В продаже абонемент Musica sacra nova
4 декабря 2014
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаВ концерте принимают участие:Александр Цыганков (домра)
Анна Литвиненко (народный голос)
Василий Овсянников (баритон)
Надежда Крыгина (народный
голос)
Вокальный ансамбль «Воронежские
Девчата»
Солисты и ансамбли оркестра:Екатерина Мочалова (домра)Константин Захарато (балалайка)Станислав Карпов (балалайка)Даниил Стаднюк (баян)
Унисон малых домр
под руководством Галины Сазоновой
Унисон балалаек
под руководством Игоря Сенина
Ансамбль старинных
духовых инструментов
под руководством Олега Конькова
Глинка, Лист, П. Чайковский, Обухов, Покрасс, Пономаренко, Шендерёв, Зубицкий, Цыганков, Н. и
Д.Осиповы, Бакалейников,
Якушенко, Василенко,
Куликов, Шалов
Русские народные песни
Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.
В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.
Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.
Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.
После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.
С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.
Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.
Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.
Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.
Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского.
В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна.
В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами.
В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.
Виктор Кузовлев c 2009 года является дирижёром Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова. Музыкант родился в 1977 году в Москве. Выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных и аспирантуры. Посещал международный мастер-класс по дирижированию В. Федосеева (2008), в 2005 стажировался в Национальном филармоническом оркестре России под руководством В. Спивакова.
В. Кузовлев сотрудничал с Государственным театром оперы и балета Удмурдской Республики (Ижевск), Астраханским государственным музыкальным театром, Московским Музыкальным театром «Амадей» под руководством О. Митрофанова, Московским государственным музыкальным театром «На Басманной», где дирижировал спектаклями «Волшебная флейта», «Бастьен и Бастьенна», «Директор театра», «Дон Жуан» В. Моцарта, «Риголетто» Дж. Верди, «Евгений Онегин», «Иоланта», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, «Сказка о царе Салтане», «Моцарт и Сальери», «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Леди Акулина» А. Покидченко, «Как жить замужем» В. Фридмана и др.
Музыкант неоднократно принимал участие в фестивалях «Московская осень», Всероссийском фестивале современной музыки для русского народного оркестра «Музыка России», «Музыка для всех» (худ. руководитель Л. Казарновская), фестивалях, посвященных 200-летию А.С. Пушкина и 150-летию со дня рождения Дж. Пуччини, оперном фестивале Л. Карташовой (Норильск), московских фестивалях «Июньский клуб», «Августовский клуб», фестивале студенческого творчества «Фестос».
Наряду с концертной деятельностью Виктор Кузовлев работает в Российской академии музыки имени Гнесиных на кафедрах оперной подготовки и оркестрового дирижирования (с 2006 года — доцент) и в оперном театре-студии (с 1998 года), где осуществил постановки спектаклей «Пиковая дама», «Дон Паскуале», «Джанни Скикки» и др. С его участием спектакли театра-студии прошли в разных городах России: Ульяновске, Норильске, Клину, Моршанске, Котовске, Мичуринске, Тамбове, Дубне.
Алексей Моргунов родился в 1984 году в Магнитогорске. Окончил колледж при Магнитогорской государственной консерватории имени М. И. Глинки (2003) и Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова (2008, класс дирижирования Алексея Артемьева). Участвовал в мастер-классах Курта Мазура и Владимира Федосеева.
Лауреат I Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова в номинации «дирижирование» (2022, V премия).
В 2006 году стал соучредителем и дирижером частного Театра-студии оперы имени Сперанских в Тамбове. Совместно с оперным театром Российской академии музыки имени Гнесиных театр-студия поставил более 40 оперных спектаклей, в числе которых «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини, «Дон Паскуале» Доницетти, «Травиата» Верди, «Богема» Пуччини, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского.
Алексей Моргунов выступал с Симфоническим оркестром Мариинского театра, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан, Уральским молодежным симфоническим оркестром, детским хором «Весна», Магнитогорской государственной академической хоровой капеллой имени С. Г. Эйдинова и другими коллективами. Сотрудничал с Денисом Мацуевым, Борисом Березовским, Валентиной Лисицей, Гёкханом Айбулусом, Александром Ключко, Графом Муржой, Александром Тростянским, Ануш Никогосян, Александром Раммом, Евгением Румянцевым и др.
Принимал участие в Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева, фестивалях «Денис Мацуев представляет…» в Екатеринбурге и «Московская осень», Международном музыкальном фестивале имени С. В. Рахманинова в Тамбове.
Осуществил премьеры сочинений Александра Чайковского, Ефрема Подгайца, Михаила Броннера, Ольги Викторовой, Олеси Ростовской, Татьяны Чудовой, Татьяны Сергеевой, Анны Ветлугиной, Натальи Хондо, Марины Шмотовой, Екатерины Карпенко, Евгении Бриль и других современных авторов.
В 2019 году в Ельце на открытом воздухе представил оперу «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и князе Тамерлане» Александра Чайковского с Липецким симфоническим оркестром, Липецким камерным хором, солистами Липецкой филармонии и ведущих московских оперных театров (режиссер-постановщик – Георгий Исаакян, сценография – Эрнст Гейдебрехт, Германия).
С 2021 года – художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра имени С. В. Рахманинова (Тамбов). В 2023 году оркестр под руководством Алексея Моргунова осуществил видеозапись всех симфоний, «Симфонических танцев» и фортепианных концертов Рахманинова. В том же году Алексей Моргунов был исполнительным директором 41-го Международного музыкального фестиваля имени С. В. Рахманинова (60 концертов в 20 местах Тамбовской области).
Автор, дирижер и ведущий просветительского проекта «неДоступная классика», в рамках которого АСО имени С. В. Рахманинова провел более 70 интерактивных концертов для школьников и молодежи по всей Тамбовской области.
С 2008 года занимается педагогической деятельностью, его ученики получили более 100 лауреатских званий на международных и всероссийских конкурсах.