500 лет спустя
Современное православное певческое искусство наследует и развивает великие многовековые традиции. Глубокая вера и эстетическое чувство наших предков породили изумительные по красоте и страстности песнопения. Менялись эпохи, стили, мелодические интонации. И когда нынче музыкальная наука открывает, возвращает из забвения образцы духовных песнопений давнего времени, мы каждый раз поражаемся: какой нетленной, могучей силой воздействия они обладают, как древнерусские мастера с непостижимым совершенством умели в песнопениях скупыми средствами сказать о многом, о самом важном, о вечном!
В программе сегодняшнего концерта Синодальный хор, 500 лет спустя, «мерою и подобием» воспроизведет произведения из репертуара Хора патриарших певчих дьяков, закрепленные в певческом чинопоследовании Успенского собора Московского Кремля XVI — XVII вв.
Центральное место в Программе концерта занимает строчное многоголосие XVI-XVII вв. Это одно из своеобразных явлений русской и мировой музыкальной культуры — его интонационное богатство, красота напевов, оригинальный способ координации мелодических строк, изысканность ритма и, вместе с тем, глубокая проникновенность не имеют аналогов в мире.
Во втором отделении концерта вы услышите произведения, относимые к так называемому знаменному многоголосию.
Среди представляемых сегодня образцов знаменного многоголосия особо выделяется цикл песнопений из Канона о Распятии Господа или, как его еще называют, «Плача Пресвятой Богородицы» — произведение неизвестного и, смею сказать, гениального русского композитора XVII столетия, который первым дерзнул переложить на музыку одноименное творение пользующегося легендарной славой византийского писателя X века Симеона Логофета.
Доктор искусствоведения, профессор
Анатолий Конотоп