От барокко до джаз-рока : Московская государственная академическая филармония

    От барокко до джаз-рока

    18 июля 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Полная версия доступна в Личном кабинете

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — эксклюзивные видеозаписи
    • — история просмотров
    • — собственные плейлисты
    • — синхронизация с мобильным приложением
    Государственный академический
    камерный оркестр России
    Дирижёр и солист – Алексей Уткин (гобой, гитара)
    Алексей Гагарин (ударные)
    Анил Дикшит (табла)
    Павел Новиков (Правин) (бансури)
    Михаил Шевнин (бас-гитара)
    Екатерина Назарова (скрипка)
    Илья Мовчан (скрипка)
    Никита Буднецкий (скрипка)
    В программе:
    И. С. Бах
    Бранденбургский концерт № 3
    Альбинони
    Адажио
    Д. Маклафлин – А. Уткин
    «Метаморфозы», фантазия в четырех частях

    12+

    Абонемент №005:

    Летний абонемент. Государственный академический камерный оркестр России, Алексей Уткин

    Трудно представить, что между музыкой барокко и роком может быть всего лишь один шаг. Тем не менее, эта идея легла в основу предстоящего концерта Алексея Уткина и Камерного оркестра России.

    Независимо от того, в какой культуре и в какое время возникла музыка, она является частью единой Вселенной звука – музыка, рожденная человеком, его помыслами и чувствованиями, как результат его отношения к окружающему миру. Поэтому неудивительно, что музыка разных направлений обнаруживает удивительную общность: индийская классическая музыка и западноевропейское барокко, фри-джаз и тяжелый инструментальный психоделический рок. Почему бы не провести параллель между философским размышлением в классическом адажио и медитативностью восточной музыки, между драйвом рок-музыки и энергичной, захватывающей моторикой инструментальных сочинений Баха?

    Блистательный академический музыкант Алексей Уткин в этот вечер будет солировать на двух инструментах — гобое и электрогитаре, которой он увлекался в студенчестве, играя в рок-группе. В первом отделении прозвучат шедевры высокой классики — знаменитое Адажио Альбинони и Бранденбургский концерт Баха. Во втором отделении –  композиция А. Уткина «Метаморфозы» на темы Джона Маклафлина – создателя легендарной группы Mahavishnu Orchestra  и основоположника стиля джаз-рок. Музыкальное содержание будет воплощено средствами академических музыкальных инструментов, индийских традиционных инструментов с добавлением гитар и ударной установки.

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович. 

    В 1950-60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие. 

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра. Дмитрий Шостакович посвятил ему Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде. 

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический». Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. 

    В разное время с оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредерик Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры. 

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Сhandos, Philips и других. К 50-летнему юбилею коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD. 

    В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с композициями на темы рок-групп, музыкой в стиле этно и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал участникам второго тура XIV и XV Международных конкурсов имени П. И. Чайковского (специальность «фортепиано»). 

    В прошедшем сезоне оркестр сотрудничал с такими выдающимися музыкантами, как Андрес Мустонен, Александр Князев, Элисо Вирсаладзе, Жан-Кристоф Спинози. Крупнейшим событием стало исполнение оперы Вивальди «Неистовый Роланд» (российская премьера) с участием зарубежных солистов и дирижера Федерико Марии Сарделли. 

    Сезон 2019/20 коллектив открыл двумя концертами на Музыкальном фестивале земли Шлезвиг-Гольштейн (Германия) с участием скрипача Даниэля Лозаковича. В декабре оркестр вновь выступает в Германии на Рождественском фестивале в Кёльне (солист Айлен Притчин). В планах коллектива – программы с участием органистов Александра Фисейского, Хансйорга Альбрехта, Томаса Троттера, Оливье Латри, Джереми Джозефа, пианистов Элисо Вирсаладзе и Андрея Гугнина. С оркестром выступят дирижеры Жан-Кристоф Спинози, Филипп Чижевский, Максим Емельянычев, всемирно известный контратенор Карлос Мена, многие другие знаменитые исполнители. Кульминацией сезона станет участие коллектива в фестивале «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний», где будут представлены в концертном исполнении три оперы Генделя с участием международной команды солистов (дирижер Кристофер Мулдс).

    Алексей Уткин

    Алексей Уткин родился в 1957 году в Москве. Учился в Центральной музыкальной школе. Окончил Московскую консерваторию (1980) и аспирантуру (1983) по классу гобоя у Анатолия Петрова. Школа, которую прошел молодой гобоист в камерном оркестре «Виртуозы Москвы», блестящее музыкальное образование, природное дарование – все это сделало его заметной фигурой в музыкальном мире. Уткин – один из музыкантов, которым довелось вывести гобой в качестве сольного инструмента на мировую сцену.

    Исполнив большинство сольных сочинений, написанных для гобоя, Уткин стал расширять диапазон и возможности инструмента за счет переложений. В репертуаре Уткина – сочинения Баха и Гайдна, Вивальди и Моцарта, Рихарда Штрауса, Шостаковича, Бруха, Бриттена. Среди сценических партнеров маэстро – Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Хайнц Холлигер, Жан-Кристоф Спинози, Наталия Гутман, Элисо Вирсаладзе, Александр Рудин, Радован Влаткович, Валерий Попов, Елена Образцова, Дэвид Дэниелс, Дмитрий Хворостовский, Кристиан Захариас, Фредерик Кемпф, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Давид Фрэ, Игорь Четуев. Уткину аплодировали Карнеги-холл и Эвери Фишер-холл (Нью-Йорк), Консертгебау (Амстердам), Дворец каталонской музыки (Барселона), Национальный концертный зал (Мадрид), Академия Санта-Чечилия (Рим), Театр Елисейских полей (Париж), зал «Геркулес» (Мюнхен), Бетховенский зал (Бонн). 

    Многие программы Уткина записаны на CD, в том числе концерты И. С. Баха для гобоя и гобоя д’амур, сочинения Россини, Паскулли, Вивальди, Сальери, «Каприччио» Пендерецкого. В конце 1990-х, продолжая сотрудничать с «Виртуозами Москвы», Уткин начинает самостоятельную карьеру и в 2000 году создает ансамбль «Эрмитаж». С этим коллективом маэстро дал множество концертов и записал 12 CD для лейбла Caro Mitis, в том числе сочинения И. С. Баха, К. Ф. Э. Баха, Моцарта, Гайдна, Р. Штрауса, Шостаковича, Бриттена. 

    В 2010 году Уткин возглавил Государственный академический камерный оркестр России. В состав ГАКО России вошли лучшие музыканты ансамбля «Эрмитаж». Сохраняя традиции оркестра, Уткин видит себя в оркестре не только в роли художественного руководителя и дирижера, но и в роли солиста, первого среди равных. Работу в коллективе новый руководитель начал с расширения стилистического и жанрового диапазона исполняемых произведений. В программах оркестра звучат «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини, композиции на темы известных рок-групп, музыка кино. 

    Уткин продолжает работу над переложениями для гобоя известных произведений. За последние годы Уткин побывал с концертами в самых разных уголках нашей страны – от Калининграда до Владивостока. Новые идеи и поиски Уткина нашли отражение в таких программах, как Ost West Fantasy для камерного оркестра, электрогитары, бас-гитары, индийской тростниковой флейты и ударных; «Праздничный дивертисмент-сказка» Андрея Рубцова (для камерного оркестра, детского хора, электрогитары и ударных) и других. Дружба с актером Александром Филиппенко послужила импульсом к созданию программы «Отражение в воде», в основу которой легли «Крохотки» Александра Солженицына и Прелюдии Шостаковича. 

    В 2016 году Уткин стал лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» за вклад в развитие отечественного музыкального искусства и популяризацию классической музыки на концертных площадках города Москвы. Профессор Московской консерватории. Играет на уникальном гобое фирмы «F. LOREE», старейшей фирмы, специализирующейся на производстве гобоев. Этот инструмент специально для музыканта изготовил прославленный французский мастер, владелец фирмы Алан де Гурдон.

    Павел Новиков (Правин)

    Павел Новиков – талантливый мультиинструменталист, играющий на табле, бансури, шенае, надасвараме, сантуре, тампуре, 12-струнной и классической гитарах, вибрафоне и других инструментах. Получив классическое музыкальное образование в Саратовской консерватории, он поехал учиться в музыкальный университет в Дели, параллельно занимался с известными индийскими музыкантами. Является автором и исполнителем собственной музыки, соединяющей восточную и западную традиции. Лауреат конкурса молодых исполнителей, проводимого в рамках фестиваля «Усадьба Джаз - лучший исполнитель» (премия «Стеклянный кирпич») и XIV Международного фестиваля «Джазовая провинция». Участник различных йога-фестивалей в России и за рубежом.

    Михаил Шевнин

    Михаил Шевнин (контрабас) родился в 1986 году г. Звенигово (республика Марий Эл). Учился в музыкальной школе подмосковного города Рошаль и Коломенском музыкальном училище. Окончил Московскую консерваторию у профессора Льва Ракова, продолжает совершенствоваться в аспирантуре.

    Лауреат VII Международного фестиваля «Москва встречает друзей». В 2010 году стал дипломантом Первого международного музыкального турнира «Тerem Crossover» (Санкт-Петербург).

    С 2006 по 2008 год работал в Коломенской филармонии, неоднократно гастролировал по России и за рубежом. В 2007 году выступал концертах Белорусско–российского молодежного симфонического оркестра (концертмейстер группы контрабасов).

    Ежегодно участвует в фестивалях Святослава Рихтера в Тарусе, «Арт – ноябрь», «Черешневый лес», «Вселенная звука», «Кремль музыкальный», «Шереметьевские сезоны» в Москве. В 2009 году выступил на X Международном театральном фестивале «Радуга» (Санкт-Петербург). Участвует в проектах джазовой и традиционной индийской музыки, в том числе играя на бас–гитаре.

    С 2008 года Солист Ансамбля солистов «Эрмитаж» (художественный руководитель — Александр Гиндин) С 2010 года - артист Государственного академического камерного оркестра России под управлением Алексея Уткина.

    Екатерина Назарова

    Екатерина Назарова родилась в Горьком в 1986 году. Окончила Нижегородский музыкальный колледж им. М. А. Балакирева по классу скрипки (класс профессора С. Н. Пропищан). В 2010 году окончила Московскую консерваторию в классе профессора И. В. Бочковой. В настоящее время продолжает совершенствоваться в аспирантуре у того же педагога.

    Лауреат всероссийских и международных конкурсов в Иваново, Перми, Волгограде, Москве и других городах. Стипендиат Европейской барочной академии и фонда «Русское исполнительское искусство».

    Долгое время играла в Молодежном симфоническом оркестре Поволжья. В 2008 году гастролировала с Немецким камерным оркестром по городам Германии, а в 2008 и 2009 годах принимала участие в гастролях Молодежного оркестра СНГ под руководством дирижеров Ю. Симонова и М. Горенштейна. С ноября 2008 года — солистка Ансамбля солистов «Эрмитаж» под управлением А. Уткина. С 2010 года — артистка Государственного академического камерного оркестра России. Выступает в городах России, Франции, Германии, Польши и других стран.

    Илья Мовчан

    Концертмейстер Государственного академического камерного оркестра России.

    Родился в Северодвинске в 1983 году, c семи лет обучался игре на скрипке. Окончил Московскую государственную консерваторию (класс профессора Эдуарда Грача) и аспирантуру Лондонского королевского музыкального колледжа (класс профессора Ицхака Рашковского). Лауреат международных конкурсов скрипачей имени Валерия Гаврилина (Вологда, 2001), имени Карла Флеша (Мошонмадьяровар, 2008), Международного конкурса молодых музыкантов в Великобритании (2009). Стипендиат Международного благотворительного фонда «Новые имена» и Министерства культуры РФ. Принимал участие в различных фестивалях в России и Европе. Выступал как солист с Лондонским симфоническим оркестром, Государственным академическим камерным оркестром России, камерными оркестрами «Московия», Kremlin, ансамблем «Эрмитаж».

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Паоло Веронезе. И эпоха барокко

    03.03.2019

    В программе:
    Гендель
    Ария Альмирены из оперы «Ринальдо»
    Вивальди
    Аллилуйя из Мотета «В ярости сжигающего гнева»
    Альбинони
    Адажио для камерного оркестра
    Вивальди
    Концерт для скрипки, виолончели, струнных и basso continuo
    Корелли
    Concerto grosso («Рождественский») для двух скрипок, виолончели, струнных и basso continuo
    Телеман
    Концерт для флейты, гобоя, струнных и basso continuo

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Алексей Уткин, Андрес Мустонен

    15.03.2019

    В программе:
    Корелли
    Concerto grosso соль минор («Рождественский»)
    Р. Штраус
    Концерт для гобоя с оркестром
    Боккерини
    «Ночная стража в Мадриде» – струнный квинтет

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Алексей Уткин

    10.04.2018

    Вивальди «Времена года» – четыре концерта для скрипки, струнных и basso continuo, RV 269, 293, 297, 315

    В программе:
    Вивальди
    «Времена года» – четыре концерта для скрипки, струнных и basso continuo, RV 269, 293, 297, 315
    И. С. Бах
    Бранденбургский концерт № 6

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Роман с гобоем. Алексей Уткин

    Режиссерская версия

    11.10.2016

    В программе:
    И. С. Бах
    Концерт для гобоя д'амур с оркестром
    Мендельсон
    Симфония № 12 для струнного оркестра соль минор
    В. А. Моцарт
    Симфония № 40

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Фестиваль искусств «Русская зима».
    Элисо Вирсаладзе

    Режиссерская версия

    30.12.2016

    В программе:
    В. А. Моцарт
    Симфония № 25
    Концерт № 9 для фортепиано с оркестром
    И. С. Бах
    Бранденбургский концерт № 3 соль мажор, BWV 1048
    Шопен
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    От барокко до рока

    01.12.2015

    В программе:
    Боккерини
    «Пещера дьявола» – симфония для струнных ре минор, соч. 12 № 4
    И. С. Бах
    Концерт для скрипки, гобоя и струнных до минор, BWV 1060R
    Шуберт
    Экоссез
    Пьяццолла
    Танго Duo de amor
    Джоплин
    Два рэгтайма:
    The Entertainer
    Solace (A Mexican serenada)

    Камерный зал Филармонии

    Ночь музыки

    04.10.2014

    В программе:
    В. А. Моцарт
    Квартет до мажор для гобоя, скрипки, альта и виолончели
    Вивальди
    Концерт для двух скрипок и двух виолончелей с оркестром
    Концерт для трех скрипок с оркестром
    Альбинони
    Адажио (переложение для гобоя и струнных)
    Россини
    Соната для струнных до мажор
    Брух
    «Кол Нидрей» — еврейская мелодиядля виолончели с оркестром (переложение для гобоя с оркестром)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Знаменитые инструментальные концерты
    эпохи барокко.
    Ансамбль солистов
    The Pocket Symphony

    18.04.2015

    В программе:
    Вивальди
    Концерт си-бемоль мажор для гобоя, скрипки и струнных, RV 548
    Концерт соль минор для двух скрипок и струнных, соч.3/2, RV 578 из цикла L’Estro Armonico («Гармоническое вдохновение»)
    Концерт до мажор для флаутино и струнных, RV 443
    Концерт ля минор для скрипки и струнных, соч.4/4, RV 357 из цикла La Stravaganza («Причудливые»)
    Концерт ре минор для лютни, виоль д’амур и струнных, RV 540
    Концерт ля минор для фагота и струнных, RV 498
    Концерт ре минор для двух скрипок, виолы да гамба и струнных, соч.3/11, RV 565 из цикла L’Estro Armonico
    Корелли
    Concerto grosso ре мажор, соч. 6/4
    Альбинони
    Концерт ре минор для гобоя и струнных, соч.9/2 из цикла 12 Concerti a cinque

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Алексей Уткин

    Режиссерская версия

    01.12.2014

    В программе:
    И. К. Бах
    Симфония-кончертанте для флейты, гобоя, скрипки и виолончели с оркестром до мажор
    И. С. Бах
    Бранденбургский концерт № 3
    Концерт для гобоя и струнных фа мажор
    Брамс
    Струнный секстет № 2 соль мажор

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Московской филармонии – 90 лет. ГАКОР, Алексей Уткин, Наталья Лихопой (скрипка)

    29.01.2012