Российский национальный оркестр : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Российский национальный оркестр

    17 октября 2009

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда

    12+

    Абонемент №9:

    Российский национальный оркестр п/у Михаила Плетнёва

    Исполнители:

    Российский национальный оркестр
    Художественный руководитель и главный дирижер — Михаил Плетнев

    Дирижер — Василий Петренко

     

    В программе:

    Морис Равель (1875-1937)
    «Альборада, или Утренняя серенада шута»

    Гектор Берлиоз (1803-1869)
    Симфонические фрагменты из драматической симфонии «Ромео и Юлия»

    Клод Дебюсси (1862-1918)
    «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия
    «Море», три симфонических эскиза

     

    17 октября Российский национальный оркестр откроет свой филармонический абонемент в Концертном зале имени П.И.Чайковского. За пульт РНО встанет один из самых востребованных дирижеров молодого поколения, уже завоевавший признание в России и в Европе, лауреат международных конкурсов, победитель премии Gramophone 2007 года Василий Петренко. Он представит программу из французской музыки — сочинения Равеля, Берлиоза и Дебюсси, продолжив тем самым серию тематических концертных вечеров РНО.

    Василий Петренко признан одним из наиболее исключительных музыкантов своего поколения. В сентябре 2006 года он был назначен главным дирижером Королевского филармонического оркестра Ливерпуля, став самым молодым дирижером, возглавлявшим этот коллектив за всю его прославленную историю.

    Музыкант родился в 1976 году в Санкт-Петербурге. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, где также принимал участие в мастер-классах знаменитых маэстро — Ильи Мусина, Мариса Янсонса, Юрия Темирканова и Э.-П.Салонена.

    Между 1994 и 1997 годами Василий Петренко являлся постоянным дирижером в Санкт-Петербургском государственном театре оперы и балета им. Мусоргского, получив огромный опыт в дирижировании оперными спектаклями. Вслед за успехом на нескольких международных конкурсах, включая Конкурс хоровых дирижёров им. Д.Д.Шостаковича (Санкт-Петербург, 1997, I премия), Шестой Международный конкурс дирижеров «Кадакес» (Испания, 2002, Гран-при) и Четвертый Международный конкурс дирижеров им. С.С.Прокофьева (Санкт-Петербург, 2003, II премия), он был назначен главным дирижером Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (с 2004 по 2007 год).

    Дебют Петренко с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля состоялся в 2004 году, а в 2006 году он был назначен главным дирижером коллектива. С тех пор, как Василий Петренко стал выступать в Ливерпуле, он произвел огромное впечатление на музыкальную общественность города, а его оживляющее влияние на Королевский оркестр привлекло к нему огромное внимание критики, признавшей его выдающиеся успехи в исполнении как русского репертуара, так и классической европейской программы и английской музыки. В августе 2008 года оркестр п/у Василия Петренко впервые выступил на BBC Proms. А в декабре того же года Королевский филармонический оркестр Ливерпуля п/у Василия Петренко был назван в тройке наиболее многообещающих оркестров мира экспертной группой международных критиков влиятельного журнала Gramophone. В 2009 году Оркестр был назван «Ансамблем года» на 20-ой церемонии вручения наград Королевского филармонического общества Великобритании.

    Василий Петренко прекрасно владеет как симфоническим, так и оперным репертуаром. В последние сезоны состоялись его дебюты с Лондонским симфоническим оркестром, Филармоническим оркестром Нидерландского радио и Фестивальным оркестром Будапешта, он с успехом гастролировал с Молодежным оркестром Европейского Союза. Также Петренко работал со многими оркестрами России, среди которых филармонические оркестры Москвы и Санкт-Петербурга.

    В ближайшее время состоятся дебюты Василия Петренко с Лондонским филармоническим оркестром и оркестром «Филармония», Национальным оркестром Франции, оркестрами радио Франкфурта и Финского радио, NHK Symphony (Япония), оркестром Академии Санта Чечилия. После серии чрезвычайно удачных выступлений в США в прошедшем сезоне (включая концерты с симфоническими оркестрами Далласа, Балтимора, Цинциннати и Сент-Луиса), музыкант получил приглашение выступить с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром, Симфоническими оркестрами Атланты и Сан-Франциско (2010), а также Филадельфиским оркестром, оркестром Миннесоты и Национальным симфоническим оркестром Вашингтона (2011).

    В оперном репертуаре Василия Петренко более 30 сочинений. В последнее время он сотрудничал с Нидерландской оперой («Виллисы» и Messa da Gloria Пуччини, «Двое Фоскари» Верди и «Борис Годунов» Мусоргского), а в марте 2004 года состоялся его успешный дебют в Государственной опере Гамбурга с «Пиковой дамой» Чайковского.

    В октябре 2007 года Василий Петренко был удостоен звания «Артист года» на ежегодной церемонии Gramophone Awards. За свой выдающийся вклад в музыкальную жизнь Ливерпуля молодой дирижер также получил степени Почетного Доктора Университета Ливерпуля и Университета Хоуп (2009). В том же году Лорд-мэр Ливерпуля присвоил Петренко статус «Почетного Ливерпульца».

    Дискография Василия Петренко и Королевского филармонического оркестра Ливерпуля включает редкие записи: оперы Флейшмана «Скрипка Ротшильда» и «Игроки» Шостаковича, а также диск сюит из балетов Чайковского. Недавно вышла его дебютная запись для Naxos («Манфред» Чайковского), а в марте 2009 года — 11 симфония Шостаковича – первый диск в новом проекте Петренко, посвященном великому симфонисту.

    В декабре 2008 года Василий Петренко был также назначен главным дирижером Национального молодежного оркестра Великобритании, с которым недавно выступил на BBC Proms (август 2009).

    Василий Петренко

    Василий Петренко родился в Ленинграде в 1976 году. Окончил Хоровое училище имени Глинки и Санкт-Петербургскую консерваторию. Участвовал в мастер-классах Юрия Темирканова, Мариса Янсонса, Ильи Мусина и Эсы-Пекки Салонена. В 1994–1997 и 2001–2004 гг. был дирижером Театра оперы и балета имени Мусоргского (Михайловский театр), в 1997–2001 гг. – театра «Зазеркалье». Лауреат Международного конкурса хоровых дирижеров имени Шостаковича в Санкт-Петербурге (1997, I премия), IV Международного конкурса дирижеров имени Прокофьева в Санкт-Петербурге (2003, II премия) и VI Международного конкурса дирижеров в Кадакесе, Испания (2002, Гран-при).

    В 2004–2007 гг. – главный дирижер Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра, в 2009–2013 гг. – главный дирижер Национального молодежного оркестра Великобритании. В настоящее время – главный дирижер Королевского филармонического оркестра Ливерпуля (с 2006 года; в 2013 году заключен бессрочный контракт), Филармонического оркестра Осло (с сезона 2013/14, контракт заканчивается в 2020 году), Молодежного оркестра Евросоюза (с 2015 года), главный приглашенный дирижер Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова (с сезона 2016/17). В 2021 году возглавит Королевский филармонический оркестр в Лондоне.

    Василий Петренко дирижировал многими ведущими оркестрами России, стран Европы, Японии, Австралии, США. Участвовал в престижных фестивалях в Эдинбурге, Графенегге, Лондоне (BBC Proms), Аспене, Кливленде (Blossom Music Festival), Чикаго (Ravinia) и др.

    С 2004 года дирижер сотрудничает также с европейскими оперными театрами: Гамбургской оперой («Пиковая дама» Чайковского), нидерландской Reisopera («Виллисы» Пуччини, «Двое Фоскари» Верди, «Борис Годунов» Мусоргского), Парижской оперой («Евгений Онегин» Чайковского), Оперой Цюриха («Кармен» Бизе, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Баварской государственной оперой («Борис Годунов» Мусоргского) и другими. В 2010 году дебютировал на Глайндборнском оперном фестивале («Макбет» Верди). В Михайловском театре (в 2011–2015 гг. – главный приглашенный дирижер) поставил оперы «Богема» Пуччини, «Кармен» Бизе, «Летучий голландец» Вагнера и «Евгений Онегин» Чайковского. С английскими оркестрами осуществил исполнения опер «Парсифаль» Верди, «Тоска» Пуччини, «Летучий голландец» Вагнера. Ближайшие творческие планы маэстро включают концертные исполнения оперы «Фальстаф» Верди с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля. В общей сложности в репертуаре дирижера – свыше 30 опер.

    В числе наиболее значительных ангажементов сезона 2018/19 – дебют в нью-йоркской Метрополитен-опере («Пиковая дама» Чайковского), дебют за пультом Симфонического оркестра Сиэтла, выступление на «Цинандали-фестивале» в Грузии с Израильским филармоническим оркестром, концерты с оркестром Баварской государственной оперы, Филармоническим оркестром Радио Нидерландов и Симфоническим оркестром Миннесоты, а также турне по Британии с Госоркестром России.

    Постоянно расширяется дискография дирижера. Среди его записей с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля – двойной альбом с редко звучащими операми «Скрипка Ротшильда» Флейшмана и «Игроки» Шостаковича; симфонические произведения Рахманинова (за Вторую и Третью симфонии маэстро был удостоен немецкой премии ECHO Klassik в 2012 году) и все его фортепианные концерты (солист – Симон Трпчески); концерты и все симфонии Чайковского (запись симфонии «Манфред» удостоена Gramophone Award в 2009 году) и многое другое. Осенью 2015 года на Naxos вышло полное собрание симфоний Шостаковича, снискавшее международное признание. В 2017 году его дополнили записи фортепианных концертов композитора.

    С Филармоническим оркестром Осло Петренко записал виолончельные концерты Шостаковича для Ondine (солист – Трульс Мёрк), Скрипичный концерт Шимановского для Orfeo (солистка – Байба Скриде); в 2015 году дирижер и оркестр приступили к записи всех симфоний Скрябина и симфонических поэм Рихарда Штрауса. Осенью 2016 года на Lawo

    Classics вышел альбом с записью музыки балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева. Релизы 2017–2018 гг. включают произведения Элгара, Стравинского, Римского-Корсакова, Респиги и Бриттена, записанные с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, симфонии Прокофьева (№№ 5–6) и сочинения Скрябина (Первая симфония, «Прометей») с Филармоническим оркестром Осло.

    В 2007 году Василий Петренко получил награду журнала Gramophone как «Лучший молодой артист года», в 2017-м ему вновь вручили эту премию – в категории «Артист года». В 2010 году был назван «Артистом года» на церемонии вручения премии Classical Brit Awards. Василий Петренко стал вторым в истории человеком, которому присудили почетную докторскую степень сразу два ливерпульских вуза – Ливерпульский университет и Ливерпульский университет Хоуп. Музыкант удостоен также звания Почетного члена Университета Джона Мура и звания «Почетный гражданин Ливерпуля».