Госкапелла России, Валерий Полянский, Фредерик Кемпф : Московская государственная академическая филармония

    Госкапелла России,
    Валерий Полянский, Фредерик Кемпф

    23 ноября 2016

    Большой зал Консерватории

    В программе:
    Брамс
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Бетховен
    Симфония № 7

    12+

    Абонемент №77:

    Бетховен в зеркале эпох

    Людвиг ван Бетховен - ключевая фигура европейской музыки. Его творчество является поворотной точкой от классицизма XVIII века к романтизму XIX, а влияние на несколько поколений европейских композиторов невозможно переоценить.

    Бетховен писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Абонемент «Бетховен в зеркале эпох» представляет разные жанры творчества композитора и его последователей.

    23 ноября в программе Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского – Симфония №7 Бетховена и Концерт №2 для фортепиано с оркестром Брамса (как отмечают музыковеды, сочинение классическое во всех смыслах этого слова).

    Второй фортепианный концерт Брамса исполнит один из самых востребованных музыкантов молодого поколения Фредерик Кемпф. В 1992 году пианист одержал победу на ежегодном конкурсе молодых музыкантов, который проводит Би-би-си: именно эта награда принесла юноше известность. Однако мировое признание пришло к нему спустя несколько лет, когда ему была присуждена III премия на XI Международном конкурсе имени П.И. Чайковского (1998). Как писала газета International Herald Tribune, тогда «молодой пианист покорил Москву».

    С тех пор Фредерик Кемпф, без сомнения, фаворит российских меломанов, которым пианист отвечает взаимностью все эти годы. Кемпф считает, что в России самые отзывчивые слушатели, а музыканту есть с чем сравнивать – он выступал в самых престижных залах мира.

    Гастрольный график Фредерика Кемпфа расписан на несколько лет вперед. Он играет более 150 концертов в год в Европе, Азии, Америке и Австралии. Пианист регулярно сотрудничает с ведущими мировыми оркестрами. Вот уже более 15 лет он ежегодно дает сольные концерты в Москве в Большом зале консерватории.

    Фредди Кемпф

    Фредди Кемпф – один из самых успешных и популярных современных пианистов, концерты которого собирают полные залы по всему миру. Он родился в Лондоне в 1977 году. Начав обучаться игре на фортепиано в возрасте четырех лет, в восемь дебютировал с лондонским Королевским филармоническим оркестром. Завершил образование в Королевской академии музыки в Лондоне. В 1992 году одержал победу на ежегодном конкурсе BBC Young Musician of the Year: именно эта награда принесла ему известность. Мировое признание пришло к Кемпфу в 1998 году, когда он завоевал III премию XI Международного конкурса имени П. И. Чайковского, став фаворитом публики. С тех пор пианист особенно часто гастролирует в России и активно сотрудничает с российскими оркестрами.

    Сольные концерты Фредди Кемпфа проходили на самых престижных сценах мира, среди которых Большой зал Московской консерватории, Концертхаус в Берлине, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Королевский Фестивал-холл, Уигмор-холл и Кадоган-холл в Лондоне, Музикферайн в Вене, Тонхалле в Цюрихе, Варшавская филармония, Миланская консерватория имени Верди, зальцбургский Моцартеум, Бриджуотер-холл в Манчестере, Сантори-холл в Токио, Сити-холл в Сиднее. 

    Пианист сотрудничал со многими известными дирижерами, такими как Шарль Дютуа, Василий Петренко, Эндрю Дэвис, Василий Синайский, Рикардо Шайи, Максим Тортелье, Вольфганг Заваллиш, Юрий Симонов, Даниэле Гатти, Гюнтер Хербиг; выступал с ведущими оркестрами мира, среди которых Лондонский филармонический, Ливерпульский филармонический, Шотландский симфонический оркестр Би-би-си, лондонский оркестр «Филармония», Бирмингемский симфонический, Гётеборгский симфонический, Филармонический оркестр Ла Скала, Шведский камерный, оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Государственный академический камерный оркестр России, оркестры Филадельфии, Сан-Франциско, Тасмании (Австралия), японской корпорации NHK, Дрезденский филармонический и многие другие коллективы. 

    С 2011 года Фредди Кемпф регулярно выступает за дирижерским пультом и совмещает на сцене амплуа солиста с управлением оркестром. В течение последних сезонов он исполнил таким образом все концерты Бетховена с лондонским Королевским филармоническим оркестром, Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Корейским симфоническим оркестром, Новозеландским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Кюсю (Япония) и оркестром Sinfónica Portoguesa. 

    Сезон 2019/20 пианист начал гастролями по Японии: в Канагаве, Токио и Осаке прошли его сольные концерты, кроме того, он исполнил Второй концерт Рахманинова с Филармоническим оркестром Нагои. В октябре 2019-го Кемпф исполнил Концерт Гершвина на закрытии 13-го Ереванского международного музыкального фестиваля с Национальным филармоническим оркестром Армении под управлением Александра Либрайха. В числе других ангажементов сезона – участие в Бетховенском фестивале в Оксфорде и Swaledale Festival в Йоркшире, сольный концерт в Большом зале Московской консерватории и турне по Великобритании с Омским академическим симфоническим оркестром под управлением Дмитрия Васильева. 

    Фредди Кемпф – эксклюзивный артист фирмы звукозаписи BIS Records. Его запись Второго и Третьего фортепианных концертов Прокофьева с Бергенским филармоническим оркестром под управлением Эндрю Литтона (2010) номинировалась на британскую премию Gramophone. Успешное сотрудничество музыкантов продолжилось в работе над записью произведений Гершвина для фортепиано с оркестром (2012). Высокие оценки международной критики получили сольные альбомы Кемпфа с сочинениями Рахманинова, Баха – Гуно, Равеля и Стравинского (2011), Шумана (2013), Чайковского (2015). В 2019 году состоялся релиз нового альбома пианиста с сонатами Прокофьева. В дискографии Фредди Кемпфа также три альбома, записанные им в составе Kempf Trio (ансамбль основан в 2000 году со скрипачом Пьером Бенсайдом и виолончелистом Александром Чаушяном). 

    Фредди Кемпф удостоен престижной премии Classical Brit Awards как лучший молодой британский исполнитель классической музыки (2001). Артисту также присвоено звание Почетного доктора музыки Кентского университета (2013). В 2019 году музыкант принимал участие в работе жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского.

    Государственная академическая симфоническая капелла России

    Государственная академическая симфоническая капелла России – коллектив, объединяющий в своем составе свыше 200 артистов – хор, оркестр и солистов-вокалистов. Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским, и Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского. 

    Оркестр возник в 1957 году, до 1982 года был творческой единицей в подчинении Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года назывался Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили Самуил Самосуд, Юрий Аранович и Максим Шостакович, за пультом выступали Евгений Светланов, Натан Рахлин, Неэме Ярви, Владимир Федосеев и другие выдающиеся дирижеры. Выступления оркестра проходили на самых престижных сценах мира, таких как Карнеги-холл и Линкольн-центр в Нью-Йорке, Кеннеди-центр в Вашингтоне, Музикферайн в Вене, Гевандхаус в Лейпциге, Барбикан-центр в Лондоне, Зал Караяна в Берлинской филармонии, лучшие залы Токио, Тайбея, Хельсинки, Барселоны, Праги и других музыкальных центров мира. Коллектив записал множество пластинок и дисков, по большей части выпущенных фирмами «Мелодия» и Chandos.

    Камерный хор был организован Валерием Полянским в 1971 году. В 1975 году коллектив одержал победу на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии, завоевав Золотую медаль в номинации «академическое пение» и «Золотой колокол» – символ лучшего хора конкурса. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР. Он объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в 1986 году по приглашению Святослава Рихтера представил на фестивале «Декабрьские вечера» программу из сочинений Чайковского, в 1994 году – «Всенощное бдение» Рахманинова. Государственный камерный хор и его руководитель завоевали высокое международное реноме успешными выступлениями на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), Нардене (Нидерланды); BBC Proms в лондонском Альберт-холле (Великобритания), а также в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене и Альби. 

    Днем рождения Госкапеллы считается 27 декабря 1991 года: в Большом зале Московской консерватории в исполнении коллектива под управлением Геннадия Рождественского прозвучала кантата Дворжака «Свадебные рубашки». В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. 

    Деятельность хора и оркестра капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки. Капелла гастролировала в США, многих странах Европы и Юго-Восточной Азии. В Японии оркестром ГАСК были записаны диски с симфониями Чайковского и Пятой симфонией Шостаковича. 

    Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей – Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский регулярно проводит монографические симфонические циклы, посвященные творчеству Бетховена, Брамса, Рахманинова, Малера и других великих композиторов. 

    С капеллой сотрудничают многие известные российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывала коллектив с Геннадием Рождественским, который много лет представлял с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент. 

    С 2009 года капелла проводит в Тарусе фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году в Ельце с участием ГАСК прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. 

    В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» Александра Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала опера «Жизнь за царя» Глинки. Концертное исполнение силами Госкапеллы оперы «Семен Котко» Прокофьева в 2014 году на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие», а сезон 2019/20 открыл концертной версией оперы «Отелло» Верди. 

    В октябре 2016 года оркестр и хор приняли участие в IV Симфоническом форуме России в Екатеринбурге, исполнив «Сонное видение парубка» из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского, его же «Картинки с выставки» в оркестровке Равеля, оркестровую версию «Свадебки» и «Симфонию псалмов» Стравинского. На гастрольной карте особое место занимает Калининград, где Госкапелла неоднократно выступала в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны»: в 2018 году хор под управлением Валерия Полянского исполнил «Всенощное бдение» Рахманинова, в 2020 году на сцене Калининградского областного драматического театра прозвучала опера «Евгений Онегин» Чайковского в концертном исполнении. В первой половине 2020 года Госкапелла провела онлайн-трансляции наиболее значимых проектов прошлых лет, в частности к 75-летию окончания Великой Отечественной войны была показана запись Седьмой симфонии Шостаковича из Большого зала Московской консерватории.

    Валерий Полянский

    Валерий Полянский – дирижер, педагог и общественный деятель, народный артист Российской Федерации, дважды лауреат Государственной премии России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени. 

    Родился в 1949 году в Москве. В 1967 году окончил Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (класс хормейстера Евстолии Зверевой), в 1972 году – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальности «хоровое дирижирование» (класс профессора Бориса Куликова), в 1973 году – по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс Одиссея Димитриади). В 1977 году завершил обучение в аспирантуре МГК под руководством Геннадия Рождественского, оказавшего огромное влияние на дальнейшую творческую деятельность молодого дирижера.

    Важнейшей вехой в жизни Валерия Полянского стал 1971 год, когда он организовал Камерный хор из студентов Московской консерватории. В 1975 году на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии коллектив под управлением Валерия Полянского одержал безоговорочную победу: впервые хор из России получил Золотую медаль в номинации «академическое пение» и «Золотой колокол» – символ лучшего участника. Валерию Полянскому был присужден специальный приз как лучшему дирижеру состязания. 

    В 1971–1977 гг. Валерий Полянский был дирижером Московского театра оперетты. В 1977 году начал работать в Большом театре СССР, где в частности совместно с Геннадием Рождественским ставил оперу «Катерина Измайлова» Шостаковича и в течение трех лет вел другие спектакли. 

    В 1970-е годы началось сотрудничество Полянского с Союзом композиторов: дирижер стал постоянным участником фестиваля современной музыки «Московская осень». Ему посвящали свои сочинения Николай Сидельников, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Давид Кривицкий, Анатоль Виеру. 

    Валерий Полянский сотрудничал также с ведущими симфоническими коллективами России и зарубежных стран, неоднократно выступал с оркестрами Белоруссии, Исландии, Финляндии, Германии, Нидерландов, США, Тайваня, Турции. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Евгений Онегин» Чайковского в Гётеборгском музыкальном театре (Швеция), несколько лет был главным дирижером фестиваля «Оперные вечера» в Гётеборге. 

    В 1980 году Камерный хор Московской консерватории под руководством Валерия Полянского был преобразован в Государственный камерный хор Министерства культуры СССР, который впоследствии стал частью Государственной академической симфонической капеллы России. С 1992 года Валерий Полянский – художественный руководитель и главный дирижер Госкапеллы. 

    В дискографии маэстро – свыше 100 записей, выпущенных ведущими фирмами звукозаписи в России и за рубежом. Им записаны произведения Чайковского, Танеева, Глазунова, Скрябина, Брукнера, Дворжака, Регера, Шимановского, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке; все хоровые концерты Бортнянского и многие сочинения Гречанинова, почти не исполнявшиеся в России; все симфонии, оперы и хоровые сочинения Рахманинова. 

    С 2000 года в программах Госкапеллы постоянно появляются оперы в концертном исполнении. За 20 лет исполнено около 30 опер русских и европейских классиков, в том числе Чайковского, Римского-Корсакова, Верди. Дирижер осуществил с Госкапеллой ряд российских и мировых премьер, среди которых опера «Джезуальдо» Шнитке, «Последние дни Пушкина» Алексея Николаева, «Альберт и Жизель» Александра Журбина, «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» Александра Чайковского и его же оратория «Государево дело». 

    Валерий Полянский – Президент Рахманиновского общества, возглавляет Международный конкурс пианистов имени С. В. Рахманинова; профессор Московской консерватории, заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования.