В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
6 ноября 2017
Большой зал Консерватории
Абонемент №66:
Российский национальный оркестр
Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус. В 2022 году художественным руководителем оркестра стал Александр Рудин.
Российский национальный оркестр сотрудничал с выдающимися солистами и дирижерами, в числе которых Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Мстислав Ростропович, Джошуа Белл, Максим Венгеров, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО.
В 2009–2020 гг. в Москве проходил Большой фестиваль РНО с участием ведущих исполнителей современности. С 2024 года Фестиваль РНО проходит в обновленном формате под руководством Александра Рудина.
РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившим там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.
В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова.
Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая Diapason d'Or и Grammy.
В 2023–2024 гг. Александр Рудин провел свой первый полноценный сезон с РНО в новом статусе, представляя разноплановые программы в столичных залах, а также в рамках масштабных гастролей коллектива по России. Именной абонемент РНО и Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского открылся исполнением «Немецкого реквиема» Брамса с участием Альбины Латиповой (сопрано), Владислава Сулимского (бас) и вокального ансамбля Intrada. В концертные программы сезона на главных московских площадках вошли также шедевры Берга, Сибелиуса, Хиндемита, Шуберта – Листа, Бетховена, Рахманинова, Респиги.
В течение сезона Александр Рудин и РНО выступили на открытии IV Всероссийского музыкального конкурса по специальности «камерные ансамбли» в Уфе и на открытии юбилейного 80-го концертного сезона Оренбургской филармонии; 25 сентября, в день рождения Шостаковича, приняли участие в IV Международном фестивале искусств «Шостакович. Над временем» в Самаре; в рамках Всероссийского марафона «Мой Рахманинов», приуроченного к 150-летию со дня рождения композитора дали концерты во Владикавказе, Махачкале, Грозном и Москве. Также выступления коллектива прошли в филармонических залах Великого Новгорода, Уфы, Петрозаводска и Санкт-Петербурга, на фестивале «Стрелка» в Нижнем Новгороде (с программой музыки Шнитке к 90-летию со дня рождения композитора) и open-air фестивалях в Новом Иерусалиме и Ясной Поляне.
Кирилл Карабиц родился в 1976 году в Киеве. Окончил Национальную музыкальную академию Украины имени П. И. Чайковского в Киеве (класс Романа Кофмана) и Венский университет музыки и исполнительского искусства (класс Уроша Лайовича). Работал дирижером-ассистентом Будапештского фестивального оркестра и Филармонического оркестра Радио Франс. Занимал пост главного приглашенного дирижера Страсбургского филармонического оркестра.
С 2008 года – главный дирижер Борнмутского симфонического оркестра, одного из старейших оркестров Великобритании. Под его управлением коллектив неоднократно выступал на фестивале BBC Proms в Королевском Альберт-холле в Лондоне, участвовал в праздновании 250-летия со дня рождения Бетховена в Барбикан-центре, а также в фестивалях в Брайтоне, Личфилде и Челтнеме. Среди достижений дирижера и оркестра – исполнение всех симфоний Бетховена и Прокофьева, запись многочисленных альбомов.
Сотрудничает с ведущими коллективами Европы, Азии и Северной Америки, среди которых симфонические оркестры Кливленда, Филадельфии, Сан-Франциско и Чикаго, Мюнхенский, Дрезденский и Роттердамский филармонические, Национальный оркестр Франции, лондонский оркестр «Филармония», Венский симфонический, Симфонический оркестр Би-би-си, Симфонический оркестр Йомиури, Филармонический оркестр театра Ла Фениче. Регулярно выступает с Российским национальным оркестром, с которым дебютировал в 2014 году на Большом фестивале РНО. Среди недавних совместных проектов – турне по Северной Америке, в рамках которого состоялся дебют дирижера в нью-йоркском Линкольн-центре (солист – Михаил Плетнёв), гастроли по Италии и Германии.
В минувшие сезоны состоялись дебюты Кирилла Карабица с Далласским симфоническим оркестром и Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, выступления с оркестрами Миннесоты, Бамберга, Антверпена, Национальным оркестром Капитолия Тулузы. В числе ангажементов сезона 2021/22 – первое выступление за пультом Симфонического оркестра Пражского радио, а также ряд дебютов в США, в том числе с оркестрами Питтсбурга, Балтимора и Сент-Луиса. Кроме того, маэстро будет дирижировать Страсбургским филармоническим оркестром, примет участие в постановке оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси в Опере Монпелье и проведет гастроли по США с Российским национальным оркестром.
Кирилл Карабиц выступал со многими известными солистами, среди которых Николай Луганский, Аркадий Володось, Алексей Володин, Жан-Ив Тибоде, Элен Гримо, Пол Льюис, Симон Трпчески, Иво Погорелич, Рено и Готье Капюсоны, Юлиан Рахлин, Сергей Хачатрян, Юрий Башмет.
Успешно развивается оперная карьера Карабица. Он дирижировал в берлинской Дойче Опер, Опере Цюриха («Борис Годунов» Мусоргского), Штутгартской опере («Смерть в Венеции» Бриттена), Гамбургской государственной опере («Мадам Баттерфляй» Пуччини), Английской национальной опере («Дон Жуан» Моцарта), Большом театре России («Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского, «Мавра» Стравинского, «Богема» Пуччини), Большом театре Женевы («Путешествия пана Броучека» Яначека), Национальной Рейнской опере в Страсбурге («Бал-маскарад» Верди), Национальной опере Лотарингии в Нанси («Идоменей» Моцарта и «Флорентийская трагедия» Цемлинского), Норвежской национальной опере («Богема»).
На Глайндборнском фестивале провел спектакли «Богема» и «Евгений Онегин», руководил исполнением «Летучего голландца» Вагнера на приуроченном к юбилею композитора фестивале в Женеве. С Симфоническим оркестром Би-би-си представил концертную версию оперы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» в Барбикан-центре, с Борнмутским симфоническим участвовал в концертном исполнении «Саломеи» Р. Штрауса. Как музыкальный руководитель Немецкого национального театра и Государственной капеллы в Веймаре (2016–2019) представил постановки опер «Нюрнбергские майстерзингеры» и «Тангейзер» Вагнера, а также трилогию Моцарта – Да Понте: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Так поступают все женщины».
Кирилл Карабиц активно работает с молодыми музыкантами. Художественный руководитель польского молодежного оркестра I, CULTURE. Среди их совместных выступлений – гастроли по Европе со скрипачкой Лизой Батиашвили (2015), концерты в амстердамском зале Консертгебау и на фестивале в Монпелье (2018). В 2012 и 2014 годах дирижировал оркестром «Северная симфония» и Шотландским симфоническим оркестром Би-би-си во время финальных прослушиваний телевизионного конкурса BBC Young Musician of the Year («Молодой музыкант года Би-би-си»). Недавно дебютировал с Национальным молодежным оркестром Великобритании: провел с ним турне по стране и выступил в Барбикан-центре.
В обширной дискографии дирижера – записи всех симфоний Прокофьева, Уолтона, Симфонии № 2 Чайковского, Симфонии № 3 Лятошинского, симфоний №№ 3 и 4 Тертеряна, концертов для оркестра №№ 4 и 5 Щедрина, скрипичных концертов Глазунова, Бриттена, Шостаковича (солисты – Джеймс Энес и Никола Бенедетти), оркестровых сочинений Мусоргского, Хачатуряна, Сильвестрова, Кара Караева, Ивана Карабица (с Борнмутским симфоническим оркестром), симфонических поэм Листа, Р. Штрауса и кантаты «К ХХ-летию Октября» Прокофьева (с Веймарской государственной капеллой).
Карабиц удостоен премии «Дирижер года» (2013) британского Королевского филармонического общества.
Дмитрий Шишкин родился в 1992 году в Челябинске. В трехлетнем возрасте впервые выступил на сцене, в шесть лет сыграл с оркестром, в восемь был назван «Человеком года» в Челябинске в номинации «Юное дарование». С четырех лет обучался в челябинской Средней специальной музыкальной школе имени П. И. Чайковского, в этот период стал победителем юношеских конкурсов «Щелкунчик», имени Фридерика Шопена в Пекине и имени Марии Юдиной в Санкт-Петербурге.
Окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу (колледж) имени Гнесиных (2010, класс Михаила Хохлова) и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (2015, класс профессора Элисо Вирсаладзе). Совершенствовал мастерство у Эпифанио Комиса в Консерватории имени Винченцо Беллини в Катании.
Лауреат международных конкурсов имени Ферруччо Бузони в Больцано (Италия, 2013, III премия и специальный приз за лучшее исполнение концерта Моцарта), под патронатом Бразильского банка экономического и социального развития (BNDES) в Рио-де-Жанейро (Бразилия, 2014, II премия), имени Фридерика Шопена в Варшаве (2015, IV премия), Top of the World в Тромсё (Норвегия, 2017, I премия), в Женеве (Швейцария, 2018, I премия и три специальных приза), имени П. И. Чайковского в Москве (2019, II премия).
Гастролировал во многих странах Европы и Азии, в США и ЮАР. Играл на престижных сценах – в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, МКЗ «Зарядье» в Москве, Концертном зале Мариинского театра в Санкт-Петербурге, женевском Виктория-холле, венском Концертхаусе, брюссельском Центре изящных искусств Bozar, Варшавской филармонии, Токийском столичном театре и др.
Выступал с Российским национальным оркестром, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, БСО имени П. И. Чайковского, АСО Московской филармонии, Госоркестром Республики Татарстан и ГСО «Новая Россия», Национальным филармоническим оркестром России, Московским государственным академическим симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Мариинского театра, оркестрами Государственных капелл Санкт-Петербурга и Веймара, оркестром Романдской Швейцарии, Варшавским филармоническим, Бразильским симфоническим, Национальным оркестром Бельгии и другими коллективами.
Сотрудничал с известными дирижерами, в числе которых Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Александр Рудин, Владимир Спиваков, Юрий Симонов, Владимир Федосеев, Владислав Чернушенко, Павел Коган, Марин Олсоп, Александр Сладковский, Роберту Тибириса, Арман Тигранян и другие. Принимал участие в музыкальных фестивалях в Вербье (Швейцария), Дубровнике (Хорватия), «Шопен и его Европа» (Польша), в Бергене (Норвегия), в Брешии и Бергамо (Италия), в концерте к 85-летию Родиона Щедрина в Москве (2017) и других событиях.
Выступления пианиста транслируются по телевидению и радио России, Италии, Швейцарии, Франции, Бельгии, Испании, Норвегии, Польши, Хорватии, Китая, Кореи, Японии. Выпустил несколько компакт-дисков; последняя запись – с сочинениями Метнера, Скрябина и Рахманинова – осуществлена в марте 2020 под лейблом La Dolce Volta. В планах музыканта – запись сольного диска на фирме Sony Classics.
Николай Диденко родился в 1976 году в Москве. С семи лет обучался в Хоровом училище имени А. В. Свешникова и Детской музыкальной школе имени В. В. Стасова по классу скрипки. Окончил Академию хорового искусства имени В. С. Попова (2001) и аспирантуру академии (2003, класс Дмитрия Вдовина).
В 2002–2003 гг. – солист Московского театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова. В 2003–2005 гг. – солист Хьюстонской Большой оперы. С 2003 года выступает в крупнейших оперных театрах и концертных залах Москвы и Санкт-Петербурга, Зальцбурга, Берлина, Парижа, Лондона, Барселоны, Мадрида, Копенгагена, Кёльна, Варшавы, Нью-Йорка, Вашингтона, Хьюстона и др. С 2013 года – приглашенный солист Государственного академического Большого театра России.
В репертуаре певца – партии в операх «Юлий Цезарь и Клеопатра» Генделя, «Волшебная флейта», «Идоменей, царь Критский», «Милосердие Тита» и «Дон Жуан» Моцарта, «Риголетто», «Трубадур», «Дон Карлос», «Бал-маскарад», «Аида», «Фальстаф», «Сила судьбы» и «Симон Бокканегра» Верди, «Севильский цирюльник», «Золушка» и «Турок в Италии» Россини, «Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Турандот» и «Богема» Пуччини, «Сомнамбула», «Капулети и Монтекки» и «Норма» Беллини, «Троянцы» Берлиоза, «Ромео и Джульетта» Гуно, «Евгений Онегин» Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского, «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова и др.
Выступал с известными певцами, среди которых Эдита Груберова, Николай Гяуров, Мирелла Френи, Джун Андерсон, Рамон Варгас, Владимир Галузин, Мария Гулегина, Массимо Джордано, Лора Клейкомб, Матти Сальминен, Брин Терфель, Рене Флеминг, Федерика Фон-Штаде и др. Среди дирижеров, с которыми сотрудничал певец, – Рудольф Баршай, Эдоардо Мюллер, Геннадий Рождественский, Нелло Санти, Антонелло Аллеманди, Марко Армильято, Энрике Маццола, Патрик Саммерс, Александр Анисимов, Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Василий Синайский, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Владимир Юровский, Кирилл Карабиц и др.
В 2017 году запись сочинения Dies Illa Пендерецкого с участием Николая Диденко награждена «Грэмми».
С 2005 года Николай Диденко – художественный руководитель благотворительного проекта «Белый пароход», направленного на творческое развитие одаренных детей с ограниченными возможностями, сирот, детей из социально неблагополучных и малообеспеченных семей. С 2017 года – президент фонда поддержки одаренных детей и молодежи «Белый пароход». Член президиума Всероссийского хорового общества.