Один из крупнейших российских дирижеров, корифей ленинградской школы Василий Синайский ровно год не выступал в Москве. Маэстро связан новым контрактом с Филармоническим оркестром имени Яначека в Остраве, а также остается почетным дирижером Филармонического оркестра Би-би-си, Латвийского Национального симфонического оркестра и Симфонического оркестра Мальмё. Но в апреле он вновь прилетает в Москву, чтобы познакомиться с артистами Российского национального молодежного симфонического оркестра и преподать им урок мастерства. Маэстро возвращается с визитной карточкой – партитурой балета Стравинского «Весна священная». РНМСО подступается к ней впервые, в то время как для дирижера это одно из краеугольных репертуарных произведений, а к столетию его создания Синайский в свою бытность музыкальным руководителем Большого театра инициировал целый фестиваль.
«Бывают такие произведения, которые закладывают новые направления движения, – говорит Василий Синайский. – Становятся принципиально новым высказыванием. И после того, как они были написаны и прозвучали, музыка развивается уже совершенно иначе. Такова "Весна". Нет, пожалуй, ни одного композитора, который ни испытал бы на себе ее влияния. В организации ритмической структуры или в оркестровке, в особом внимании к ударным инструментам и много еще в чем. Это произведение оставило свой след во многих аспектах». Музыкантам РНМСО надлежит досконально разобраться в этих аспектах и предложить свежую интерпретацию нашумевшего шедевра («33 минуты, которые потрясли мир», как сказал о нем кубинский писатель и искусствовед Алехо Карпентьер). А также оценить основательность и темперамент Василия Синайского, присущую его дирижерскому жесту точность и элегантность.
Первое отделение предстоящего концерта – еще две визитные карточки, но на сей раз солистов, Вадима Руденко и Николая Луганского. Этот удивительный союз пианистов-антиподов сложился в классе профессора Московской консерватории Сергея Доренского, и даже соперничество на Конкурсе Чайковского в 1994 году, где Луганский обошел коллегу, не разрушило их дружбу. Сочетание двойных концертов Моцарта и Пуленка давно стало привычным в репертуаре дуэта. Между двумя произведениями из разных звуковых миров есть общие черты, в частности оба создавались авторами в расчете на собственное исполнение: Моцарт играл свой бравурный концерт с талантливой сестрой Наннерль, а Пуленк привлек к сотрудничеству знаменитого пианиста Жака Феврие. Связующим звеном стал и сам Моцарт: во второй части своего опуса Пуленк нарисовал, по собственному признанию, «поэтический портрет» венского классика, которого ставил выше всех музыкантов.