Концертный зал имени П. И. Чайковского

И. С. Бах. «Страсти по Иоанну»

  • LIVE
  • LIVE

    Петер Планявский (Австрия)

    7 июня 2011

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда

    12+

    Абонемент №48:

    VI Международный органный фестиваль «Девять веков органа». И.С.Бах и Романтизм в органном искусстве (3 концерта)

    Исполнители:

    Петер Планявский (Австрия)

    В программе:

    И.С. Бах
    Концерт для органа соль мажор, BWV 592
    Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ из Органной книжечки, BWV 639 Трио-соната № 1 ми-бемоль мажор
    Хоральная прелюдия Herr Jesu Christ, dich zu uns wend из Собрания Кирнбергера, BWV 709
    Токката до мажор, BWV 566

    Ф. Шмидт
    Прелюдия и фуга ре мажор («Аллилуйя»)

    Р. Фукс
    Вариации и фуга

    Планявский Петер

    Известный австрийский органист, дирижер, композитор и педагог Петер Планявский родился в 1947 году в Вене. В 12-летнем возрасте, будучи учеником гимназии, поступил в Венскую Высшую школу музыки, где его учителями были Антон Хайлер (орган, композиция, импровизация), Хильде Зайдлхофер (фортепиано) и Ганс Гиллесбергер (дирижирование). В 1966 году П.Планявский завершил обучение с дипломами органиста и церковного музыканта. После этого он работал на предприятии производства органов и был органистом в Аббатстве Шлегль (Верхняя Австрия), пока его не пригласили занять в 1969 году должность органиста главного собора Вены — Собора Святого Стефана.

    На протяжении 36 лет творческая деятельность П. Планявского была связана с этим собором. Сооруженный в 1147 г., он является национальным символом Австрии и города Вены. В его стенах работали органистами такие известные композиторы, как И.Пахельбель, И.Альбрехтсбергер, И.Фукс... В хоре мальчиков Собора Св. Стефана пели Йозеф Гайдн и Михаэль Гайдн. Прихожанами церкви были Глюк, Вивальди, Сальери, Шуберт. Здесь венчался и крестил своих детей Моцарт...

    В течение 1983–1990 гг. Петер Планявский занимал должность капельмейстера собора. Наиболее значительными событиями стали исполнения си-минорной Мессы Баха (совместно с капеллой Далласа) и Реквиема Моцарта по случаю захоронения последней императрицы Австрии Зиты Бурбон-Пармской (1892–1989). Как дирижер Петер Планявский обращался не только к кантатно-ораториальным жанрам, но и достаточно редкому жанру — музыке для органа с оркестром. Под его руководством прозвучали сочинения А.Гильмана, Ф.Петерса, Й.Рейнбергера, Ж.Йонгена, К.Сен-Санса, А.Хайлера, а также впервые в Австрии были исполнены концерты А.Казеллы, Х.Хансона, Л.Соуэрби, О.Респиги, А.Копленда, Ж.Лангле.

    После того, как в 1991 году австрийская фирма Rieger отреставрировала орган собора Святого Стефана, Петер Планявский вернулся к прежней должности органиста и проработал в этом качестве до 2005 года, завоевав славу выдающегося исполнителя, а также блестящего импровизатора.

    С 1980 года Петер Планявский — профессор Высшей школы музыки в Вене, в 1996–2003 гг. — руководитель кафедры церковной музыки. Помимо педагогики, он продолжает деятельность в качестве церковного музыканта и публикует статьи в специализированных изданиях.

    Музыкант гастролировал почти во всех европейских странах, а также в Австралии, Японии, Гонконге, Корее, ЮАР, США и Канаде. Он дает мастер-классы и приглашается в жюри более 40 международных конкурсов.

    Петер Планявский — победитель международных конкурсов по импровизации в Граце (Австрия, 1968) и Нюрнберге (Германия, 1974). Он награжден премиями города Вены и фирмы Sandoz, дважды получал Государственные награды Австрии за композиторское творчество (1991, 2005). Музыкантом записано 20 пластинок и дисков с произведениями для органа-соло, включая записи всех органных сочинений Брамса (DEUTSCHE GRAMMOPHON, 1982) и Мендельсона (MOTETTE, 1991).

    П.Планявский сочиняет музыку для органа, хора и оркестра. Наиболее крупные его произведения опубликованы в издательстве DOBLINGER (Вена-Мюнхен), а произведения для хора и хоральные обработки включены в различные сборники. Кроме того, Планявский-композитор специализируется на жанре «пародии». Самое известное его сочинение в этой области — композиция «Довольный автобус» на темы кантат Баха — было исполнено 40 раз.