В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova
30 апреля 2021
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Абонемент №40:
Великие инструментальные концерты
Вадим Репин родился в Новосибирске в 1971 году. Обучался игре на скрипке под руководством знаменитого педагога Захара Брона. В 11 лет завоевал Золотую медаль на Международном конкурсе имени Венявского и дебютировал с сольными концертами в Москве и Ленинграде. В 14 лет выступил в Токио, Мюнхене, Берлине и Хельсинки; год спустя дебютировал в нью-йоркском Карнеги-холле. В 1989 году стал самым молодым победителем Международного конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе за всю его историю (а спустя 20 лет – председателем жюри).
Выступает с сольными и камерными программами в лучших залах мира. Его партнеры по сцене – Марта Аргерих, Чечилия Бартоли, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв, Николай Луганский, Евгений Кисин, Миша Майский, Борис Березовский, Ланг Ланг, Итамар Голан, Сергей Накаряков. Он сотрудничал с ведущими оркестрами и выдающимися дирижерами, в числе которых Владимир Ашкенази, Юрий Башмет, Пьер Булез, Семен Бычков, Даниэле Гатти, Валерий Гергиев, Шарль Дютуа, Жан-Клод Казадезюс, Арнольд Кац, Джеймс Конлон, Джеймс Левайн, Фабио Луизи, Курт Мазур, Иегуди Менухин, Зубин Мета, Риккардо Мути, Невилл Марринер, Мюнг-Вун Чунг, Кент Нагано, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саймон Рэттл, Эса-Пекка Салонен, Юрий Темирканов, Кристиан Тилеманн, Ян-Паскаль Тортелье, Риккардо Шайи, Кристоф Эшенбах, Владимир Юровский, Марис Янсонс, Неэме и Пааво Ярви.
Активно пропагандирует современную музыку, является первым исполнителем скрипичных концертов Софии Губайдулиной, Джеймса Макмиллана, Леры Ауэрбах, Беньямина Юсупова, Александра Раскатова. Постоянный участник фестивалей в Лондоне (ВВС Proms), Шлезвиг-Гольштейне, Зальцбурге, Тэнглвуде, Чикаго («Равиния»), Гштааде, Рейнгау, Вербье, Дубровнике, Ментоне, Кортоне, Генуе (имени Паганини), Санкт-Петербурге («Звезды белых ночей»), Московского Пасхального фестиваля.
Вадим Репин – основатель и художественный руководитель Транссибирского Арт-Фестиваля. Впервые состоявшись в 2014 году в Новосибирске, за несколько лет он стал одним из крупнейших международных форумов России. С 2016 года расширяется география фестиваля – на его карте появились Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Екатеринбург, Тюмень, Самара, а также Израиль, США, Бельгия, Великобритания, Франция, Япония, Республика Корея.
В 2006 году заключил эксклюзивный контракт с компанией Deutsche Grammophon. Дискография артиста включает более 30 CD, отмеченных рядом престижных международных премий: ECHO Klassik, Diapason d'Or, Prix Caecilia, Edison Award. В 2010 году альбом скрипичных сонат Франка, Грига и Яначека, записанный Вадимом Репиным с Николаем Луганским, был удостоен премии BBC Music Magazine в номинации «камерная музыка». Программа Carte Blanche с участием цыганского скрипача Роби Лакатоша, записанная в парижском Лувре, награждена премией за лучшую живую запись камерной музыки.
Вадим Репин – кавалер ордена Искусств и литературы Франции, ордена Почетного легиона, обладатель самой престижной французской музыкальной премии Les Victoires de la musique в категории Victoires d'honneur (за заслуги, 2010). В 2010 году был снят документальный фильм «Вадим Репин – волшебник звука» (совместное производство немецко-французского телеканала ARTE и Баварского телевидения). В 2015 и 2023 гг. музыкант принимал участие в работе жюри состязания скрипачей XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
Вадим Репин регулярно проводит мастер-классы в разных странах мира. В 2014 году удостоен звания почетного профессора Центральной консерватории в Пекине, в 2015 году – почетного профессора Шанхайской консерватории. Играет на скрипке работы Никколо Амати (1664). В апреле 2022 года удостоен почетного звания «Народный артист России».
Российский национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия создан в сентябре 2018 года по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина и развивается в рамках национального проекта «Культура». Это крупнейший молодежный проект в области отечественной оркестровой культуры, в роли его куратора выступает Московская филармония.
В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи – художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов.
В составе оркестра – 128 исполнителей из 35 регионов России. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объем учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины, увлеченности. Для развития молодых музыкантов созданы беспрецедентные условия: прекрасная репетиционная база, насыщенная концертная жизнь, сотрудничество с лучшими дирижерами и солистами мира, занятия с концертмейстерами крупнейших оркестров и профессорами известных музыкальных вузов.
Сегодня РНМСО – неотъемлемая часть концертной жизни страны; в августе 2024-го коллектив открыл свой седьмой сезон. За шесть лет оркестр провел более 280 концертов, выступив в 43 городах России, – от Владивостока до Пскова, от Ростова-на-Дону до Салехарда. Выступления оркестра посетили десятки тысяч слушателей. Летом 2021 года оркестр дебютировал в крупнейших европейских залах, выступив в Золотом зале венского Музикферайна и на фестивале в Люцерне.
Концерты РНМСО проходили на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv. Оркестр принимал участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале», «Рахманиновские дни», «Русская зима», Транссибирский Арт-фестиваль, «Лето. Музыка. Музей», а также в масштабных культурных и общественных событиях, среди которых гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, церемония открытия книжного фестиваля «Красная площадь», празднование Дня славянской письменности и культуры.
Важную роль в становлении участников проекта играет работа с выдающимися дирижерами, под руководством которых музыканты готовят и представляют публике концертные программы, охватывающие широкий круг эпох и стилей. Оркестр выступал под управлением Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Лазарева, Юрия Симонова, Василия Синайского, Александра Ведерникова, Александра Сладковского, Василия Петренко, Тугана Сохиева, Максима Емельянычева, Шарля Дютуа, Филиппа Херревеге, Марка Минковски, Пааво Ярви, Жан-Кристофа Спинози. С коллективом играли Денис Мацуев, Николай Луганский, Александр Канторов, Максим Венгеров, Вадим Репин, Павел Милюков, Пинхас Цукерман, Томас Цетмайр, Каролин Видман, Пьер-Лоран Эмар, выступали звезды мировой оперной сцены Анна Нетребко, Хибла Герзмава, Петр Бечала, Эрвин Шротт, Томас Хэмпсон, Соня Йончева. Сотрудничество с известными солистами дает молодым артистам возможность овладевать искусством интерпретации и приобщает к высоким стандартам ансамблевой игры.
Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись именно в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; коллектив выступал в старейших университетах России (в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Кемерове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Вологде и Череповце). В просветительских концертах принимают участие молодые дирижеры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев. РНМСО привлекает в мир музыки молодую аудиторию, так как сверстники часто лучше понимают друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.
Репертуар РНМСО пополняется симфониями Бетховена, Берлиоза, Брамса, Вебера, Гайдна, Дворжака, Локшина, Малера, Рахманинова, Тертеряна, Чайковского, сочинениями Моцарта, Глинки, Шумана, Вагнера, Рихарда Штрауса, Стравинского, Айвза, Респиги, Пярта, Тарнопольского, Райха, Лигети, Штауда, Видмана, Адамса, Циммермана, Мессиана, Обухова, Лурье, Корндорфа, Караманова, Берга, Вареза, Ромителли, Булеза, Ксенакиса, Шаррино, крупнейших мастеров эпохи барокко. Коллектив выступал на открытии VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство» (2020), участвовал в концерте лауреатов программы «Русская музыка 2.1», где представил публике ряд мировых премьер (2021), в юбилейном концерте к 100-летию Московской филармонии (2022), в концерте-реконструкции премьеры Симфонии № 1 Альфреда Шнитке (2024, Нижний Новгород).
РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия: творческие занятия и мастер-классы – неотъемлемая часть жизни коллектива. С музыкантами работают наставники из Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Национального филармонического оркестра России, Российского национального оркестра, Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, оркестров Большого, Мариинского и Михайловского театров, оркестра musicAeterna, крупнейших зарубежных коллективов. Таким образом артисты РНМСО с первых лет приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства, учатся свободно ориентироваться в стилистическом разнообразии музыки, получают мощный творческий стимул для реализации в профессии. Воспитанники Симфонической академии ведут активную концертную деятельность, играют в камерных ансамблях и сольно с крупными российскими оркестрами. Они успешно участвуют в престижных конкурсах; в 2023 году 15 артистов и выпускников РНМСО выступили на XVII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, двое из них стали лауреатами.
В сезоне 2024/25 коллектив участвует в абонементах Московской филармонии «Солист Денис Мацуев», «Весь Стравинский», «Язык музыки», «Мой первый композитор», а также «Другое пространство. Continuo» и Musica sacra nova, где представляет российские и московские премьеры крупных сочинений Алексея Сысоева, Владимира Горлинского, Владимира Раннева. Концерты оркестра проходят при участии дирижеров Юрия Башмета, Александра Сладковского, Фёдора Леднёва, Дмитрия Юровского, Филиппа Чижевского, Алексея Рубина, Фёдора Безносикова, Дмитрия Синьковского, солистов Дениса Мацуева, Бориса Березовского, Энджела Вонга, Дмитрия Шишкина, Вадима Репина, Павла Милюкова, Даниила Когана, Бориса Андрианова, Александра Рамма и многих других.
Молодежный оркестр стал кузницей высокопрофессиональных кадров, на сегодняшний день 70 воспитанников РНМСО перешли на работу в лучшие оркестры страны. Их успешный опыт вдохновляет сверстников и помогает возродить престиж профессии оркестрового музыканта. С 2018 года РНМСО проводит Всероссийский конкурс молодых артистов оркестра. За шесть лет на конкурс поступило 1976 заявок, а в прослушиваниях участвовали 1223 музыканта со всей страны. По итогам конкурсов в штат оркестра были зачислены 254 артиста: так РНМСО становится мощным профессиональным лифтом.
Выдающийся дирижер современности Шарль Дютуа в 2019 году отметил 60-летие своей творческой деятельности. Все эти годы он постоянно сотрудничает с лучшими оркестрами стран Европы, США, Канады, Японии. Получил мировое признание как феноменальный интерпретатор русской и французской музыки, репертуара ХХ века.
Шарль Дютуа родился в 1936 году в Лозанне. Получил музыкальное образование в консерваториях и академиях Женевы, Сиены, Венеции и Бостона: учился игре на фортепиано, скрипке, альте, ударных, изучал историю музыки и композицию. Обучение дирижированию начал в Лозанне, где одним из его педагогов был Шарль Мюнш. Дютуа также регулярно посещал репетиции Эрнеста Ансерме, под руководством Герберта фон Караяна работал с Юношеским оркестром Люцернского фестиваля.
После окончания с отличием Женевской консерватории (1957) играл на альте в ряде симфонических оркестров. С 1959 года выступал с известными коллективами Швейцарии – симфоническими оркестрами радио Лозанны, Романдской Швейцарии, цюрихского Тонхалле, радио Цюриха, Лозаннским камерным оркестром. Начиная с 1960-х годов Дютуа регулярно выступает с ведущими коллективами мира. В 1967–1977 гг. был художественным руководителем и главным дирижером Бернского симфонического оркестра. Руководил Национальным симфоническим оркестром Мексики (1973–1975) и Гётеборгским симфоническим оркестром в Швеции (1976–1979). В течение 25 лет (1977–2002) возглавлял Симфонический оркестр Монреаля, существенно расширил его репертуар, осуществил с ним множество записей для лейбла Decca.
В 1980 году дебютировал с Филадельфийским оркестром, в 2008–2012 гг. был его главным дирижером. В 1991–2001 гг. Дютуа – музыкальный руководитель Национального оркестра Франции, с которым гастролировал на всех пяти континентах. В 1996–2003 гг. – главный дирижер симфонического оркестра корпорации NHK в Токио, с которым выступал в Европе (в том числе в России), США, Китае, странах Юго-Восточной Азии, с 2003 года – почетный музыкальный руководитель оркестра. В 2009–2018 гг. был художественным руководителем и главным дирижером Королевского филармонического оркестра (Лондон), в эти же годы возглавлял Симфонический оркестр фестиваля в Вербье. C 2018 года – главный приглашенный дирижер Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Принимал участие в Транссибирском Арт-Фестивале в Новосибирске и Москве в 2015 и 2019 гг.
Маэстро сотрудничает с Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Берлинским и Израильским филармоническими, амстердамским Консертгебау и многими другими. 29 раз гастролировал в Китае, провел китайские премьеры «Весны священной» Стравинского, «Военного реквиема» Бриттена, опер «Саломея» и «Электра» Р. Штрауса.
По приглашению Караяна в конце 1950-х Дютуа дебютировал в Венской опере. С тех пор дирижировал в лучших театрах мира: лондонском Королевском театре Ковент-Гарден, нью-йоркской Метрополитен-опере, Немецкой опере в Берлине, театре Колон в Буэнос-Айресе, где провел цикл опер Вагнера. В дискографии дирижера – свыше 200 записей, выпущенных известнейшими мировыми лейблами, в том числе полные собрания симфоний Онеггера и Русселя, сочинения Берлиоза, Паганини, Чайковского, Сен-Санса, Прокофьева, Стравинского, Равеля, Пуленка, Сати, Ибера, Шимановского, Пендерецкого, Губайдулиной и др. Записи Шарля Дютуа удостоены более 40 наград; среди них две «Грэмми» (США), ряд премий «Джуно» (канадский аналог «Грэмми»), Гран-при президента Французской республики, Приз за лучший диск фестиваля в Монтрё (Швейцария), Премия Эдисона (Амстердам), Премия Японской академии звукозаписи, Премия немецких критиков звукозаписи.
Шарль Дютуа – обладатель многих почетных званий и наград, в частности, великий офицер Национального ордена Квебека (1995), командор французского ордена Искусств и литературы (1996), почетный офицер ордена Канады (1998). В 2014 году «За выдающиеся достижения» был награжден премией ICMA (International Classical Music Awards), в жюри которой входят авторы ведущих европейских музыкальных изданий. В 2017-м удостоен Золотой медали Королевского филармонического общества, учрежденной в 1870 году в честь 100-летия со дня рождения Бетховена. Почетный гражданин Филадельфии (1991), почетный доктор университетов Макгилла, Монреаля, Лаваля, Кёртисовского института музыки.
Дютуа – знаменитый путешественник, объездил 196 стран мира, увлекается историей, археологией, политическими науками, архитектурой и другими областями искусства.