Онлайн-трансляция

Камерный оркестр России. Искусство духовых

Юра Гинзбург кларнет
Константин Ефимов флейта
Мария Корякина флейта
Александра Симонова гобой
Евгений Бархатов кларнет
Анастасия Батракова фагот
Валерий Жаворонков валторна
Наталья Соколовская фортепиано

Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Александра Симонова гобой | Юра Гинзбург кларнет | Константин Ефимов флейта | Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Александра Симонова гобой | Юра Гинзбург кларнет | Константин Ефимов флейта | Камерный зал Филармонии

Шостакович вместо сумбура

среда, 19:00

В программе:

Шостакович
Сатирическая кантата «Антиформалистический раёк» для четырёх басов, хора и оркестра
Пассакалия из оперы «Леди Макбет Мценского уезда»
Вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» для сопрано, меццо-сопрано и тенора с оркестром
Вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» для баса, хора и оркестра

Абонемент продан

«Шостакович вместо сумбура». Название во всех отношениях не случайное: «Сумбур вместо музыки» – так называлась статья в газете «Правда», вышедшая 26 января 1936 года и направленная против оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Публикация статьи не только оказалась тяжелым ударом для Шостаковича и всей отечественной музыки, но и стала одним из самых знаменитых в истории примеров государственного вмешательства в дела искусства.

Именно в театре «Геликон-опера» в 2000 году состоялась постановка «Леди Макбет Мценского уезда», и по сей день остающаяся одним из лучших сценических воплощений оперы: ее фрагмент украсит программу «Шостакович вместо сумбура». Не случайна и дата концерта – 7 ноября: на протяжении более чем семи десятилетий этот день оставался главным праздником государства, где Шостакович долгое время был официально признан главным композитором. Государство вело с Шостаковичем жестокую игру – то награждало Сталинскими премиями, то обвиняло в буржуазности и формализме. Антиформалистическая кампания 1948 стала поводом для появления одного из самых парадоксальных сочинений Шостаковича «Антиформалистический раек», которым и откроется программа.

К сочинению, в аллегорическом виде представляющем собрание по осуждению композиторов-формалистов, Шостакович написал собственный текст, где самые удивительные обороты не придуманы, но взяты из подлинных стенограмм того времени. Тогда же, в 1948 году, родился вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии»; его исполнение в ту пору было невозможным – премьера состоялась в 1955 году, в начале оттепели. А на ее исходе, в 1964 году, Шостакович написал масштабную «Казнь Степана Разина» на стихи Евгения Евтушенко. Эти сочинения, тесно связанные с важнейшими страницами истории страны, также представят оркестр, хор и солисты «Геликон-оперы» – настоящие мастера исполнения музыки Шостаковича.