14 ноября 2014
Большой зал Консерватории
Абонемент №63:
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова
Программу этого вечера артисты решили полностью посвятить русской музыке. Наряду с популярнейшими опусами Сергея Рахманинова, – Вторым фортепианным концертом и Рапсодией на тему Паганини – в нее также вошла Пятая симфония Сергея Прокофьева. Сам композитор говорил, что задумывал это сочинение «как симфонию величия человеческого духа». Масштабная, полная ярких тем и контрастных образов, великолепно оркестрованная, Пятая симфония стала украшением репертуара многих оркестров во всем мире.
Солировать в произведениях Рахманинова будет один из самых востребованных пианистов нового поколения – Александр Гаврилюк. Масштабу его дарования дали самые высокие оценки критики и коллеги: «экстраординарный талант» (Владимир Ашкенази), «феноменальный пианист, обладающий умом, глубокой музыкальностью, интуицией, аристократичностью и потрясающей виртуозностью» (Николай Петров). «Александр Гаврилюк — пианист мирового класса, всегда играющий на высочайшем уровне» (New York Times).
Дирижировать Государственным симфоническим оркестром имени Е.Ф. Светланова приглашен Ион Марин – яркий, харизматичный маэстро, активно работающий с симфоническими коллективами и оперными театрами Европы и США. Маэстро Марин давно и тесно сотрудничает с российскими оркестрами: в течение нескольких лет (2006 – 2009) он занимал пост главного приглашенного дирижера Национального филармонического оркестра России. Особую славу принесли маэстро его интерпретации романтической музыки и сочинений композиторов ХХ столетия, и именно этим репертуаром он продирижирует в Москве.
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.
Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.
С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.
Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.
В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.
Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.
Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.
С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.
За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).
Ярчайшая индивидуальность на мировом музыкальном небосклоне, Ион Марин — один из плеяды современных дирижеров, достигших мировой славы и на симфоническом поприще, и в оперном жанре.
Маэстро Марин родился в 1960 году в Румынии. Учился по классам фортепиано, композиции и дирижирования в Академии им. Джордже Энеску в Бухаресте, затем в зальцбургском Моцартеуме и Академии Киджиана в Сиене (Италия). Также изучал философию и историю религии. В возрасте 21 года впервые занял пост музыкального руководителя симфонического оркестра (Филармонический оркестр Трансильвании).
В 1986 году Марин эмигрировал из Румынии, переехал в Вену и вскоре получил австрийское гражданство. Именно в Вене началась его блестящая международная дирижерская карьера, продолжающаяся без малого 30 лет. В течение четырех лет (1987–1991) Марин работал в Венской государственной опере под руководством Клаудио Аббадо, был штатным дирижером этого театра. Он дирижировал обширным репертуаром, сотрудничал с Лучано Паваротти, Хосе Каррерасом, Германом Праем, Николаем Гяуровым, Эдит Груберовой, Агнес Бальца, Гундулой Яновиц, Джузеппе Таддеи, Миреллой Френи и многими другими выдающимися вокалистами. Бесценный опыт молодому дирижеру принесла и совместная работа с Гербертом фон Караяном и Карлосом Кляйбером.
Важнейшей вехой в творческой биографии Марина стал 1992 год: он дебютировал в США («Любовный напиток» Доницетти в Далласской опере), затем в Париже («Сказки Гофмана» в Опере Бастий, в постановке Романа Поланского) и, наконец, в Метрополитен Опера («Семирамида» Россини).
С тех пор Марин постоянно сотрудничает практически со всеми ведущими оркестрами и оперными труппами мира мира, включая оркестр Берлинской филармонии, лейпцигский Гевандхауз, Лондонский симфонический и филармонический оркестры, дрезденскую Штаатскапеллу, оркестр Баварского радио, оркестр академии Санта Чечилия в Риме, Национальный оркестр Франции, оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Будапештский фестивальный оркестр, оркестр Чешской филармонии, симфонический оркестр NHK, Tokyo Metropolitan и многие другие широко известные коллективы. В 2006–2009 гг. Ион Марин занимал пост главного приглашенного дирижера Национального филармонического оркестра России.
Чрезвычайно обширный симфонический, вокально-симфонический, кантатно-ораториальный репертуар дирижера позволяет ему формировать в высшей степени оригинальные, креативные, захватывающие программы.
В качестве оперного дирижера Марин готовил премьеры в Метрополитен Опера, Ла Скала, Дойче Опер в Берлине, Мюнхенской Государственной опере, парижской Опера Бастий, Королевской Датской опере, Опере Сан-Франциско, мадридском Teatro Real, Гамбургской опере, театре Ля Фениче в Венеции, Цюрихской опере, на Россиниевском оперном фестивале. Совместно со знаменитым режиссером Джорджо Стрелером он в 1998 году открывал Nuovo Piccolo Teatro в Милане легендарной постановкой Così fan tutte Моцарта (1998).
Среди солистов, с которыми выступал Ион Марин, — пианистки Марта Аргерих и Элен Гримо, скрипачи Франк Петер Циммерманн, Максим Венгеров, Гидон Кремер, виолончелист Йо-Йо Ма. Ему посчастливилось работать с Исааком Стерном, Мстиславом Ростроповичем, Алексисом Вайсенбергом.
Ион Марин сотрудничал с большинством величайших оперных артистов современности, среди которых Пласидо Доминго, Анджела Георгиу, Рене Флеминг, Вальтрауд Майер, Джесси Норман, Чечилия Бартоли, Йонас Кауфман, Томас Хэмптон, Руджеро Раймонди, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский.
Дирижер записал более 40 дисков на лейблах Deutsche Grammophon, Decca, EMI, Sony, Philips и ряде других. Он трижды номинировался на Grammy, удостоен призов Diapason d'Or и приза немецких критиков. В 2012 году Марин получил престижную награду ECHO Klassik Award в номинации «бестселлер». Недавние записи маэстро — концерт в Вальдбюне с Рене Флеминг и Берлинским филармоническим оркестром (Euroarts, 2011), альбом Legacyсо скрипачом-виртуозом Дэвидом Гарретом и Королевским филармоническим оркестром (Decca, 2012), «Марта Аргерих: концерты в Лугано» (Deutsche Grammophone, 2012), CD с записью скрипичных концертов Бруха с Гаем Браунштайном и Бамбергским симфоническим оркестром (Tudor, 2012).
Недавние и ближайшие выступления Иона Марина включают постановку оперы Пуччини «Ласточка» в Метрополитен Опера, концерты с филармоническим и симфоническим оркестрами Гамбурга, Бельгийским национальным оркестром и Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова.
В 2012 году маэстро Марин инициировал два проекта на своей родине, в Румынии: Cantus Mundi и Symphonia Mundi, направленные на музыкальное образование и социальную интеграцию детей-инвалидов с помощью музыкального искусства.
Ион Марин проживает в Лугано (Швейцария) с женой и сыном.
Александр Гаврилюк родился в 1984 году в Харькове. Начав заниматься на фортепиано с семи лет, в 9 дал первый концерт. В 1999 году завоевал I премию и золотую медаль на Международном конкурсе пианистов имени Владимира Горовица в Киеве, год спустя стал победителем IV Международного конкурса пианистов в Хамамацу (Япония). С тех пор пианист регулярно выступает в крупнейших японских концертных залах – Сантори-холле, Опера Сити в Токио и др. В Японии под лейблом Sacrambow вышли первые два компакт-диска музыканта (Moonlight, 2001; Pianism, 2003).
В 2003 году Александр Гаврилюк стал артистом фирмы Steinway. В 2005 году ряд достижений музыканта пополнился I премией, золотой медалью и специальным призом «за лучшее исполнение классического концерта» на Международном конкурсе имени Артура Рубинштейна в Тель-Авиве. В 1998–2006 гг. музыкант жил в Сиднее, играл со всеми ведущими оркестрами Австралии, включая симфонические оркестры Мельбурна и Сиднея. В 2009 году исполнил и записал все фортепианные концерты Прокофьева с Сиднейским симфоническим оркестром под управлением Владимира Ашкенази. В 2010 году дебютировал в Амстердаме с Королевским оркестром Консертгебау. С тех пор ежегодно выступает в прославленном зале с сольными концертами в циклах Master Pianist’s Series и Zatertaag Matinee, а также в сопровождении оркестра.
Александр Гаврилюк играет с лучшими симфоническими коллективами мира, его партнерами по сцене были выдающиеся дирижеры современности, среди которых Владимир Ашкенази, Герберт Блумстедт, Андрей Борейко, Осмо Вянскя, Валерий Гергиев, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Василий Петренко, Михаил Плетнёв, Лейф Сегерстам, Юрий Симонов, Александр Сладковский, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Владимир Юровский, Неэме Ярви.
Музыкант является «артистом в резиденции» и руководителем фортепианной программы летних мастер-курсов Института Шатокуа (США). Он неоднократно давал благотворительные концерты, в частности, в пользу фонда Opportunity Cambodia (его направление деятельности – образовательные программы и строительство центров помощи детям Камбоджи) и фонда Theme and Variations, обеспечивающего стипендиями молодых австралийских пианистов.
В ближайших планах артиста – выступления в Виргинии и Сан-Франциско (США), Новой Зеландии и Австралии; сольные концерты в Большом зале Московской консерватории, зале Музикгебау в Эйндховене (Нидерланды) и лондонском Вигмор-холле; участие в фестивале Musica Viva в Новом Южном Уэльсе (Австралия). В следующих сезонах ему предстоят выступления с ведущими оркестрами США, Канады, Австралии, России и Западной Европы.
В дискографии музыканта, наряду с вышеупомянутыми альбомами, также аудио- и видеозаписи, выпущенные фирмой VAI International. В их числе DVD с концерта на фортепианном фестивале в Майами (2005), получивший наивысшие оценки международной прессы. Сотрудничество с VAI продолжилось выпуском альбомов в 2007 и в 2011 году. Еще три диска вышли под лейблом Piano Classics. Один из них, с произведениями Рахманинова, Скрябина и Прокофьева, был удостоен премии Maestro от французского журнала Pianiste и назван «диском недели» на Радио Нидерландов. Последний сольный диск Александра Гаврилюка, с сочинениями Брамса и Листа, также высоко оценен профессиональным музыкальным сообществом. В ближайшее время фирма Decca планирует выпуск дуэтного альбома пианиста со скрипачкой Жанин Янсен, с музыкой Прокофьева.