Сейчас там он занят в двух спектаклях: «Скрипка Ротшильда» (за роль в этом спектакле актёр удостоен Премии мэрии в области литературы и искусства) и «Чёрный монах». В Театре-студии киноактёра он играет Наполеона в спектакле «Корсиканка». Есть ещё антрепризный спектакль «Стакан воды». Сейчас, по признанию артиста, для него театр превратился только в получение удовольствия от профессии.
Он всегда знал твёрдо, что любит театр и будет в нём работать. Насчёт же кино… как повезёт! Повезло крупно в 1998 году после телесериала «Петербургские тайны», где он убедительно сыграл отпетого мерзавца Хлебонасущенского. Тогда пришла настоящая популярность. С тех пор ему пришлось сыграть много злодеев разных мастей. Ничего не поделаешь – амплуа! Правда, истины ради нужно отметить ещё многочисленные роли военных. Последние годы он много снимается в кино и телесериалах. Всего же в его фильмографии около 80-ти кино и телефильмов. Вот некоторые из них: «Агапэ» (на фестивале российского кино во Франции, в Онфлере-96, за роль в этом фильме Баринов получил приз за лучшую мужскую роль и был назван «русским Габеном»), «Сибирский спас», «На ножах», «Простые истины», «Досье детектива Дубровского», «След оборотня», «Дом для богатых», «Водитель для Веры», «Русское», «Империя под ударом», «Марш Турецкого», «Мужская работа», «Баязет», «Одиночество любви», «Девять неизвестных», «Кадетство», «Андерсен: жизнь без любви», «День выборов», «Самый лучший фильм», «Контракт на любовь», «КромовЪ».
Он очень ответственен в профессии, считает, что всегда должен соответствовать тому, чего люди от него ждут, и очень боится разочаровать зрителей. Поэтому как у настоящего артиста у него процесс накапливания жизненных реакций, разнообразных эмоций длится всегда. Чтобы с ним ни случилось, плохого или хорошего, даже дурного и стыдного, или комического – всё идет в копилку памяти. Это своего рода актерский материал, такое профессиональное подспорье: когда-нибудь да обязательно пригодится.
Народный артист России
Ирина Долженко (меццо-сопрано) — народная артистка России, солистка Государственного академического Большого театра России. Родилась в Ташкенте. В 1983 году по окончании Ташкентской государственной консерватории (педагог Р. Юсупова) была приглашена в Москву, в труппу Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н. И. Сац. Участвовала в спектаклях Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Выступление на Международном конкурсе вокалистов «Бельведер» принесло ей приз — стажировку в Риме у Миетты Сигеле и Джорджо Лукетти. Прошла стажировку по актерскому мастерству в Университете Олбани в Нью-Йорке, брала уроки у Режин Креспен (Франция).
В 1995 г. дебютировала в Большом театре в партии Керубино(«Свадьба Фигаро» В. А.Моцарта). В 1996 году вошла в состав оперной труппы Большого театра, на сцене которого исполняет ведущие партии в операх В. А. Моцарта, Ж. Бизе, В. Беллини, Дж. Пуччини, Дж. Верди, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Р. Штрауса, С. Прокофьева, А. Берга и других композиторов. В репертуаре певицы также сольные партии в кантатно-ораториальных произведениях русских и зарубежных композиторов.
Ирина Долженко стала первой исполнительницей в Большом театре партии Прециозиллы в опере Дж. Верди «Сила Судьбы» (2001 г., постановка неаполитанского театра Сан-Карло — дирижер-постановщик Александр Вилюманис, режиссер Карло Маэстрини, художник-постановщик Антонио Мастроматтеи, возобновление Пьера-Франческо Маэстрини) и партии Принцессы Буйонской в «Адриенне Лекуврер» Ф. Чилеа (2002 г., постановка миланского театра Ла Скала, дирижер-постановщик Александр Ведерников, режиссер-постановщик Ламберто Пуджелли, сценограф Паоло Бреньи).
В апреле 2003 года певица исполнила партию Наины на премьере оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки, запись которой была осуществлена голландской фирмой PentaTone и вышла на трех CD год спустя.
Ирина Долженко выступает в лучших музыкальных театрах мира: Венской камерной опере , Шведской Королевской опере (Стокгольм), Немецкой опере (Берлин), театре Колон (Буэнос-Айрес), где впервые выступила в партии Амнерис, Новой Израильской опере в Тель-Авиве, Оперном театре Кальяри, Опере Бордо, театре Опере Бастилия и других. Певица сотрудничает с Латвийской национальной оперой и Национальной оперой «Эстония». Ирина Долженко – частый гость международных фестивалей в Тракае (Литва), Шеннбруне (Австрия), Савонлинне (Финляндия), Моцартовском фестивале во Франции, в Иерусалимском фестивале, в Уэксфордском фестивале (Ирландия. В 2004 г. в г. Арниме (Нидерланды) на фестивале, посвященном Игорю Стравинскому, приняла участие в концертном исполнении оперы «Мавра».
Артистка выступала с выдающимися дирижерами — Геннадием Рождественским, Владимиром Федосеевым, Валерием Гергиевым, Михаилом Плетневым, Владимиром Юровским.
Дискография певицы включает записи Реквиема Дж. Верди (дирижер М. Эрмлер, 2001), оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки (дирижер А. Ведерников, PentaTone сlassic, 2004) и «Опричник» П. Чайковского (дирижер Г. Рождественский, Dynamic, 2004).
О жизни и творчестве Ирины Долженко снят видеофильм «Звезды крупным планом. Ирина Долженко» (2002 г., «Артс Медиацентр», режиссер Н. Тихонов).
Павел Черных родился в Москве. В 1987 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс Евгения Нестеренко). В том же году стал лауреатом Международного конкурса студентов-вокалистов имени Антонина Дворжака в Карловых Варах, где был удостоен IIпремии и специального приза Чехословацкого радио за исполнение «Сюиты на слова Микеланджело» Дмитрия Шостаковича.
В 1988 году был зачислен в стажерскую группу Большого театра, с 1990 года – солист оперной труппы. В 1997 году удостоен почетного звания «Заслуженный артист России».
В репертуаре певца в Большом театре – Сват («Русалка» Даргомыжского), Евгений Онегин, Роберт / Эбн-Хакиа, Елецкий / Томский, Мазепа («Евгений Онегин», «Иоланта», «Пиковая дама», «Мазепа» Чайковского), Мизгирь, Григорий Грязной, Федор Поярок («Снегурочка», «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова), Денисов, Панталон / Леандр («Война и мир», «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Энрико («Лючия ди Ламмермур» Доницетти), Валентин («Фауст» Гуно), Жорж Жермон, Набукко, Амонасро, Макбет, Сильвано («Травиата», «Набукко», «Аида», «Макбет», «Бал-маскарад» Верди), Пролог / Сильвио («Паяцы» Леонкавалло), Скарпиа («Тоска» Пуччини) и другие партии.
Павел Черных выступает также с камерными и концертными программами. Гастролировал в странах Европы, Америки и Азии. Сотрудничал с такими дирижерами, как Александр Лазарев, Юрий Симонов, Марк Эрмлер, Эндрю Дэвис, Риккардо Мути.