Шостакович вместо сумбура

среда, 19:00

В программе:

Шостакович
Сатирическая кантата «Антиформалистический раёк» для четырёх басов, хора и оркестра
Пассакалия из оперы «Леди Макбет Мценского уезда»
Вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» для сопрано, меццо-сопрано и тенора с оркестром
Вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» для баса, хора и оркестра

Абонемент продан

«Шостакович вместо сумбура». Название во всех отношениях не случайное: «Сумбур вместо музыки» – так называлась статья в газете «Правда», вышедшая 26 января 1936 года и направленная против оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Публикация статьи не только оказалась тяжелым ударом для Шостаковича и всей отечественной музыки, но и стала одним из самых знаменитых в истории примеров государственного вмешательства в дела искусства.

Именно в театре «Геликон-опера» в 2000 году состоялась постановка «Леди Макбет Мценского уезда», и по сей день остающаяся одним из лучших сценических воплощений оперы: ее фрагмент украсит программу «Шостакович вместо сумбура». Не случайна и дата концерта – 7 ноября: на протяжении более чем семи десятилетий этот день оставался главным праздником государства, где Шостакович долгое время был официально признан главным композитором. Государство вело с Шостаковичем жестокую игру – то награждало Сталинскими премиями, то обвиняло в буржуазности и формализме. Антиформалистическая кампания 1948 стала поводом для появления одного из самых парадоксальных сочинений Шостаковича «Антиформалистический раек», которым и откроется программа.

К сочинению, в аллегорическом виде представляющем собрание по осуждению композиторов-формалистов, Шостакович написал собственный текст, где самые удивительные обороты не придуманы, но взяты из подлинных стенограмм того времени. Тогда же, в 1948 году, родился вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии»; его исполнение в ту пору было невозможным – премьера состоялась в 1955 году, в начале оттепели. А на ее исходе, в 1964 году, Шостакович написал масштабную «Казнь Степана Разина» на стихи Евгения Евтушенко. Эти сочинения, тесно связанные с важнейшими страницами истории страны, также представят оркестр, хор и солисты «Геликон-оперы» – настоящие мастера исполнения музыки Шостаковича.