Посвящения. Выдающимся музыкантам джаза. Алексей Козлов : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Посвящения.
    Выдающимся музыкантам джаза.
    Алексей Козлов

    23 декабря 2014

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда

    12+

    Абонемент №101:

    Звездные имена российского джаза

    Алексей Козлов

    Алексей Козлов – основатель советского джаз-рока, создатель легендарного ансамбля «Арсенал», видная фигура советского андеграунда, личность разносторонне одаренная: архитектор (образование высшее), член Союза композиторов России, заслуженный артист РСФСР, народный артист России, Лауреат Премии правительства Москвы, действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН) по отделению «Дизайн и архитектура», член жюри премии «Триумф», саксофонист, композитор, лауреат отечественных и зарубежных фестивалей джаза, писатель и публицист, брейк-дансер, вокалист, теле- и радио-ведущий, один из пионеров в создании отечественных компьютерных музыкальных технологий, президент благотворительного некоммерческого фонда ArtBeat, – и это далеко не полный перечень многочисленных проявлений таланта этого замечательного и неординарного художника.

    Алексей Козлов родился 13 октября 1935 года в Москве. Музыкант в третьем поколении. Его мама – Екатерина Ивановна Толченова в 1920-е годы закончила Московскую консерваторию, хормейстер, преподаватель теории музыки. Её отец был певцом Государственной капеллы, пел на оперной сцене, в церковных хорах, в народном хоре О. Х. Агреневой-Славянской, где с 11 лет начала выступать и Екатерина Толченова; дед (протодиакон) и прадед (протоирей) служили в Успенском соборе Кремля. Отец, Семен Филиппович Козлов, один из десяти сыновей в зажиточной крестьянской семье из-под Самары. В Первую мировую войну пошел на фронт, был тяжело ранен, но находясь в госпиталях, экстерном окончил школу, а затем поступил в институт в Самаре. По окончании продолжил обучение в аспирантуре Московского педагогического института, защитив кандидатскую диссертацию по психологии. В Москве и встретились его родители.

    В 1941 году отец ушел добровольцем на фронт. Семья уехала в эвакуацию и с отцом они встретились уже на Алтае. Осенью 1943 года семья вернулась в Москву, и Алексей пошел в школу. Помимо общеобразовательной, он посещал занятия в музыкальной школе по классу фортепиано. В десятилетнем возрасте Алексей начал осваивать джаз по слуху, собирал пластинки с записями Д. Эллингтона, Г. Миллера, Б. Гудмена, Л. Утесова, Э. Рознера, А. Цфасмана, А. Варламова. Исполнительскую деятельность начал как пианист в середине 50-х. По окончании школы А. Козлов поступил в институт, сразу внедрившись в студенческий эстрадный оркестр барабанщиком, а обнаружив в студенческом клубе саксофон, – привел его в порядок и, организовав свой ансамбль, выступал с ним на студенческих вечеринках, исполняя музыку в стиле кул-джаз. По воспоминаниям самого музыканта, «опыта и профессионализма он набирался, посещая «биржу» джазменов в районе Неглинки». Там он собрал джазовый квинтет, который в 1960 году заявил о себе в джаз-клубе Дворца культуры энергетиков на Раушской набережной, организованном при поддержке Октябрьского райкома комсомола. В том же году квинтет А. Козлова стал участником джазового фестиваля в Тарту (Эстония) и культурной программы Всемирного студенческого форума в Москве. В 1961 году квинтет А. Козлова начал постоянно выступать в знаменитом джаз-кафе-клубе «Молодежное», именно здесь в 1962 году проводился первый Московский фестиваль джаза. Из его лауреатов был сформирован джазовый секстет в составе: В. Сакун, И. Берукштис, В. Буланов, А. Товмасян, Н. Громин, А. Козлов. Выступление этого секстета на фестивале Jazz Jamboree в Варшаве вызвало резонанс в западном джазовом мире. В Польше были выпущены две пластики с записями секстета. Однако вскоре наступили совсем другие времена. Джаз был вновь причислен к идеологически опасному виду искусства. Тем не менее, Московские фестивали джаза с 1965–1968 гг. проходили, но уже под патронатом Союза композиторов Москвы при поддержке А. Эшпая, Ю. Саульского, А. Пахмутовой. Ансамбль А. Козлова становится лауреатом московских и таллиннских джазовых фестивалей, и с конца 60-х А. Козлова приглашают как члена жюри, гостя или участника на джазовые фестивали в Горький (Нижний Новгород), Казань, Куйбышев (Самара), Воронеж, Донецк, Днепропетровск.

    В 1963 году композитор В. Купревич, музыкальный редактор журнала «Кругозор» Государственного комитета по телевидению и радиовещанию, подготовил к выпуску на гибком диске в этом журнале записи квинтета А. Козлова, заручившись поддержкой Д. Д. Шостаковича, прослушавшего записи ансамбля. В 1966 году по приглашению Ю. Саульского А. Козлов начал работать в профессиональном биг-бэнде «ВИО-66» в качестве сайдмена, аранжировщика и автора музыки. В 1968 году организовал джаз-клуб в кафе «Ритм» и работал в составе нового квартета с А. Пищиковым, В. Васильковым, Ю. Маркиным. В 1969 году создал джаз-клуб в знаменитом кафе «Печора». В 1971 году, после закрытия джаз-клуба в «Печоре», пропажи всех инструментов и таинственного исчезновения саксофона, А. Козлов в период вынужденного бездействия пришел к идее создания собственной музыки, для чего и собрал ансамбль «Арсенал».

    Осенью 1973 года новый коллектив дал свой первый концерт, исполнив сокращенный вариант оперы Jesus Christ Superstar, последние хиты джаз-рока и новые инструментальные пьесы самого Козлова. «Арсенал», в состав которого входили студенты и выпускники Московской консерватории и института имени Гнесиных, сразу стал неотъемлемой частью московского андеграунда. Лишь в 1976 году А. Козлову удалось убедить директора Калининградской областной филармонии взять «Арсенал» на работу. Важную роль в судьбе «Арсенала» сыграло его выступление в Спасо-хаусе, резиденции посла США в Москве, осенью 1976 года, посвященное 200-летию Независимости Соединенных Штатов. В концерте, организованном послом США У. Стесселом с разрешения министра культура П. Демичева, где присутствовали дипломаты и высшие советские чиновники, прозвучали не только пьесы, иллюстрирующие историю американской музыки, но и авторские композиции А. Козлова.

    После многих лет запрета «Арсенал» становится официальным филармоническим коллективом, а также участником множества фестивалей и других торжественных мероприятий. В 1978 году «Арсенал» выступает на варшавском фестивале Jazz Jamboree, а с 1979 года принимает участие в фестивалях искусств по всей стране: «Белорусская осень», «Киевская весна», «Мэрцишор», а также в культурной программе «Олимпиады – 80». Ансамбль гастролирует по стране и за рубежом, его записи транслируются по радио и телевидению, выходят шесть сольных дисков, один из которых, под названием «Своими руками», был переиздан фирмой East Wind (Канада–США).

    Филармонический период жизни «Арсенала» закончился в начале 90-х. С распадом СССР музыканты остались без работы, но история «Арсенала» не закончилась. В 1994 году А. Козлов собрал новый состав для участия в телешоу «Лучшие из лучших» и уже в 1995 году «Арсенал» получил приз «Овация» как лучший российский коллектив. В 1995 году вместе с Тамарой Гвердцители ансамбль выступил в Карнеги-холле (Нью-Йорк) и совершил гастроли по США. Вскоре А. Козлов переходит к исполнению академической музыки. Вначале он выступает с Камерным ансамблем «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета. Затем в 1997 году на сцене Зала имени П. И. Чайковского он представляет премьеру своей сольной программы с Симфоническим оркестром Московской филармонии (дирижер – В. Барсов), в которую вошли новые версии музыки французских композиторов Г. Форе, К. Дебюсси, М. Равеля. А с Государственным струнным квартетом имени Д. Д. Шостаковича он создает программу, построенную на переосмыслении классики. Среди других проектов «нового времени»: выступление со струнным Twins квартетом в День Российской Федерации в Ганновере на Всемирной выставке «Экспо–2000», концерт с Московской мужской еврейской капеллой, программы из серии «“Арсенал” в прогрессив-роке» с вокалистом Валерием Каримовым (2001), выступления с «Арс-Нова» Трио и американским певцом Хью Уинном в программе «На перекрестке жанров». В 2005 году Алексей Козлов и ансамбль «Арсенал» дали концерт в Праге по приглашению президента Чехии Вацлава Клауса.

    В советское время музыкант принимал участие во всех московских и в большинстве Всесоюзных джазовых фестивалей. В числе зарубежных форумов, где он выступал, – Jazz Jamboree в Варшаве, Jazz Rally в Дюссельдорфе, Берлинские и Братиславские «джазовые дни», Международные джазовые фестивали в Праге и венгерской Надьканиже.

    Выдающегося саксофониста Алексея Козлова можно слышать на самых разных концертных площадках. Его выступление на сцене Зала имени П. И. Чайковского в концерте памяти Микаэла Таривердиева можно охарактеризовать его же словами, сказанными в адрес выдающегося рок-солиста Дэвида Боуи: «Это был концерт Мастера, который держал аудиторию в напряжении только за счет музыки, авторитета и внутренней убежденности».

    Алексей Козлов является автором более 100 композиций. Маэстро приглашают как композитора в кино и театральные проекты.

    За последние тридцать лет им была написана музыка к кинокартинам «Отпуск за свой счет», «Любочка», «Папашка и Мэм», «Русская рулетка», к цирковым номерам (первая премия Госцирка в 1992 году за музыку к номеру «Баскетбол на батуте»), документальным фильмам, в частности российско-индийскому «Неру». В 90-е годы он был музыкальным руководителем театра Анатолия Васильева и написал музыку к популярным спектаклям по пьесам В. Славкина «Взрослая дочь молодого человека» и «Серсо», участвовал как музыкант-исполнитель и автор музыки в спектакле В. Павлова «Джазмен». По приглашению антрепризы Союза театральных деятелей этот спектакль был представлен на театральном фестивале в Вудстоке (США). Перечень театральных работ А. Козлова включает в себя музыку к спектаклю «Лунин» Э. Радзинского (Театр на Малой Бронной), «Панночка» по «Вию» Н. Гоголя (Севастопольский академический русский драматический театр), «Человек-невидимка» М. Розовского (Красноярский музыкальный театр).

    Алексей Козлов является одним из пионеров электронно-компьютерной музыки, последователем композитора Э. Артемьева, членом Международной ассоциации электронно-акустической музыки.

    Конец 80-х и 90-е годы открывают в творчестве маэстро новую страницу – литературную. В 1987 году он пишет автобиографическое эссе «Козел на саксе», неоднократно переиздававшееся. Затем последуют книга «Рок-музыка: истоки и развитие», сборник «Джаз, рок и медные трубы», куда вошли статьи по вопросам культуры, социологии, истории стилей и биографические рассказы, двухтомник «Джазист», методические статьи по игре на саксофоне.

    В 1993 году по приглашению Университета Оклахомы (США) А. Козлов прочитал курс лекций по истории джаза в СССР, провел мастер-класс по джазовой гармонии и импровизации, а также участвовал в концертах. С энтузиазмом он берется за создание импресарского бюро джазовой, рок- и поп-музыки Госконцерта (1995–1997). В 2000 году создает свой сайт в интернете – «Музыкальная лаборатория Алексея Козлова». Сайт становится мини-энциклопедией и библиотекой по ряду музыкальных направлений, многие из которых в своем творчестве воплотил он сам (джаз, прогрессив-рок, соул, фанк, хип-хоп, нью эйдж, эйсид, джангл, драм-н-бейс). В 2011 году появляется более совершенный и расширенный сайт: alexeykozlov.com, постоянно пополняемый автором.

    Известный писатель Василий Аксенов приглашает Алексея Козлова выступить на своем юбилее. Случай, произошедший в тот вечер, был описан в его романе «Ожог» и музыкант стал прообразом одного из героев романа.

    В известной на Западе книге американского журналиста Хедрика Смита The Russians ему и джаз-рок ансамблю «Арсенал» посвящена часть главы The Youth, о нем также упоминается в книге американского историка Фредерика Старра Red and Hot.

    Алексею Козлову посвящены статьи в Музыкальной энциклопедии, в знаменитом словаре Гроува (The New Grove Dictionary Of Jazz, Нью-Йорк), о нем упоминается в Большой советской энциклопедии, в целом ряде зарубежных джазовых энциклопедий и словарей, изданных в Дании, Чехословакии, Польше, а также в книгах наших замечательных авторов А. Баташева «Советский джаз», сборнике статей под редакцией А. Медведева «Советский джаз», в «Энциклопедии джаза» В. Фейертага, в сборнике под редакцией В. Никерова «Известные русские», а также в книгах А. Троицкого «Рок в СССР» и Е. Федорова «Рок в нескольких лицах». На крупнейшем музыкальном сайте All Music Guide (Allmusic.com) есть две ссылки – А. Козлов и «Арсенал». Его имя занесено в ежегодный международный справочник The International Who’s Who (Europa Publications. Ltd., Лондон).

    Алексей Козлов является признанным мэтром, звездой телеэкрана. Крупнейшая российская телекомпания ОРТ приглашает его в качестве автора и ведущего телепрограммы «Весь этот джаз» (1994), а на Московском канале он ведет передачу «Импровизация на тему» (1997). В 2002–2003 гг. на радио «Арсенал» выходили его передачи «Джаз, рок и медные трубы».

    Алексей Козлов обладает качеством, присущим всем по-настоящему значительным музыкантам: он постоянно в курсе всех новых музыкальных событий, в контакте со многими музыкантами, и главное – маэстро делает ставку на высокий профессионализм. Алексей Козлов всегда в авангарде российской музыки и, как показало время, обладает всеми качествами лидера, сумевшего воплотить свои идеи в жизнь.

    (По материалам сайта alexeykozlov.com, книг «Козел на саксе» и «Рок-музыка: истоки и развитие»)

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    И классика, и джаз

    16.06.2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Джаз для любимых женщин

    07.03.2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    И снова Старый Новый год Гала-концерт «Пересекая время»

    14.01.2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    70 + 80 = Джаз. Юбилейный концерт к 80-летию оркестра имени Лундстрема и 70-летию Бориса Фрумкина

    29.05.2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Джаз для любимых женщин

    07.03.2015

    В программе:
    Гершвин
    Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром (переложение для трубы с оркестром)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    И классика, и джаз. И снова Старый Новый год. Гала-концерт

    14.01.2015

    В программе:
    Гершвин
    The Man I Love
    Карманов
    Musica con cello для виолончели с оркестром
    Артемьев
    Музыка из кинофильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Antti Sarpila Swing Band

    25.02.2015

    Камерный зал Филармонии

    Как рождается музыка? Искусство импровизации

    22.02.2014

    Камерный зал Филармонии

    Как рождается музыка? Искусство импровизации

    05.04.2014

    Камерный зал Филармонии

    Как рождается музыка? Искусство импровизации

    05.10.2013