В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
2 апреля 2015
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаРоссийский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус. В 2022 году художественным руководителем оркестра стал Александр Рудин.
Российский национальный оркестр сотрудничал с выдающимися солистами и дирижерами, в числе которых Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Мстислав Ростропович, Джошуа Белл, Максим Венгеров, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО.
В 2009–2020 гг. в Москве проходил Большой фестиваль РНО с участием ведущих исполнителей современности. С 2024 года Фестиваль РНО проходит в обновленном формате под руководством Александра Рудина.
РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившим там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.
В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова.
Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая Diapason d'Or и Grammy.
В 2023–2024 гг. Александр Рудин провел свой первый полноценный сезон с РНО в новом статусе, представляя разноплановые программы в столичных залах, а также в рамках масштабных гастролей коллектива по России. Именной абонемент РНО и Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского открылся исполнением «Немецкого реквиема» Брамса с участием Альбины Латиповой (сопрано), Владислава Сулимского (бас) и вокального ансамбля Intrada. В концертные программы сезона на главных московских площадках вошли также шедевры Берга, Сибелиуса, Хиндемита, Шуберта – Листа, Бетховена, Рахманинова, Респиги.
В течение сезона Александр Рудин и РНО выступили на открытии IV Всероссийского музыкального конкурса по специальности «камерные ансамбли» в Уфе и на открытии юбилейного 80-го концертного сезона Оренбургской филармонии; 25 сентября, в день рождения Шостаковича, приняли участие в IV Международном фестивале искусств «Шостакович. Над временем» в Самаре; в рамках Всероссийского марафона «Мой Рахманинов», приуроченного к 150-летию со дня рождения композитора дали концерты во Владикавказе, Махачкале, Грозном и Москве. Также выступления коллектива прошли в филармонических залах Великого Новгорода, Уфы, Петрозаводска и Санкт-Петербурга, на фестивале «Стрелка» в Нижнем Новгороде (с программой музыки Шнитке к 90-летию со дня рождения композитора) и open-air фестивалях в Новом Иерусалиме и Ясной Поляне.
Леон Ботстайн — один из самых неординарных музыкантов современности:
талантливый и востребованный дирижер, всемирно известный педагог,
ученый-музыковед.
Маэстро Ботстайн родилсяв 1946 году в Швейцарии в семье врачей. В 16 лет он окончил Высшую школу музыки и искусства в Нью-Йорке, затем получил степень бакалавра искусств в Чикагском университете, степень магистра и доктора в области истории в Гарварде. Дирижерскому искусству обучался у Гарольда Фарбермана.
В 1970, в возрасте 23 лет, Ботстайн стал самым молодым президентом колледжа за всю историю США: до 1975 года он возглавлял Франкония-колледж в штате Нью-Гэмпшир, а с 1975 по настоящее время является президентом Бард-колледжа.
С 1992 года Ботстайн — музыкальный руководитель и главный дирижер Американского симфонического оркестра (ASO) в Нью-Йорке, с 2003 по 2010 гг. был музыкальным руководителем и главным дирижером Иерусалимского симфонического оркестра (ныне является дирижером-лауреатом этого оркестра). Он много лет ведет активную деятельность по всему миру как приглашенный дирижер. Сотрудничал с симфоническим оркестром BBC, симфоническими оркестрами Берна, Бохума, Дюссельдорфа, Пуэрто-Рико, Северо-немецкого радио (Гамбург), Румынского радио, Вроцлавской филармонии, филармоническим оркестром Джордже Энеску (Бухарест), Будапештским фестивальным оркестром, оркестром ORF (Вена), Лондонским филармоническим оркестром, Лондонским оркестром «Филармония», оркестром филармонии Гудзоновой долины (США), Королевским шотландским филармоническим оркестром, оркестром Санкт-Петербургской филармонии, оркестрами Мадридской оперы и Оперы Нью-Йорк-Сити. Неоднократно выступал с российско-американским молодежным оркестром, который он основал совместно с Валерием Гергиевым.
Леон Ботстайн известен неординарным подходом к составлению программ. Как правило, он выбирает какую-либо тему, связанную с историей музыки, литературой, другими видами искусств. Дирижер постоянно включает в свои концерты и записывает сочинения, незнакомые широкой публике, обращается к творчеству малоизвестных композиторов, а исполняя бессмертную классику, часто преподносит ее в непривычных, оригинальных интерпретациях.
В дискографии дирижера — множество записей с Лондонским симфоническим оркестром (включая запись Первой симфонии Г. Попова, номинированную на «Грэмми») и с Лондонским филармоническим оркестром, Американским симфоническим оркестром, оркестром Северо-немецкого радио и другими оркестрами Германии, Иерусалимским симфоническим оркестром, оркестром ВВС, Национальным оркестром Литвы, Королевским шотландским филармоническим оркестром, Камерным оркестром ProArte (Бостон). Многие из его выступлений с ASO доступны онлайн, их посмотрели более четверти миллиона человек.
В последнее время Ботстайн дирижировал симфоническим оркестром Тайпея (Тайвань), Лос-Анджелесским филармоническим оркестром в зале HollywoodBowl, Молодежным симфоническим оркестром Каракаса в Венесуэле и в Японии (став первым иностранным дирижером, выступившим с этим оркестром в гастрольном туре). Ближайшие ангажементы маэстро включают концерты с Лондонским королевским филармоническим оркестром и Российским национальным оркестром.
Музыкант-просветитель, Ботстайн регулярно проводит концерты и творческие встречи под названием «Рассекреченная классика», на которых рассказывает о каком-либо известном сочинении, показывает его в исполнении оркестра, отвечает на вопросы публики.
Ботстайн широко известен как историк музыки, автор многочисленных статей, эссе и книг по вопросам музыковедения, искусства, культуры, образования. С 1992 года он является редактором журнала TheMusicalQuarterly. Его последняя по времени книга — «От Бетховена до Берга: Память модерна» (DasGedächtnisderModerne)— вышла в 2013 году. В настоящее время Ботстайн работает над продолжением своей книги «Дети Джефферсона», посвященной американской системе образования.
Леон Ботстайн — один из организаторов и художественных руководителей музыкального фестиваля BardSummerScape в центре исполнительских искусств имени Ричарда Фишера в Бард-колледже. Ежегодно с 1990 здесь в течение двух летних месяцев звучит оперная и оркестровая музыка, проходят концерты, театральные и танцевальные спектакли, кинопоказы, беседы, лекции, дискуссии.
Ботстайн занимает руководящие посты во многих организациях в области управления высшим образованием. Он — президент совета директоров The After-School Corporation, некоммерческой организации, деятельность которой заключается в расширении образовательных возможностей для студентов; председатель правления Центрально-Европейского Университета. Ботстайн является одним из руководителей «Смольного института свободных искусств и наук» — факультета Санкт-Петербургского государственного университета, созданного совместно с Бард-колледжем, на котором готовят бакалавров по направлению «искусства и гуманитарные науки».
Леон Ботстайн удостоен престижных наград Американской академии искусств и литературы и Гарвардского университета, высшей награды Университета Алабамы, знака «Почетный крест “За науку и искусство” 1 класса» от правительства Австрии, почетной медали Брукнеровского общества; премии Леонарда Бернстайна за продвижение музыкального искусства; премии Фонда Карнеги. 26 мая 2003 года, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга, ему было присвоено звание почетного доктора Санкт-Петербургского государственного университета. В 2011 году Леон Ботстайн стал членом Американского философского общества.
Борис Березовский родился в 1969 году в Москве. Обучался в Московской государственной консерватории в классе Элисо Вирсаладзе и частным образом у Александра Саца. В 1987 году завоевал IV премию Международного конкурса пианистов в Лидсе (Великобритания), в 1990 году – I премию и Золотую медаль IX Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве.
С этого момента начинается международная карьера пианиста. Он выступал с лучшими оркестрами мира, такими как Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), Нью-Йоркский филармонический оркестр, оркестр «Филармония» (Лондон), Филадельфийский симфонический оркестр, Национальный оркестр Франции, Мюнхенский филармонический оркестр, Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России, Новый Японский филармонический оркестр, Гюрцених-оркестр (Кёльн), Национальный оркестр Капитолия Тулузы и другие; под управлением выдающихся дирижеров, в числе которых Курт Мазур, Шарль Дютуа, Вольфганг Заваллиш, Эндрю Литтон, Антонио Паппано, Лоранс Экильбе, Владимир Ашкенази, Валерий Гергиев, Юрий Симонов, Александр Лазарев, Леонард Слаткин, Михаил Плетнёв, Юрий Башмет, Туган Сохиев, Дмитрий Китаенко, Александр Рудин, Дмитрий Лисс, Александр Ведерников, Томас Даусгор и многие другие. Среди партнеров пианиста по камерному ансамблю – Вадим Репин, Дмитрий Махтин, Александр Князев, Яна Иванилова, Акико Суванаи, Хэмиш Милн.
Сольные концерты Бориса Березовского проходят в лучших залах мира, таких как Берлинская филармония, амстердамский Консертгебау, лондонский Ройял Фестивал-холл, Театр Елисейских Полей и концертный зал Лувра в Париже, венский Концертхаус, Дворец изящных искусств в Брюсселе, Мегарон в Афинах, Большой зал Московской Консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского.
В репертуаре исполнителя – фортепианные концерты Бетховена (в 2001 году он представил все пять его концертов в один вечер с оркестром Musica Viva в Большом зале Московской Консерватории), Моцарта, Шопена, Листа, Брамса, Рахманинова, Чайковского, Бартока, Стравинского, Шостаковича, Хачатуряна, циклы этюдов Листа и Шопена, пьес Шумана, прелюдий Рахманинова, сочинения Пауля Хиндемита, Дьёрдя Лигети, Александра Чайковского, Кароля Беффа, Джорджа Крама, Джона Адамса. В последние годы выступает с оркестрами без дирижера.
В обширной дискографии пианиста – около 40 CD и DVD. Под лейблом Teldec он выпустил записи произведений Шопена, Шумана, Рахманинова, Мусоргского, Балакирева, Метнера, Равеля и все «Трансцендентные этюды» Листа. Для фирмы Mirare записал все прелюдии и фортепианные концерты Рахманинова (с Уральским академическим филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса) и его же сочинения для двух фортепиано (в ансамбле с Брижит Анжерер). Многие записи Березовского удостоены премий Diapason d'Or, ECHO Klassik, Choc de la Musique, многократно отмечены журналами Le Monde de la Musique и Gramophone. В 2006 году музыкант был удостоен премии BBC Music Magazine.
Участник крупнейших международных фестивалей в России, Германии (Рур, Рейнгау), Франции (Ла-Рок-д'Антерон, Нант, Канн, Монпелье и др.), Швейцарии (Вербье), Австрии (Зальцбург), Словакии (Братислава), Японии (Саппоро), США («Равиния» в Чикаго, Аспен).
Активно гастролирует по России, проводит авторские фестивали, в том числе Фестиваль Бориса Березовского в Екатеринбурге (2012, 2014), идею которого артист определил как «музыкально-географическое путешествие». Схожими идеями вдохновлен и проект пианиста «Музыка Земли» (2014, 2016, 2017). В 2006–2011 гг. по инициативе Березовского в Москве, Екатеринбурге и Владимире проводился «Метнер-фестиваль».
В 2015 году музыкант участвовал в работе жюри пианистов XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского. На телеканале «Культура» вел программу «Вспоминая великие страницы», посвященную конкурсным выступлениям пианистов прежних лет.
Борис Березовский – лауреат премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Персона года» (2013). Удостоен Премии города Москвы в номинации «Музыкальное искусство» (2015), почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации» (2016).