В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
Музыкальный руководитель — Мария Нефёдова
Режиссер — Ольга Юкечева
Аутентичные сказки разных областей России, сказки Б. Шергина
Абонемент №222:
«Музыкальные сказки
для всей семьи». Воскресные дневные концерты для детей
и их родителей
Сказки с
Ансамблем Дмитрия Покровского
Далеко от нас было – не видать, а только лишь от стариков было слыхать…
Душа народа – в его песнях… Характер народа – в его сказках…
Сказки и песни сопровождают человека на протяжении всей жизни от самого рождения. И хоть народная пословица противопоставляет сказку песне как вымысел правде («Сказка - складка, песня - быль», «Красна песня ладом, а сказка - складом»), они, постоянно переплетаясь, переходя друг в друга, составляют подчас неразрывное целое. Именно вместе, песни и сказки формировали и до сих пор определяют лицо нации, её загадочную душу и неповторимый характер.
Уже в XI веке сказки входили в репертуар и древнерусских профессиональных артистов-скоморохов, и лучших деревенских песенников, балагуров и рассказчиков. Сказки рассказывались, пелись и разыгрывались. Герои сказок, небылиц, прибауток, скоморошин – звери, птицы, рыбы, растения, предметы и явления, в которых так легко угадать человеческие черты. В сказках время – относительно, повествование – ритмично, поучение – иносказательно, сказочный порядок подчинён ясным и вечным законам, а всё в мире – одушевлено, близко и понятно человеку, а потому так любимо и детьми, и взрослыми.
Сочный юмор, тонко подмеченные характерные черты, удивительной красоты, певучести, образности и меткости настоящий народный русский язык – всё это живёт в богатой, разноцветной и неистощимой сокровищнице сказок на все времена.
В лучших образцах русских литературных сказок – Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Шергина – воспроизведены не только дух, сюжеты и образы народного творчества, но и используются фольклорные формы стиха - песенного, поговорочного, раёшного. Они написаны подлинно народным разговорным языком и стилем, или стихом, близким по своему строению к народным его формам. В них часто встречаются элементы и других жанров народной поэзии —заговоров, причитаний, скоморошин, песен.
В сказках сосредоточено всё – традиции и верования, нравственные особенности и этические устои, историческая летопись и вековая мудрость создавшего их народа, универсальное средство воспитания и способ передачи всех знаний об окружающем мире, его законах и о самом человеке из поколения в поколение. Это обеспечивает культурную преемственность нации и делает сказку жизненно необходимой и современной всегда. Не теряют они своей привлекательности и лукавого обаяния и в ХI веке.
Ансамбль Покровского предлагает цикл «сказочных» программ:
«Небылицы в лицах»
«Кошачьи колыбельные»
«Парасказки»
В цикле прозвучат фольклорные и авторские сказки, народные песни и музыкальные произведения И. Стравинского и В. Николаева.
«Парасказки»**
Начинается сказка - начинается побаска - сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику
Пара*
- Два однородных предмета, вместе почему-либо употребляемые и составляющие целое
- Похожий на что-либо, находящийся в одном мыслительном поле
- Обозначает нахождение рядом, по соседству с чем-либо, около
Синонимы: по себе, под лад, под пару, под стать, подходящий, соответствующий
Сказка*
- Повествовательное произведение устного народного творчества, волшебного или бытового характера
- Литературное произведение такого характера
- Что-либо фантастическое, заманчивое (перен)
- Неправда, вымысел, небылица, ложь; то, чему никто не поверит (разг.)
Синонимы: басня, байка, сказание, предание, поверье, анекдот, притча
В программе
фольклорные и авторские сказки:
- аутентичные сказки разных областей России,
- сказки Б.В.Шергина,
- музыкальный спектакль-балаган «Парасказ» В. Николаева по сказкам А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде» и поэме « Руслан и Людмила»
Созданный в 1973 году выдающимся музыкантом, ученым-исследователем Дмитрием Покровским (1944–1996) ансамбль стал первым в России коллективом, по-настоящему объединившим научный подход в изучении фольклора с его профессиональным исполнением, традиции народной музыки — с современной музыкальной культурой.
В этом творческом сообществе сложилась собственная уникальная вокальная школа, в основе которой – приемы традиционного фольклорного пения. Виртуозно владея самыми разными певческими стилями и техниками народной музыки, артисты мастерски сочетают их с современным музыкальным исполнительством. Фольклор в их интерпретации – живая и неотъемлемая часть национальной культуры и музыки, способная и сегодня покорять сердца слушателей и не знающая территориальных границ.
Ансамбль Дмитрия Покровского работает в самых разных жанрах. В его репертуаре – широчайший спектр крестьянских песен, духовной музыки, а также программы, посвященные календарным крестьянским праздникам, свадебным обрядам, русскому традиционному театру. В исполнении коллектива нередко звучат классические опусы и произведения современных композиторов – И. Стравинского, Г. Свиридова, А. Шнитке, В. Мартынова, В. Дашкевича, А. Батагова, А. Раскатова, И. Юсуповой, В. Николаева, М. Шмотовой и других авторов.
Ансамбль выступает со многими замечательными дирижерами, исполнителями и коллективами разных жанровых направлений. В их числе – Бирмингемский симфонический оркестр, Синодальный хор, ансамбли «Пол Уинтер Консорт», «Опус Пост» и Татьяна Гринденко, Алексей Айги и ансамбль «4.33», дирижеры Феликс Коробов, Томас Эдис, Майкл Тилсон Томас и другие музыканты.
Искусство ансамбля ценят за умение самым естественным образом соединить культуру исполнения авторской музыки с фольклорными приемами и неотъемлемым для них элементом импровизации.
Артисты успешно проявили себя в жанрах театра и кино, коллектив – частый гость телепередач и радиопрограмм.
С 1998 по 2012 годы Ансамбль
Покровского являлся Творческой мастерской Театра на Таганке.
Ансамбль Дмитрия Покровского хорошо знаком российским слушателям, а также публике Германии, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Великобритании, Италии, Испании, Финляндии, Израиля, США, Канады, Японии, Австралии.