Евгений
Фёдорович Светланов — легендарная личность в истории русской
музыкальной культуры ХХ века. Он единственный, кому довелось руководить
двумя первыми коллективами СССР: Большим театром (главный дирижёр в
1962–1965 гг.) и Государственным академическим симфоническим оркестром
(художественный руководитель и главный дирижёр в 1965–2000 гг.). Его
вклад в сокровищницу мирового искусства исчисляется тысячами концертов,
сотнями звукозаписей, глубочайшими интерпретациями, в которых железная
воля, бурный эмоциональный порыв и мощнейший темперамент сочетаются с
удивительной поэтичностью, сердечностью, тонкостью, необычайной
красочностью звучания оркестра.
В репертуаре Светланова,
практически необъятном, ведущее место занимала русская музыка. С
Госоркестром он осуществил уникальный замысел: запись «Антологии русской
музыки», в которую вошли все значительные симфонические произведения
русских композиторов XIX–XX вв. от Глинки до Стравинского. Но это,
хотя и важнейшая, но всё же лишь часть дирижёрской деятельности
Светланова: он был выдающимся интерпретатором музыки Брамса и Малера,
Дебюсси и Равеля, Элгара и Гершвина, Прокофьева и Шостаковича, Свиридова
и Щедрина, Кара Караева и Эшпая.
Светланов оставил яркий след
не только как дирижёр, но и как пианист и композитор. В этом отношении
он, безусловно, «равнялся» на своего кумира С. В. Рахманинова, которому
поклонялся всю жизнь, произведения которого занимали в творчестве
Светланова — дирижёра и пианиста — особое место.