Небылицы в лицах : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Небылицы в лицах

    20 сентября 2015

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Ансамбль Дмитрия Покровского

    Музыкальный руководитель — Мария Нефёдова

    Режиссер — Ольга Юкечева

    В программе:
    Стравинский
    Песни из циклов: «Прибаутки», «Четыре русские народные песни», «Воспоминания о моем детстве»

    Народные песни, небылицы, скоморошины, байки

    6+

    Абонемент №222:

    «Музыкальные сказки
    для всей семьи». Воскресные дневные концерты для детей
    и их родителей

    Сказки с Ансамблем  Дмитрия Покровского

    Далеко от нас было – не видать, а только лишь от стариков было слыхать…

    Душа народа – в его песнях… Характер народа –  в его сказках…

    Сказки и песни сопровождают человека на протяжении всей жизни от самого рождения. И хоть народная пословица противопоставляет сказку песне как вымысел правде («Сказка - складка, песня  - быль», «Красна песня ладом, а сказка - складом»), они, постоянно переплетаясь, переходя друг в друга, составляют подчас неразрывное целое. Именно вместе, песни и сказки формировали и до сих пор определяют лицо нации, её загадочную душу и неповторимый характер.

    Уже в XI веке сказки входили в репертуар и древнерусских профессиональных артистов-скоморохов, и лучших деревенских песенников, балагуров  и  рассказчиков. Сказки рассказывались, пелись и разыгрывались. Герои сказок, небылиц, прибауток, скоморошин –  звери, птицы, рыбы, растения, предметы и явления, в которых так легко угадать человеческие черты. В сказках время – относительно, повествование – ритмично, поучение –  иносказательно, сказочный порядок подчинён ясным и вечным законам, а всё в мире – одушевлено, близко и понятно человеку, а потому так любимо и детьми, и взрослыми.

    Сочный юмор, тонко подмеченные характерные черты, удивительной красоты, певучести, образности и меткости настоящий народный русский язык – всё это живёт в богатой, разноцветной и неистощимой сокровищнице  сказок на все времена.

    В лучших образцах русских литературных сказок – Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Шергина –  воспроизведены не только дух, сюжеты и образы народного творчества, но и используются фольклорные формы стиха - песенного, поговорочного, раёшного. Они написаны подлинно народным разговорным языком и стилем, или стихом, близким по своему строению к народным  его формам. В них часто встречаются элементы и других жанров народной поэзии —заговоров, причитаний, скоморошин, песен.

    В сказках сосредоточено всё – традиции и верования, нравственные особенности и этические устои, историческая  летопись и вековая мудрость создавшего их народа, универсальное средство воспитания и способ передачи всех знаний об окружающем мире, его законах  и о самом человеке из поколения в поколение. Это обеспечивает культурную преемственность нации  и делает сказку жизненно  необходимой и современной всегда. Не теряют они своей привлекательности и лукавого обаяния и в ХI веке.

    Ансамбль Покровского предлагает цикл  «сказочных» программ:

    «Небылицы в лицах»
    «Кошачьи колыбельные»
    «Парасказки»

    В цикле прозвучат фольклорные и авторские сказки, народные  песни и музыкальные  произведения  И. Стравинского и В. Николаева.

    «Небылицы в лицах»
    Небылица-небывальщина, небывальщина да неслыхальщина..
    Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди, а без присказки сказки - что без полозьев салазки..

    Истории про то, чего не бывает

    В программе:
    - народные песни, небылицы, скоморошины, байки, сказки;
    - песни из циклов «Прибаутки», «4 русские народные  песни» и «Воспоминания о моём детстве» И.Стравинского в вокальной аранжировке Ансамбля Покровского.

    Ансамбль Дмитрия Покровского

    Созданный в 1973 году выдающимся музыкантом, ученым-исследователем Дмитрием Покровским (1944–1996) ансамбль стал первым в России коллективом, по-настоящему объединившим научный подход в изучении фольклора с его профессиональным исполнением, традиции народной музыки — с современной музыкальной культурой.

    В этом творческом сообществе сложилась собственная уникальная вокальная школа, в основе которой – приемы традиционного фольклорного пения. Виртуозно владея самыми разными певческими стилями и техниками народной музыки, артисты мастерски сочетают их с современным музыкальным исполнительством. Фольклор в их интерпретации – живая и неотъемлемая часть национальной культуры и музыки, способная и сегодня покорять сердца слушателей и не знающая территориальных границ.

    Ансамбль Дмитрия Покровского работает в самых разных жанрах. В его репертуаре – широчайший спектр крестьянских песен, духовной музыки, а также программы, посвященные календарным крестьянским праздникам, свадебным обрядам, русскому традиционному театру. В исполнении коллектива нередко звучат классические опусы и произведения современных композиторов – И. Стравинского, Г. Свиридова, А. Шнитке, В. Мартынова, В. Дашкевича, А. Батагова, А. Раскатова, И. Юсуповой, В. Николаева, М. Шмотовой и других авторов.

    Ансамбль выступает со многими замечательными дирижерами, исполнителями и коллективами разных жанровых направлений. В их числе – Бирмингемский симфонический оркестр, Синодальный хор, ансамбли «Пол Уинтер Консорт», «Опус Пост» и Татьяна Гринденко, Алексей Айги и ансамбль «4.33», дирижеры Феликс Коробов, Томас Эдис, Майкл Тилсон Томас и другие музыканты.

    Искусство ансамбля ценят за умение самым естественным образом соединить культуру исполнения авторской музыки с фольклорными приемами и неотъемлемым для них элементом импровизации.

    Артисты успешно проявили себя в жанрах театра и кино, коллектив – частый гость телепередач и радиопрограмм.

    С 1998 по 2012 годы Ансамбль Покровского являлся Творческой мастерской Театра на Таганке.

    Ансамбль Дмитрия Покровского хорошо знаком российским слушателям, а также публике Германии, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Великобритании, Италии, Испании, Финляндии, Израиля, США, Канады, Японии, Австралии.