В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
6 декабря 2016
Большой зал Консерватории
Концерт в одном отделении
Уважаемые слушатели! Обращаем ваше внимание, что в связи с болезнью Геннадия Рождественского в концерте выступит приглашенный дирижер Большого театра России Дмитрий Крюков.
Вы можете вернуть билеты в любой кассе филармонии не позднее чем через 10 дней после даты концерта.
Абонемент №78:
Дирижирует Геннадий Рождественский
Кантату «Жалобная песнь» Малер задумал в 1878 году, вдохновившись романтической легендой о том, как флейта, сделанная из кости рыцаря, злодейски убитого братом, зазвучала в руках музыканта и изобличила убийцу. Малер сам сочинил стихотворный текст, положив в его основу сказки «Жалобная песня» Людвига Бехштейна и «Поющая косточка» братьев Гримм. Партитура была закончена в 1880 году и через год представлена на бетховенский конкурс, жюри которого отклонило ее, присудив премию Роберту Фуксу – по иронии судьбы, одному из учителей Малера. (В письме композитора, адресованном Наталии Бауэр-Лехнер, которое упоминается в аннотации Рождественского, ошибочно говорится о том, что премию получил Виктор фон Херцфельд.) В 1883 Малер посылал партитуру Ференцу Листу, надеясь на его поддержку, но также получил отказ – Листу не понравился текст кантаты. Позднее композитор не раз возвращался к сочинению: в 1893 году снял первую часть, сократил количество арф с шести до двух и вычеркнул партию второго оркестра (за сценой), в 1898 восстановил ее.
Новая редакция, где отсутствовала первая часть, была издана в 1899 году и впервые исполнена под управлением автора в Вене в 1901. Партитура первой части увидела свет лишь в 1969 году; последовавшие записи и исполнения «Жалобной песни» основывались именно на этом издании первой части, к которому добавлялись вторая и третья в позднейшей авторской версии. Первоначальная редакция «Жалобной песни», которую Малер закончил в 1880 году, но так и не услышал, впервые прозвучала только в 1997 в Манчестере, дирижировал Кент Нагано. По словам выдающегося исследователя малеровского творчества Инны Барсовой, «Музыка «Жалобной песни» – незрелого юношеского сочинения – сочетает в себе влияния Вагнера и Брукнера со стилистическими чертами, в которых уже угадывается будущий Малер. И жанровая определенность некоторых тем – маршевость, торжественная хоральность, песенность, имитация фанфарных сигналов, и отдельные приемы музыкального изложения, как, например, долго выдержанные, словно оцепеневшие, тремоло скрипок во вступлении или звучание многих основных тем в медной группе – все это уже предвосхищает аналогичные черты симфоний Малера».
* * *
«Поступив в октябре 1877 года в Венский университет, 17-летний Густав Малер изучает гармонию в классе Антона Брукнера. Брукнер в это время работал над очередной новой редакцией Третьей симфонии, премьера которой состоялась под его управлением в конце 1877 года... оркестр Венской филармонии саботировал это исполнение. Музыканты немедленно покинули сцену по окончании симфонии, и бедный Брукнер в одиночестве кланялся группе энтузиастов, среди которых был Малер. Присутствовавший на этой злосчастной премьере издатель Теодор Рэттиг взялся напечатать партитуру симфонии и ее четырехручное переложение, которое он поручил сделать молодому Малеру и его другу и соученику Рудольфу Кржижановскому. Переложение было сделано очень быстро и исполнено в университетском классе в присутствии Брукнера и его друзей. Брукнер был так растроган, что подарил рукописную партитуру Третьей симфонии Малеру. Высоко ценя дарование своего молодого ученика, он частенько после занятий в университете приглашал его выпить кружку пива, за которой обсуждались волнующие обоих музыкальные проблемы. Позднее, став концертирующим дирижером и много гастролируя по Европе, Малер, даже находясь в Вене проездом, всегда навещал Брукнера, который, провожая гостя, спускался с четвертого этажа на улицу, держа в руках шляпу,— высшее проявление вежливости в Австрии.
При жизни Брукнера Малер дирижировал его «Te Deum», на обложке партитуры которого вместо слов «для солистов, хора и оркестра» он написал: «для ангельских голосов, чистых сердец и душ, очищенных огнем». После исполнения Малер сообщал Брукнеру: «Многоуважаемый Маэстро и друг мой! Вчера, в Страстную пятницу, я дирижировал Ваш великолепный, могучий “Te Deum”. И музыканты, и вся публика были глубоко захвачены мощью его построения и возвышенностью мысли. А по окончании произошло то, что я рассматриваю как величайший триумф произведения: публика продолжала сидеть безмолвно и неподвижно, и только когда дирижер и музыканты покинули свои места, разразилась буря рукоплесканий. От всего сердца жму Вам руку, высокочтимый друг мой, и остаюсь в самом подлинном смысле слова – Ваш Густав Малер».
Исполняемые сегодня кантаты Малера – «Лесная сказка» и «Жалобная песнь» – были задуманы в годы учения у Брукнера и, естественно, в них нетрудно услышать интонации обожаемого Малером учителя. Собственно говоря, «Лесная сказка» и «Жалобная песнь» не кантаты, а кантата в трех частях. Это единое сочинение, первая часть которого называется «Лесная сказка», а вторая и третья («Менестрель» и «Свадьба») объединены под названием «Жалобная песнь», или «Печальная песнь». Кантата в своем трехчастном варианте была представлена Малером на так называемый Бетховенский конкурс, на соискание Бетховенской премии. Позднее Малер писал своему большому другу, Наталии Бауэр-Лехнер: «Если бы жюри, включавшее Брамса, Карла Гольдмарка, Эдуарда Ганслика и Рихтера, присудило бы мне 500 гульденов за Кантату, вся моя жизнь была бы иной, но... я и Ротт ушли с пустыми руками, после чего Ротт сошел с ума, а я был ввергнут в ад театральной жизни».
Ганс Ротт был соучеником Малера, он представил на суд жюри свою симфонию и, будучи отвергнутым, действительно сошел с ума. В поезде по дороге из Вены в Эльзас он стал уверять пассажиров, что Брамс подложил в вагон заряд динамита, чтобы убить его... Сам Малер, несмотря на непризнание кантаты столь компетентным жюри, считал эту работу значительной. «Это первая вещь, в которой я ощутил себя Малером»,— говорил он друзьям.
Кантата была впервые исполнена 17 февраля 1901 года в Вене под управлением автора. Причем первая ее часть – «Лесная сказка» – не исполнялась, и партитура долгое время считалась утерянной. На самом же деле она не пропала; композитор отдал ее своей сестре Жюстине, а та, в свою очередь, передала партитуру своему сыну – Альфреду Розэ. Он и продирижировал впервые «Лесную сказку» по радио в городе Брно 28 ноября 1934 года. Для этого исполнения Розэ сам расписал оркестровые и хоровые партии, так как никому не разрешал копировать принадлежащую ему партитуру. В конце 30-х годов он эмигрировал в США, где и умер, в связи с чем следы «Лесной сказки» казались вновь утерянными, но, как говорится, «нет ничего тайного, что бы не стало явным». В 1969 году партитура «Лесной сказки» обнаружилась в коллекции неких братьев Осборн в американском городе Нью-Хейвен. Братья Осборн подарили рукопись Йельскому университету, где она и была исполнена под управлением Фрэнка Бриффа. На следующий год появилась первая запись «Лесной сказки», сделанная Пьером Булезом.
Кантата Малера написана по народному сказанию, опубликованному в середине прошлого века в книге известного немецкого фольклориста Людвига Бехштейна. В первой части кантаты – «Лесной сказке» – рассказывается о прекрасной королеве, руки которой не мог добиться ни один доблестный рыцарь. Несмотря на все их достоинства, королева оставалась непреклонной. По народному поверью, счастье мог завоевать только тот, кто найдет в лесу волшебный красный цветок, сорвет его и преподнесет королеве. Два брата решили попытать счастья и отправились в лес на поиски волшебного цветка. Их пути разделились – один пошел на запад, другой на восток. Младший брат нашел цветок, сорвал его и, украсив им свою шляпу, мирно заснул под ивой, ожидая старшего брата. В этом месте кантаты звучит очень красивое соло сопрано, сопровождаемое флейтами: «О, соловей,— поет голос,— умолкни, не буди счастливца!»
Но счастливца разбудил не соловей, а его старший брат. Собственно говоря, он даже не будил его, а, увидев на шляпе младшего красный цветок, просто-напросто вынул из ножен меч, отрубил ему голову и, таким образом, без особого, как ему казалось, труда овладел королевской короной.
Во второй части («Менестрель») события разворачиваются так: В лесу, под ивой, засыпанный листьями лежит обезглавленный рыцарь. Странствующий менестрель находит под этой ивой кость и из нее делает флейту. У флейты один недостаток – музыка, которую извлекает менестрель, всегда печальна. А в один прекрасный момент флейта пропела: «О, менестрель, милый менестрель, послушай мою печальную историю. Меня убил мой брат из-за красного цветка и завоевал сердце королевы».
«Ну, люди,— говорит менестрель,— не знаю, как вы, а я пойду ко двору, где сейчас готовится свадьба, и пропою эту песню там!»
Такой попался смелый менестрель...
Третья часть кантаты – «Свадьба». На высокой горе стоит королевский замок. Празднично звучат трубы и тимпаны; здесь собрались бравые рыцари и их дамы: «О, радость, о, радость! Сегодня королева выходит замуж за юного рыцаря, принесшего ей красный цветок». Но почему жених так бледен? Так грустен, так молчалив? Он как будто бы не слышит праздничных звуков, не видит гостей, прибывших поздравить его, а среди них ведь и наш менестрель!
Менестрель заиграл на флейте и из нее полились скорбные звуки: «О, менестрель, милый менестрель, послушай мою печальную историю. Меня убил мой брат из-за красного цветка и завоевал сердце королевы...» Жених приподнялся на кресле, взял флейту из рук менестреля и попытался поиграть сам, но – о, ужас! – вот что он услышал:
О, брат мой, о, брат мой, это ты убил меня,
А теперь ты играешь на флейте, сделанной из моей кости,
Зачем ты лишил меня жизни, зачем?..
Королева замертво рухнула на пол, трубы и тимпаны замолкли, бравые рыцари и их дамы оцепенели от ужаса. «Вот так свадьба! Вот так свадьба! Свет факелов погас... О, печаль» – заключает кантату сопрано соло».
(По книге: Геннадий Рождественский. Преамбулы. М., 1989.)
Подготовил Илья Овчинников
Государственная академическая симфоническая капелла России – коллектив, объединяющий в своем составе свыше 200 артистов – хор, оркестр и солистов-вокалистов. Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским, и Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского.
Оркестр возник в 1957 году, до 1982 года был творческой единицей в подчинении Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года назывался Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили Самуил Самосуд, Юрий Аранович и Максим Шостакович, за пультом выступали Евгений Светланов, Натан Рахлин, Неэме Ярви, Владимир Федосеев и другие выдающиеся дирижеры. Выступления оркестра проходили на самых престижных сценах мира, таких как Карнеги-холл и Линкольн-центр в Нью-Йорке, Кеннеди-центр в Вашингтоне, Музикферайн в Вене, Гевандхаус в Лейпциге, Барбикан-центр в Лондоне, Зал Караяна в Берлинской филармонии, лучшие залы Токио, Тайбея, Хельсинки, Барселоны, Праги и других музыкальных центров мира. Коллектив записал множество пластинок и дисков, по большей части выпущенных фирмами «Мелодия» и Chandos.
Камерный хор был организован Валерием Полянским в 1971 году. В 1975 году коллектив одержал победу на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии, завоевав Золотую медаль в номинации «академическое пение» и «Золотой колокол» – символ лучшего хора конкурса. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР. Он объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в 1986 году по приглашению Святослава Рихтера представил на фестивале «Декабрьские вечера» программу из сочинений Чайковского, в 1994 году – «Всенощное бдение» Рахманинова. Государственный камерный хор и его руководитель завоевали высокое международное реноме успешными выступлениями на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), Нардене (Нидерланды); BBC Proms в лондонском Альберт-холле (Великобритания), а также в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене и Альби.
Днем рождения Госкапеллы считается 27 декабря 1991 года: в Большом зале Московской консерватории в исполнении коллектива под управлением Геннадия Рождественского прозвучала кантата Дворжака «Свадебные рубашки». В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский.
Деятельность хора и оркестра капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки. Капелла гастролировала в США, многих странах Европы и Юго-Восточной Азии. В Японии оркестром ГАСК были записаны диски с симфониями Чайковского и Пятой симфонией Шостаковича.
Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей – Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский регулярно проводит монографические симфонические циклы, посвященные творчеству Бетховена, Брамса, Рахманинова, Малера и других великих композиторов.
С капеллой сотрудничают многие известные российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывала коллектив с Геннадием Рождественским, который много лет представлял с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент.
С 2009 года капелла проводит в Тарусе фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году в Ельце с участием ГАСК прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна.
В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» Александра Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала опера «Жизнь за царя» Глинки. Концертное исполнение силами Госкапеллы оперы «Семен Котко» Прокофьева в 2014 году на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие», а сезон 2019/20 открыл концертной версией оперы «Отелло» Верди.
В октябре 2016 года оркестр и хор приняли участие в IV Симфоническом форуме России в Екатеринбурге, исполнив «Сонное видение парубка» из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского, его же «Картинки с выставки» в оркестровке Равеля, оркестровую версию «Свадебки» и «Симфонию псалмов» Стравинского. На гастрольной карте особое место занимает Калининград, где Госкапелла неоднократно выступала в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны»: в 2018 году хор под управлением Валерия Полянского исполнил «Всенощное бдение» Рахманинова, в 2020 году на сцене Калининградского областного драматического театра прозвучала опера «Евгений Онегин» Чайковского в концертном исполнении. В первой половине 2020 года Госкапелла провела онлайн-трансляции наиболее значимых проектов прошлых лет, в частности к 75-летию окончания Великой Отечественной войны была показана запись Седьмой симфонии Шостаковича из Большого зала Московской консерватории.
Дмитрий Крюков окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (2015, класс профессора Валерия Полянского) и аспирантуру МГК (2017). Лауреат международного конкурса «Дебют в гамбургском Лейсхалле» (Debut Hamburg) в Германии (2016).
В 2009 году принят ассистентом дирижера в Государственную академическую симфоническую капеллу России под управлением Валерия Полянского. В 2014 году был приглашен в Большой театр России в качестве ассистента Геннадия Рождественского на постановку оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова и дебютировал на Исторической сцене. В 2015 году провел «Царскую невесту» на гастролях театра в Гонконге, в 2016 году с коллективом ГАБТа записал спектакль на DVD.
Репертуар дирижера включает более 70 опер, а также оркестровую и кантатно-ораториальную музыку различных эпох и стилей от И. С. Баха до Губайдулиной. Он регулярно сотрудничает с известными коллективами, в числе которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Симфонический оркестр Большого театра России и другие.
С 2018 года – главный приглашенный дирижер Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан, с 2019 года – главный дирижер. В 2021 году удостоен почетного звания «Заслуженный артист Республики Башкортостан».
В качестве главного дирижера НСО РБ Дмитрий Крюков в 2021 году впервые представил программы оркестра в Концертном зале имени П. И. Чайковского и Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича. В том же году коллектив гастролировал в Татарстане и Удмуртии, впервые выступил на VI Симфоническом форуме России в Екатеринбурге. В мае 2022 года НСО РБ под управлением Дмитрия Крюкова представил мировую премьеру «Военной кантаты» Давида Кривицкого в Большом зале Московской консерватории в рамках X Международного открытого фестиваля искусств «Дню Победы посвящается».
Екатерина Ферзба родилась в Ульяновске. Окончила Ульяновское музыкальное училище имени Г. И. Шадриной (класс Валентины Смирницкой), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Бэлы Руденко) и аспирантуру МГК. Лауреат международных вокальных конкурсов имени М. И. Глинки в Москве, памяти Антонины Неждановой в Одессе, имени Джакомо Лаури-Вольпи в Риме и конкурса исполнителей итальянской оперы Competizione del`opera в Линце (Австрия).
В 2009 году была принята в труппу Московского государственного академического Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского (в настоящее время – Камерная сцена Большого театра России). В репертуаре партии Царицы ночи, Церлины, Илии, Сервилии и Мадам Херц («Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Идоменей», «Милосердие Тита» и «Директор театра» Моцарта), Клеопатры («Юлий Цезарь» Генделя), Амур («Орфей и Эвридика» Глюка), Линды («Линда ди Шамуни» Доницетти), Донны Фьориллы («Турок в Италии» Россини), Фламинии («Лунный мир» Гайдна), Марселины («Леонора» Бетховена), Цербинетты («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса), Лисы Остроушки («Лиса-плутовка» Яначека), Сервилии («Сервилия» Римского-Корсакова), Энн («Похождения повесы» Стравинского), Лидочки («Москва, Черёмушки» Шостаковича), Софи Шолль («Белая роза» Циммермана), Люси и Моники («Телефон. Медиум» Менотти), Лючетты («Четыре самодура» Вольфа-Феррари) и другие. Участвовала в мировых премьерах опер «Мелкий бес» Александра Журбина, «Титий безупречный» Александра Маноцкова, «Холстомер» Владимира Кобекина.
Сотрудничает с Татарским государственным академическим театром оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани. Ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом – в Германии, Австрии, Италии, Дании, Нидерландах, Украине. Принимала участие в фестивалях имени Шаляпина в Казани, «Хибла Герзмава приглашает» в Абхазии, проектах фондов Ирины Архиповой и Ивана Козловского.
Юлия Мазурова окончила вокальное отделение Казанского музыкального колледжа имени И. В. Аухадеева (2008, класс Эммы Груниной) и вокальный факультет Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (2013, класс Владимира Ванеева).
Дипломант Дельфийских игр в Ярославле, лауреат I конкурса вокалистов имени Назиба Жиганова в Казани, дипломант и обладательница специального приза «Надежда» Международного конкурса вокалистов в Санкт-Петербурге, лауреат фестиваля-конкурса исполнительского мастерства «Играем Слонимского» и Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской в Москве.
Выступала на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории («Евгений Онегин» Чайковского, партия Лариной), залах Санкт-Петербургской филармонии, участвовала в авторских концертах Сергея Слонимского.
В 2012 году стала артисткой Молодежной оперной программы Большого театра, в 2014 году – солисткой оперной труппы. На сцене театра дебютировала в 2013 году – в главной партии в опере «Дитя и волшебство» Равеля (дирижер Александр Соловьёв, режиссер Энтони Макдональд). В дальнейшем исполняла партии в операх «Кармен» Бизе (заглавная роль), «Так поступают все женщины» (Дорабелла) и «Свадьба Фигаро» Моцарта (Керубино, номинация на российскую национальную премию «Золотая маска»), «Евгений Онегин» (Ольга), «Пиковая дама» (Полина, Миловзор), «Иоланта» (Лаура) Чайковского, «Каменный гость» Даргомыжского (Лаура), «Идиот» Вайнберга (Аглая), «Борис Годунов» Мусоргского (Фёдор), «История Кая и Герды» Баневича (Снежная королева), «Дидона и Эней» Пёрселла (Дидона), «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева (Линетта) и другие.
Принимала участие в гастролях Большого театра в Финляндии (2017), Омане (2019). В июле 2020 года выступала с труппой театра на фестивале оперы и балета в Херсонесе.
В 2016 году принимала участие в благотворительных концертах «Хворостовский и друзья». В 2018 году дебютировала в роли Полины в опере «Пиковая дама» Чайковского на международном оперном фестивале в Савонлинне (Финляндия) и исполнила партию меццо-сопрано в Реквиеме Верди в Берлине с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Лиора Шамбадала. В 2019 году выступила в партии Кармен в одноименной опере Бизе в Аспендосе, Турция (постановка Винченцо Гризостоми Травальини). В 2020 году исполнила партию графа Орловского в оперетте Штрауса «Летучая мышь» на Транссибирском Арт-Фестивале Вадима Репина. В том же году исполнила в Уфе вокальные циклы Малера «Песни об умерших детях» и «Песни странствующего подмастерья» с Национальным симфоническим оркестром Республики Башкортостан под управлением Дмитрия Крюкова.
В концертных программах и спектаклях сотрудничала с известными дирижерами, в числе которых Туган Сохиев, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Геннадий Рождественский, Михаил Юровский, Александр Сладковский, Кристофер Мулдс, Александр Ведерников, Стефано Монтанари, Уильям Лейси, Джакомо Сагрипанти и другие.
Василий Гафнер родился в 1980 году в г.
Керчь (Республика Крым). Получил образование по специальностям «дирижер хора» и
«сольное пение» в Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова.
В 2007—2010 годах обучался в Центре оперного пения Галины Вишневской. Исполнял партию Ленского в опере П. Чайковского «Евгений Онегин», заглавную партию в опере Ш. Гуно «Фауст», участвовал в постановках опер «Кармен» Ж. Бизе, «Риголетто» Дж. Верди, спектакле-фантасмагории «Женитьба и другие ужасы». Как солист Центра выступал на фестивалях «Новое передвижничество» в Красноярске и Зеленогорске, «Русская музыка на Балтике» в Калининграде, гастролировал в Германии, Польше и Мексике.
С 2010 года — солист Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского. Участвует в спектаклях: «Идоменей», «Директор театра», «Похождения повесы», «Джанни Скикки», «Три Пинто», «Лазарь, или Торжество воскрешения», «Лунный мир», «Лиса-плутовка», «Ариадна на Наксосе».
Также в репертуаре певца партии: Бельмонте («Похищение из сераля» Моцарта), Барон Коллоандр («Прекрасная мельничиха» Паизиелло), Герцог («Риголетто» Верди), Лыков и Левко («Царская невеста» и «Майская ночь» Римского-Корсакова).
Пётр Соколов родился в Иркутске.
В 2010 году окончил Иркутский музыкальный колледж имени Ф. Шопена, в 2015-м —
Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора
А. А. Науменко). В настоящее время обучается у доцента Академии хорового
искусства Н. А. Поповой.
В 2012 году стал солистом Московского государственного академического Детского музыкального театра имени Н. И. Сац. С труппой Театра гастролировал в Ирландии, Франции и Италии.
С 2016 года — солист Государственной академической симфонической капеллы России и Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В репертуаре певца заглавные партии в операх «Евгений Онегин» П. Чайковского и «Дон Жуан» В. А. Моцарта, партии Эскамильо в «Кармен» Ж. Бизе, Шарплеса в «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, Лесничего в опере «Приключения лисички-плутовки» Л. Яначека, Эбн-Хакиа в «Иоланте» П. Чайковского, Андрея Болконского в «Войне и мире» С. Прокофьева, Барнабы в «Джоконде» А. Понкьелли, Жерара в «Андре Шенье» У. Джордано и другие.
Пётр Соколов выступал в Театре Елисейских полей в Париже (партия Полкана в опере «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова), театре Гранд-канал в Дублине (Эскамильо в «Кармен» и Шарплес в «Мадам Баттерфляй»), спел партию Дон Жуана в Пинероло (Италия). Участвовал в премьере оперы «Геракл» Г. Ф. Генделя в Башкирском театре оперы и балета в Уфе (заглавная партия).
Сотрудничал с дирижерами Валерием Полянским, Евгением Бражником, Алевтиной Иоффе, режиссерами — Дмитрием Бертманом, Георгием Исаакяном и другими.
Победитель Международного конкурса вокалистов Vox Artis Moscow (2015), дипломант и обладатель специального приза Конкурса имени Л. Собинова в Саратове, дипломант Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской в Москве (2016).