Памяти Е. Ф. Светланова. Госоркестр имени Светланова, Михаил Юровский, Никита Борисоглебский : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Уважаемые слушатели, посмотреть расписание детских концертов вы можете в разделе «Детям»

    Памяти Е. Ф. Светланова.
    Госоркестр имени Светланова,
    Михаил Юровский,
    Никита Борисоглебский

    6 сентября 2014

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    Й. Гайдн
    Симфония № 38 («Эхо»)
    Прокофьев
    Концерт № 2 для скрипки с оркестром
    Брукнер
    Симфония № 9

    12+

    Абонемент №63:

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

                                                                                                                                                           

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2016 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 80 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965) и Евгений Светланов (1965–2000). В 2005 году коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2000–2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002–2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), Hong Kong Arts Festival в Гонконге, «Опера live», XIII и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, VIII Международном фестивале Дениса Мацуева в Перми, IV Международном фестивале искусств П. И. Чайковского в Клину; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, I и II Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; семь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; четырежды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Перу, Уругвая, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая, Японии.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

    Михаил Юровский

    Михаил Юровский — сын композитора Владимира Юровского и внук дирижера Давида Блока. Всемирно известными дирижерами стали его сыновья Владимир и Дмитрий.

    М. Юровский вырос в кругу знаменитых музыкантов — Д. Ойстраха, М. Ростроповича, Л. Когана, Э. Гилельса, А. Хачатуряна. Близким другом семьи был Д. Шостакович, который несколько раз играл с Михаилом на фортепиано в четыре руки. Этот опыт оказал большое влияние на молодого музыканта, и не случайно сегодня М. Юровский — один из ведущих интерпретаторов музыки композитора. В 2012 г. он был награжден Международной премией Шостаковича, вручаемой фондом Шостаковича в немецком городе Гориш.

    Михаил Юровский получил образование в Московской консерватории, которую окончил по классу оперно-симфонического дирижирования у Л. Гинзбурга и как музыковед у А. Кандинского. Еще в студенческие годы он был ассистентом Г. Рождественского в Большом симфоническом оркестре Центрального телевидения и Всесоюзного радио. В 1970–80-х гг. работал в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, регулярно дирижировал спектаклями Большого театра. С 1978 г. — постоянный приглашенный дирижер берлинской Komische Oper.

    В 1989 г. М. Юровский с семьей покинул СССР, заняв должность постоянного дирижера дрезденской Semperoper. В дальнейшем был художественным руководителем и главным дирижером Филармонического оркестра Северо-Западной Германии (Херфорд), главным дирижером Лейпцигской оперы и Оркестра Западногерманского радио в Кельне, главным дирижером берлинской Deutsche Oper и главным приглашенным дирижером симфонического оркестра Берлинского радио. 

    С 2003 г. Михаил Юровский является приглашенным дирижером Тонкюнстлер-оркестра (Австрия), дрезденской Штаатскапеллы, филармонических оркестров Осло, Бергена, Лондона, Штутгарта. С 1995 г. постоянно сотрудничает с симфоническими оркестрами Ставангера (Норвегия) и Норрчепинга (Швеция).

    Оперный репертуар дирижера включает шедевры Моцарта, Верди, Пуччини, Вебера, Вагнера, Сметаны, Р. Штрауса, Бриттена, Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича.

    В 1993 г. Юровский выступил дирижером-постановщиком «Иоланты» Чайковского и «Франчески да Римини» Рахманинова (режиссер-постановщик П. Устинов) на Музыкальном фестивале Дрездена.

    Театральные работы маэстро последних лет включают «Парсифаль» в Генуе, «Гибель богов» в Дортмунде, «Спящую красавицу» в Норвежской опере в Осло, «Евгения Онегина» в Teatro Lirico в Кальяри, в Женеве, Лиссабоне, Мальмё, новую постановку оперы Респиги «Мария Виктория» и возобновление «Бал-маскарада» Верди в Немецкой опере. Публика и критика высоко оценили постановки оперы «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева в женевском Grand Theatre и «Раймонды» Глазунова в Ла Скала (с декорациями и костюмами, воспроизводящими постановку М. Петипа 1898 г. в Петербурге). В сезоне 2012/13 состоялся успешный дебют дирижера в Opеra de Paris с «Хованщиной» Мусоргского и возвращение в цюрихский Opera House с новой постановкой балета Прокофьева «Ромео и Джульетта».

    В 2011 г. Михаил Юровский провел мастер-классы в Центре оперного пения Галины Вишневской.

    В 2012 г. музыкант дирижировал возобновленной постановкой оперы Прокофьева «Огненный ангел» в Большом театре России, а затем провел два концерта, организованные Министерством культуры России (на Славянском культурном форуме и в Кремле), совершил турне с Госоркестром России им. Е.Ф. Светланова и завершил сезон концертом с Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония».

    Михаил Юровский регулярно сотрудничает с лучшими российскими оркестрами. В сезоне 2012/13 он дирижировал Госоркестром России в Москве и на музыкальном фестивале в Сантандере (Испания). В октябре 2013 г. выступил в Санкт-Петербурге с Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром филармонии.

    В последние годы М. Юровский активно выступает как приглашенный дирижер. Он стоял за пультом оркестра лейпцигского Гевандхауза, Дрезденского филармонического оркестра, Симфонического оркестра Любека. Заметными явлениями стали его выступления с Филармоническим оркестром Ниццы, Оркестром радио и телевидения Итальянской Швейцарии, Симфоническим оркестром Дома музыки Порто, Оркестром Бергенской филармонии, Венгерским национальным филармоническим оркестром и Симфоническим оркестром Северных Нидерландов, участие в серии концертов в Лидсе, дебюты с Симфоническим оркестром Сан-Паулу, филармоническими коллективами Лондона и Варшавы. Большим событием в художественной жизни Лондона стало исполнение Симфонии № 1 А. Шнитке в октябре 2013 г. (в рамках Фестиваля музыки 60–70-х гг.), получившее высокую оценку в лондонской прессе. Он является главным приглашенным дирижером Janáček Philharmonic Orchestra (Острава, Чехия) и первым приглашенным дирижером оркестра Sinfonia Iuventus (Варшава).

    В 2014 и 2015 гг. Михаил Юровский вновь дирижировал серией спектаклей «Огненный ангел» в Большом театре России. В феврале 2015 г. был музыкальным руководителем премьеры «Пиковой дамы» в постановке Л. Додина в Большом театре.

    Оперные и балетные ангажементы дирижера в сезоне 2015/16 включали премьеры «Золушки» Прокофьева в постановке итальянского балетмейстера М. Бигонцетти и «Лебединого озера» в La Scala, «Пиковой дамы» в Цюрихе, «Евгения Онегина» в Опере Мальмё.

    В сезоне 2016/17 Михаил Юровский дирижирует «Огненным ангелом» в Опере Мюнхена, «Лебединым озером» в La Scala, концерты с оркестрами Белградской филармонии, Дома музыки Порто, Национальным оркестром Бордо, Королевской капеллой Копенгагена и оркестром Sinfonia Iuventus.

    Дирижер имеет многочисленные записи на телевидении и радио Штутгарта, Кельна, Дрездена, Осло, Норрчепинга, Ганновера и Берлина. Обширная дискография маэстро  включает киномузыку, оперу «Игроки» и полное собрание вокально-симфонических произведений Шостаковича; оперу «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова; оркестровые сочинения Чайковского, Прокофьева, Резничека, Мейербера, Легара, Кальмана, Рангстрема, Петтерсон-Бергера, Грига, Свенсена, Канчели и многих других.

    Он записывался с различными оркестрами, в том числе с Немецким симфоническим оркестром Берлина и симфоническим оркестром Берлинского радио, оркестром Романдской Швейцарии.

    В 1992 и 1996 гг. Михаил Юровский получил приз немецких музыкальных критиков в области звукозаписи, а в 2001 г. был номинирован на премию Grammy за сет из трех компакт-дисков с записями оркестровой музыки Римского-Корсакова с Симфоническим оркестром Берлинского радио. 

    Никита Борисоглебский

    Никита Борисоглебский родился в 1985 году в Волгодонске. Окончил Московскую государственную консерваторию и аспирантуру МГК (класс профессора Эдуарда Грача и доцента Татьяны Беркуль), затем совершенствовался под руководством Огюстена Дюмэ в Брюсселе и Анны Чумаченко в Кронберге. Участвовал в международных мастер-классах Keshet Eilon в Израиле под патронатом Шломо Минца.

    Победитель и лауреат многих международных состязаний, среди которых конкурс имени Абрама Ямпольского в Пензе (2002, III премия), конкурс в Клостер-Шёнтале (2003, I премия), имени Йозефа Иоахима в Ганновере (2006), имени Ойстраха в Москве (2007, I премия), имени Чайковского в Москве (2007, II премия и пять спецпризов), имени королевы Елизаветы в Брюсселе (2009, V премия). В 2010 году музыкант завоевал I премии на конкурсах имени Крейслера в Вене и имени Сибелиуса в Хельсинки, III премию на конкурсе в Монреале, а в 2013-м стал обладателем Гран-при конкурса Monte Carlo Violin Masters в Монако. 

    Удостоен ряда наград различных фондов и Правительства России, в 2009 году отмечен наградой «Скрипач года» Международного фонда Майи Плисецкой и Родиона Щедрина (США), в 2011 году – премией Virtuoso итальянской Академии струнных инструментов и Общества Антонио Страдивари (Кремона), медалью Яна Сибелиуса от Фонда Сибелиуса в Финляндии. В 2010 году российская газета «Музыкальное обозрение» объявила Никиту «Персоной года». 

    Гастролирует по России, в странах Европы, Азии и СНГ; сотрудничает с известными оркестрами и выдающимися дирижерами, в числе которых Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Кшиштоф Пендерецкий, Юрий Симонов, Сакари Орамо, Давид Афкам, Ханну Линту, Василий Синайский, Клаус Мякеля, Дима Слободенюк и др. В числе партнеров скрипача по ансамблю – Родион Щедрин, Наталия Гутман, Юрий Башмет, Андраш Шифф, Борис Березовский, Александр Князев, Александр Гиндин, Огюстен Дюмэ, Давид Герингас, Ловро Погорелич, Вадим Репин, Александр Рудин, Сергей Антонов, Екатерина Мечетина, Николай Луганский, Денис Кожухин. В 2014 году с пятью музыкантами из разных стран Никита Борисоглебский организовал фортепианный секстет Rubik Ensemble. 

    Принимал участие в фестивалях в Зальцбурге, Рейнгау, Дубровнике, «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера», Бетховенском фестивале в Бонне, фестивалях «Звезды белых ночей» и «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, фестивале Олега Кагана в Кройте, Violino il Magico в Италии, Crescendo Дениса Мацуева, Vivacello Бориса Андрианова и многих других. Особое внимание уделяет музыке современных авторов и композиторов ХХ века; первый исполнитель ряда сочинений Родиона Щедрина, Александра Чайковского, Кузьмы Бодрова. 

    В 2018 году на лейбле Profil (Германия) вышла антология сочинений Николая Метнера для скрипки и фортепиано в исполнении Никиты Борисоглебского и Екатерины Державиной, высоко оцененная международной критикой. В ближайшее время с участием Никиты выходят альбом камерной музыки Прокофьева и Вайнберга на фирме «Мелодии» и запись недавно найденного скрипичного концерта Изаи с Королевским филармоническим оркестром Льежа. 

    В течение сезона 2018/19 выступает в Большом зале Московской консерватории, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Венском Концертхаусе, Зале Верди Миланской консерватории, Шанхайском центре восточного искусства, на фестивалях в Турку и Кухмо (Финляндия), Братиславском музыкальном фестивале, фестивале «Безумный день» в Нанте и Токио. Весной 2019 года Борисоглебский также провел дебютный тур по Китаю, совместно с пианистом Георгием Чаидзе дав 13 концертов в 12 городах. Среди событий сезона 2019/20 – концерт-закрытие фестиваля Бетховена в Бонне под управлением Владимира Федосеева, выступления в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии под управлением Кшиштофа Пендерецкого, на Приморской сцене Мариинского театра, в Lotte Hall в Сеуле, концерты с Симфоническим оркестром NHK в Токио и с Оркестром Венского Радио в Вене, а также концерт с Борисом Березовским в Зале имени Чайковского. 

    Играет на скрипке работы Маттео Гоффриллера 1720-х годов. В 2018 году удостоен почетного звания «Заслуженный артист России».