Картины ушедшего времени : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже Детские абонементы, абонементы Камерного зала и Малого зала Филармонии-2 сезона 2025-2026
В продаже билеты на концерты:
Ансамбль имени А. В. Александрова 23 марта
Денис Мацуев 1 апреля
Абонементы Концертного зала Чайковского сезона 2025-2026 в продаже

    Картины ушедшего времени

    21 января 2022

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    В программе:

    «Картины ушедшего времени»

    По мотивам рассказов и воспоминаний
    Константина Коровина о Валентине Серове
    и Фёдоре Шаляпине

    Биберган
    «Веснянка» (фрагмент)

    Маляров
    «Звоны»

    Биберган
    «Марш» (фрагмент)

    Будашкин
    «Лирическая сюита» (II часть (фрагмент)

    Куликов
    Фантазия на тему русской народной песни «Липа вековая» (фрагмент)

    Шалов
    Обработка русской народной песни «Заставил меня муж парну банюшку топить»

    Шишков
    «Во горнице»

    Городовская
    Сюита для старинных духовых инструментов и оркестра (II часть, фрагмент)

    Куликов
    «Думка» (фрагмент)

    Егорова
    «Карабас-барабас» (фрагмент)
    «Джинн» (фрагмент)

    Свиридов
    «Романс» из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»

    Городовская
    Концертные вариации на тему русской народной песни «Выйду ль я на реченьку» для балалайки с оркестром (фрагмент)

    Будашкин
    «Лирическая сюита» (IV часть, фрагмент)

    Глинка
    Романс «Я помню чудное мгновенье»

    Русская народная песня «Вдоль по Питерской»

    Б. Чайковский
    «Марш» (фрагмент)

    Русская народная песня «Эй, ухнем»

    П. Чайковский
    Романс «Благословляю вас, леса» (фрагмент)

    Калинников
    Антракт к IV действию из музыки к драме А. К. Толстого «Царь Борис» (фрагмент)

    Глинка
    Ноктюрн «Разлука» (фрагмент)

    Народная плясовая «Смоленский гусачок» (фрагмент)

    Панин
    Вариации на тему романса А.Варламова «Красный сарафан» (фрагмент)

    Городовская
    Фантазия на две русские темы (фрагмент)

    12+

    Абонемент №115:

    Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова

    Музыкально-литературная программа «Картины ушедшего времени» основана на рассказах и воспоминаниях выдающегося русского художника Константина Коровина. Знаменитый воспитанник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, ученик Поленова, Саврасова и Перова, Коровин стал одним из первых российских импрессионистов. Он проявил себя как замечательный декоратор и оформитель театральных спектаклей, писал великолепные натюрморты, занимался интерьерной живописью. Великий русский певец Фёдор Шаляпин называл его «наш талантливейший художник», «один из обновителей русской сценической живописи». Художник Сергей Герасимов отмечал, что «в живописи Коровина есть особая музыкальность, свой красочный ритм».

    В конце жизни Константин Коровин написал (а частично надиктовал, по причине потери зрения) изумительные, с литературной и исторической точек зрения, мемуары – потрясающее по объему и яркости свидетельство эпохи. Оркестр имени Осипова совместно с артистом театра и кино Валерием Бариновым вдохнут в воспоминания Коровина новую – музыкальную – жизнь. Произведения русских композиторов (в их числе Глинка, Чайковский и другие), ностальгическое настроение повествования от первого лица – все это создаст неповторимую атмосферу погружения в дела давно минувших дней. 

    Первое отделение концерта составят порой мимолетные, но яркие впечатления Коровина от встреч и бесед с друзьями, вторая часть программы посвящена воспоминаниям художника о Фёдоре Шаляпине. 

    Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова

    Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.

    В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.

    Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.

    Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.

    После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.

    С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.

    Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.

    В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.

    Евгений Волчков

    Евгений Волчков родился в 1982 году в Москве. Окончил Детскую Школу Искусств №1 им. Н.А. Римского-Корсакова (класс домры И.Е. Свистовой и Л.В. Коробовой). В 2001 году окончил Московское областное базовое музыкальное училище им. А.Н. Скрябина в Электростали (класс домры Н.И. Королевой, класс дирижирования В.И. Тарасовой), Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс домры Заслуженного артиста России, профессора Р.В. Белова, класс дирижирования профессора С.М. Колобкова) и аспирантуру (руководитель – профессор Р.В. Белов).

    В студенческие годы Евгений Волчков достиг высокого исполнительского профессионального уровня и овладел сложнейшим репертуаром от произведений эпохи Ренессанса до музыки современности, включающим оригинальные произведения, а также транскрипции и переложения, многие из которых сделаны Р. В. Беловым и самим исполнителем.

    За время учебы в академии Евгений Волчков стал лауреат многих конкурсов. Среди них: I Всероссийский открытый конкурс исполнителей на домре (Нижний Новгород, 2005); VI Международный конкурс исполнителей на народных инструментах «Кубок Севера» (Череповец, 2006); II Международный конкурс-фестиваль «Современное искусство и образование» (номинация исполнитель-педагог; Москва, 2007); VII Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах (Владимир, 2008). Обладатель Гран-при I Российского открытого конкурса солистов-домристов на приз Александра Цыганкова (Нижний Новгород, 2006).

    В 2006 году Е. Волчков награжден премией, учрежденной Указом Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи». В 2007 году музыкант – стипендиат фонда «Русское исполнительское искусство» В 2008 и 2010 годах Евгений Волчков был удостоен государственной стипендии, присуждаемой выдающимся деятелям культуры и искусства России.

    Евгений Волчков участвовал во многих фестивалях в России, Финляндии, Германии, Швейцарии, Чехии, Латвии, Венгрии, Ливане, Швеции, Норвегии, Франции, Японии, Италии. С 2004 года – артист-солист Академического оркестра русских народных инструментов Всероссийской Государственной телерадиокомпании (художественный руководитель и главный дирижер — Народный артист СССР Николай Некрасов). Выступления Евгения Волчкова с оркестром в качестве солиста в абонементных концертах Московской государственной академической филармонии в Концертном зале им. П.И. Чайковского, Московском международном Доме музыки, Концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных всегда интересны, оригинальны и пользуются большим успехом у слушателей.

    C 2008 года Евгений Волчков – артист-солист Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П.Осипова (художественный руководитель и главный дирижер – Народный артист России Владимир Андропов).

    Евгений Волчков ведет насыщенную концертную деятельность, выступая в качестве солиста с ведущими коллективами России. Сотрудничает с пианистами Н. Кондрацкой и В. Румянцевым. На протяжении пяти лет Евгений Волчков принимает активное участие в концертных программах Московской филармонии.

    Артист ведет активную концертную деятельность и пропаганду русской музыкальной культуры не только в России, но и за рубежом. За высокое исполнительское мастерство восхищенные немецкие критики назвали его «Паганини на домре».

    Валерий Баринов

    Валерий Баринов родился 15 января 1946 года в деревне Жилино Орловской области. Ещё в детстве участвовал в смотрах художественной самодеятельности: колхозных, районных, областных. Очень выразительно читал стихи о мире. Поэтому по окончании школы решил поступать в театральное училище. И в тот же год был принят в Высшее театральное училище имени М.С.Щепкина при Малом театре (курс В.Коршунова), которое окончил в 1968 году. По его словам, он никогда не был так счастлив, как те четыре года, которые он провёл в Щепкинском.

    Окончив его, уехал в Ленинград в Театр имени А.С.Пушкина (ныне Александринский). Потом был Центральный театр Советской армии (уже в Москве), где Валерий проработал 19 лет. Затем вместе с режиссёром Ю.Ерёминым он переходит в Театр имени А.С.Пушкина. В 1992 году артист приходит в труппу Малого театра. Через пятнадцать лет покинув его, до сих пор считает своим домом, скучает по этому театру и задается вопросом, прав ли был, когда ушёл… Уже много позже артист признался, что смена места пробуждает новые силы, амбиции, дает возможность проявить себя по-новому. А с 2005 года Валерий Баринов - артист МТЮЗа. Сейчас там он занят в двух спектаклях: «Скрипка Ротшильда» (за роль в этом спектакле актёр удостоен Премии мэрии в области литературы и искусства) и «Чёрный монах». В Театре-студии киноактёра он играет Наполеона в спектакле «Корсиканка». Есть ещё антрепризный спектакль «Стакан воды». Сейчас, по признанию артиста, для него театр превратился только в получение удовольствия от профессии.

    Он всегда знал твёрдо, что любит театр и будет в нём работать. Насчёт же кино… как повезёт! Повезло крупно в 1998 году после телесериала «Петербургские тайны», где он убедительно сыграл отпетого мерзавца Хлебонасущенского. Тогда пришла настоящая популярность. С тех пор ему пришлось сыграть много злодеев разных мастей. Ничего не поделаешь – амплуа! Правда, истины ради нужно отметить ещё многочисленные роли военных. Последние годы он много снимается в кино и телесериалах. Всего же в его фильмографии около 80-ти кино и телефильмов. Вот некоторые из них: «Агапэ» (на фестивале российского кино во Франции, в Онфлере-96, за роль в этом фильме Баринов получил приз за лучшую мужскую роль и был назван «русским Габеном»), «Сибирский спас», «На ножах», «Простые истины», «Досье детектива Дубровского», «След оборотня», «Дом для богатых», «Водитель для Веры», «Русское», «Империя под ударом», «Марш Турецкого», «Мужская работа», «Баязет», «Одиночество любви», «Девять неизвестных», «Кадетство», «Андерсен: жизнь без любви», «День выборов», «Самый лучший фильм», «Контракт на любовь», «КромовЪ».

    Он очень ответственен в профессии, считает, что всегда должен соответствовать тому, чего люди от него ждут, и очень боится разочаровать зрителей. Поэтому как у настоящего артиста у него процесс накапливания жизненных реакций, разнообразных эмоций длится всегда. Чтобы с ним ни случилось, плохого или хорошего, даже дурного и стыдного, или комического – всё идет в копилку памяти. Это своего рода актерский материал, такое профессиональное подспорье: когда-нибудь да обязательно пригодится.

    Народный артист России

    Фёдор Тарасов

    Фёдор Тарасов в 2010 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского. В 2003 году начал концертную деятельность, выступая в залах столицы (Большой зал консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Дом музыки, Колонный зал Дома союзов, Центральный Дом ученых и др.) и других городах России. Гастролировал в Аргентине, Германии, Греции, Италии, Испании, на Кипре, в Китае, Северной Корее, Латвии, Литве, Сингапуре, США, Уругвае, Франции, Швейцарии, Эстонии, Японии. 

    Лауреат вокальных конкурсов «Романсиада без границ» (Москва, 2006, I премия), имени Рашита Вагапова (Казань, 2007, I премия), Международного фестиваля искусств «Апрельская весна» (Пхеньян, золотой приз) и конкурса-смотра выпускников консерваторий России (2010).

    В 2012–2014 гг. – приглашенный солист Большого театра России. В дальнейшем был солистом Калужской филармонии и фонда «Таланты мира», с которым выступал в гастрольных турне по городам Сибири и русского Севера. Сотрудничал с различными симфоническими и хоровыми коллективами России и Швейцарии. 

    Выступает в концертах с участием солистов ведущих оперных театров, в телевизионных программах и радиоэфирах, участвует в церковных мероприятиях (на вручении Патриаршей литературной премии). 

    В репертуаре певца – оперные арии, ораториальные и камерные произведения русских и европейских композиторов, неаполитанские песни, народные, казачьи и военные песни, шлягеры советской эстрады, духовные песнопения.

    Фёдор Тарасов окончил филологический факультет и аспирантуру МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор филологических наук, член Союза писателей России.

    Павел Лукоянов

    Павел Лукоянов (р. 1982) с отличием окончил в 2007 году Российскую Академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Л. Жук).

    Победитель Первого Международного конкурса исполнителей на струнных щипковых инструментах (Москва, 1998) и VII Международного конкурса исполнителей на народных инструментах «Учитель и ученик» (Москва, 2002), лауреат II Международного конкурса исполнителей на струнных щипковых инструментах имени В. Н. Городовской (Москва, 2004).

    Ведет активную концертную деятельность, выступает в концертных залах Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Нижнего Новгорода, Брянска, Твери, Самары, Курска, Тольятти, Екатеринбурга, Орла, Пензы, Кирова. С успехом прошли гастроли музыканта в Австрии, Германии, Бельгии, Нидерландах, Чехии, Венгрии, Люксембурге, Литве, Латвии, Норвегии, Швеции, Китае.

    Сольный репертуар исполнителя включает множество произведений разных стилей и жанров от старинной музыки до музыкального авангарда. В концертных программах музыканта переплетаются классика и джаз, старинные былины и постмодернистские опусы, традиционные наигрыши и эстрадные мелодии, этно и фолк. Павел Лукоянов сотрудничает с современными композиторами — Олегом Меремкуловым, Вадимом Биберганом, Виктором Паниным, Виктором Маляровым, Сергеем Плехановым, Владимиром Бояшовым, Натальей Розановой, является первым исполнителем многих оригинальных произведений для гуслей.

    За высокое исполнительское мастерство, активную концертную и благотворительную деятельность музыкант удостоен звания лауреата «VII Артиады России». Член Московского музыкального общества.