«Шостакович вместо сумбура». Название во всех отношениях не случайное: «Сумбур вместо музыки» – так называлась статья в газете «Правда», вышедшая 26 января 1936 года и направленная против оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Публикация статьи не только оказалась тяжелым ударом для Шостаковича и всей отечественной музыки, но и стала одним из самых знаменитых в истории примеров государственного вмешательства в дела искусства.
Именно
в театре «Геликон-опера» в 2000 году состоялась постановка «Леди Макбет
Мценского уезда», и по сей день остающаяся одним из лучших сценических
воплощений оперы: ее фрагмент украсит программу «Шостакович вместо сумбура». Не
случайна и дата концерта – 7 ноября: на протяжении более чем семи десятилетий
этот день оставался главным праздником государства, где Шостакович долгое время
был официально признан главным композитором. Государство вело с Шостаковичем
жестокую игру – то награждало Сталинскими премиями, то обвиняло в буржуазности
и формализме. Антиформалистическая кампания 1948 стала поводом для появления
одного из самых парадоксальных сочинений Шостаковича «Антиформалистический
раек», которым и откроется программа.
К
сочинению, в аллегорическом виде представляющем собрание по осуждению
композиторов-формалистов, Шостакович написал собственный текст, где самые
удивительные обороты не придуманы, но взяты из подлинных стенограмм того времени.
Тогда же, в 1948 году, родился вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии»; его
исполнение в ту пору было невозможным – премьера состоялась в 1955 году, в
начале оттепели. А на ее исходе, в 1964 году, Шостакович написал масштабную «Казнь
Степана Разина» на стихи Евгения Евтушенко. Эти сочинения, тесно связанные с важнейшими
страницами истории страны, также представят оркестр, хор и солисты
«Геликон-оперы» – настоящие мастера исполнения музыки Шостаковича.