«Воскресение Христово видевше». Певческие святыни Древней Руси : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    «Воскресение Христово видевше».
    Певческие святыни Древней Руси

    21 марта 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Московский синодальный хор
    Дирижёр – Алексей Пузаков
    Анатолий Конотоп (восстановление партитур, редакция многоголосия)

    Концерт ведет
    Николай Бульчук

    В программе:

    Пятиголосный Пасхальный цикл песнопений начала XVII века из собрания Новгородского Николо-Вяжищского монастыря

    12+

    Абонемент №41:

    Православные песнопения

    Московский синодальный хор

    Один из старейших профессиональных хоров России, ведет свою историю с XVI века от хора Патриарших певчих дьяков. Получив статус Синодального во времена реформ Петра Первого в 1721 году, хор участвовал в богослужениях и главных государственных церемониях своего времени, был живым преемником певческой традиции, восходящей к русскому Средневековью. При хоре существовало училище духовно-певческого искусства. Со второй половины XIX века Синодальный хор вел также концертную и гастрольную деятельность; его репертуар значительно расширился за счет привлечения светской музыки и обработок русских народных песен. Активное участие в судьбе коллектива принял Чайковский, специально для хора создавший ряд духовных сочинений. Николай Данилин, регент Синодального хора с 1910 года, поднял мастерство хора до высочайшего уровня. Под управлением Данилина хор впервые исполнил «Литургию святого Иоанна Златоуста» Рахманинова. Деятельность коллектива поддерживалась Генерал-губернатором Москвы Великим князем Сергеем Александровичем Романовым. В 1919 году хор прекратил существование Московский Синодальный хор начал возрождение весной 2009 года с назначением митрополита Волоколамского Илариона настоятелем храма «Всех скорбящих радость». Синодальный хор возрождается на базе хора этого знаменитого храма на Большой Ордынке, где с 1948 года сохранялись традиции московской школы церковного пения под руководством регента Николая Матвеева. Сегодня в составе коллектива 80 певцов. Помимо участия в торжественных богослужениях, хор выступает с концертными программами в Москве, других российских городах и за рубежом. С Хором Сикстинской капеллы – главным хором Ватикана – Московский Синодальный хор осуществил ряд совместных проектов. Выступления хора проходили более чем в 40 странах, включая Австрию, Великобританию, Германию, Италию, Израиль, США, Чехию. В 2010 году учреждён Фонд содействия возрождению Синодального хора, который занимается сохранением и развитием лучших традиций богослужебного церковного пения в России. Руководитель Московского Синодального хора – заслуженный артист России Алексей Пузаков.

    Алексей Пузаков

    Информация предоставлена Московским синодальным хором


    Алексей Пузаков родился в 1966 году в Москве.

    В 18-летнем возрасте был принят на работу на должность чтеца и алтарника, а год спустя стал вторым после Николая Матвеева регентом, управляя левым клиросом в храме «Всех скорбящих радость» в Москве.

    Алексей Пузаков служил регентом в церкви Воскресения на Ваганьковском кладбище, в Николо-Кузнецком храме, руководил архиерейским хором Виленской и Литовской епархии, а также сводным хором Московской городской епархии, состоящим из 400 певчих.

    В 1994 году он основал и возглавил церковно-государственный хор Третьяковской галереи. С 2009 года Алексей Пузаков руководит Московским Синодальным хором, также является Президентом Фонда содействия возрождению Синодального хора. В 2017 году назначен заместителем председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения. Алексей Пузаков награждён орденами Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского и Святителя Иннокентия Московского.

    Анатолий Конотоп

    Анатолий Конотоп — человек уникальной профессии, известный исследователь, крупнейший специалист в области церковной музыки Древней и Средневековой Руси, чьи открытия привели к пересмотру взглядов в области истории музыки. Профессор, доктор искусствоведения, член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств России. Удостоен орденов преподобных Сергия Радонежского и князя Даниила Московского, медали князя Константина Острожского.

    Анатолий Викторович родился в Харькове, окончил Львовскую консерваторию по специальностям «преподаватель музыкально-теоретических дисциплин» и «орган». Во Львове курс «Истории русской музыки» начинался только с XIX века, и желание выяснить истоки русской музыкальной культуры, уяснить связь церковной, фольклорной и классической традиций привело А. Конотопа в Москву. Во время обучения в аспирантуре Московской консерватории у профессора В. В. Протопопова он работал над уникальной для советских времен темой — «Русская церковная музыка», слушал в московских храмах церковные хоры, изучал записи старинных песнопений, освоил церковнославянский язык.

    Свои первые важные открытия А. Конотоп совершил еще аспирантом. Так, после долгих поисков, он обнаружил ценнейший рукописный сборник древних песнопений Супрасльского монастыря (находится на территории Польши) под названием «Ирмологий» 1601 года, включавший в себя распевы годичного круга церковного богослужения. Это стало одной из крупнейших находок в изучении древней русской музыки. Также во время учебы А. Конотоп расшифровал часто встречающийся в рукописях знак, означающий «исон» — неподвижный голос, на фоне которого звучит мелодия, и таким образом открыл факт существования в Древней Руси подобных песнопений.

    По мнению Анатолия Конотопа, очень яркий, неповторимый пласт национального певческого искусства — распевы XIV-XVII веков — оказался полностью забытым, поскольку была утрачена практика прочтения и исполнения древнерусской музыки. Ученый посвятил изучению и расшифровке древних музыкальных рукописей более полувека. Его открытия доказали наличие в древнерусской церковной музыке гораздо большего количества техник и стилей пения, чем считалось раньше. Благодаря его трудам вернулись к жизни песнопения, которые считались утраченными. Им был разработан уникальный метод реконструкции произведений церковного певческого искусства, что позволило ввести эти старинные напевы в современную хоровую практику. Песнопения, расшифрованные А. Конотопом, исполняют известные коллективы, специализирующиеся на духовной музыке, и снова употребляются при совершении богослужений в ряде монастырей и храмов. Многие из них записаны на компакт-диски. Кроме того, благодаря его усилиям знания о богатстве культурного наследия Руси распространяются по всему миру.

    Анатолий Конотоп преподавал в Киеве и Львове, в 1985-2003 годах был ведущим научным сотрудником Института искусствознания Министерства культуры РФ. В настоящее время Анатолий Конотоп проживает в Гамбурге, сотрудничает с Музеем истории Гамбурга, выступает с докладами в Гамбурге, Берлине, Мюнхене и других городах. Продолжает работу по расшифровке древних песнопений и подготовке новых записей. Работал с хором православного монастыря во Франции и хором женской обители в Гефсиманском Саду (Иерусалим).

    В 2012 году 50-летие творческой деятельности Анатолия Конотопа отмечалось на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского.

    На протяжении нескольких сезонов Анатолий Конотоп представляет на сцене зала имени П. И. Чайковского премьеры программ, составленных из выполненных им уникальных расшифровок памятников древнерусского певческого искусства. 4 ноября 2015 года в рамках абонемента «Православные песнопения» впервые прозвучит программа песнопений из репертуара хоров Патриарших певчих дъяков и поддъяков XVI-XVII века, в исполнении Московского синодального хора (дирижер — Алексей Пузаков).

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Хор Собора Парижской Богоматери,
    Оливье Латри.
    Музыка Франции

    08.07.2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Щедрин. «Запечатленный ангел».
    Хор «Латвия»,
    Марис Сирмайс

    Режиссерская версия

    19.03.2015

    В программе:
    И. С. Бах
    (к 330-летию со дня рождения) – Мотет "Jesu, meine Freude», BWV 227
    Мотет "Komm, Jesu, komm", BWV 229
    Щедрин
    «Запечатленный ангел» – русская литургия для хора а cappella по Николаю Лескову

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Й. Гайдн. «Сотворение мира».
    Монтеверди-хор, Musica Viva
    Готхарт Штир

    21.10.2014

    В программе:
    Й. Гайдн
    «Сотворение мира» – оратория для солистов, хора и оркестра

    Камерный зал Филармонии

    Богословие в звуке.
    Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин»

    07.04.2014

    Камерный зал Филармонии

    Ангелы и человеки.
    Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин»

    25.11.2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    «Пасха распятия». Мировая премьера

    25.03.2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Валентин Гафт, Московский государственный
    академический камерный хор, Владимир Минин

    18.03.2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Музыкальный фестиваль Капеллы России имени А. А. Юрлова «Любовь святая». Концерт-открытие фестиваля

    18.10.2012

    В программе:
    Свиридов
    «Поэма памяти Сергея Есенина» для тенора, хора и симфонического оркестра

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого

    20.03.2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Хор имени А.В. Свешникова. Гала-концерт, посвященный 140-летию со дня рождения С. В. Рахманинова

    26.03.2013

    В программе:
    Рахманинов
    Концерт для хора «В молитвах неусыпающую Богородицу»
    «Хор духов» по драматической поэме А.К.Толстого «Дон Жуан»
    «Пантелей-целитель», хор на слова А.К.Толстого
    Две обработки народных песен: «Чоботы», украинская народная песня, «Бурлацкая», русская народная песня для мужского хора и фортепиано
    Шесть хоров для женского хора и фортепиано
    Литургия святого Иоанна Златоуста для смешанного хора а cappella