В продаже абонемент Musica sacra nova
23 января 2020
«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
схема проезда
Абонемент №97:
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова
Открыв Новый год исполнением «Рождественской оратории» Баха, Госоркестр обращается совсем к другому репертуару: два январских концерта в «Филармонии-2» и Большом зале консерватории посвящены отечественной музыке последней четверти XIX – первой половины ХХ столетий. Программы объединены именами Андрея Борейко, Неманьи Радуловича и Анатолия Лядова, чье знаменитое «Волшебное озеро» в один из вечеров станет началом музыкального путешествия в ХХ век, а в другой, напротив, – в век XIX. Лядов известен как блестящий мастер оркестровки, создатель непревзойденных миниатюр «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». Все они были задуманы в начале 1880-х годов, но появились лишь в начале ХХ столетия. «Волшебное озеро» среди своих сочинений Лядов особенно любил: «Как оно картинно, чисто, со звездами, и таинственно в глубине... – писал он. – Играю – и упиваюсь. В таком роде я еще не сочинял».
Четвертую симфонию и Скрипичный концерт Чайковского разделяет всего год. Над симфонией Чайковский работал в 1877 году, после кризиса, вызванного неудачной женитьбой. «В сущности, моя симфония есть подражание Пятой бетховенской, т.е. я подражаю не музыкальным его мыслям, а основной идее... – писал он, – нет ни одной строчки... которая не была бы мной прочувствована и не служила бы отголоском искренних движений души». Премьера симфонии состоялась в Москве в феврале 1878 года. Весной того же года за месяц был написан Скрипичный концерт. В отличие от симфонии, он ждал премьеры больше трех лет и впервые прозвучал в 1881 году в Вене. Два сочинения, созданные Чайковским в непростой для него период, стали одними из самых популярных во всем его наследии.
Концерт Чайковского – один из коронных в репертуаре молодого сербского скрипача Неманьи Радуловича, победителя международных конкурсов, эксклюзивного артиста лейбла Deutsche Grammophon. За пульт Госоркестра станет Андрей Борейко, всемирно известный российский дирижер, регулярно сотрудничающий с Московской филармонией. Борейко возглавлял оркестры в России, Польше, Германии, Швейцарии, Бельгии, Канаде, выступал с крупнейшими коллективами мира, сегодня он – музыкальный директор филармонических оркестров Нейплса (США) и Варшавы (Польша). Два московских концерта – преддверие большого февральского турне Госоркестра: концерты с участием Неманьи Радуловича под управлением Андрея Борейко пройдут в Германии (Гамбург, Брауншвейг, Франкфурт, Кёльн, Мюнхен, Дюссельдорф), Нидерландах (Эйндховен), Австрии (Брегенц, Линц). Именно в московских залах эти программы прозвучат впервые.
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.
Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.
С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.
Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.
В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.
Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.
Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XVII Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.
С 2016 года Госоркестр реализовывал спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.
За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).
Андрей Борейко родился в 1957 году в Ленинграде (Санкт-Петербург). Окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки и Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по специальностям «хоровое дирижирование» (класс профессора Елизаветы Кудрявцевой) и «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Александра Дмитриева). Лауреат международных дирижерских конкурсов имени Гжегожа Фительберга (Катовице, 1987) и имени Кирилла Кондрашина (Амстердам, 1989).
В 1986–1989 гг. – дирижер Симфонического оркестра Ульяновской филармонии, в 1989–1991 гг. – главный дирижер Симфонического оркестра Свердловской филармонии. Возглавлял филармонические оркестры Познани (1991–1997) и Йены (1998–2003, ныне почетный дирижер), симфонические оркестры Виннипега (2001–2006), Гамбурга (2004–2008) и Берна (2004–2009) В 1998–2001 гг. – дирижер Российского национального оркестра, с 2004 года – главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Штутгартского радио. В 2009–2014 гг. – главный дирижер Дюссельдорфского симфонического оркестра, в 2012–2017 гг. – Национального оркестра Бельгии. С 2015 года – художественный руководитель и главный дирижер Филармонического оркестра Нейплса (Флорида, США), с сезона 2019/20 возглавляет Варшавский филармонический оркестр. Сотрудничает с большинством ведущих оркестров Германии, Франции, Великобритании, Нидерландов, Италии, Швейцарии, США.
В обширном репертуаре Борейко заметное место занимает музыка современников. Он исполняет и записывает сочинения Шнитке, Пярта, Губайдулиной, Сильвестрова, Канчели, Раскатова, Десятникова, Такэмицу. В 2018 году с оркестром Берлинского радио исполнил «Реквием для Ларисы» Сильвестрова, в сезоне 2018/19 исполнил и записал сочинения Виктории Борисовой-Оллас с Королевским филармоническим оркестром Стокгольма. С оркестром Штутгартского радио записал Lamentate Пярта и Шестую симфонию Сильвестрова, Сюиту из оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и ряд симфоний Шостаковича, с Лондонским филармоническим – Симфонию № 4 Гурецкого.
Одним из крупных проектов Борейко в сезоне 2018/2019 стало исполнение музыки балетов Стравинского «Пульчинелла» и «Жар-птица» в сочетании с произведениями бельгийского художника, скульптора и дизайнера Изабель де Боршграв, созданными по мотивам «Русских сезонов» Дягилева.
В сезоне 2019/20 он выступал с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова (в том числе в Москве и в масштабном туре по городам Германии, Нидерландов и Австрии), симфоническими оркестрами Праги, Галисии, Нью-Джерси, Берлинского радио, филармоническими оркестрами Гамбурга, Дрездена, Монте-Карло, Сеула, оркестрами зальцбургского Моцартеума и Национального центра искусств Оттавы. В числе событий сезона 2020/21 – выступления с Варшавским филармоническим оркестром с участием пианиста Люки Дебарга, скрипача Ильи Грингольца и Хора национальной филармонии.
Неманья
Радулович родился в 1985 году в Сербии. Обучался в белградском Университете
искусств, Высшей школе музыки и театра в Саарбрюккене у Джошуа Эпштейна,
Академии имени Вальтера Штауффера в Кремоне у Сальваторе Аккардо и в Парижской
консерватории у Патриса Фонтанарозы. Победитель международных конкурсов имени
Йозефа Иоахима в Ганновере, Джордже Энеску в Бухаресте, имени Антонио
Страдивари в Кремоне.
Музыкант выступал на самых престижных сценах мира, среди которых нью-йоркский Карнеги-холл, амстердамский Консертгебау, Берлинская филармония, парижские Плейель и Театр Елисейских Полей, афинский Мегарон, токийский Сантори-холл, театр «Колон» в Буэнос-Айресе, Мельбурнский концертный зал. Играл в сопровождении Мюнхенского филармонического оркестра, оркестров радио Центральной Германии (MDR) в Лейпциге и Западной Германии (WDR) в Кёльне, Дрезденской капеллы, Немецкого симфонического оркестра Берлина, Филармонических оркестров Радио Франc и Нидерландского радио, Национального оркестра Бельгии, Национального симфонического оркестра Итальянского радио (RAI) в Турине, Лондонского и Ливерпульского Королевских филармонических оркестров, Монреальского и Токийского симфонических оркестров, «Камераты Зальцбург», Камерного оркестра Женевы, Мюнхенского камерного оркестра, ведущих оркестров Испании, Австралии, Дании, Швеции, Финляндии, Ирландии и других стран.
В числе его партнеров по ансамблю – арфистка Мариэль Нордман, аккордеонистка Ксения Сидорова, кларнетист Андреас Оттензамер, пианистки Лор Фавр-Кан и Сюзан Манофф (с ней Радуловичем был записан альбом сонат Бетховена, выпущенный компанией Decca / Universal Music).
Неманья Радулович – эксклюзивный артист фирмы Deutsche Grammophon, выпустившей альбомы двух ансамблей под его руководством, с которыми он выступает как солист и дирижер – The Devils’ Trills и Double Sens. В частности, с участием Double Sens был записан альбом «Пять времен года» («Времена года» Вивальди и «Весна в Японии» сербского композитора Александра Седлара, посвященная памяти жертв цунами 2011 года в Японии). В дискографии артиста также альбомы “Paganini Fantasy”, “Les Trilles du diable” (2013), “Journey East” (2014), “BACH” (2016), “Tchaikovsky” (2017), “Baïka” (2018, Скрипичный концерт Хачатуряна и «Шехерезада» Римского-Корсакова в аранжировке для скрипки и камерного оркестра).
В 2005 году Радулович был удостоен звания «Международное открытие года» (International Revelation of the Year), в 2014 году – звания «Лучший артист» на церемонии вручения наград Victoires de la Musique. В 2015 году музыкант был отмечен призом ECHO Klassik в номинации «Открытие года», в 2017 году удостоен сербского ордена Звезды Карагеоргия II степени и французского ордена Искусств и литературы. Почетный доктор Нишского университета (Сербия).