В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
7 апреля 2020
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетКонцерт в одном отделении
«Вспомните, лет 6-7 тому назад мы думали: культура развалилась. А какой сегодня ренессанс, сколько молодежи замечательной! Театры – переполнены! Концертные залы – переполнены! Видишь совершенно гениальных детей и думаешь – нет, все-таки мы не деградируем. Столько талантливейших ребят, столько народу интересуется культурой, что всё не так плохо». Эти слова Мариса Янсонса, одного из ярчайших дирижеров нашего времени, как нельзя лучше характеризуют его личность – необыкновенно светлую. Наблюдая за ним на близком расстоянии или из зала, этого света невозможно было не почувствовать – даже когда в его интерпретации звучали самые что ни на есть трагические произведения. Марис Янсонс был давним другом Московской филармонии и не забывал о ней даже тогда, когда возглавлял крупнейшие оркестры мира: три года назад маэстро стал за пульт Академического симфонического оркестра Московской филармонии, а в 2018 году дал в Зале Чайковского незабываемый концерт с Симфоническим оркестром Баварского радио. Трудно поверить в то, что мы больше его не увидим и не услышим. Светлая память.
Марис Янсонс по праву занимает место среди самых выдающихся дирижеров нашего времени. Он родился в 1943 году в Риге. С 1956 года жил и учился в Ленинграде, где его отец, известный дирижер Арвид Янсонс, был ассистентом Евгения Мравинского в Заслуженном коллективе России академическом симфоническом оркестре Ленинградской филармонии. Янсонс-младший учился игре на скрипке, альте и фортепиано в средней специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории. Окончил Ленинградскую консерваторию с отличием по специальности «дирижирование» у профессора Николая Рабиновича. Затем совершенствовался в Вене у Ханса Сваровски и в Зальцбурге у Герберта фон Караяна. В 1971 стал победителем конкурса дирижеров Фонда Герберта фон Караяна в Западном Берлине.
Как и его отец, Марис Янсонс многие годы работал с ЗКР АСО Ленинградской филармонии: был ассистентом легендарного Евгения Мравинского, который оказал большое влияние на его становление, затем приглашенным дирижером, регулярно гастролировал с этим коллективом. С 1971 по 2000 гг. преподавал в Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории.
В 1979–2000 гг. маэстро занимал должность главного дирижера Филармонического оркестра Осло и вывел этот коллектив в число лучших в Европе. Помимо этого, он был главным приглашенным дирижером Лондонского филармонического оркестра (1992–1997) и музыкальным директором Питтсбургского симфонического оркестра (1997–2004). С этими двумя оркестрами Янсонс побывал с гастрольными
турами в крупнейших музыкальных столицах мира, выступал на фестивалях в Зальцбурге, Люцерне, Би-Би-Си Промс и других музыкальных форумах.
Дирижер сотрудничал со всеми ведущими оркестрами мира, включая Венский, Берлинский, Нью-Йоркский и Израильский филармонические, Чикагский, Бостонский, Лондонский симфонические, Филадельфийский, цюрихский Тонхалле-оркестр, Дрезденскую государственную капеллу. В 2016 году он дирижировал оркестром Московской филармонии на юбилейном вечере Александра Чайковского.
С 2003 года Марис Янсонс – главный дирижер хора и симфонического оркестра Баварского радио. Он – пятый главный дирижер хора и симфонического оркестра Баварского радио (после Ойгена Йохума, Рафаэля Кубелика, сэра Колина Дэвиса и Лорина Маазеля). Его контракт с этими коллективами действует до 2021 года.
С 2004 по 2015 год Янсонс одновременно был главным дирижером Королевского оркестра Консертгебау в Амстердаме: шестым за 130-летнюю историю коллектива – после Виллема Кеса, Виллема Менгельберга, Эдуарда ван Бейнума, Бернарда Хайтинка и Риккардо Шайи. По окончании контракта оркестр Консертгебау назначил Янсонса своим дирижером-лауреатом.
Будучи главным дирижером оркестра Баварского радио, Янсонс постоянно стоит за пультом этого коллектива в Мюнхене, городах Германии и за границей. Где бы ни выступали маэстро и его оркестр – в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Вене, Берлине, Москве, Санкт-Петербурге, Амстердаме, Париже, Мадриде, Цюрихе, Брюсселе, на самых престижных фестивалях – везде их ожидает восторженный прием публики и высочайшие оценки прессы.
Осенью 2005 года коллектив из Баварии совершил первое в своей истории турне по Японии и Китаю. Японская пресса отметила эти концерты как «Лучшие концерты сезона». В 2007 году Янсонс дирижировал хором и оркестром Баварского радио в концерте для Папы Римского Бенедикта XVI в Ватикане. В 2006 и 2009 гг. Марис Янсонс дал несколько триумфальных концертов в нью-йоркском Карнеги-холле.
Под управлением маэстро симфонический оркестр и хор Баварского радио являются ежегодными резидентами Пасхального фестиваля в Люцерне.
Не менее триумфально проходили по всему миру выступления Янсонса с Королевским оркестром Консертгебау, в том числе на фестивалях в Зальцбурге, Люцерне, Эдинбурге, Берлине, Промс в Лондоне. Выступления в Японии во время гастрольного тура 2004 года были названы японской прессой «Лучшими концертами сезона».
Значительное внимание Марис Янсонс уделяет работе с молодыми музыкантами. Он дирижировал Молодежным оркестром Густава Малера в европейском турне и работал с оркестром института Аттерзее в Вене, с которым выступал на Зальцбургском фестивале. В Мюнхене он постоянно дает концерты с юношескими коллективами Академии симфонического оркестра Баварского радио.
Дирижер – артистический директор конкурса современной музыки в Лондоне. Он является почетным доктором музыкальных академий в Осло (2003), Риге (2006) и Королевской академии музыки в Лондоне (1999).
1 января 2006 года Марис Янсонс впервые дирижировал традиционным Новогодним концертом в Венской филармонии. Этот концерт транслировало более 60 телекомпаний, его посмотрело более 500 миллионов телезрителей. Концерт был записан на CD и DVD на лейбле DeutscheGrammophon. CD с этой записью достиг статуса «дважды платинового», а DVD– «золотого». Еще дважды – в 2012 и 2016 гг. – Янсонс дирижировал Новогодними концертами в Вене. Релизы этих концертов также имели исключительный успех.
В дискографии дирижера – записи произведений Бетховена, Брамса, Брукнера, Берлиоза, Бартока, Бриттена, Дюка, Дворжака, Грига, Гайдна, Хенце, Онеггера, Малера, Мусоргского, Прокофьева, Рахманинова, Равеля, Респиги, Сен-Санса, Шостаковича, Шенберга, Сибелиуса, Стравинского, Р. Штрауса, Щедрина, Чайковского, Вагнера, Веберна, Вайля на ведущих мировых лейблах: EMI, DeutscheGrammophon, SONY, BMG, Chandos и Simax, а также на фирменных лейблах Баварского радио (BR-Klassik) и Королевского оркестра Консертгебау.
Многие из записей дирижера считаются эталонными: например, цикл произведений Чайковского, Пятая и Девятая симфонии Малера с Филармоническим оркестром Осло, Шестая симфонии Малера с Лондонским симфоническим.
Записи Мариса Янсонса неоднократно удостаивались премий Diapasond’Or, PreisderDeutschenSchallplattenkritik (Приз немецких критиков в области звукозаписи), ECHOKlassik, CHOC du Monde de la Musique, Приза Эдисона, «Новой академии диска», PenguinAward, ToblacherKomponierhäuschen.
В 2005 году Марис Янсонс завершил запись полного цикла симфоний Шостаковича для EMI Classics, в которой приняли участие несколько лучших оркестров мира. Запись Четвертой симфонии была награждена несколькими призами, среди которых Diapason d’Or и Приз немецких критиков. Записи Пятой и Восьмой симфоний получили в 2006 году приз ECHO Klassik. Запись Тринадцатой симфонии в 2005 году удостоена «Грэмми» за лучшее оркестровое исполнение и в 2006 году – ECHO Klassik Prize за лучшую запись симфонической музыки.
Релиз полного собрания симфоний Шостаковича вышел в 2006 году, к 100-летию композитора. В том же году это собрание было удостоено награды «Приз года» от немецких критиков и Le Monde de la Musique, а в 2007 г. отмечено как «Запись года» и «Лучшая симфоническая запись» на MIDEM (Международной музыкальной ярмарке в Каннах).
Согласно рейтингам ведущих мировых музыкальных изданий (французский “Monde de la musique”, британский “Gramophone”, японские “Record Geijutsu” и “Mostly Classic”, немецкий “Focus”), оркестры под руководством Мариса Янсонса непременно входят в число лучших коллективов планеты. Так, в 2008 по опросу британского журнала “Gramophone” оркестр Консертгебау занял первое место в списке 10 лучших оркестров мира, оркестр Баварского радио – шестое. Спустя год “Focus” в своем рейтинге лучших оркестров мира отдал этим коллективам два первых места.
Марис Янсонс удостоен множества международных премий, орденов, званий и других почетных наград Германии, Латвии, Франции, Нидерландов, Австрии, Норвегии и других стран. Среди них:
«Орден Трех звезд» – высшая награда Латвийской Республики и «Большая музыкальная премия» – высшая награда Латвии в области музыки;
«Орден Максимилиана в области науки и искусства» и Орден «За заслуги» Баварии;
приз «За заслуги перед Баварским радио»;
Большой крест ордена «За Заслуги перед Федеративной Республикой Германии со звездой» за выдающееся служение немецкой культуре (при награждении было отмечено, что как дирижер лучших оркестров мира и благодаря поддержке современной музыки и молодых талантов Марис Янсонс принадлежит к великим артистам нашего времени);
звания «Командора Королевского норвежского ордена заслуг», «Командора ордена искусств и литературы» Франции, «Рыцаря Ордена Нидерландского льва»;
европейская дирижерская премия от Фонда “Pro Europa”;
приз «Балтийские звезды» за развитие и укрепление гуманитарных связей между народами Балтийского региона.
Он не раз был назван «Дирижером года» (в 2004 г. Лондонским Королевским филармоническим обществом, в 2007 – «Немецкой академией звука» (German Phono Academy), в 2011 – журналом “Opernwelt” за исполнение оперы «Евгений Онегин» с оркестром Консертгебау) и «Артистом года» (в 1996 EMI, в 2006 – MIDEM).
В январе 2013 г., в честь 70-летия Мариса Янсонса, ему был присужден “Ernst-von-Siemens-Musikpreis” – одна из самых значительных наград в области музыкального искусства.
В ноябре 2017 года выдающийся дирижер стал 104-м обладателем Золотой медали Королевского филармонического общества. Он присоединился к списку обладателей этой награды, в числе которых Дмитрий Шостакович, Игорь Стравинский, Сергей Рахманинов, Герберт фон Караян, Клаудио Аббадо и Бернард Хайтинк.
В марте 2018 года маэстро Янсонс был удостоен еще одной исключительно престижной музыкальной награды:Премии Леони Соннинг, присуждаемой с 1959 года крупнейшим музыкантам современности. В числе ее обладателей – Игорь Стравинский, Дмитрий Шостакович, Леонард Бернстайн, Витольд Лютославский, Бенджамин Бриттен, Иегуди Менухин, Дитрих Фишер-Дискау, Мстислав Ростропович, Святослав Рихтер, Исаак Стерн, Юрий Башмет, София Губайдулина, Анне-Софи Муттер, Чечилия Бартоли, Арво Пярт, сэр Саймон Рэттл и многие другие выдающиеся композиторы и исполнители.
Марис Янсонс – народный артист России. В 2013 году дирижер был награжден «Медалью за заслуги перед Санкт-Петербургом» от Администрации города.
Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).
С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».
Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.
С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).