Посвящения. Выдающимся музыкантам джаза. Алексей Козлов : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Посвящения.
    Выдающимся музыкантам джаза.
    Алексей Козлов

    23 декабря 2014

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда

    12+

    Абонемент №101:

    Звездные имена российского джаза

    Алексей Козлов

    Алексей Козлов – основатель советского джаз-рока, создатель легендарного ансамбля «Арсенал», видная фигура советского андеграунда, личность разносторонне одаренная: архитектор (образование высшее), член Союза композиторов России, заслуженный артист РСФСР, народный артист России, Лауреат Премии правительства Москвы, действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН) по отделению «Дизайн и архитектура», член жюри премии «Триумф», саксофонист, композитор, лауреат отечественных и зарубежных фестивалей джаза, писатель и публицист, брейк-дансер, вокалист, теле- и радио-ведущий, один из пионеров в создании отечественных компьютерных музыкальных технологий, президент благотворительного некоммерческого фонда ArtBeat, – и это далеко не полный перечень многочисленных проявлений таланта этого замечательного и неординарного художника.

    Алексей Козлов родился 13 октября 1935 года в Москве. Музыкант в третьем поколении. Его мама – Екатерина Ивановна Толченова в 1920-е годы закончила Московскую консерваторию, хормейстер, преподаватель теории музыки. Её отец был певцом Государственной капеллы, пел на оперной сцене, в церковных хорах, в народном хоре О. Х. Агреневой-Славянской, где с 11 лет начала выступать и Екатерина Толченова; дед (протодиакон) и прадед (протоирей) служили в Успенском соборе Кремля. Отец, Семен Филиппович Козлов, один из десяти сыновей в зажиточной крестьянской семье из-под Самары. В Первую мировую войну пошел на фронт, был тяжело ранен, но находясь в госпиталях, экстерном окончил школу, а затем поступил в институт в Самаре. По окончании продолжил обучение в аспирантуре Московского педагогического института, защитив кандидатскую диссертацию по психологии. В Москве и встретились его родители.

    В 1941 году отец ушел добровольцем на фронт. Семья уехала в эвакуацию и с отцом они встретились уже на Алтае. Осенью 1943 года семья вернулась в Москву, и Алексей пошел в школу. Помимо общеобразовательной, он посещал занятия в музыкальной школе по классу фортепиано. В десятилетнем возрасте Алексей начал осваивать джаз по слуху, собирал пластинки с записями Д. Эллингтона, Г. Миллера, Б. Гудмена, Л. Утесова, Э. Рознера, А. Цфасмана, А. Варламова. Исполнительскую деятельность начал как пианист в середине 50-х. По окончании школы А. Козлов поступил в институт, сразу внедрившись в студенческий эстрадный оркестр барабанщиком, а обнаружив в студенческом клубе саксофон, – привел его в порядок и, организовав свой ансамбль, выступал с ним на студенческих вечеринках, исполняя музыку в стиле кул-джаз. По воспоминаниям самого музыканта, «опыта и профессионализма он набирался, посещая «биржу» джазменов в районе Неглинки». Там он собрал джазовый квинтет, который в 1960 году заявил о себе в джаз-клубе Дворца культуры энергетиков на Раушской набережной, организованном при поддержке Октябрьского райкома комсомола. В том же году квинтет А. Козлова стал участником джазового фестиваля в Тарту (Эстония) и культурной программы Всемирного студенческого форума в Москве. В 1961 году квинтет А. Козлова начал постоянно выступать в знаменитом джаз-кафе-клубе «Молодежное», именно здесь в 1962 году проводился первый Московский фестиваль джаза. Из его лауреатов был сформирован джазовый секстет в составе: В. Сакун, И. Берукштис, В. Буланов, А. Товмасян, Н. Громин, А. Козлов. Выступление этого секстета на фестивале Jazz Jamboree в Варшаве вызвало резонанс в западном джазовом мире. В Польше были выпущены две пластики с записями секстета. Однако вскоре наступили совсем другие времена. Джаз был вновь причислен к идеологически опасному виду искусства. Тем не менее, Московские фестивали джаза с 1965–1968 гг. проходили, но уже под патронатом Союза композиторов Москвы при поддержке А. Эшпая, Ю. Саульского, А. Пахмутовой. Ансамбль А. Козлова становится лауреатом московских и таллиннских джазовых фестивалей, и с конца 60-х А. Козлова приглашают как члена жюри, гостя или участника на джазовые фестивали в Горький (Нижний Новгород), Казань, Куйбышев (Самара), Воронеж, Донецк, Днепропетровск.

    В 1963 году композитор В. Купревич, музыкальный редактор журнала «Кругозор» Государственного комитета по телевидению и радиовещанию, подготовил к выпуску на гибком диске в этом журнале записи квинтета А. Козлова, заручившись поддержкой Д. Д. Шостаковича, прослушавшего записи ансамбля. В 1966 году по приглашению Ю. Саульского А. Козлов начал работать в профессиональном биг-бэнде «ВИО-66» в качестве сайдмена, аранжировщика и автора музыки. В 1968 году организовал джаз-клуб в кафе «Ритм» и работал в составе нового квартета с А. Пищиковым, В. Васильковым, Ю. Маркиным. В 1969 году создал джаз-клуб в знаменитом кафе «Печора». В 1971 году, после закрытия джаз-клуба в «Печоре», пропажи всех инструментов и таинственного исчезновения саксофона, А. Козлов в период вынужденного бездействия пришел к идее создания собственной музыки, для чего и собрал ансамбль «Арсенал».

    Осенью 1973 года новый коллектив дал свой первый концерт, исполнив сокращенный вариант оперы Jesus Christ Superstar, последние хиты джаз-рока и новые инструментальные пьесы самого Козлова. «Арсенал», в состав которого входили студенты и выпускники Московской консерватории и института имени Гнесиных, сразу стал неотъемлемой частью московского андеграунда. Лишь в 1976 году А. Козлову удалось убедить директора Калининградской областной филармонии взять «Арсенал» на работу. Важную роль в судьбе «Арсенала» сыграло его выступление в Спасо-хаусе, резиденции посла США в Москве, осенью 1976 года, посвященное 200-летию Независимости Соединенных Штатов. В концерте, организованном послом США У. Стесселом с разрешения министра культура П. Демичева, где присутствовали дипломаты и высшие советские чиновники, прозвучали не только пьесы, иллюстрирующие историю американской музыки, но и авторские композиции А. Козлова.

    После многих лет запрета «Арсенал» становится официальным филармоническим коллективом, а также участником множества фестивалей и других торжественных мероприятий. В 1978 году «Арсенал» выступает на варшавском фестивале Jazz Jamboree, а с 1979 года принимает участие в фестивалях искусств по всей стране: «Белорусская осень», «Киевская весна», «Мэрцишор», а также в культурной программе «Олимпиады – 80». Ансамбль гастролирует по стране и за рубежом, его записи транслируются по радио и телевидению, выходят шесть сольных дисков, один из которых, под названием «Своими руками», был переиздан фирмой East Wind (Канада–США).

    Филармонический период жизни «Арсенала» закончился в начале 90-х. С распадом СССР музыканты остались без работы, но история «Арсенала» не закончилась. В 1994 году А. Козлов собрал новый состав для участия в телешоу «Лучшие из лучших» и уже в 1995 году «Арсенал» получил приз «Овация» как лучший российский коллектив. В 1995 году вместе с Тамарой Гвердцители ансамбль выступил в Карнеги-холле (Нью-Йорк) и совершил гастроли по США. Вскоре А. Козлов переходит к исполнению академической музыки. Вначале он выступает с Камерным ансамблем «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета. Затем в 1997 году на сцене Зала имени П. И. Чайковского он представляет премьеру своей сольной программы с Симфоническим оркестром Московской филармонии (дирижер – В. Барсов), в которую вошли новые версии музыки французских композиторов Г. Форе, К. Дебюсси, М. Равеля. А с Государственным струнным квартетом имени Д. Д. Шостаковича он создает программу, построенную на переосмыслении классики. Среди других проектов «нового времени»: выступление со струнным Twins квартетом в День Российской Федерации в Ганновере на Всемирной выставке «Экспо–2000», концерт с Московской мужской еврейской капеллой, программы из серии «“Арсенал” в прогрессив-роке» с вокалистом Валерием Каримовым (2001), выступления с «Арс-Нова» Трио и американским певцом Хью Уинном в программе «На перекрестке жанров». В 2005 году Алексей Козлов и ансамбль «Арсенал» дали концерт в Праге по приглашению президента Чехии Вацлава Клауса.

    В советское время музыкант принимал участие во всех московских и в большинстве Всесоюзных джазовых фестивалей. В числе зарубежных форумов, где он выступал, – Jazz Jamboree в Варшаве, Jazz Rally в Дюссельдорфе, Берлинские и Братиславские «джазовые дни», Международные джазовые фестивали в Праге и венгерской Надьканиже.

    Выдающегося саксофониста Алексея Козлова можно слышать на самых разных концертных площадках. Его выступление на сцене Зала имени П. И. Чайковского в концерте памяти Микаэла Таривердиева можно охарактеризовать его же словами, сказанными в адрес выдающегося рок-солиста Дэвида Боуи: «Это был концерт Мастера, который держал аудиторию в напряжении только за счет музыки, авторитета и внутренней убежденности».

    Алексей Козлов является автором более 100 композиций. Маэстро приглашают как композитора в кино и театральные проекты.

    За последние тридцать лет им была написана музыка к кинокартинам «Отпуск за свой счет», «Любочка», «Папашка и Мэм», «Русская рулетка», к цирковым номерам (первая премия Госцирка в 1992 году за музыку к номеру «Баскетбол на батуте»), документальным фильмам, в частности российско-индийскому «Неру». В 90-е годы он был музыкальным руководителем театра Анатолия Васильева и написал музыку к популярным спектаклям по пьесам В. Славкина «Взрослая дочь молодого человека» и «Серсо», участвовал как музыкант-исполнитель и автор музыки в спектакле В. Павлова «Джазмен». По приглашению антрепризы Союза театральных деятелей этот спектакль был представлен на театральном фестивале в Вудстоке (США). Перечень театральных работ А. Козлова включает в себя музыку к спектаклю «Лунин» Э. Радзинского (Театр на Малой Бронной), «Панночка» по «Вию» Н. Гоголя (Севастопольский академический русский драматический театр), «Человек-невидимка» М. Розовского (Красноярский музыкальный театр).

    Алексей Козлов является одним из пионеров электронно-компьютерной музыки, последователем композитора Э. Артемьева, членом Международной ассоциации электронно-акустической музыки.

    Конец 80-х и 90-е годы открывают в творчестве маэстро новую страницу – литературную. В 1987 году он пишет автобиографическое эссе «Козел на саксе», неоднократно переиздававшееся. Затем последуют книга «Рок-музыка: истоки и развитие», сборник «Джаз, рок и медные трубы», куда вошли статьи по вопросам культуры, социологии, истории стилей и биографические рассказы, двухтомник «Джазист», методические статьи по игре на саксофоне.

    В 1993 году по приглашению Университета Оклахомы (США) А. Козлов прочитал курс лекций по истории джаза в СССР, провел мастер-класс по джазовой гармонии и импровизации, а также участвовал в концертах. С энтузиазмом он берется за создание импресарского бюро джазовой, рок- и поп-музыки Госконцерта (1995–1997). В 2000 году создает свой сайт в интернете – «Музыкальная лаборатория Алексея Козлова». Сайт становится мини-энциклопедией и библиотекой по ряду музыкальных направлений, многие из которых в своем творчестве воплотил он сам (джаз, прогрессив-рок, соул, фанк, хип-хоп, нью эйдж, эйсид, джангл, драм-н-бейс). В 2011 году появляется более совершенный и расширенный сайт: alexeykozlov.com, постоянно пополняемый автором.

    Известный писатель Василий Аксенов приглашает Алексея Козлова выступить на своем юбилее. Случай, произошедший в тот вечер, был описан в его романе «Ожог» и музыкант стал прообразом одного из героев романа.

    В известной на Западе книге американского журналиста Хедрика Смита The Russians ему и джаз-рок ансамблю «Арсенал» посвящена часть главы The Youth, о нем также упоминается в книге американского историка Фредерика Старра Red and Hot.

    Алексею Козлову посвящены статьи в Музыкальной энциклопедии, в знаменитом словаре Гроува (The New Grove Dictionary Of Jazz, Нью-Йорк), о нем упоминается в Большой советской энциклопедии, в целом ряде зарубежных джазовых энциклопедий и словарей, изданных в Дании, Чехословакии, Польше, а также в книгах наших замечательных авторов А. Баташева «Советский джаз», сборнике статей под редакцией А. Медведева «Советский джаз», в «Энциклопедии джаза» В. Фейертага, в сборнике под редакцией В. Никерова «Известные русские», а также в книгах А. Троицкого «Рок в СССР» и Е. Федорова «Рок в нескольких лицах». На крупнейшем музыкальном сайте All Music Guide (Allmusic.com) есть две ссылки – А. Козлов и «Арсенал». Его имя занесено в ежегодный международный справочник The International Who’s Who (Europa Publications. Ltd., Лондон).

    Алексей Козлов является признанным мэтром, звездой телеэкрана. Крупнейшая российская телекомпания ОРТ приглашает его в качестве автора и ведущего телепрограммы «Весь этот джаз» (1994), а на Московском канале он ведет передачу «Импровизация на тему» (1997). В 2002–2003 гг. на радио «Арсенал» выходили его передачи «Джаз, рок и медные трубы».

    Алексей Козлов обладает качеством, присущим всем по-настоящему значительным музыкантам: он постоянно в курсе всех новых музыкальных событий, в контакте со многими музыкантами, и главное – маэстро делает ставку на высокий профессионализм. Алексей Козлов всегда в авангарде российской музыки и, как показало время, обладает всеми качествами лидера, сумевшего воплотить свои идеи в жизнь.

    (По материалам сайта alexeykozlov.com, книг «Козел на саксе» и «Рок-музыка: истоки и развитие»)