В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
14 ноября 2009
Большой зал Консерватории
(К 85-летию со дня рождения)
Исполнители:
Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана
Художественный руководитель и главный дирижер – Павел Коган
Дирижер – Павел Коган
Солист – Илья Груберт (скрипка) /Нидерланды/
В программе:
М. Вайнберг
Концерт для скрипки с оркестром
Малер
Симфония № 7
«Я хочу играть так, как чувствую» – эта творческая позиция всегда отличала великого скрипача ХХ века Леонида Когана. Он и в самом деле играл так, как будто полностью сливался со скрипкой, становясь с ней неделимым целым. Его концерты поражали исполнительским совершенством. Голос скрипки Когана отличался густотой, напряжением, он переливался всеми красками и тембрами, которые только могут быть присущи этому инструменту. Казалось, никто не может извлечь из скрипки такой фейерверк звуков, которые извлекал Леонид Коган.
Он был неповторим. Его музыкальное искусство было словно спрессовано в единый энергетический сгусток. Любое произведение в исполнении Когана оживало, представало с неожиданной стороны. Скупыми внешними средствами он добивался магического воздействия на слушателей. Ошеломляющая виртуозность была полностью подчинена лишь художественной идее. Всем своим существом он был погружён в мир музыки, мир, раскрыть который призывал его высокий долг творчества.
Леонид Борисович Коган родился 14 ноября 1924 года в Днепропетровске в семье фотографа. Интерес к музыке проявился у него в раннем детстве. Когда-то отец привёз из Швейцарии, куда он ездил покупать фотоаппаратуру, скрипку и она висела на стене, над кроватью маленького Лёни.
Коган так рассказывал об этом: «В детстве она привлекала меня необычностью формы и удивительными звуками. Когда мне было три года, я не ложился вечером спать, если рядом со мной не клали скрипку. В пять лет я уже пробовал на ней играть, но дотянуться левой рукой до грифа, как это делали скрипачи, мне не удавалось. И меня это страшно злило. После долгих моих просьб родные купили мне маленькую скрипку, что было для меня огромной радостью. Вскоре я начал заниматься. Однако мои радужные мечтания быстро научиться играть вскоре рассеялись. Оказалось, что это очень трудно. Помню, что к третьему уроку мне уже настолько не хотелось заниматься, что я отказался идти к педагогу. Но тут уже решительно запротестовали мои родители и настояли, чтобы я продолжил учёбу. Первые два месяца я мог играть подряд не более пяти минут: руки наливались свинцом, голова была ещё тяжелее».
В семилетнем возрасте Леонид Коган уже учился в Днепропетровском музыкальном училище и проявлял выдающиеся способности. В 9 лет он победил на юношеском конкурсе скрипачей в Харькове.
Одарённого мальчика отправили в Москву в особую детскую группу при Московской консерватории, в класс замечательного педагога, профессора А.И.Ямпольского. Впервые Леонид Коган вышел на концертную сцену в 1935 году. Слушатели отмечали неповторимый исполнительский почерк юного скрипача. С этого выступления и началась непрерывная череда концертов.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны, в марте 1941 года, состоялся дебют Леонида Когана с оркестром. Он исполнил концерт Брамса в Большом зале консерватории. О шестнадцатилетнем скрипаче заговорила вся Москва.
После войны он продолжил обучение в консерватории, а в 1947 году удостоился высшей награды на Международном фестивале демократической молодёжи в Праге.
В 1951 году после триумфальной победы на Международном конкурсе скрипачей имени королевы Елизаветы в Брюсселе Леонид Коган вернулся на родину музыкантом с мировым признанием.
Он активно концертировал по стране, а с 1953 года началась его международная карьера. За несколько лет он объездил с концертами весь мир, и весь мир склонил голову перед его великим талантом.
В 1960-е – 1970-е годы Леонид Коган получил все возможные звания и награды. Ему было присвоено звание профессора и Народного артиста РСФСР и СССР, присуждена Ленинская премия. В 1969 году он назначен заведующим кафедрой скрипки Московской консерватории. О нём снимались фильмы и писались книги. На звукозаписывающих фирмах всего мира выходили его записи.
Последние два года жизни Леонида Когана были особенно насыщенными. Он жаловался, что не успевает отдыхать.
В 1982 году он гастролировал в Греции, Дании, Испании, Италии, ФРГ, Франции, Чехословакии, Швейцарии. В этом же году Леонид Коган возглавил жюри скрипачей на VII Международном конкурсе имени П.И.Чайковского. Он принял участие в съёмках фильма «Никколо Паганини», где играл в кадре произведения великого маэстро. В то же время он был избран Почётным академиком Национальной итальянской Академии «Санта Чечилия».
11-15 декабря прошли последние концерты скрипача в Вене, где он исполнял концерт Л.В Бетховена. 17 декабря 1982 года Леонид Борисович Коган скоропостижно скончался в поезде Москва-Ярославль, по дороге на концерт.
«Леонид Коган – одно из самых совершенных творений, которые являлись миру в нашем столетии, он таков, каким должен быть человек в идеале. А такие не умирают».
Ираклий Андронников
Илья Груберт родился в Риге. Музыке начал учиться в Музыкальной школе имени Эмиля Дарзиня, а в 14 лет продолжил занятия в Московской государственной консерватории у выдающихся педагогов – сначала у Юрия Янкелевича и Зинаиды Гилельс, а затем у Леонида Когана.
Первым международным успехом Ильи Груберта стала победа на Международном конкурсе скрипачей имени Яна Сибелиуса в Хельсинки в 1975 году. Впоследствии он получил первые премии еще на двух престижных международных состязаниях имени Паганини в Генуе и имени П.И.Чайковского в Москве 1978 году.
В дальнейшем карьера Ильи Груберта стремительно развивалась. Он играл с лучшими симфоническими коллективами мира, включая Оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова, Оркестр Дрезденской Штаатскапеллы, Амстердамский и Хельсинский филармонические оркестры, сотрудничал с такими выдающимися дирижерами, как Геннадий Рождественский, Максим Шостакович, Йоэль Леви, Вольдемар Нельсон и Марис Янсонс, выступал с гастролями в США, Канаде, Австралии и Европе.
Илья Груберт записал диски с произведениями Сибелиуса, Чайковского, Бруха и Прокофьева. В январе 1996 года он был удостоен приза «Золотой Камертон» за исполнении концертов Сибелиуса и Бруха. Его последние диски, выпущенные компанией NAXOS в январе 2007 года, включили виртуозные произведения Г.Эрнста («Концертино», «Рондо Папагено», «Фантазия Отелло»).
В настоящее время музыкант живет в Голландии, преподает в Амстердамской консерватории. Илья Груберт играет на скрипке 1740 года работы Пьетро Гварнери, ранее принадлежавшей Генрику Венявскому.