В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
19 октября 2019
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Абонемент №23:
Российский национальный оркестр
Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус. В 2022 году художественным руководителем оркестра стал Александр Рудин.
Российский национальный оркестр сотрудничал с выдающимися солистами и дирижерами, в числе которых Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Мстислав Ростропович, Джошуа Белл, Максим Венгеров, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО.
В 2009–2020 гг. в Москве проходил Большой фестиваль РНО с участием ведущих исполнителей современности. С 2024 года Фестиваль РНО проходит в обновленном формате под руководством Александра Рудина.
РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившим там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.
В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова.
Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая Diapason d'Or и Grammy.
В 2023–2024 гг. Александр Рудин провел свой первый полноценный сезон с РНО в новом статусе, представляя разноплановые программы в столичных залах, а также в рамках масштабных гастролей коллектива по России. Именной абонемент РНО и Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского открылся исполнением «Немецкого реквиема» Брамса с участием Альбины Латиповой (сопрано), Владислава Сулимского (бас) и вокального ансамбля Intrada. В концертные программы сезона на главных московских площадках вошли также шедевры Берга, Сибелиуса, Хиндемита, Шуберта – Листа, Бетховена, Рахманинова, Респиги.
В течение сезона Александр Рудин и РНО выступили на открытии IV Всероссийского музыкального конкурса по специальности «камерные ансамбли» в Уфе и на открытии юбилейного 80-го концертного сезона Оренбургской филармонии; 25 сентября, в день рождения Шостаковича, приняли участие в IV Международном фестивале искусств «Шостакович. Над временем» в Самаре; в рамках Всероссийского марафона «Мой Рахманинов», приуроченного к 150-летию со дня рождения композитора дали концерты во Владикавказе, Махачкале, Грозном и Москве. Также выступления коллектива прошли в филармонических залах Великого Новгорода, Уфы, Петрозаводска и Санкт-Петербурга, на фестивале «Стрелка» в Нижнем Новгороде (с программой музыки Шнитке к 90-летию со дня рождения композитора) и open-air фестивалях в Новом Иерусалиме и Ясной Поляне.
Швейцарский дирижер Миша Дамев родился 1963 году в Софии в семье музыкантов. Первые уроки музыки получил от деда, известного болгарского дирижера Михаила Лефтерова. В 1986 году окончил Высшую школу музыки в Базеле как пианист, затем совершенствовался у Алексиса Вайсенберга в Париже и у Никиты Магалова в Женеве.
В 1990–1999 гг. был арт-директором международного фестиваля молодых солистов Orpheum в Цюрихе. В 1992–2007 гг. возглавлял отдел культуры и искусства фонда Lilienberg и руководил фестивалем фортепианной музыки Swiss Lilienberg. В 2000 году стал попечителем Международного конкурса современной симфонической музыки Master Prize в Лондоне.
В начале 1990-х годов по совету Мариса Янсонса Миша Дамев отказался от карьеры пианиста и начал обучение дирижированию в Вене у профессора Карла Остеррайхера. Успешно дебютировав с оркестром Болгарского национального радио и в Софийской опере, он несколько лет был ассистентом Жоржа Претра и Владимира Федосеева.
В числе оркестров, которыми дирижировал Миша Дамев, – Миланский симфонический оркестр имени Джузеппе Верди, Люцернский симфонический, Симфонический оркестр Би-би-си (Лондон), оркестр Словенской филармонии в Любляне, Болгарский национальный оркестр, венский Тонкюнстлероркестр, Латвийский национальный симфонический оркестр, Люксембургский филармонический, Национальный оркестр Капитолия Тулузы, оркестры Пражской филармонии, Мюнхенского радио, Академии Санта-Чечилия в Риме, Фонда Артуро Тосканини, театра Сан-Карло в Неаполе, оперного театра Сан-Паулу и многие другие.
В сезоне 2004/05 дирижировал операми «Кармен» Бизе в Академии Санта-Чечилия в Риме и «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси в театре Ла Скала. С 2006 года тесно сотрудничал с органистом и композитором группы Deep Purple Джоном Лордом, выступая вместе с ним на многих европейских сценах. С 2011 года регулярно дирижирует оркестрами Китая.
С 2007 года руководит программой «Культурный процент» крупнейшей швейцарской компании-ритейлера Migros.
Маэстро Дамев – приглашенный дирижер в ведущих оркестрах России: Большом симфоническом оркестре имени П. И. Чайковского, Российском национальном, оркестре Мариинского театра. Он неоднократно дирижировал в Мариинском театре, в том числе на фестивале «Звезды белых ночей» и ежегодном органном фестивале, а также оркестрами Приморского и Владикавказского филиалов.
Осенью 2016 года дирижер исполнил все симфонии Чайковского с БСО в крупнейших городах Китая; позже выступал в КНР с Китайским филармоническим оркестром по приглашению художественного руководителя коллектива Лонга Ю. В 2018 году выступил с Российским национальным оркестром в зале «Зарядье» на Рахманиновском фестивале (солировал Константин Лифшиц). В декабре 2018 года был членом жюри телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» в номинации «Фортепиано» и дирижировал оркестром на заключительном концерте в прямом эфире телеканала «Культура».
С января 2019 года Миша Дамев – директор и художественный руководитель фестиваля «Музыкальный сентябрь», проходящего в Монтрё и Веве. С его приходом фестиваль расширил название («Музыкальный сентябрь – окно в мир») и традиционные рамки: теперь в его программах исполняется не только классика, но и фольклор, а также проводятся различные внемузыкальные мероприятия. Первой страной, чье искусство было представлено на фестивале под руководством Миши Дамева, стала Россия.
Константин Лифшиц родился в 1976 году в Харькове. Учился в МССМШ имени Гнесиных (класс Татьяны Зеликман), Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Владимира Троппа) и лондонской Королевской академии музыки (класс Хэмиша Милна). Совершенствовал мастерство под руководством Альфреда Бренделя, Леона Флейшера, Теодора Гутмана, Чарльза Розена, Карла-Ульриха Шнабеля и Розалин Тюрек.
Концерты Лифшица с большим успехом проходят во всех музыкальных столицах Европы, в Японии, Китае, Южной Корее, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Бразилии, ЮАР. Выступал с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, «Виртуозами Москвы», Лондонским симфоническим, Нью-Йоркским филармоническим, Токийским симфоническим оркестрами, «Академией святого Мартина в полях», оркестрами Халле, Берлина, Франкфурта, Гамбурга, Лейпцига, Вены, Люцерна, Амстердама, Праги, Шанхая, Чикаго, Сан-Франциско. Среди дирижеров, с которыми сотрудничал пианист, – Невилл Марринер, Эри Клаc, Кристофер Хогвуд, Бернард Хайтинк, Роджер Норрингтон, Элиаху Инбал, Марек Яновский, Фабио Луизи, Мстислав Ростропович, Юрий Темирканов, Василий Синайский, Михаил Юровский, Владимир Спиваков, Юрий Симонов.
Лифшиц получил широкую известность как исполнитель камерный музыки, выступал в ансамбле со многими выдающимися артистами современности, в числе которых Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Гидон Кремер, Бэлла Давидович, Миша Майский, Линн Харрелл, Бруно Джуранна, Валерий Афанасьев, Максим Венгеров, Вадим Репин, Александр Рудин, Александр Князев, Йорг Видман, Соль Габетта, Патриция Копачинская, Дмитрий Ситковецкий и многие другие.
В репертуаре пианиста – более 800 произведений, от музыки мастеров барокко до композиторов XX века (Шёнберга, Энеску, Стравинского, Веберна, Прокофьева, Гершвина, Лигети и др.), а также произведения современных авторов и собственные транскрипции. Известен также монографическими «программами-марафонами» из сочинений Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Дебюсси, Шостаковича в сериях из нескольких концертов. В 2017 году представил полный цикл сонат Бетховена в Гонконге, Тайбэе и Тайчжуне.
Среди последних ангажементов артиста – концерты с Российским национальным оркестром, Уральским академическим филармоническим оркестром, Филармоническим оркестром Неаполя, сольные концерты в Концертном зале имени Рахманинова («Филармония-2»), Филармонии на Эльбе (Гамбург) и Зале имени Верди в Милане. Участвовал во многих фестивалях, среди которых «Лики современного пианизма» в Концертном зале Мариинского театра, Транссибирский Арт-фестиваль, «Дни Баха» в Вюрцбурге, Musiktage Höri на Боденском озере, фестивали в Лондоне, Токио, Кутна-Горе (Чехия), Vivarte в Москве. Ежегодно дает серии концертов в Японии, Южной Корее и на Фортепианном фестивале в Майами. Как дирижер сотрудничает с оркестрами «Виртуозы Москвы», «Солисты Неаполя», Musica Viva, Филармоническим камерным оркестром Вернигероде, оркестрами Австрии, Венгрии и Литвы.
В дискографии Лифшица более 30 CD и DVD, получивших признание международной критики. Уже первая его запись была удостоена немецкой премии ECHO Klassik в категории «Лучший молодой исполнитель года» (1995), а «Гольдберг-вариации» Баха номинировались на «Грэмми» (1996). В последующие альбомы вошли сочинения Баха – «Музыкальное приношение», «Искусство фуги», все семь клавирных концертов (со Штутгартским камерным оркестром) и «Хорошо темперированный клавир». Среди записей Лифшица также концерты Готфрида фон Айнема, Брамса, Моцарта, все скрипичные сонаты Бетховена (с Дайсином Касимото), сочинения Мусоргского, Чайковского, Равеля, Стравинского, Мессиана, Райхельсона, Якулова. В 2020 году французская фирма Alpha Classics выпустила на CD и виниловых пластинках полный цикл сонат Бетховена в исполнении Лифщица.
Константин Лифшиц – профессор Высшей школы музыки Университета прикладных наук и искусств Люцерна (Швейцария). Удостоен ордена Сергия Радонежского III степени.