Российский национальный молодёжный симфонический оркестр, Борис Кушнир, Павел Милюков : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Российский национальный молодёжный
    симфонический оркестр, Борис Кушнир,
    Павел Милюков

    10 июля 2019, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Вивальди
    Концерт для двух скрипок, струнных и basso continuo ля минор («Гармонические вдохновения»), соч. 3 № 8, RV 522
    Концерт для скрипки, струнных и basso continuo соль минор, соч. 12 № 1, RV 317
    Мендельсон
    Концерт для скрипки с оркестром ре минор, S 2
    Вивальди
    «Времена года», четыре концерта для скрипки, струнных и basso continuo, соч. 8, RV 269, 315, 293, 297



    12+

    Купить билеты
    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    Российский национальный молодежный симфонический оркестр (РНМСО) — уникальный музыкальный коллектив и крупнейший молодежный проект в области оркестровой культуры. Сто молодых исполнителей из двадцати регионов страны стали участниками программы «Национальный молодежный симфонический оркестр — Симфоническая академия», созданной в рамках национального проекта «Культура» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина и стартовавшей в 2018 году при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры Российской Федерации. 

    Действуя на постоянной основе, оркестр сочетает в творчестве и работе российские музыкальные традиции и мировой опыт и решает сразу три принципиальные задачи — художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов. 

    Первый состав оркестра набран по результатам Всероссийского конкурса оркестровых исполнителей, проведенного Московской филармонией летом 2018 года. В конкурсе приняли участие более 360 молодых музыкантов. Те из них, кто не прошел отбор, но получил рекомендацию членов жюри, стали участниками стажерской группы РНМСО. По уставу в оркестре работают музыканты от 22 до 28 лет. Нижняя возрастная граница значительно выше, чем принято в других молодежных оркестрах, где иногда играют дети, начиная с 12 лет. В РНМСО приглашаются старшекурсники, ведь они должны сочетать учебу и работу. Оркестр, таким образом, одновременно стабилен и мобилен, он действует как концертный коллектив и первая в стране симфоническая академия.

    В России, где старые оркестровые традиции не раз прерывались, а новые формировались иногда не благодаря, а вопреки, где молодых музыкантов готовят к сольным карьерам, но 95% из них приходят в оркестры, а разница между лучшими и рядовыми коллективами огромна, симфоническая академия — это уникальная образовательная платформа, которая дает молодым исполнителям возможность профессионального роста и одновременной вовлеченности в актуальный художественный процесс.

    С молодыми музыкантами РНМСО выступают и занимаются дирижеры мирового уровня (Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Михаил Юровский, Александр Сладковский), концертмейстеры лучших оркестров России и Европы (в том числе, в сезоне 2018/19 — оркестра Консертгебау), специалисты по ансамблевому мастерству и оркестровым трудностям (по учебной литературе издательства Schott Music), историческим исполнительским стилям (в 2018 году над французским репертуаром с оркестром работает мировая звезда аутентичного исполнительства Жан-Кристоф Спинози). Таким образом, РНМСО становится оркестром, придерживающимся мировых стандартов, — универсальным симфоническим коллективом, свободно ориентирующимся в стилистическом разнообразии музыки, владеющим широким репертуаром и разделяющим с публикой свободу и профессионализм ансамблевой игры, кругозора и творчества.

    Академическая программа оркестра, предполагающая занятия оркестровым мастерством со специально приглашенными музыкантами, выстроена так, что выпускники РНМСО становятся высококлассными специалистами, готовыми работать на большой оркестровой сцене, в лучших симфонических оркестрах страны.

    Просветительская роль оркестра необычна для традиционной оркестровой культуры — молодежный оркестр намеренно привлекает в мир музыки молодую аудиторию, полагая, что есть вещи (искусство как эмоциональный и интеллектуальный опыт — не исключение), в которых сверстники иногда лучше поймут друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.

    Сегодня РНМСО видит себя юным, но художественно самостоятельным, амбициозным и профессионально ответственным ансамблем, активным участником российской художественной жизни, творческой лабораторией и интересным собеседником. То есть одним из таких оркестров, которые с легкой руки Федерико Феллини принято называть «моделью общества». Но, перефразируя классиков авангарда, однажды предъявивших претензии Бетховену, РНМСО готов уточнить: Феллини ошибался. Не в том, как точно рассмотрел в устройстве и привычках симфонического оркестра черты социума и предсказал его непростые изменения (наблюдения Феллини горьки и ироничны), но в том, как может выглядеть горизонт прогноза. Сегодня оркестр, такой как РНМСО, — это не только и не столько модель, сколько уникальное человеческое и профессиональное сообщество, способное менять если не общество в целом, то как минимум его опыт, атмосферу. РНМСО уже сейчас меняет настоящее своих музыкантов и предлагает им участвовать в художественной жизни на равных с артистами ведущих коллективов. РНМСО меняет будущее российской оркестровой сцены: выпускники симфонической Академии — это будущая элита симфонического искусства, его кадровый резерв. РНМСО, наконец, меняет настоящее и будущее публики, филармоний и концертных залов: люди, способные загораться творчеством и заражать своим чувством сверстников, не только играют специальные студенческие концерты и программы, но приводят за собой в академические залы новую публику, просвещая общество и друг друга, и делая искусство живым.

    РНМСО намерен влиться в международное движение молодежных оркестров. Во всем мире и в России их много, они разные, среди них есть знаменитые и временные, большие и камерные, пользующиеся мощной финансовой поддержкой и независимые, стандартные и необычные, такие как, например, старейший юношеский оркестр Европы — Молодежный оркестр Уэльса, существующий с 1946 года, или единственный независимый ни от государственного, ни от частного финансирования, Молодежный оркестр Густава Малера, образованный в 1986 году Клаудио Аббадо и впервые включивший молодых музыкантов из бывшего социалистического лагеря в общий европейский профессиональный контекст, или сборный молодежный оркестр Евросоюза, или Таиландский молодежный оркестр, играющий музыку своего короля. Но большинство таких оркестров работают по сессионному принципу, на каникулах, в праздники, во время фестивалей или по особому случаю. Принцип РНМСО — круглогодичная концертная деятельность и образование. Он необычен, но также ориентирован на достижения музыкальной традиции и истории, менявшей облик и роль симфонических оркестров в жизни.

    Симфонический оркестр сегодня — это унифицированная, профессионально детализированная и по-человечески индивидуальная система — уникальный ансамбль инструментов и людей со своими характерами и опытом, способных к совместности, ансамблевому взаимодействию, вниманию к своему и чужому взгляду и голосу, к радости совместного творчества и коммуникации с залом и публикой. РНМСО разделяет современные ансамблевые идеалы с цивилизованным симфоническим миром, заново утверждая живую ценность оркестрового дела.

    РНМСО и куратор оркестра Московская филармония, предоставляющая ему в числе прочего одну из лучших по оснащенности в России репетиционных баз в здании «Филармонии-2», полагают, что оркестровая музыка — явление не музейное, но всегда настроенное на современность и чуткое к ней. И хотя оркестровые принципы, сами формы оркестра менялись и меняются в соответствии с духом времени, идеями, политикой, погодой, эстетикой и практикой эпох, а музыкальные открытия всегда провоцировали изменения во внутренней и внешней жизни оркестров, сами оркестры, в свою очередь, всегда меняли и продолжают менять и музыку, и жизнь, и взаимоотношения людей.

    Борис Кушнир

    Борис Кушнир родился в 1948 году в Киеве в семье музыкантов. Обучался в Московской государственной консерватории (класс скрипки Бориса Беленького) и аспирантуре Российской академии музыки имени Гнесиных (класс струнного квартета Валентина Берлинского). Большое влияние на формирование музыканта оказало общение с Дмитрием Шостаковичем и Давидом Ойстрахом. Лауреат Всесоюзного конкурса скрипачей в Ленинграде (1969), а также многих международных скрипичных и камерно-ансамблевых конкурсов: в Париже, Белграде, Сионе, Трапани, Братиславе, Флоренции, Триесте, Гориции, Гамбурге, Верчелли.

    С 1981 года живет и работает в Австрии. С 1984 года – профессор Венского университета музыки и исполнительского искусства, с 1999-го – Университета музыки и театра Граца. В числе его учеников – лауреаты самых престижных конкурсов, звезды современного исполнительства: Юлиан Рахлин, Николай Цнайдер, Лидия Баич, Далибор Карвай, Патриция Копачинская, Александра Сумм, Лоренцо Гатто, Сергей Догадин, Павел Милюков, Мария Дуэньяс; а также профессора высших учебных заведений, артисты различных ансамблей и оркестров, в том числе Венского филармонического. 

    Маэстро регулярно проводит международные мастер-классы, в частности, в Академии Кронберга и в рамках фестиваля в Вербье. Является почетным профессором Центральной музыкальной консерватории в Пекине. Входит в состав жюри международных конкурсов: имени королевы Елизаветы в Брюсселе, П. И. Чайковского в Москве, Никколо Паганини в Генуе, Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже, Йозефа Иоахима в Ганновере, Тибора Варги в Сьоне, Давида Ойстраха в Москве, Пабло Сарасате в Памплоне, Джордже Энеску в Бухаресте, конкурса Майкла Хилла в Новой Зеландии, скрипичного в Индианаполисе, конкурса молодых музыкантов «Евровидение», Monte Carlo Violin Masters в Монако и других. 

    Выступает в крупнейших залах мира: венском Музикферайне, миланском театре Ла Скала, венецианском Ла Фениче, лондонском Уигмор-холле, амстердамском Консертгебау, парижском Театре Елисейских Полей, Берлинской филармонии, Большом зале Московской консерватории, токийских Сантори-холле и Мемориальном зале Исибаси. Принимал участие в известных музыкальных фестивалях в Зальцбурге, Вербье, Вене, Безансоне, Вашингтоне, Сполето, Неаполе, Стрезе, Брегенце, Мекленбурге – Передней Померании, Гидона Кремера в Локенхаусе, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Москве, «Юлиан Рахлин и его друзья» в Дубровнике. 

    В числе партнеров по ансамблю – пианисты Лейф Ове Аннснес, Елена Башкирова, Борис Березовский, Итамар Голан, Елизавета Леонская, Жан-Ив Тибоде, скрипачи Максим Венгеров, Дэвид Гарретт, Рено Капюсон, Юлиан Рахлин, Дмитрий Ситковецкий, Николай Цнайдер, альтисты Юрий Башмет, Нобуко Имаи, Дэвид Аарон Карпентер, Жерар Коссе, Лоуренс Пауэр, Вероника Хаген, виолончелисты Соль Габетта, Наталия Гутман, Стивен Иссерлис, Готье Капюсон, Миша Майский, Иван Монигетти, музыканты Квартета Альбана Берга и другие. 

    Борис Кушнир – основатель Московского струнного квартета (1970), участником которого оставался до 1979 года, а также основатель Венского Шуберт-трио (Wiener Schubert Trio, 1984) и Венского Брамс-трио (Wiener Brahms Trio, 1993). Ансамбли осуществили множество записей на ведущих фирмах, были удостоены высоких наград. В 2002 году Борис Кушнир стал одним из организаторов и участников Копельман-квартета, с которым гастролирует по всему миру и записывается на фирмах Nimbus Records и Wigmore Hall Live. 

    Музыкант удостоен почетного знака «За заслуги перед Австрийской Республикой» (2008), Австрийского почетного креста «За науку и искусство» I степени (2013) и Большого почетного знака Штирии (2018). Играет на скрипке La Rouse Boughton Антонио Страдивари (1703), предоставленной Национальным банком Австрии.

    Павел Милюков

    Павел Милюков родился в 1984 году в Перми. Окончил Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории, консерваторию и аспирантуру МГК (класс профессора Владимира Иванова). Продолжил совершенствоваться в Университете музыки и драмы в Граце под руководством профессора Бориса Кушнира, затем в Венском институте музыки и исполнительского искусства под руководством профессора Лидии Баич.

    Лауреат международных конкурсов в Клостер-Шёнтале (II премия, 2003), Астане (Гран-при, 2008), Сеуле (II премия, 2012), конкурса Роберта Канетти (I премия, 2005, проводился в Венгрии), Vibrarte в Париже (I премия в составе трио Con Spirito, 2008), имени Никколо Паганини в Москве (II премия, I премия не присуждалась, 2007), имени Давида Ойстраха в Москве (II премия, 2008), имени Арама Хачатуряна в Ереване (I премия, 2012). В 2010 году стал обладателем II премии Первого Всероссийского музыкального конкурса (Москва). В 2015 году завоевал III премию на XV Международном конкурсе имени Чайковского. 

    Скрипач ведет активную концертную деятельность: гастролирует в странах Европы, в Южной и Северной Корее, Китае, во многих городах России, где также проводит мастер-классы. Выступает на известных концертных площадках, сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными коллективами под управлением выдающихся дирижеров, в числе которых Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Юрий Симонов, Кристиан Ярви, Александр Сладковский, Василий Петренко, Джеймс Конлон, Роберт Канетти, Мария Эклунд. 

    Скрипач был дважды удостоен стипендии Санкт-Петербургского Дома музыки и Акционерного банка «Россия». В 2008–2012 гг. был солистом Санкт-Петербургского Дома музыки. С 2012 – солист Московской государственной академической филармонии. На протяжении многих лет является участником филармонической программы «Звезды XXI века». В 2016 году награжден орденом Дружбы. Играет на скрипке Пьетро Джованни Гварнери «Экс-Сигети», предоставленной швейцарским фондом «Нева». 

    Среди ангажементов Павла Милюкова в сезоне 2018/19 наряду с серией концертов в Московской филармонии – концерт в Государственной капелле Санкт-Петербурга с оркестром капеллы под управлением Димитриса Ботиниса и вечер камерной музыки с Филиппом Копачевским в Брукнерхаусе в Линце, где выступления российского скрипача стали регулярными.