4 ноября 2015
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда(Мужская группа)
Концерт ведет
главный редактор Радио «Радонеж» Николай Бульчук
Премьера
Певческие святыни Древней Руси
Песнопения из репертуара хоров Патриарших певчих дъяков и поддъяков XVI-XVII вв.
(В истории древнерусского певческого искусства строчное многоголосие было и остается исключительно своеобразным художественным явлением, аналог которого можно обнаружить только в произведениях композиторов XX века.
Знаменное трехголосие – своеобразный стиль гармонического пения, в котором сохраняется мелодическая выразительность и красота каждого голоса).
Абонемент №41:
Православные песнопения
500 лет спустя
Современное православное певческое искусство наследует и развивает великие многовековые традиции. Глубокая вера и эстетическое чувство наших предков породили изумительные по красоте и страстности песнопения. Менялись эпохи, стили, мелодические интонации. И когда нынче музыкальная наука открывает, возвращает из забвения образцы духовных песнопений давнего времени, мы каждый раз поражаемся: какой нетленной, могучей силой воздействия они обладают, как древнерусские мастера с непостижимым совершенством умели в песнопениях скупыми средствами сказать о многом, о самом важном, о вечном!
В программе сегодняшнего концерта Синодальный хор, 500 лет спустя, «мерою и подобием» воспроизведет произведения из репертуара Хора патриарших певчих дьяков, закрепленные в певческом чинопоследовании Успенского собора Московского Кремля XVI — XVII вв.
Центральное место в Программе концерта занимает строчное многоголосие XVI-XVII вв. Это одно из своеобразных явлений русской и мировой музыкальной культуры — его интонационное богатство, красота напевов, оригинальный способ координации мелодических строк, изысканность ритма и, вместе с тем, глубокая проникновенность не имеют аналогов в мире.
Во втором отделении концерта вы услышите произведения, относимые к так называемому знаменному многоголосию.
Среди представляемых сегодня образцов знаменного многоголосия особо выделяется цикл песнопений из Канона о Распятии Господа или, как его еще называют, «Плача Пресвятой Богородицы» — произведение неизвестного и, смею сказать, гениального русского композитора XVII столетия, который первым дерзнул переложить на музыку одноименное творение пользующегося легендарной славой византийского писателя X века Симеона Логофета.
Доктор искусствоведения, профессор
Анатолий Конотоп
Алексей Пузаков
родился в 1966 году в Москве. В 18-летнем возрасте был принят на работу на
должность чтеца и алтарника, год спустя стал вторым после Николая Матвеева
регентом, управляя левым клиросом в храме «Всех скорбящих радость» в Москве.
Также служил регентом в церкви Воскресения на Ваганьковском кладбище, в
Николо-Кузнецком храме, руководил архиерейским хором Виленской и Литовской
епархии, а также сводным хором Московской городской епархии, состоящим из 400
певчих.
В 1994 году основал и возглавил церковно-государственный хор Третьяковской галереи. С 2009 года руководит Московским Синодальным хором и является Президентом Фонда содействия возрождению Синодального хора. В 2017 году назначен заместителем председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения. Награжден орденами Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского, Святителя Иннокентия Московского, Преподобного Андрея Рублёва и князя Даниила Московского.
Анатолий Конотоп — человек уникальной профессии, известный исследователь, крупнейший специалист в области церковной музыки Древней и Средневековой Руси, чьи открытия привели к пересмотру взглядов в области истории музыки. Профессор, доктор искусствоведения, член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств России. Удостоен орденов преподобных Сергия Радонежского и князя Даниила Московского, медали князя Константина Острожского.
Анатолий Викторович родился в Харькове, окончил Львовскую консерваторию по специальностям «преподаватель музыкально-теоретических дисциплин» и «орган». Во Львове курс «Истории русской музыки» начинался только с XIX века, и желание выяснить истоки русской музыкальной культуры, уяснить связь церковной, фольклорной и классической традиций привело А. Конотопа в Москву. Во время обучения в аспирантуре Московской консерватории у профессора В. В. Протопопова он работал над уникальной для советских времен темой — «Русская церковная музыка», слушал в московских храмах церковные хоры, изучал записи старинных песнопений, освоил церковнославянский язык.
Свои первые важные открытия А. Конотоп совершил еще аспирантом. Так, после долгих поисков, он обнаружил ценнейший рукописный сборник древних песнопений Супрасльского монастыря (находится на территории Польши) под названием «Ирмологий» 1601 года, включавший в себя распевы годичного круга церковного богослужения. Это стало одной из крупнейших находок в изучении древней русской музыки. Также во время учебы А. Конотоп расшифровал часто встречающийся в рукописях знак, означающий «исон» — неподвижный голос, на фоне которого звучит мелодия, и таким образом открыл факт существования в Древней Руси подобных песнопений.
По мнению Анатолия Конотопа, очень яркий, неповторимый пласт национального певческого искусства — распевы XIV-XVII веков — оказался полностью забытым, поскольку была утрачена практика прочтения и исполнения древнерусской музыки. Ученый посвятил изучению и расшифровке древних музыкальных рукописей более полувека. Его открытия доказали наличие в древнерусской церковной музыке гораздо большего количества техник и стилей пения, чем считалось раньше. Благодаря его трудам вернулись к жизни песнопения, которые считались утраченными. Им был разработан уникальный метод реконструкции произведений церковного певческого искусства, что позволило ввести эти старинные напевы в современную хоровую практику. Песнопения, расшифрованные А. Конотопом, исполняют известные коллективы, специализирующиеся на духовной музыке, и снова употребляются при совершении богослужений в ряде монастырей и храмов. Многие из них записаны на компакт-диски. Кроме того, благодаря его усилиям знания о богатстве культурного наследия Руси распространяются по всему миру.
Анатолий Конотоп преподавал в Киеве и Львове, в 1985-2003 годах был ведущим научным сотрудником Института искусствознания Министерства культуры РФ. В настоящее время Анатолий Конотоп проживает в Гамбурге, сотрудничает с Музеем истории Гамбурга, выступает с докладами в Гамбурге, Берлине, Мюнхене и других городах. Продолжает работу по расшифровке древних песнопений и подготовке новых записей. Работал с хором православного монастыря во Франции и хором женской обители в Гефсиманском Саду (Иерусалим).
В 2012 году 50-летие творческой деятельности Анатолия Конотопа отмечалось на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского.
На протяжении нескольких сезонов Анатолий Конотоп представляет на сцене зала имени П. И. Чайковского премьеры программ, составленных из выполненных им уникальных расшифровок памятников древнерусского певческого искусства. 4 ноября 2015 года в рамках абонемента «Православные песнопения» впервые прозвучит программа песнопений из репертуара хоров Патриарших певчих дъяков и поддъяков XVI-XVII века, в исполнении Московского синодального хора (дирижер — Алексей Пузаков).
В 2021 году Московский Синодальный хор отметил 300-летие своего создания Указом Петра Первого.
Один из старейших профессиональных хоров России, он ведет свою историю с XVI века от хора Патриарших певчих дьяков. Получив статус Синодального во времена реформ Петра Первого в 1721 году, хор участвовал в богослужениях и главных государственных церемониях своего времени, был живым преемником певческой традиции, восходящей к русскому Средневековью. При хоре существовало училище духовно-певческого искусства.
Со второй половины XIX века Синодальный хор вел также концертную и гастрольную деятельность; его репертуар значительно расширился за счет привлечения светской музыки и обработок русских народных песен. Активное участие в судьбе коллектива принял Чайковский, специально для хора создавший ряд духовных сочинений. Николай Данилин, регент Синодального хора с 1910 года, поднял мастерство хора до высочайшего уровня. Под управлением Данилина хор впервые исполнил «Литургию святого Иоанна Златоуста» Рахманинова. Деятельность коллектива поддерживалась Генерал-губернатором Москвы Великим князем Сергеем Александровичем Романовым. В 1919 году хор прекратил существование.
В 2010 году Московский Синодальный хор возрожден на базе хора храма «Всех скорбящих радость», где с 1948 года сохранялись традиции московской школы церковного пения под руководством регента Николая Матвеева.
Сегодня в составе коллектива 80 певцов. Помимо участия в торжественных богослужениях, хор выступает с концертными программами в Москве, других российских городах и за рубежом. С хором Сикстинской капеллы – главным хором Ватикана – Московский Синодальный хор осуществил ряд совместных проектов. Выступления хора проходили более чем в 40 странах, включая Австрию, Великобританию, Германию, Италию, Израиль, США, Чехию. Синодальный хор является участником именитых международных фестивалей – Брукнеровского, Московского Пасхального, Рождественского фестиваля духовной музыки, Международного Великопостного и многих других.
При хоре также работают Детское отделение (руководитель – Наталья Асмус), Молодежный Синодальный хор (руководитель – Михаил Котельников) и симфонический оркестр Voce Anima (руководитель – Алексей Медведев).
В 2010 году учрежден Фонд содействия возрождению Синодального хора (директор – Дмитрий Маяков), который занимается сохранением и развитием лучших традиций богослужебного церковного пения в России.
Руководитель Московского Синодального хора – заслуженный артист России Алексей Пузаков.