Прерванный полет : Московская государственная академическая филармония

    Прерванный полет

    9 февраля 2020, начало в 14:00

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    Шопен
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ми минор, соч. 11
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром фа минор, соч. 21

    12+

    Купить билеты

    Абонемент №90:

    По странам и континентам. Воскресные дневные симфонические концерты

    Жанна Дозорцева

    Выдающийся российский музыковед Жанна Григорьевна Дозорцева проводит концерты во всех центральных залах Москвы, много гастролирует по России и странам ближнего и дальнего зарубежья. Её выступления отличаются высокой эрудицией, блестящей культурой речи и сценическим обаянием. Творческая дружба связывает ее со всеми выдающимися российскими музыкантами.

    Жанна Дозорцева окончила Ташкентскую Государственную консерваторию в 1958 году по специальности музыковедение. С 1958 по 1959 годы работала на Всесоюзном радио, с 1959 по 1961 – в детской музыкальной школе. С 1961 года является лектором-музыковедом Московской филармонии.

    Жанна Григорьевна осуществляет в Москве огромную просветительскую деятельность среди молодежи и юношества. Концерты абонементных циклов с ее участием – «Музыкальные вечера для юношества» в Колонном зале Дома союзов и «Из залов музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина» – транслировались в 70-80-е годы Центральным телевидением.

    В течение нескольких концертных сезонов с большим успехом проходят ее абонементы «По странам и континентам» в Большом зале консерватории и «Музыка, Живопись, Жизнь» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. С 2011 года выступления в Концертном зале имени П. И. Чайковского транслируются в интернете.

    Жанна Дозорцева ведет активную общественную деятельность. Она является вице-президентом Международной академии творчества, членом Союза композиторов России, президентом Российской ассоциации лекторов-музыковедов, вице-президентом Международного Союза музыкальных деятелей. Жанна Григорьевна – вдохновитель и художественный руководитель Всероссийского фестиваля имени М. И. Глинки в Смоленске, ежегодного Международного фестиваля камерной музыки «Бархатный сезон» в Сочи.

    Жанна Дозорцева – заслуженный деятель искусств России, Азербайджана, Киргизстана, лауреат премии Правительства Москвы; награждена Орденом Дружбы и Орденом Почета.

    В 2015 году награждена Государственной премией Азербайджана, в 2016 г. удостоена звания заслуженного деятеля искусств Республики Северная Осетия – Алания.

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Юрий Башмет, открывший новую страницу в истории коллектива. 

    С оркестром сотрудничали прославленные дирижеры и солисты, среди которых Валерий Гергиев, Тань Дунь, Александр Лазарев, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази, Андрес Мустонен, Максим Венгеров, Жан-Люк Понти, Барри Дуглас, Питер Донохоу, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Вадим Репин, Анне-Софи Муттер, Сергей Крылов, Кристоф Барати, Виктория Муллова, Наталия Гутман, Давид Герингас, Александр Князев, Джеймс Голуэй, Дебора Войт, Анна Нетребко, Лора Клейкомб, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Анна Катерина Антоначчи, Патриция Чьофи, Элина Гаранча, а также артисты балета Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, актеры Константин Хабенский, Сергей Безруков и другие.

    С 2002 года оркестр дал более 1000 концертов в России и за рубежом: в Москве и Санкт-Петербурге, городах Поволжья, «Золотого кольца», Урала, Сибири, в Австрии, Великобритании, Германии, Нидерландах, Испании, Италии, Польше, Франции, Швейцарии, Южной Корее, Японие, странах Балтии, Скандинавии и многих других. 

    В репертуаре оркестра сочетаются классика и современность, музыка разных стилей и жанров. Оркестр исполнил премьеры сочинений Джан Карло Менотти, Эдисона Денисова, Микаэла Таривердиева, Софии Губайдулиной, Гии Канчели, Александра Чайковского, Тань Дуня, Жан-Люка Понти, Тору Такемицу, Мортона Фелдмана, Игоря Райхельсона, Ханса Ротта, Эмила Табакова, Александра Балтина, Владимира Комарова, Бориса Франкштейна, Георгия Бузоглы. 

    Оркестр – постоянный участник Зимнего музыкального фестиваля Юрия Башмета в Сочи и международных фестивалей, которые маэстро Башмет проводит в Ярославле, Ростове-на-Дону и Минске. В разные годы участвовал в Фестивале Мстислава Ростроповича, Московском Пасхальном фестивале, фестивалях «Виртуозы гитары» и Vivacello. В дискографии коллектива – сочинения Моцарта, Бетховена, Вебера, Брамса, П. И. Чайковского, Рахманинова, А. Чайковского. 

    В марте 2007 года оркестру был выделен Грант Правительства Российской Федерации. В 2010 года «Новая Россия» удостоена Гранта Президента РФ. В 2014 году «Новая Россия» приняла активное участие в подготовке и проведении культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. Были записаны Олимпийский гимн, государственные гимны и музыка, сопровождавшая церемонии открытия и закрытия Олимпиады. 

    В сезоне 2019/20 оркестр представляет в Московской филармонии персональные абонементные циклы в Концертном зале имени П. И. Чайковского и Большом зале консерватории, принимает участие в концертах абонементов «Оперные шедевры» и «Звезды мировой оперы в Москве», концертных циклах для детей и юношества и других проектах. В этом сезоне с оркестром выступают Юрий Башмет, Штефан Владар (в качестве дирижера и солиста), дирижеры Давид Герингас, Роберт Туои, Джон Маклафлин Уильямс, Денис Власенко, Димитрис Ботинис, Владимир Рылов, Алексей Рубин, Игорь Разумовский, пианисты Борис Березовский, Дмитрий Маслеев, Андрей Коробейников, Филипп Копачевский, Арсений Тарасевич-Николаев, скрипачи Сергей Крылов, Арабелла Штайнбахер, виолончелист Александр Бузлов, певицы Ольга Бородина, Клементин Марген, Сабин Девьей, многие другие известные исполнители и молодые таланты.

    Владимир Рылов

    Владимир Рылов – известный дирижер, представитель петербургской школы. Он окончил Хоровое училище при Ленинградской государственной академической капелле имени М. И. Глинки и Ленинградскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова, где обучался по специальностям «хоровое дирижирование» (в консерватории и в ассистентуре-стажировке) и «симфоническое дирижирование» (1975).

    Творческая деятельность музыканта началась еще в училище: он руководил студенческими хорами, Оперной студией Ленинградского дома учителя. После прохождения срочной службы в Ансамбле песни и пляски Ленинградского военного округа в качестве дирижера-хормейстера, В. Рылов был художественным руководителем и главным дирижером Русского народного оркестра имени В. В. Андреева, а по окончании консерватории – главным дирижером Ленинградского театра музыкальной комедии (1973–1980, в 1993–1995 осуществлял художественное руководство театром).

    С 1980 по 1984 год он – главный дирижер одного из ведущих коллективов России, Пермского академического театра оперы и балета. Многие спектакли театра стали в то время заметными культурными явлениями – так, за постановку авторской редакции оперы «Война и мир» С. Прокофьева маэстро был удостоен Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки.

    После работы в Перми Владимир Рылов два года стажировался в Кировском (Мариинском) театре оперы и балета, где дирижировал операми «Трубадур» и «Аида» Дж. Верди, «Вертер» Ж. Массне, балетами «Жизель» А. Адана и «Ленинградская симфония» на музыку Д. Шостаковича, концертными программами, участвовал в постановках художественного руководителя театра Юрия Темирканова.

    Значительный интерес публики вызвали концертные выступления и сценические постановки, осуществленные В. Рыловым во второй половине 80-х годов с коллективами Бурятского академического театра оперы и балета и Бурятской филармонии. В числе наиболее ярких проектов – Реквием и «Аида» Дж. Верди, «Князь Игорь» А. Бородина, «Жизель» А. Адана и другие работы. Критика тех лет называла Бурятский театр одним из лучших в Сибири.

    В 1989–1991 гг. В. Рылов – главный дирижер Государственного академического театра классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва (Москва). С 1991 года музыкант выступает в программах Московской филармонии.

    Помимо работы в «серьезных» академических жанрах дирижер принял участие в записи музыки к популярным музыкальным фильмам, в числе которых «Летучая мышь» Яна Фрида по оперетте Иоганна Штрауса, «Труффальдино из Бергамо» Владимира Воробьева, «Трое в лодке, не считая собаки» Наума Бирмана, «Благочестивая Марта» Яна Фрида. В начале 90-х годов он также осуществлял художественное руководство Государственным симфоническим оркестром кинематографии.

    В начале нового тысячелетия В. Рылов сотрудничал с крупнейшими российскими театрами: в качестве главного дирижера с Башкирским и Самарским оперными, в качестве художественного руководителя – с Волгоградским музыкальным театром.

    В настоящее время он – художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра Государственной филармонии Алтайского края (с 1999 года), главный приглашенный дирижер Харбинского симфонического оркестра в Китае (с 2014-го).

    В качестве приглашенного дирижера Владимир Рылов выступал с известными отечественными и зарубежными коллективами, среди которых Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Государственный академический симфонический оркестр России, Академические симфонические оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Лондонский фестивальный оркестр, оркестры Сегеда и Будапешта (Венгрия). На протяжении нескольких лет маэстро работал с ведущими китайскими коллективами: Национальным симфоническим оркестром и Национальным оперным театром, оркестром Шанхайской филармонии, симфоническими оркестрами Гуанчжоу и Шэньчжэня и другими.

    Владимир Рылов гастролировал в Великобритании, Австрии, Германии, Франции, Испании, Македонии, Дании, Швеции, Египте, Корее, Китае, Таиланде, США. В своих зарубежных программах дирижер уделяет самое пристальное внимание русской музыке. Он впервые исполнил Седьмую («Ленинградскую») симфонию Д. Шостаковича в 1991 году в Берлине после объединения Германии. В 1995-м маэстро впервые представил это произведение в Китае, повторив его здесь через 20 лет в 2015 году. В Национальном театре Македонии он поставил оперу «Жизнь за царя» М. И. Глинки.

    Музыкант постоянно принимает участие в различных международных фестивалях – имени Ф. Шаляпина в Казани, имени Р. Нуриева в Казани и Уфе, «Стерх» в Якутске, «Болдинская осень» в Нижнем Новгороде и других событиях.

    Круг творческих интересов маэстро не ограничивается дирижированием. Он осуществил редакции звучавших под его управлением произведений (балет «Золотая орда» Р. Ахияровой в Казани, «Данте-симфония» Ф. Листа в Омске, Барнауле и Петербурге); создал новые либретто к операм «Травиата» Дж. Верди, «Фауст» Ш. Гуно (Волгоград) и «Кавказский пленник» Ц. Кюи (Красноярск); выполнил перевод литературных программ и текстов к симфонической поэме «Идеалы» Ф. Листа и Четвертой симфонии Г. Малера.

    В числе ярких событий последних лет – постановки балета «Спартак» А. Хачатуряна в Петербургском Михайловском театре и в Татарском театре оперы и балета (сезон 2007/08); оперетты «Сильва» И. Кальмана в Алтайском государственном театре музыкальной комедии с участием солистов театра «Московская оперетта» (2014); исполнение с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии Четвертой симфонии С. Танеева (2015), не звучавшей в залах филармонии более тридцати лет.

    Владимир Рылов записал на радио «Культура» цикл передач «Контурная карта» и роман «Мой лейтенант» Д. Гранина (в качестве чтеца).

    В 90-е годы дирижер был главным специалистом Управления музыкального искусства Министерства культуры РФ.

    В 2010 году В. А. Рылов получил благодарность президента РФ «За многолетнюю плодотворную творческую деятельность». Он – народный артист Республики Бурятия, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, член Международной академии науки, образования, промышленности и искусства (Калифорния, США), почетный профессор Восточно-Сибирского государственного института культуры.

    Арсений Тарасевич-Николаев

    Арсений Тарасевич-Николаев родился в 1993 году в Москве в семье потомственных музыкантов. Окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (2011) в классе профессора А. А. Мндоянца и Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского (2016) в классе профессора С. Л. Доренского, у которого в настоящее время продолжает совершенствоваться в ассистентуре-стажировке.

    Ещё во время учёбы в ЦМШ пианист стал победителем пяти международных юношеских конкурсов, в числе которых «Новые имена» (Москва, 2008). В возрасте 19 лет Арсений одержал блестящую победу на Международном конкурсе пианистов имени А. Н. Скрябина в Москве, а позднее стал лауреатом международных конкурсов в Кливленде (США, 2013), имени Э. Грига (Норвегия, 2014) и Сиднейского конкурса пианистов (Австралия, 2016). За конкурсными успехами последовало подписание пятилетнего контракта со звукозаписывающими компаниями Decca Classics и Universal Music. В 2017 году музыкант был удостоен престижной международной награды Premio Chigiana. 

    Арсений Тарасевич-Николаев впервые выступил с оркестром в возрасте девяти лет, исполнив Концерт фа минор И. С. Баха с оркестром Брянской филармонии под управлением Эдуарда Амбарцумяна. Сегодня он играет в крупнейших залах Москвы и других городов России. Гастролирует в странах Европы и Азии (в том числе в Италии, Великобритании, Франции, Германии, Испании, Швейцарии, Норвегии, Польше, Литве, Израиле, Китае, Японии), а также в США, где его концерты проходили в Карнеги-холле в Нью-Йорке, Северенс-холле в Кливленде и на других известных сценах. Пианист принимал участие в фестивалях: «Кремль музыкальный» и «Творческая молодёжь Московской консерватории», «Лики современного пианизма» (Санкт-Петербург), «Зелёный шум» (Сургут), фестивалях в Рейнгау (Германия), «Лист в Провансе» и Les pianos folies (Франция), «Охридское лето» (Македония) и многих других. 

    Выступал с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан, Кливлендским симфоническим оркестром, Филармоническим оркестром Бергена, Сиднейским симфоническим оркестром и другими коллективами. Сотрудничал с дирижёрами Валерием Гергиевым, Александром Сладковским, Феликсом Коробовым, Станиславом Кочановским, Димитрисом Ботинисом, Стефаном Зандерлингом, Валентином Урюпиным, Мигелем Харт-Бедойей, Николасом Милтоном, Георгом Маисом, Ильёй Гайсиным и многими другими. 

    В 2015 году Арсений записал в Германии свой первый диск, в который вошли произведения Дебюсси и Равеля (Acousense). Весной 2018 года вышел его новый альбом с произведениями Рахманинова, Прокофьева, Метнера, Скрябина и Т. Николаевой (Decca). 

    Филипп Копачевский

    Лауреат международных конкурсов, солист Московской филармонии, пианист Филипп Копачевский снискал любовь и признание публики. Его концерты проходят в Великобритании, Германии, Австрии, Швейцарии, США, Нидерландах, Франции, Италии, Греции, Польше, Испании, Черногории, Эстонии, Литве и во многих городах России. Особую популярность Филипп приобрел в Японии, где по заказу телекомпании NHK записал диск с произведениями Шопена.

    Филипп Копачевский родился в 1990 году в Москве. Окончил Центральную музыкальную школу, Московскую консерваторию и аспирантуру (класс профессора Сергея Доренского). Лауреат восьми международных конкурсов, в том числе Х Конкурса пианистов имени Шуберта (Германия) и Конкурса пианистов в Энсхеде (Нидерланды). Выступает с Госоркестром России имени Светланова, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Большим симфоническим оркестром имени Чайковского, Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, оркестром Московского театра «Новая Опера», Английским камерным оркестром, оркестрами Sinfonia Varsovia, Filarmonica de Toscanini, Миланским симфоническим оркестром имени Верди, Национальным оркестром Иль-де-Франс и другими. 

    Участник многих международных фестивалей, в том числе Фортепианного фестиваля в Майами, Arts Naples World Festival (США), международного фестиваля фирмы «Стейнвей» (США), в Анси и Кольмаре (Франция), памяти Ростроповича (Баку), «Балтийские сезоны» (Калининград), «Владимир Спиваков приглашает», «Звезды на Байкале», Crescendo, «Денис Мацуев приглашает», имени А. Д. Сахарова (Нижний Новгород), памяти В. Лотар-Шевченко (Новосибирск). Принимал участие в мировой премьере балета Without хореографа Бенджамина Мильпье на сцене Мариинского театра. Среди партнеров Копачевского по камерному ансамблю – Давид Герингас, Дмитрий Ситковецкий, Юлиан Рахлин, Павел Нерсесьян, Александр Гиндин, Андрей Баранов, Александр Бузлов, Никита Борисоглебский, Павел Милюков, Александр Рамм, Нарек Ахназарян, Валерий Соколов, Борис Андрианов и другие. 

    Сотрудничал с известными дирижерами, среди которых Мстислав Ростропович, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Михаил Плетнев, Юрий Башмет, Александр Дмитриев, Станислав Кочановский, Конрад ван Альфен, Чарльз Оливьери-Монро, Евгений Бушков, Максим Венгеров, Пол Уоткинс. На сцене Концертного зала имени Рахманинова «Филармония-2» исполнил в один вечер все фортепианные концерты Чайковского в сопровождении Госоркестра России имени Светланова (дирижер – Станислав Кочановский). В сезоне 2016/2017 дал сольный концерт в Большом зале консерватории. Выпустил два альбома сочинений композиторов-романтиков, работает над записью произведений Брамса. Участник проекта «Звезды XXI века» Московской филармонии, один из наиболее востребованных ее солистов.

    Другие концерты этого абонемента
    Большой зал Консерватории
    10 ноября в 14:00
    Большой зал Консерватории
    8 декабря в 14:00